«Золотой век» русской культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2011 в 19:06, контрольная работа

Описание работы

Объектом моего исследования является культура XIX века. Этот период я считаю наиболее интересным тем, что в это время Россия выдвинула гениев во всех областях духовной культуры - в литературе, живописи, музыке, науке, философии, культуры. Россия XIX века внесла огромный вклад в сокровищницу общечеловеческой культуры. В XIX веке завершился процесс складывания русского литературного языка и формирование национальной культуры

Содержание

Предисловие 3
Литература 4
Живопись 10
Архитектура 12
Музыка 14
Заключение 15
Список используемой литературы 16

Работа содержит 1 файл

Культурология КР.doc

— 199.50 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ФИЛИАЛ

Федерального  государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ  СЛУЖБЫ»

в г. Северодвинске (Архангельская  область)

Филиал  СЗАГС в г. Северодвинске (Архангельская область))

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по  дисциплине: «Культурология»

Тема: « «Золотой век» русской культуры »

                Студент Танасюк

                Яна Олеговна

                Группа 3 ФКВ-1
                Научный

                руководитель

                Южакова Надежда  Витальевна
                Оценка  

Северодвинск

2010 
 

Оглавление 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Предисловие

     Объектом  моего исследования является культура XIX века. Этот период я считаю наиболее интересным тем, что в это время Россия выдвинула гениев во всех областях духовной культуры - в литературе, живописи, музыке, науке, философии, культуры. Россия XIX века внесла огромный вклад в сокровищницу общечеловеческой культуры. В XIX веке завершился процесс складывания русского литературного языка и формирование национальной культуры.

     Именно  в XIX веке художественная российская культура стала классической, имеющей значение бессмертного образца для всех последующих  поколений людей. Если в экономическом  и социально-политическом развитии Россия отставала от передовых европейских стран, то в культурных достижениях она не только шла вровень с ними, но и во многом опережала их.

       В мировой фонд культуры Россия  внесла замечательные произведения  литературы, живописи, музыки. Подъем  русской культуры был столь велик, что позволяет назвать эту эпоху «золотым веком» русской культуры.

 

Литература

     Золотой век русской литературы – это  не просто временной период. Среди  литературоведов «Золотым веком  русской поэзии» принято называть первую половину девятнадцатого века, точнее первые сорок лет.

     Начало  золотого века в литературе связано  с именем Александра Сергеевича Пушкина (1799-1837). Пушкин являлся родоначальником новой литературы. Откликнувшись на вопросы, волновавшие общества и отразив русскую действительность в непревзойденных художественных образах. Он первым пришел к выводу, что истинная народность - это не описание русского сарафана, а жизненная достоверность, правда о взаимоотношениях людей, личности и общества. А.С. Пушкин обратился к сокровенному народному творчеству и проникся глубоким пониманием души, психики и характера русского человека. Его гений трезво оценил прошлое российской истории, ее настоящее и предугадал некоторые страницы будущего России.

     Пушкин  создал поэмы «Кавказский пленник» (1823 - 1821 гг.), «Братья-разбойники» (1821 - 1822 гг.), «Бахчисарайский фонтан» (1821 - 1823 гг.), «Цыганы» (1824 - 1825 гг.) - эти произведения сияют яркими красками романтизма. В южных поэмах пробивается и реалистическое начало, составляющее особенность дарования Пушкина. «Ты для себя лишь хочешь воли» - в этих словах, обращенных старым цыганом к Алеко, выразилось неприятие Пушкиным того романтического индивидуализма, который занимал воображение его западных современников.

     После поражения восстания декабристов Пушкин начинает пристально всматриваться в реальную действительность, изучает жизнь народа в прошлом и настоящем, стремится к исторической объективности, непоколебимой реалистической правде. Опираясь на Карамзина и собственное изучение источников, он создает национальную историческую трагедию «Борис Годунов» (1824 - 1825 гг.), посвященную «эпохе многих мятежей» начала XVII в. Удивительное проникновение в дух русской старины, строгая и ясная форма трагедии поставили ее на огромную высоту в русском и мировом искусстве.

     В конце 20-х годов Пушкин обратился  к образу Петра I. В поэме «Полтава» (1828 г.), центральный момент которой составляет полтавское сражение, и в первых главах неоконченного исторического романа «Арап Петра Великого» поэт с исторической объективностью изображает переломную эпоху в жизни России.

