Языки различных культур как различные видения мира.Множественность культурных картин мира

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 21:39, реферат

Описание работы

Язык, как важнейшая знаковая система является необходимым условием возникновения мышления, формой его существования и способом функционирования. В процессе развития человеческого сообщества и его культуры мышление и язык складываются в единый речемыслительный комплекс, выступающий основанием большинства культурных образований и коммуникативной реальности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
РОЛЬ ЯЗЫКА В КУЛЬТУРЕ
МНОГОЯЗЫЧИЕ И МНОГОЗНАНИЕ
КУЛЬТУРНЫЕ КАРТИНЫ МИРА
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

Языки различных культур как различные видения мира.doc

— 74.00 Кб (Скачать)

       Так, когда мы изучаем общину как экологическую  систему, мы описываем ее совершенно иначе, чем сделали бы это сами ее члены, которым нет никакого дела до науки экологии. Мы, исследователи, можем говорить об общине как об экологической системе или как о социальной системе, тогда как для ее члена  община — это система его родственных связей, а особенности его общины объясняются им самим как особенности родственных отношений в ней. Из этих связей может проистекать и вся его система ценностей, и взгляд на самого себя, окружающих, внешний мир. Этнологу необходимо начать с того, чтобы распознать, где та точка, с которой носитель данной культуры смотрит на мир, и если это система родства, как в приведенном примере, то прежде всего понять ее.  
 

       Для того, чтобы изучать культуру, мы должны взглянуть на нее глазами  ее носителя и увидеть очевидные  для него смыслы различных ее элементов, увидеть связи между ее элементами так, как видит их он. Исследователь должен научиться говорить о культуре в тех категориях, с теми акцентами, в той последовательности, как это делает сам носитель культуры. 
 
 

       Редфильд  утверждает, что не существует единой общенациональной “картины мира”. В одной культуре существует несколько культурных традиций: в частности, культурная традиция “школ и храмов” (как Редфильд ее называет — “большая традиция”) и традиция деревенской общины (как Редфильд ее называет — “малая традиция”). Соответственно и традиции (“картины мира”) различных общин — различны. “Роберт Редфилд применяет термин "народное общество" к обществам, которые существовали прежде появления городов, и также к сегодняшним обществам, которые мало испытали на себе воздействие крупных мировых цивилизаций. "Крестьянские общества" являются первыми "народными обществами", которые вступили в контакт с городом. Взаимный симбиоз существует между крестьянином и городом, крестьяне обеспечивают город зерном и другими продуктами и приобретают в обмен городские изделия. Редфилд считал, что существует особый крестьянский "стиль жизни", отмеченный характерной системой установок и ценностей, которые можно обнаружить в крестьянских общинах в различных частях мира. Редфилд обнаружил многие доказательства существования одинакового "стиля жизни" у польских, китайских, курдских и гватемалских крестьянах. Этот концепт, связывающий особенный комплекс ценностей и установок с особым типом экономики и способа жизни, позволяет проводит кросскультурное тестирование.”6[6] При этом Редфильд пишет и об отличии мировоззрений крестьян разных народов. В частности, он показал, как разнится отношение крестьян к земле.7[7] 
 
 

       По  определению, данному уже в 70-ые годы, Клифордом Гиртцем, “картина мира”  представляет собой присущую носителю данной культуры "картину того, как существуют вещи,... его концепцию природы, себя и общества".8[8] 
 
 

       Концепция "картины мира" предполагает, прежде всего, когнитивное содержание —  информацию о способе познания людьми окружающего мира. Но на практике исследователи, описывающие образы мира, присущие тем или иным народам, изучают в большей мере не то, как народы познают мир, а результаты этого познания: космологические, онтологические, эсхатологические системы. В этнологических работах “картина мира” оказывается этнографической абстракцией, то есть попыткой антрополога дать целостный образ "туземной философии", смоделировать за "туземца" его философскую систему. Таким образом, описание “картины мира” оказывается в большой мере исследовательским методом. Даже и сам Р. Редфильд порой называл описание “картины мира” приемом, с помощью которого этнолог может посмотреть на мир как бы глазами "туземцев" и передать "их порядок, их категории, их акценты", то есть прийти к аутентичному пониманию культуры того или иного народа. В своих работах он стремился дать картину, в которую вписываются конкретные когнитивные установки того или иного народа, его философские представления, этические и эстетические нормы, религиозные и “научные” верования.   
 
 

       В отличии от ценностного подхода  изучение “картины мира” предполагает особое внимание к категориям, в  которых описывает свою культуру сами ее носители. Это предполагает признание большого разнообразия культурных систем. Изучение “картины мира” предполагает использование исследователем метода вживание в культуру, взгляд на нее изнутри, что открывает новые возможности для понимания культуры, ее центральных и периферийных элементов, механизмов культурных изменений. Понятие “картина мира” является одним из центральных в этнопсихологии, которая исследует ее структуру, ее формирование, ее трансформации. Важно отметить также, что ни у кого из авторов, к которым мы обращались в данной главе, картина мира не является статичной и присущей всем членам этноса (культуры) без исключения. Этнос обладает комплексом взаимосвязанных картин мира, а культурная тема (так же важное понятие в этнопсихологии) динамична и обеспечивает адекватную коммуникацию между ее носителями.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

 
 
 

       Г.Гадамер. Актуальность прекрасного . М., 1991. 

       P.Feytrabent. Materialism an the Mind-Body Problem// N/-Y - Chicago, 1969. 

       В.И.Кодухов. Введение в языкознание. М., 1978. 

       Ю.С. Маслов. Введение в языкознание. М., 1975. 

       Е.Д. Поливанов. Статьи по общему языкознанию. М.1968. 

       А.А. Реформатский. Введение в языкознание. М., 1967 
 

       С.К.Шаумян. Структурная лингвистика. М., 1965. 

Информация о работе Языки различных культур как различные видения мира.Множественность культурных картин мира