Анализ последствий вступления Кыргызстана в Таможенный Союз

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 23:31, дипломная работа

Описание работы

В 2011 году одним из самых серьезных решений правительства было решение о вступлении в Таможенный Союз (ТС). 19 октября 2011 года страны ТС одобрили просьбу Кыргызстана о присоединении к ТС.
Вступление в ТС приведет к существенному росту инфляции, потере двух крупнейших торговых рынков, снижению конкурентоспособности швейной и других отраслей, потере независимости во внешнеэкономической политике и др.

Работа содержит 1 файл

Анализ последствий вступления Кыргызстана в Таможенный Союз.doc

— 45.50 Кб (Скачать)


Анализ последствий вступления Кыргызстана в Таможенный Союз

В 2011 году одним из самых серьезных решений правительства было решение о вступлении в Таможенный Союз (ТС). 19 октября 2011 года страны ТС одобрили просьбу Кыргызстана о присоединении к ТС. Создана специальная рабочая группа для рассмотрения технических  вопросов вступления. Стоит отметить, что это важное решение, которое серьезно повлияет на жизнь каждого гражданина КР, было принято правительством без каких-либо широких общественных и парламентских обсуждений.

Решение о вступлении в ТС правительство объясняет возможными перспективами увеличения объемов производства промышленности и сельского хозяйства, расширения рынков сбыта, создания новых рабочих мест и притока инвестиций. В данной статье будет показано, что все кажущиеся радужные перспективы после вступления в ТС сомнительны и необоснованны.

Таможенный Союз является протекционистской организацией. 92% Единого таможенного тарифа ТС – тариф России, который направлен на защиту российского производства от импорта и стимулирование перехода потребителей других стран ТС на российскую продукцию. Очевидно, что использование протекционистских мер характеризует российскую продукцию, как менее конкурентоспособную по отношению к зарубежным аналогам.

Протекционизм в любых формах наносит ущерб благосостоянию населения, так как ограничивает свободную торговлю и приводит к удорожанию товаров и услуг. Вступление в ТС значительно повлияет на экономику и уровень жизни населения. Кыргызстан ожидает ряд  негативных последствий при вступлении в ТС:

1.                    В КР средняя ставка таможенного тарифа составляет 5,1%, в ТС – 10,6%. Таким образом, средний таможенный тариф КР более чем в два раза меньше Единого таможенного тарифа ТС. Повышение таможенных пошлин приведет к повышению цен на все импортные товары. По результатам исследований Фонда «Проект Будущего», цены на импортные товары вырастут от 10% до 100%.  Растаможка автомобилей повысится от 2 до 4 раз в зависимости от года и объема двигателя. Повышение цен на товары может привести к раскручиванию инфляционной спирали вплоть до гиперинфляции. Результатом станет заметное снижение уровня жизни населения и рост бедности. Более того, завозимые крупными партиями продукты питания, в том числе овощи и фрукты из Узбекистана, Турции, Китая и других стран заметно вырастут в цене, подорвав продовольственную безопасность страны.

2.                    Импортное сырье будет завозиться в меньших объемах, так как цены на него повысятся, что приведет к снижению конкурентоспособности кыргызстанской продукции, в частности швейной отрасли.

3.                    В настоящее время большая часть китайской продукции завозится по упрощенной схеме растаможки.  Растаможка товара в данное время стоит 28 центов за 1 кг, после присоединения к ТС увеличится в среднем до 4 евро. Это приведет к коллапсу реэкспорта китайских товаров, за счет которого живут около 500 тыс. чел. или около 20% трудоспособного населения. На крупных рынках Дордой и Карасуу более 85% реализуемой продукции китайского происхождения. По данным Всемирного Банка, общий товарооборот на двух крупных рынках «Дордой» и «Карасуу» в 2008г составил 3,5 млрд. долл. или 68% ВВП. В случае невступления в ТС, реэкспорт будет продолжаться в Узбекистан и Таджикистан в основном через Карасуу. В южных регионах торговля является надежным источником получения доходов. При вхождении в ТС все эти люди станут безработными, что приведет к росту социальной напряженности.

4.                    В ТС распределение полученных доходов от взимания таможенных пошлин согласовано в следующей пропорции: Казахстан 7,0%, Беларусь 5,3%, Россия 87,7%. Размер пропорции Кыргызстана в общих доходах от взимания таможенных пошлин остается под вопросом. Безусловно, пропорция Кыргызстана будет меньше пропорции Беларуси.

5.                    Бюджеты стран Таможенного союза, в основном, формируются за счет налоговых и таможенных поступлений от экспорта. В КР значительная часть бюджета формируется за счет импорта. Другими словами, экономики стран ТС экспортоориентированные, экономика Кыргызстана, напротив, импортоориентированная.

6.                    В таможенном союзе создаются наднациональные органы, первый из которых - Комиссия таможенного союза. Решения в Комиссии принимаются большинством голосов и распределены следующим образом: Россия - 57%; Казахстан, Беларусь – по 21,5%. Таким образом, Кыргызстан теряет свою независимость в определении внешнеэкономической политики.

7.                    Хотя в абсолютном выражении взаимный товарооборот между странами ТС (прежде всего с Россией) увеличивается, но по сравнению с КНР, напротив, устойчиво сокращался. В последние годы экономическая взаимозависимость постсоветских государств падала. Следует отметить, что согласно статистике Китая размер экспорта китайской продукции в нашу страну составляет около 10 млрд. долл. Эти данные указывают, что основным торговым партнером Кыргызстана является Китай. Разница статистических данных между китайской и кыргызской сторонами объясняется тем, что у нас китайский импорт измеряется и проходит таможенную очистку по весу, что обеспечивает небольшую стоимость растаможки и конкурентоспособность дальнейшего реэкспорта.

