Язык культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 13:51, реферат

Описание работы

Язык и мышление неразрывно связаны между собой, это ни у кого не вызывает сомнения. Язык, как важнейшая знаковая система является необходимым условием возникновения мышления, формой его существования и способом функционирования

Содержание

Введение……………………………………………………..……..3 стр.
1. Что мы понимаем под языком культуры? ….………………4 стр.
2.Понятие языка в различных философских система….…….4-7 стр.
3. Функции языка………………………………………………..7-9 стр.
4. Какими науками изучается язык культуры?.........................10-11 стр.
5. Язык и его роль в культуре…………………………………..11-13 стр.
Заключение………………………………………………………..14 стр.
Список использованной литературы………………………………15 стр.

Работа содержит 1 файл

язык культуры.docx

— 37.89 Кб (Скачать)

Однако среди наук, изучающих  интересующую нас проблему, выделим  особо семиотику и герменевтику.

Семиотика — наука о  знаковых системах или семиозисе  культуры. Это относительно современная  наука, претендующая на создание метаязыка. У истоков семиотики —две научные  традиции, одна из которых восходит к Ч.Моррису (1834— 1896), американскому  философу и социальному психологу, другая —к Ф. де Соссюру (1857 — 1913) и Парижской  школе. Ч. Моррис полагал, что понятие  знака может оказаться столь  же фундаментальным для наук о  человеке, как понятие атома для  физики и клетки для биологии. Ф. де Соссюр считал семиологию частью социальной психологии, аргументируя возможность  изучения культуры общества через язык как важнейшую из знаковых систем. Французский структуралист К. Леви-Строс  предполагал, что явления социальной жизни, искусство, религия и другие имеют природу, аналогичную природе  языка, а следовательно, они могут  изучаться теми же методами.

Русская ветвь семиотики  восходит к трудам А. Потебни, Г. Шпета, Ю. Лотмана и тартуской школы. А. Потебня и Г. Шпет рассматривали  семиотику как сферу этнической психологии, одними из первых выделяя  ее особую роль для гуманитарных наук. По аналогии с ноосферой Ю. Лотман ввел понятие семиосферы — универсального семиотического пространства, существующего  по определенным закономерностям.

Герменевтика— одна из древних  наук, она появилась в раннем христианстве и занималась тогда трактованием религиозных текстов. Современная  философская герменевтика, основателем  которой считается Г.-Г. Гадамер, занимается интерпретацией текста, не только реконструируя, но и конструируя смысл.

Смысл чаще всего не детерминирован жестко словом или знаком, а может  быть придан вещи или явлению в  зависимости от культурного контекста, наследственной информации, времени  произнесения или написания, субъективного  опыта. "Живое слово не обозначает предметы, а свободно выбирает, как  бы для жилья, ту или иную предметную значимость, вещность, милое тело. И  вокруг вещи слово блуждает свободно как душа вокруг брошенного, но не забытого тела .

Французский исследователь  Ф. Подан, введший различение между  значением слова и его смыслом, утверждал, что смысл определяется контекстом, в котором то или иное слово произнесено. А Л. Выготский  ввел в науку понятие подтекста, автором которого был К.С. Станиславский, понимавший подтекст как генератор  смысла слова в театре, как указание на мотив поступка. По Выготскому именно из подтекста, а не из контекста выводится  смысл.

Можно предположить, что  эти два подхода в определенной мере связаны с двумя способами  достижения пони- мания. Один из них  разработан в структуралистской  школе, и, как метод строгой логики, он нуждается в отстраненности объекта  исследования от человека. Другой метод  — герменевтический, когда главная  задача — ликвидировать дистанцию  между объектом и исследователем. Несмотря, однако, на кажущуюся противоположность, мы не считаем невозможным сочетать оба подхода в рассмотрении знаково-символических  систем.

Культура в данном случае и понимается как поле взаимодействия этих систем. Установление смысловых  связей между элементами этой системы, дающими представление об универсальной  модели мира, возможно только при подходе  к языку культуры как к тексту, обладающему некоторым внутренним единством. При этом следует иметь  в виду его принципиальную многозначность

 

5. Язык и его роль в культуре.

 

Язык человека принято  называть “второй сигнальной системой”. Она возникла исторически в процессе развития коммуникации и культуры, как инструмент познания и преобразования мира. Главная отличительная особенность второй сигнальной системы состоит в том,  оперируя условными знаками-символами и составленными из них предложениями, человек может выйти за границы инстинктов и выработать неограниченные по объему и разнообразию знания.

