Языковая картина мира и система ценностей общества как объект воздействия средств массовой информации

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 18:48, реферат

Описание работы

Манипулирование человеческим сознанием в эпоху 21 века является важным инструментом для средств массовой информации, которые используют многочисленные приемы для достижения определенных целей. Процессы глобализации и интеграции привели к тому, что были сломлены определенные барьеры предоставления информации и доведения важных сведений до читателя. Изменились приоритеты современного общества, отражение которых четко прослеживается в массовых источниках.

Содержание

Содержание.
1. Понятие языковой картины мира;
2. Традиционная система ценностей российского общества и русская языковая; картина мира в условиях современного социально-языкового контекста:
- Тематика российских молодежных журналов:
- Понятие брака и семьи
- Образ учителя в сознании молодежи
- Современное отношение к понятию дружбы
3. Выделение доминантной ценности и устойчивой лексемы;
- Ценности и антиценности современного российского общества;
4. Синтаксические способы манипуляции;
5. Практические выводы
Заключение.

Работа содержит 1 файл

доклад про СМИ.doc

— 178.00 Кб (Скачать)

На  протяжении  20  века  языковая  картина  мира претерпела  многочисленные  изменения.  Согласно  социологическим  опросам,  наиболее  значимыми  ценностями для  российского  общества являются:

       здоровье

       безопасность

       семья

       достаток

       образование

       дружба

       любовь

       внимание  к  людям

       уважение  к  родителям

Антиценности:

       наркомания

       алкоголизм

       жесткость

       агрессия

       безработица

       беззаконие

       болезни

Вместе  с  тем,  такие  ценности  как порядочность,  вера, смысл  жизни,  справедливость, милосердие  стали  менее  значимыми.  Человек  стал  заботиться  лишь  о  собственном  благополучии. «Базовые  понятия морали:  добро,  зло,  добродетель, долг,  свобода   воли, ценности – стали  трактоваться  по-новому,  в  духе приоритета  обогащения, фактически  любыми  средствами. Все  эти ценности  получили  денежную  оценку.  Оживилось противопоставление практической  и  духовной  морали.  Это  противопоставление  снизило  роль  морали  в  обществе[11]».

Тенденции  воздействия  молодежных  СМИ на  формирующуюся  систему  ценностей  современной  молодежи  можно  представить в  виде  таблицы.  Она  позволяет  наглядно  представить  те  изменения,  которые  произошли  за  относительно короткий  промежуток  времени.

Ценности  и  антиценности  современной российской молодежи.[12]

Ценность/ антиценность

Традиционная  система

Молодежные  тенденции

Брак,  семья

+

нейтральное

Целомудрие

+

-

Дружба

+

нейтральное

Уважение к  старшим

+

-

Проституция

-

нейтральное

Воровство

-

нейтральное

Гомосексуализм

-

нейтральное

Наркомания

-

нейтральное

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практические  выводы.

Проделанная  работа  позволила  сделать  ряд  очень  важных  практических  выводов,  связанных  с  воздействием средств  массовой  информации  на  общественное  сознание,  которое  представляет  собой  комплексную  лингвистическую  систему, находящуюся  в непрерывном  развитии  наряду  с социальной  динамикой  общества. Понятийный  аппарат воздействия  слова  и  речи  на  сознание  включает  в  себя  такие  термины  как:  риторика, языковое  манипулирование, пропаганда,  языковая  демагогия,  а  также  нейролингвистическое  программирование  и  пиар. Языковое  манипулирование  имеет  ряд  особенностей,  которое  отличает  его  от  других  способов  влияния:

       большая скрытость  воздействия;

       отсутствие  физического  давления;

       отсутствие   психологической  агрессии;

       менее  явная  нацеленность  на  результат  воздействия;

Языковое  манипулирование является  скрытым  воздействием  на  человека,  которое  осуществляется  с  помощью языковых  средств  на  трех  уровнях: индивидуальном,  групповом  и  массовом. Оно  нацелено  на побуждение  человека  к  действиям,  входящим  в  противоречие  его  интересам  или  воззрениям,  а  также  языковой  картиной  миррой и  системой  ценностей  общества, в   котором  он  живет. Изучением  построения  манипуляционного  высказывания  занимается лингвистика,  которая  во  многих  случаях  позволяет  прогнозировать  реакцию  реципиента  на  основе  фонетических, грамматических  и  лексико-семантических  законах  языка и  риторических  правилах  построения  речи.

