Анализ динамики внешней торговли Новороссийской таможни

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 10:07, курсовая работа

Описание работы

Главной целью курсовой работы было проанализировать динамику внешней торговли Новороссийской таможни по грузовым таможенным декларациям.
Для выполнения поставленной цели были решены следующие задачи:
Охарактеризовать географическое положение, экономический потенциал субъекта РФ, на территории которого расположен исследуемый таможенный орган;
Раскрыть содержание основных категорий, терминов, используемых для анализа;
Привести основные формулы и способы расчета необходимых для исследования показателей;
Отразить основные показатели в целом по субъекту и в разрезе стран дальнего зарубежья и СНГ;
Выявить тенденцию развития экспорта с использованием метода скользящей средней и укрупненных интервалов;
Дать характеристику товарной структуры экспорта.
Произвести анализ среднеконтрактных цен продовольственных товаров в экспорте и рассчитать индексные показатели.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НОВОРОССИЙСКОЙ ТАМОЖНИ 6
2. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ КАТЕГОРИЙ, ТЕРМИНОВ, МЕТОДОВ ДЛЯ АНАЛИЗА 11
3. АНАЛИЗ ДИНАМИКИ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ НОВОРОССИЙСКОЙ ТАМОЖНИ 17
3.1 Анализ динамики основных показателей в целом по Новороссийской таможне и в разрезе стран. 17
3.2 Тенденция (тренд) развития товарооборота Новороссийской таможни за 2008-2009 гг. 23
3.3 Характеристика торгового баланса и отраслевой структуры товарооборота Новороссийской таможни за 2008-2009 годы 26
3.4 Анализ среднеконтрактных цен профилирующей товарной группы в товарообороте Новороссийской таможни 28
3.5 Расчет индексных показателей товарной группы, профилирующей в товарообороте 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 33

Работа содержит 1 файл

Новороссийск.doc

— 1.47 Мб (Скачать)

     ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА

     РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

     РОССИЙСКАЯ  ТАМОЖЕННАЯ АКАДЕМИЯ

     РОСТОВСКИЙ  ФИЛИАЛ

     ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ 
 

     КУРСОВАЯ РАБОТА 

     по  дисциплине “Таможенная статистика”

     на  тему 

     «Анализ динамики внешней торговли Новороссийской таможни»   
 

     Студента  5 курса

     экон. факультета

     группы 5ЭФЭ

     Нещеретной  О.С. 

     Руководитель:

     к.э.н., доц.

     Беляева Е.Н.   
 
 

     Ростов-на-Дону

     2010 

     СОДЕРЖАНИЕ

 

 

     Введение

     Таможенная  статистика внешней торговли играет важную роль и имеет весомое значение в области государственного регулирования внешней торговли. Таможенная статистика предназначена для решения таких задач, как содействие развитию внешнеэкономической деятельности, расширению внешнеторговых связей, обеспечение полного и достоверного учета данных об экспорте и импорте Российской Федерации, анализ основных тенденций, структуры и динамики внешнеторговых товаропотоков Российской Федерации в увязке с анализом ее макроэкономической ситуации.

     Данная  работа представляет собой анализ динамики внешней торговли Новороссийской таможни.

     Главной целью курсовой работы было проанализировать  динамику внешней торговли Новороссийской таможни по грузовым таможенным декларациям.

     Для выполнения поставленной цели были решены следующие задачи:

  • Охарактеризовать географическое положение, экономический потенциал субъекта РФ, на территории которого расположен исследуемый таможенный орган;
  • Раскрыть содержание основных категорий, терминов, используемых для анализа;
  • Привести основные формулы и способы расчета необходимых для исследования показателей;
  • Отразить основные показатели в целом по субъекту и в разрезе стран дальнего зарубежья и СНГ;
  • Выявить тенденцию развития экспорта с использованием метода скользящей средней и укрупненных интервалов;
  • Дать характеристику товарной структуры экспорта.
  • Произвести    анализ    среднеконтрактных    цен    продовольственных товаров   в экспорте  и рассчитать   индексные   показатели.

     Основным  источником работы является агрегированный массив данных за 2008- 2009гг., поэтому  все показатели будут рассчитываться для этого периода.

 

     

  1. Общая характеристика Новороссийской Таможни

     Новороссийск - один из черноморских портов России, входит в число крупнейших портов Черного моря. Он расположен на его  северо-восточном побережье в  Цемесской бухте. Навигация в порту длится круглый год. Новороссийская  бухта доступна для судов с осадкой до 19,0 м, а внутренняя акватория порта - до 12,5 м.

