Языковой портрет личности на примере Д.С. Лихачева

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 19:58, статья

Описание работы

В последние годы существенно возрос интерес к личностному аспекту изучения языка. Аспект владения культурой речи связан с понятием языковой личности. Овладение языком – его лексикой, грамматикой, стилистикой, произносительной сферой – создает внутренний образ мировоззрения людей и каждого человека. "Языковая личность" оказывается тем стержневым, определяющим понятием, вокруг которого разворачивается обсуждение наиболее интересных сегодня, как мне представляется, проблем общего и русского языкознания.

Работа содержит 1 файл

я.л Лихачев.doc

— 39.50 Кб (Скачать)

Языковой  портрет личности на примере Д.С. Лихачева.

   В последние годы существенно возрос интерес к личностному аспекту изучения языка. Аспект владения культурой речи связан с понятием языковой личности. Овладение языком – его лексикой, грамматикой, стилистикой, произносительной сферой – создает внутренний образ мировоззрения людей и каждого человека. "Языковая личность" оказывается тем стержневым, определяющим понятием, вокруг которого разворачивается обсуждение наиболее интересных сегодня, как мне представляется, проблем общего и русского языкознания.

     Любая личность проявляет себя не только через предметную деятельность, но и через общение, которое немыслимо без языка и речи. Речь человека отражает его внутренний мир, служит источником знания о его личности.

     Социальные сдвиги нашего времени, а также постепенное изменение понимания нравственных ценностей, приводят к появлению новой языковой ментальности личности.

     Как известно, человек реализуется как личность только в обществе, в результате общения с людьми. Личность — это человек, уже проявивший в процессе социализации свою человеческую сущность. Языковая личность занимает определенную социальную позицию в обществе. Такой личностью можно назвать академика и культурного деятеля Дмитрия Сергеевича Лихачева

     И цель моей работы заключается в том, чтобы показать портрет языковой личности на примере Д.С. Лихачева.

Задачи: 

  • раскрыть  смысл понятия «языковой личности»;
  • изучить книги, статьи Д.С. Лихачева;
  • показать на примере Д.С. Лихачева, каким должен быть портрет языковой личности.

   Под "языковой личностью" понимается человек как носитель языка, взятый со стороны его способности к речевой деятельности.

Языковая  личность может характеризоваться  следующими признаками:

    а) полнотой владения родным языком, родной речью во всем ее разнообразии;

    б) личностными интересами, способностями  и умениями в социальной жизни,  в частности – профессиональными;

    в) творческими данными, проявляемыми  в деятельности.

Несомненно, что каждый человек обладает указанными свойствами (и другими, не названными здесь) в разной степени и в разных сочетаниях. Если он, в добавление к сказанному, обладает нравственно-волевыми качествами, богатыми знаниями, активностью и т.п., то о нем говорят: он – личность. Понятие «языковая личность» хорошо вписывается в образ носителя языковых знаний и умений современного речевого общения.

      Материалом для мой работы послужили книги, статьи, высказывания Д.С. Лихачева, слушать выступления которого было величайшим наслаждением для всех, кто любит родной язык. Его речь можно считать эталоном современного разговорного русского языка.

     Дмитрий Сергеевич Лихачев разделил с Россией все испытания, сохранив при этом в себе то, что и является, по существу, главным национальным достоянием: абсолютную порядочность в любых условиях; внутреннюю независимость вопреки внешней несвободе, то есть, проще говоря, природное человеческое достоинство.    «Можно по-разному определять цель своего существования, но цель должна быть — иначе будет не жизнь, а прозябание… Одно правило в жизни должно быть у каждого человека, в его цели жизни, в его принципах жизни, в его поведении: надо прожить жизнь с достоинством, чтобы не стыдно было вспомнить».

   Признание заслуг, звания и многочисленные премии и награды Д.С. Лихачева заслужены и закономерны. Его работы глубоки и серьезны. Большинство из них – новое слово в науке. О них можно говорить бесконечно, но я решила остановиться на его «Письмах о добром и прекрасном». Почему? Потому что они адресованы нам, молодежи.