Как  уже  было  упомянуто  ранее,  на  уровне  слова наиболее  эффективными  являются  лексические  приемы  и  формы воздействия  в  современных  средствах  массовой  информации  как упрощение,  предполагающее изложение  событий краткими  простыми  предложениями, примитивизирующими  смысл  высказывания. Также  необходимо  вывести  введение  исторических  параллелей  через  имена  собственные, и,  конечно, прагматически  нагруженные  группы.  К ним  относятся  образы  и  понятия,  конструируемые  с  помощью  лексико – грамматических  средств   и  повторяющиеся  в  большом  количестве  для  достижения  определенной  реакции  со  стороны  читателя.

Чаще  всего в  российских журналах  можно  встретить  штампы -  универсальные  истины,  то  есть  суждения,  утверждающие определенное  положение как соответствующее  действительности, несмотря  на  тот  факт,  что  оно  может  быть  ложным. Введение  эксперта  и  высказывание  его  мнения    особенно  влияет  на  молодых  читателей,  которое  может  преподносить  диаметрально  противоположную  информацию.

Подробного  рассмотрения требуют  синтаксические  способы  воздействия,  которые  пользуются  большой  популярностью  среди  СМИ. К ним  можно  отнести:  повтор,  который  встречается  в  эмоционально  загруженных  статьях,  где  от  читателя  требуется  запоминание  одной  главной  идеи; параллельные  конструкции,  закладывающие  в  сознание  план  действий; градацию -  прием  языкового  воздействия близкий  к технологиям  нейролингвистического  программирования.

Важным  выводом  также  является  то,  что третья  глава  данной  книги  позволяет  читателю в  дальнейшем  правильно  интерпретировать   сообщения средств  массовой  информации.  Он  может  защитить себя  и  свое  сознание  от манипулирующего  воздействия.  Язык  является  универсальным  инструментом социального  влияния  на широкие  массы.  В настоящее  время  произошло  некое  модифицирование  русского  языка,  так  как  общество вошло  в  двадцать  первый век,  располагая  огромными  потоками  информации,  которые  необходимо  осмыслить. 

К  сожалению,  российская  молодежь  является  наиболее  слабым  звеном,  подверженным  манипулированию, так  как  в  раннем  возрасте  становления и  формирования  личности  необходимо  накопление  знаний,  ценностей  и  убеждений. Согласно  проведенному  анализу  в    книге «Манипулирование  словом в  средствах  массовой  информации»  институт  семьи  постепенно  угасает и  трансформируется в  необязательное  явление,    а ведь  именно  он  отвечает  за  моральное  и  этическое  воспитание  молодых.  В связи  с  этим  новое  поколение  ищет   путей для  самореализации  посредством  средств  массовой  информации,  которые  в  значительной  степени  могут  внушить  не  совсем правильные,  а  иногда  и  ложные  утверждения.

 

 

 

 



[1] Lichter S.R., Rothman S., Media  and  Business Elites.// Public  Opinion, October/ November 1981 – p. 42-44.

[2] Сэпир Э. Избранные  труды по  языкознанию и  культурологии. – М., 1993.-с.261.

[3] Уорф Б. Отношение норм  поведения и  мышления к языку.// Зарубежная  лингвистика.1.-М., 2002. –С.85.

[4] А.А  Данилова, «Манипулирование  словом в  средствах  массовой информации».

 

[5] Seventeen, 2004 год, июнь;

[6] Seventeen, 2004, май;

[7] Seventeen, 2003 г. Ноябрь.

[8] Seventeen,  2003 г. Март.

[9] Словарь  русского  языка. В 4-х. т. – М., 1984 – С. 918.

[10] Seventeen 2002. Ноябрь.

[11] Рождественский Ю.В.  Принципы современной  риторики. – С. 168.

[12] А.А  Данилова, «Манипулирование  словом в  средствах  массовой информации».


Информация о работе Языковая картина мира и система ценностей общества как объект воздействия средств массовой информации