     На  территории города расположена Новороссийская таможня, которая включает в себя следующие таможенные посты:

  • т/п Новороссийский юго-восточный
  • т/п Новороссийский центральный
  • т/п Новороссийский западный
  • т/п Новороссийский автотранспортный
  • т/п Геленджикский
  • т/п Анапский

     В Новороссийске расположены причалы морского торгового, лесного, рыбного и геологического портов, судоремонтного завода, морского вокзала, ряда городских предприятий. Всего в Новороссийске насчитывается около 80 причалов общей протяженностью 13,5 км.

     Морской торговый порт является одним из крупнейших в России. Он включает 45 причалов общей длиной более 8,5 км. Из них 32 являются грузовыми, 10 вспомогательными, 3 пассажирскими. Из грузовых причалов 22 используются для обработки сухогрузных судов, 8 - для нефтеналивных судов, 2 - для перегрузки вина и растительного масла наливом. Из вспомогательных причалов 1 предназначен  для бункеровки судов топливом, 1 для снабжения судов водой, остальные для отстоя судов портового флота.

     Перевалку грузов и обслуживание пассажиров в торговом порту осуществляет ОАО «Новороссийский морской торговый порт».

     Сухогрузные, пассажирские,  пищевые наливные причалы, а также девять вспомогательных причалов расположены в сухогрузной гавани порта, нефтеналивные причалы - в нефтегавани "Шесхарис".

     Сухогрузная гавань представляет собой компактную акваторию, защищенною от моря восточным  и западным молами. Внутри нее находятся  более 10 пирсов, на которых помимо причалов торгового порта расположились  также причалы лесного и рыбного  портов, морского вокзала, судоремонтного завода.

     Грузовые  причалы торгового порта оборудованы  на пяти  пирсах - Восточном, Широком № 1, Широком № 2, пирсах № 3 и 5. Они входят в состав трех грузовых района - Восточного, Центрального и Западного. Пассажирские причалы оборудованы на Каботажном пирсе. На нем расположен пассажирский район порта.

     Восточный район включает причалы № 1-6, расположенные  на Восточном пирсе. Район специализируется на перевалке навалочных грузов. Здесь  действуют специализированные терминалы  по переработке минеральных удобрений, цемента, зерна, металлолома и черных металлов.

     На  территорий данного района расположен таможенный пост Новороссийский юго-восточный.

     Центральный район торгового порта включает причалы № 7-13, расположенные на Широком  пирсе № 1. Он может принимать к обработке суда длиной до 240 м.

     На  причалах № 10-12 действует крупнейший в России терминал по перевалке сахара-сырца. Выгрузка сахара производится по прямому  варианту непосредственно в  железнодорожные вагоны. На причале № 13 расположен терминал скоропортящихся грузов. В его состав входит склад-холодильник емкостью 5000 тонн. На районе осуществляется также перевалка черных и цветных металлов, металлолома, руды, целлюлозы, различных тарно-штучных грузов.

     На  территорий данного района осуществляет свою деятельность  таможенный пост Новороссийский центральный.

     Западный  район является самым крупным  из трех районов торгового порта. Он включает причалы № 14-27 с глубинами  от 8,3 до 13,5 м. Они расположены (кроме  причала № 14) на втором Широком пирсе, пирсах № 3 и 5, а также на небольшом вспомогательном пирсе. Под обработку принимаются суда длиной до 269 м.

     Важнейшей специализацией Западного района является перевалка черных металлов, в частности, стали в рулонах, слябов. Кроме  того, здесь перегружаются цветные металлы, оборудование, бумага, целлюлоза, удобрения навалом. Несколько причалов входят в состав специализированных терминалов.

     На  причале № 14 действует терминал по перевалке контейнеров и обработке  судов типа Ро-Ро. Грузовые операции осуществляются с помощью портального крана грузоподъемностью 40 тонн, мобильных кранов г/п до 100 тонн, контейнерных погрузчиков г/п 41 тонна. Терминал оснащен электрооборудованием для подключения рефрижераторных контейнеров.

     На  причалах № 22 и 23 расположен специализированный терминал по перевалке зерна. Система конвейерных галерей соединяет грузовой комплекс с элеватором емкостью 100 тыс.тонн.