Интересно, что все попытки  научить человекообразных обезьян  звуковому языку были безуспешны, так как звуковой аппарат животных не в состоянии воспроизводить разнообразные  членораздельные звуки человеческой речи, однако удалось научить нескольких шимпанзе пользоваться рядом жестов языка глухонемых. Подобные опыты  лишь подтверждают тот факт, что  человеческая речь в ее современном  виде появилась не сразу, а прошла длинный и трудный путь становления  культуры, сопровождая этот процесс,  развиваясь вместе с ним.

С древнейших времен до наших  дней люди часто приписывают именам людей и названиям предметов  магический смысл, волшебное значение. У многих народов, например, сохранилась  традиция давать человеку  множество  имен, в том числе и такое, которое  не произносилось: оно считалось  подлинным и настоящим. Запретным  для употребления считалось в  некоторых религиозных верованиях,  например, у тибетцев или иудеев, “настоящее имя бога”. Люди полагали, что знание имени чего-либо или  кого-либо дает определенную власть над  носителем этого имени. Недаром  же Адам, первое, что сделал после  своего сотворения, это дал имена  всему,  что окружало, ибо Бог, согласно Библии, назначил ему “владеть  всем”.

 Любая культура опирается  подобно библейскому Адаму на  раздачу “имен” всем предметам  и явлениям мира. Культура находит   яркие, запоминающиеся имена,  позволяющие воссоздать в памяти  образы отсутствующих предметов,  создает огромную систему значений, благодаря которой можно различать,  дифференцировать оттенки восприятий  и переживаний внешнего мира, выработать сложную иерархию  оценок, в которой сконцентрирован  опыт многих поколений. Дать  имя предмету значит сделать  первый шаг на пути к его познанию. А, следовательно, язык выполняет в культуре гносеологическую функцию, о которой подробно речь пойдет ниже.

Только благодаря языку  возможно само существование культуры и мышления, как основополагающего  фактора ее формирования и функционирования. Ряд антропологов полагает, что неандерталец, живший 200-40 тысяч лет назад в  силу слаборазвитых речевых центров  мозга, о чем свидетельстве анализ найденных археологами останков, почти не умел говорить. Однако   данные археологических раскопок свидетельствуют  и о том, что в этот период  строились жилища, осуществлялась загонная охота, т.е.  существовало  определенное достаточно эффективное средство общения, которое позволяло осуществлять совместные действия, не уподобляясь  строителями Вавилонской башни. Сопоставление этих  данных позволяет  сделать вывод о том, что язык как способ  коммуникации формируется  в человеческом сообществе постепенно,  что отражается и на самом физиологическом  строении “человека  говорящего”.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

Язык - это знаковая система, используемая для целей коммуникации и познания. Язык есть необходимый инструмент отображения человеком действительности, оказывающий влияние на способ ее восприятия и познания и совершенствующийся в процессе этого познания. Выделение языковых функций зависит от тех целей, для которых используется противопоставление употреблений языковых высказываний, и может поэтому быть разным в разных случаях. С точки зрения логики, важным является проведение различия между двумя основными функций языка: описательной и оценочной.

Сознание и язык образуют единство: в своем существовании  они предполагают друг друга, как  внутреннее, логически оформленное  идеальное содержание предполагает свою внешнюю материальную форму. Язык есть непосредственная деятельность мысли, сознания.

Язык культуры это те средства, знаки, формы, символы, тексты, которые позволяют людям вступать в коммуникативные связи друг с другом.

Все языки могут быть разделены  на естественные, искусственные и частично искусственную.

К. Бюлер,  выделяет три  функции языкового высказывания: информативную, экспрессивную и  эвокативную .

Язык человека принято  называть “второй сигнальной системой”. Она возникла исторически в процессе развития коммуникации и культуры, как инструмент познания и преобразования мира.  
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Поливанов Е.Д.. Статьи по общему языкознанию. М.1968.
  2. Реформатский А.А.. Введение в языкознание. М., 1967
  3. Философия. Учебник для ВУЗов / под общ. редакцией В. В. Миронова. – М.: «Норма», 2000 г.
  4. Спиркин А. Г. Философия. Учебник для ВУЗов. – М.: «Гадарики»,  2000 г.
  5. Основы философии: Учебное пособие для вузов / Рук. автор. колл. и отв. ред. Е.В.Попов. - М.: Гуманит. изд центр ВЛАДОС, 1997. 
  6. Философский энциклопедический словарь. – М.: Наука, 1998 г.

 

 


Информация о работе Язык культуры