8.                    Ставка налога на добавленную стоимость, согласованная в ТС составляет 17%, в Кыргызстане – 12%. Таким образом, повышение цен на импортные товары произойдет не только по причине увеличения таможенных ставок, но и вследствие повышения уровня НДС с 12% до 17%. Помимо указанного, необходимо отметить, что дополнительным фактором роста цен станет отмена действия упрощенного таможенного оформления (0,28$/кг.). Это означает, расходы по таможенной очистке всех товаров ныне завозимых в КР по указанной ставке, возрастут в разы, с учетом оплаты таможенных пошлин и НДС. При этом цены на российские и казахские товары не упадут. Это приведет к росту инфляции, обесцениванию денег, сокращению диапазона доступных товаров. Потребители будут вынуждены покупать продукцию стран ТС, которая уступает по качеству в сравнении с зарубежной.

9.                    Серьезной проблемой для участия Кыргызстана в ТС является членство республики во Всемирной торговой организации (ВТО). В частности, в рамках этой организации Кыргызстан принял на себя обязательство не повышать действующие ставки таможенных пошлин по отношению к третьим странам, что совершенно неприемлемо для других членов Таможенного союза. В случае одностороннего повышения таможенных пошлин до уровня ТС, возникнет вопрос компенсации потерь странам ВТО, размер которых может составить сотни миллионов долларов. 

Возможные выгоды от вступления в ТС:

1.                    Расширение рынков сбыта отечественной продукции будет стимулировать рост отечественного производства. Это возможная выгода имеет сомнительную перспективу, так как между государствами ТС и КР в рамках договоренностей ЕврАзЭС уже существует зона свободной торговли, предусматривающая взаимную нулевую ставку на товары. Следовательно, заметных изменений в производственной сфере не будет. Также следует учитывать, что большая часть отечественной продукции неконкурентоспособна.

2.                    Беспошлинный импорт ГСМ из России. Угроза введения экспортных пошлин на ГСМ со стороны России в случае невступления в ТС преувеличена. Тем не менее, при появлении такой угрозы руководство КР может дипломатическими методами напоминать российской стороне, что в рамках договоренностей ЕврАзЭС и СНГ предусматривается свободная беспошлинная торговля товарами. Также следует подчеркивать, что Кыргызстан является дружественной страной и стратегическим партнером России. К тому же, введение пошлин вызовет негативную по отношению к правительству России реакцию населения КР, учитывая его низкую покупательскую способность. Рост цен на ГСМ может привести к диверсификации поставок ГСМ, что также невыгодно российской стороне. В качестве дополнительной меры для снижения стоимости ГСМ правительство КР может освободить поставщиков нефтепродуктов от уплаты акцизного и других налогов, которые приводят к удорожанию одного литра бензина в среднем на 4 сома.

3.                    Повысится инвестиционная привлекательность Кыргызстана для размещения производств на ее территории, что приведет к росту прямых иностранных инвестиций. Нет серьезных оснований полагать, что при вступлении в ТС произойдет рост прямых иностранных инвестиций из стран ТС. Увеличение притока прямых иностранных инвестиций, в том числе из стран ТС, можно ожидать при создании благоприятных условий для инвесторов и гарантии прав частной собственности, что не связано с вступлением в ТС.

4.                    Более благоприятные условия для перемещения и проживания трудовых мигрантов на территории ТС. Положение трудовых мигрантов следует, в первую очередь, улучшать мерами последовательной правительственной политики по защите их законных прав за рубежом.

Выводы и рекомендации:

1.                    Вступление в ТС приведет к существенному росту инфляции, потере двух крупнейших торговых рынков, снижению конкурентоспособности швейной и других отраслей, потере независимости во внешнеэкономической политике и др.

2.                    16 декабря 2011 года Россия официально принята в ВТО. Казахстан и Белоруссия стремятся вступить в ВТО и вероятно будут приняты в следующем году. Таким образом, решение о вступлении в ТС становится еще более сомнительным и необоснованным. При последовательной политике правительства в связи с вступлением России в ВТО, Кыргызстан может восстановить и даже увеличить объемы своего экспорта и реэкспорта.

3.                    Кыргызская сторона не использует все имеющиеся возможности и преимущества членства в ВТО и ЕврАзЭС.

4.                    Для сохранения конкурентоспособности реэкспорта следует рассмотреть возможность снижения до нуля таможенных пошлин и устранения нетарифных, административных барьеров. Эти меры, в том числе, приведут к росту объемов торговли и снижению цен на импортные товары для населения КР. Потери бюджета при введении нулевых таможенных пошлин будут компенсироваться увеличивающимися налоговыми поступлениями вследствие роста объемов торговли. Немаловажным результатом вышеуказанных мер станет практически полная ликвидация коррупции в таможенных органах, так как при нулевых пошлинах и отсутствии административных барьеров отпадает необходимость дачи взяток.

5.                    Вступление в ТС будет означать, что Кыргызстан в перспективе не сможет стать крупным региональным центром торговли на подобии ОАЭ, Сингапура или Гонконга. Вступление в ТС ограничит экономическое и инновационное развитие Кыргызстана.

6.                    После анализа возможных выгод вступления Кыргызстана в ТС выясняется отсутствие их обоснованности. 

CAFMI – Центральноазиатский институт свободного рынка

Бишкек, Кыргызстан / 26 декабря 2011 

 



Информация о работе Анализ последствий вступления Кыргызстана в Таможенный Союз