     Причалы № 26 и 27 специализируются на перевалке  жидких продовольственных, химических и нефтяных грузов наливом. На терминале автономно друг от друга действуют участки перевалки виноматериалов (с возможностью временного хранения), этилового спирта, растительных масел (в том числе быстро застывающих растительных масел), жидких минеральных удобрений, дизельного топлива, вакуумного газойля, моторных масел.

     На  территорий данного района осуществляет свою деятельность  таможенный пост Новороссийский западный.

     Таможенный  пост Геленджикский осуществляет свою деятельность на территории аэропорта  международного значения «Геленджик», морского пункта пропуска Геленджика, также на территории, подчиненной городу Геленджику, за исключением полосы местности между административной границей территории, подчиненной городу Новороссийску, с территорией, подчиненной городу Геленджику, и линией, соединяющей следующие пункты: мыс Дооб - пос. Кабардинка (в том числе   территория поселка) - перевал Кабардинский. Таможенный пост Анапский осуществляет свою деятельность на территории воздушного пункта пропуска "Аэропорт "Анапа", морском пункте пропуска "Анапа", на полосе местности между административной границей Анапского района Краснодарского края с территорией, подчиненной городу  Новороссийску, и линией, соединяющей следующие населенные пункты: Южная Озереевка, Северная Озереевка, пос. Верхнебаканский (в том числе территория поселка).

     Учитывая  месторасположение Новороссийской таможни, целесообразно будет оценить, куда ориентирована основная масса  товарных потоков (Табл. 1).

     Таблица 1

     Доля  оформляемых товаров за 2008-2009 гг. в зависимости от области, на которую ориентированы товарные потоки

     First-зона      2008      2009
     Адыгея      0,96%      0,08%
     Астраханская область      0,16%      0,01%
     Волгоградская обл.      0,16%      0,26%
     Ингушетия      0,00%      0,00%
     Кабардино-Балкар.Респ.      0,04%      0,05%
     Калмыкия      0,00%      0,04%
     Карачаево-Черкес.Респ.      0,01%      0,00%
     Краснодарский край      32,14%      40,21%
     Москва      21,67%      24,81%
     Прочие      30,33%      19,96%
     Республика Дагестан      0,06%      0,08%
     Ростовская область      3,79%      4,37%
     Самарская обл.      0,49%      0,33%
     Северная Осетия      0,04%      0,02%
     Ставропольский край      9,64%      9,74%
     Татарстан      0,10%      0,03%
     Тюменская обл.      0,41%      0,00%

     Из  табл.1 видно, что основная масса  товарных потоков приходится на Краснодарский  край и Москву, что в процентах  составляет в 2009 году  40,21% и 24,81%. Остальные  области выделяются в меньшей  степени, не смотря на то, что данный пункт является «перевалочной базой»  для участников ВЭД.

     Для того, чтобы провести анализ динамики внешней торговли Новороссийской таможни, предварительно необходимо изучить  основные показатели таможенной статистики, которые представлены в следующей главе данной курсовой работы.

 

     

  1. Характеристика  основных категорий, терминов, методов  для анализа

     Теоретическую основу статистики составляют понятия  и категории, в совокупности которых  выражаются основные принципы данной науки. В статистики к  важнейшим  категориям и понятиям относятся: совокупность, вариация, признак, закономерность.

     Статистическая  совокупность - это множество (масса) однокачественных (однородных) хотя бы по одному какому-либо признаку явлений, существование которых ограничено в пространстве и времени. Однако  статистическая совокупность (множество) совсем не обязательно представляет большую численность единиц, в принципе она может быть  и  очень маленькой.

     Статистические  совокупности имеют определенные  свойства, носителями которых выступают единицы (отдельные элементы) совокупности (явления), обладающие определенными признаками. По форме внешнего выражения признаки делятся на:

  • атрибутивные (описательные);
  • количественные.

     Атрибутивные (качественные) признаки не поддаются  прямому количественному (числовому) выражению. Количественные признаки делятся на дискретные (прерывные) и непрерывные.

     Статистическая  закономерность - это форма проявления причинной связи, выражающаяся в  последовательности, регулярности, повторяемости  событий с достаточно высокой степенью вероятности, если  причины (условия), порождающие события. Не изменяются или изменяются незначительно. Статистические закономерности устанавливаются на основе анализа массовых данных.

     Статистический  показатель  -  это категория  отображающая размеры и количественные соотношения признаков социально-экономических явлений и их качественной определенности в конкретных условиях места и времени.

Информация о работе Анализ динамики внешней торговли Новороссийской таможни