       В «Письмах» Дмитрий Сергеевич  писал: «Каждая беседа пожилого человека с молодыми оборачивается поучением…  Постараюсь быть кратким и сказать лишь о самом для себя главном — как оно мне представляется, поделиться опытом прожитой жизни… я избрал форму писем. В читателях моих писем я представляю себе друзей. Письма к друзьям позволяют мне писать просто». И действительно в своих Письмах Дмитрий Сергеевич ни к чему не призывает, ничему не поучает. А если и учит, то опытом своей жизни.

О чем же он рассуждает в Письмах, посвященных молодому поколению? Что мы, современное поколение, можем извлечь из них?

  «Письма о добром и прекрасном…» А что подразумевает Лихачев под «добрым и прекрасным»? Это прежде всего  высшие человеческие ценности духовной жизни: честь, достоинство, любовь к родине, любовь к людям

  В самых первых строках Лихачев говорит о том, что «большое должно быть в малом… Если есть у человека великая цель, то она должна проявляться во всем — в самом, казалось бы, незначительном… Многое начинается с мелочей. Большая цель добра начинается с малого — с желания добра своим близким, но, расширяясь, она захватывает все более широкий круг вопросов.

   Это как круги на воде. Но круги на воде, расширяясь, становятся все слабее. Любовь же и дружба, разрастаясь и распространяясь на многое, обретают новые силы, становятся все выше, а человек, их центр, мудрее».

   Начав свое образование еще в дореволюционной России, он, по его собственным словам, всю жизнь учился: учился у древних эпох, у памятников родной истории и старины, учился мудрости по древнерусской литературе, изучением которой занимался десятки лет, учился у своего собственного жизненного опыта, а пережил Дмитрий Сергеевич все страшные события XX века. Он умел использовать любые свои несчастья.  Сам он определил это свойство термином «резистентность» - сопротивляемость.

      Я думаю, что нынешнее молодое поколение должно развивать в себе это свойство, ведь «ничто из приобретенного в молодости не проходит бесследно. Как в молодости, так и в старости. Хорошие навыки молодости облегчат жизнь, дурные – усложнят её и затруднят.

  И  ещё. Есть русская пословица:  «Береги честь смолоду». В памяти  остаются все поступки, совершенные  в молодости. Хорошие будут  радовать, дурные не давать спать!»

    Казалось бы, это тот человек,  который комментировал «Слово  о полку Игореве»,  но, тем не  менее, говоря о высших духовных ценностях жизни, Лихачев пишет простым языком, понятным нам, современному молодому поколению.

     Упорная работа над собственным стилем оказали сильнейшее влияние на всю последующую жизнь Лихачева, как ученого, сформировала собственный почерк, глубоко личный, эмоциональный, образный и доступный, позволивший ему стать блестящим публицистом. Как тут не вспомнить знаменитую фразу: «Чтобы

научиться ездить на велосипеде, надо ездить на велосипеде. Чтобы научиться писать, надо писать!»

      Речь его всегда была прекрасной, потому что в ней невольно  обнаруживались и высота его  духовной культуры, и любовь к  родному языку, и бесподобное  знание и чувство русского языка, и глубокое уважение и любовь к слушателю или собеседнику. «Наша речь — важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума, нашей способности не поддаваться влиянием среды».

     Всегда критично относясь к себе, Дмитрий Сергеевич всегда находил силы для активной духовной и интеллектуальной деятельности. Но все же главной его заслугой, на мой взгляд, являлось и является (несмотря на то, что его нет с нами) стремление донести свои научные открытия до простого читателя, умение сделать их интересными и понятными каждому. «Идеи этого величайшего мыслителя и гуманиста сейчас как никогда актуальны», - утверждает В.В. Путин.

    Никакие невзгоды до последних  дней не умеряли «горения»  его души, интенсивной работы мысли, душевного накала. Уйдя из жизни 30 сентября 1999 года, Д.С. Лихачев остался и в памяти  тех, кто его знал лично, и его многочисленных читателей и зрителей «Великим островом русской культуры».           

  В  наши дни, кода остро встала  проблема воспитания патриотизма у молодежи, именно наследие Дмитрия Сергеевича является тем спасательным кругом, который может вытащить молодежь на «великий остров русской культуры».

         

   

Информация о работе Языковой портрет личности на примере Д.С. Лихачева