     С 1823 г. Пушкин работает над величайшим своим созданием - романом в стихах «Евгений Онегин» (1823 - 1831 гг.). В «Онегине» дана широкая картина жизни русского общества, а в лирических отступлениях романа многообразно отражается личность самого поэта, то задумчивого и грустного, то язвительного и шутливого. В «Евгении Онегине» Пушкин реалистически продолжает то, что начал в романтических поэмах более раннего периода, - раскрытие образа своего современника, молодого человека дворянской эпохи в русском общественном движении XIX в.

     «Маленькие  трагедии» (30-е годы) рисуют столкновение дерзкой человеческой личности с  законами, традицией и авторитетом. Пушкин высоко ценит красоту свободной  индивидуальности, но он осуждает демонический эгоизм, отдавая предпочтение безыскусной народной правде. Эта тема своеобразно преломляется и в повести «Пиковая дама» (1833 г.), в которой изображен носитель эгоистической страсти к обогащению, стремящийся сорвать приз жизни, любой ценой подняться вверх.

     В поэме «Медный всадник» (1833г.) Пушкин воплотил свои представления об историческом развитии. В старом обществе прогресс осуществлялся ценой страданий  личности. Мелкий чиновник Евгений  поднимает бунт против «державца  полумира», но в страхе отступает, ибо нельзя задержать неумолимый ход истории, нельзя помешать ему.

     Особое  внимание Пушкина привлекает проблема крестьянских движений. Он коснулся этой темы в романе «Дубровский» (1832 - 1833 гг.), но не довел ее до конца. Тщательно изучив все доступные ему материалы о Пугачеве, собрав сведения на месте восстания, Пушкин создает книгу «История Пугачева», первое историческое исследование о крестьянской войне XVIII в. Опираясь на художественные принципы Вальтера Скотта, Пушкин написал «Капитанскую дочку» (1836 г.), историческую повесть с классической ясностью сюжетных линий и глубиной психологических характеристик. В «Капитанской дочке» Пушкин показал не только стихийный характер крестьянского движения, но и его поэзию, и его обреченность.

     Неповторимая  красота искусства Пушкина с  огромной силой проявилась в его  лирике. Лирика Пушкина не менее  глубоко раскрывает внутренний мир  человека, чем лирическая поэзия романтиков, но у великого поэта душа и сердце гармонически сочетаются с могучей силой разума. Произведения Пушкина овеяны духом гуманности. По глубине чувства и классической гармонии формы они вместе с лирическими стихотворениями Гёте принадлежат к лучшим созданиям мировой поэзии.

     Пушкин  был центральной фигурой русской  литературы первых десятилетий XIX в. Белинский прямо называет этот период русской литературы «пушкинским». С именем Пушкина связан не только высокий расцвет русской поэзии, но и формирование русского литературного языка. Пушкин показал духовную красоту и мощь русского человека, прелесть родной природы, народной поэзии - сказок, песен, преданий. Его значение для русской литературы неизмеримо. «Он у нас начало всех начал», - говорил о Пушкине Горький.

     Пушкин  внес вклад в создание научной  историографии, доказывая необходимость опоры на объективный анализ фактов и явлений, добросовестное исследование жизни, утверждал, что личность - полноправное действующее лицо большой человеческой истории.

     Значение  творчества А.С. Пушкина огромно, он стоит в ряду величайших и неповторимых явлений мировой культуры. В своем творчестве и воззрении он принят не только в XIX веке, не только в России. В конце XX века он приходит к людям разных стран как современник и воспитатель благородных чувств.

     Пушкин  ушел из жизни, имея наследника и продолжателя его общественно-литературного дела – Михаила Юрьевича Лермонтова (1814-1841) замечательного поэта и художника, который уже в 16 лет заявил о могучем таланте. Индивидуальному складу Лермонтову - поэту близок романтизм. Ранние его произведения проникнуты мечтой о свободе, тоской по мятежному герою. Его романтизму не свойственны созерцательность и инфантильность.

     Ненависть к «светской черни», к голубым  жандармским мундирам николаевской России проходит через всю поэзию Лермонтова. В его лирике звучат мотивы мятежа, смелого вызова, ожидания бури. Образы мятежников, ищущих свободы и восстающих против общественной несправедливости, часто выступают в его поэмах («Мцыри», 1840 г.; «Песня про купца Калашникова», 1838г.). Лермонтов - поэт действия. Именно за бездеятельность бичует он свое поколение, воспитанное эпохой реакции, неспособное к борьбе и созидательному труду («Дума»).

     В центре самых значительных произведений Лермонтова стоит образ гордой личности, ищущей сильных ощущений в борьбе. Таковы Арбенин (драма «Маскарад», 1835 - 1836 гг.), Демон («Демон», 1829 - 1841 гг.) и Печорин («Герой нашего времени», 1840 г.). Разочарованный в окружающей мелочной жизни, поэт прошел через увлечение такой демонической личностью, но в своих произведениях последних лет он развенчивает романтическую поэзию гордого одиночества. В его творчестве ясно наметилась глубокая симпатия к простым, но полным настоящей самоотверженности и героизма людям, - то настроение, которое образует основной пафос русской литературы XIX в.

      Великий русский писатель, драматург, поэт - Николай Васильевич Гоголь (1809--1852) - завершил чрезвычайно важный для русской литературы XIX в. поворот к прозаическим жанрам - повести и роману.

     Первое  значительное произведение Гоголя «Вечера  на хуторе близ Диканьки» (1831 - 1832 гг.) вводит читателя в мир народных преданий. Фантастика этой книги и ее беззаботно веселый тон имеют мало общего с последующими произведениями Гоголя - реалиста. Это произведение проникнуто лирическим романтизмом. Вторая книга - «Миргород» (1835 г.), хотя она и является продолжением «Вечеров на хуторе близ Диканьки», носит более зрелый характер. Четыре повести, составляющие «Миргород», как бы контрастируют друг с другом. В «Тарасе Бульбе» Гоголь передает удаль и героику казацкой вольницы. В повести «О том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» показано засилье пошлости и мелких интересов в современной жизни и разыгрываются ничтожные происшествия, от которых тоскливо и скучно становится каждой живой душе. Страшной фантастике «Вия» противостоит патриархальная идиллия «Старосветских помещиков».

     Особое  место в наследии Гоголя занимают его «Петербургские повести», изображающие современный большой город с  его социальными контрастами. Одна из этих повестей, «Шинель» (1842 г.), имела  особое влияние на последующую литературу. «Все мы вышли из гоголевской «Шинели»» - в этой фразе Достоевского истинное признание значения повести Гоголя.

     В комедии «Ревизор» (1836 г.) Н.В. Гоголь выступает как продолжатель традиции Д.И. Фонвизина и А.С. Грибоедова. Гоголь отбросил традиционную любовную интригу и построил свое произведение на изображении общественных отношении. Сатира Гоголя направлена не против отдельных «злоупотреблений», а против самых основ общественного строя, той действительности, которая порождает хлестаковых и городничих.

     Величайшее  создание писателя - «Мертвые души» (1842 - 1852 гг.). Само название книги имеет не только прямой, но и обобщенный символический смысл.

     В 40-50-е гг. XIX века на литературную стезю  вступило новое поколение русских писателей. Это И.С. Тургенев (1818 - 1883), И.А. Гончаров (1812 - 1891), М.Е. Салтыков-Щедрин (1826 - 1889), А.Н. Островский (1823 - 1886), поэты Н.А. Некрасов (1821 - 1878), Ф.И. Тютчев (1803 - 1873), А.А. Фет (1820 - 1892) и другие. Протест против самодержавия и крепостничества, желание счастья и свободы всему народу и стране пронизывали их творчество.

      Созданные в то время гениальными поэтами  произведения по сию пору остаются непревзойдёнными шедеврами классики, образцами высшего поэтического мастерства, великолепными эталонами величия русского слова и русского языка. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Театр 

     С конца XVIII в. театр в России, как  и в других европейских странах, вступает в новую эпоху своего развития. Начинается быстрый рост количества театров в провинции. Начали появляться частные театры, которые то разрешались, то запрещались властями. Крупные театральные предприятия, объединяющие драматические, оперные и балетные труппы, создаются в Петербурге и Москве. В 1824 г. в Москве образовалась самостоятельная драматическая труппа Малого театра. В Петербурге в 1832 г. возникает драматический Александрийский театр.

     Драматический театр развивался под воздействием тех же тенденций, что и литература. В нем в начале XIX века господствовали классицизм и сентиментализм. Позднее появились романтические пьесы. Ставились произведения европейских (Ф.Шиллер, В.Шекспир) и отечественных авторов. Особенно популярен был Н.В.Кукольник, написавший ряд исторических пьес. Большим успехом пользовались сатирические комедии Д.И.Фонвизина и И.А.Крылова. В 30 - 40-е годы XIX века под влиянием отечественной литературы в театральном репертуаре стали утверждаться реалистические традиции.

Информация о работе «Золотой век» русской культуры