Анализ применения системы управления рисками при таможенном оформлении и контроле товаров и транспортных средств

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 01:37, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение теоретических и методических основ управления и анализа рисками как действенного механизма ускорения таможенного оформления и повышения качества таможенного контроля.
Для достижения намеченной цели были поставлены и решены следующие задачи:
· изучение теоретических основ системы управления рисками;
· изучение применения системы управления рисками и её роли в таможенных органах;
· анализ основных проблем применения системы управления рисками в таможенном контроле и оформлении.

Содержание

Введение
Глава первая. Теоретические основы управления рисками в таможенной деятельности
1.1. Понятие рисков в таможенной деятельности
1.2. Структура, элементы и принципы системы управления рисками
Глава вторая. Сущность и роль системы управления рисками в таможенных органах
2.1. Система управления рисками в Федеральной таможенной службе Российской Федерации
2.2. Основные проблемы, тенденции и методы управления рисками в таможенной деятельности
Глава третья. Анализ применения системы управления рисками при таможенном оформлении и контроле товаров и транспортных средств
3.1.Этапы анализа риска в таможенной деятельности
3.2. Основные проблемы и перспективы использования системы управления рисками при таможенном контроле и оформлении товаров и транспортных средств
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

сергей курсовая.docx

— 48.11 Кб (Скачать)

     Введение

     Понятие "риск" встречается во многих экономических, общественных и естественных науках, при этом каждая из них имеет собственные  цели и методы исследования риска. Если посмотреть в словаре, то риск определяется как деятельность, связанная с  преодолением неопределенности в ситуации неизбежного выбора, в процессе которой  имеется возможность количественно  и качественно оценить вероятность  достижения предполагаемого результата, неудачи и отклонения от цели.

     Большинство управленческих решений, связанных  с финансово-хозяйственной деятельностью  предприятия, принимается в условиях риска, что обусловлено рядом факторов - отсутствием полной информации, наличием противоборствующих тенденций, элементами случайности и многим другим. В связи с этим проблема управления и анализа риска приобретает важное значение, как составная часть теории и практики управления.

     Управление  риском представляет собой определенную сумму знаний и набор процедур и технологий по ограничению (минимизации) рисков в разных сферах деятельности - экономической, научно-технической, военной, в том числе и в таможенной деятельности Приказ ГТК России № 1069 от 26.09.2003 года «Об утверждении Концепции  системы управления рисками в  таможенной службе Российской Федерации».

     Актуальность данной темы заключается в том, что, во-первых, в современных условиях регулирования международного обмена управление может быть с успехом применено в такой сфере, как управленческая деятельность в таможенных органах, а во-вторых, что одним из путей совершенствования управления в таможенной системе является анализ рисков.

     Целью данной курсовой работы является изучение теоретических и методических основ управления и анализа рисками как действенного механизма ускорения таможенного оформления и повышения качества таможенного контроля.

     Для достижения намеченной цели были поставлены и решены следующие задачи:

     · изучение теоретических основ системы  управления рисками;

     · изучение применения системы управления рисками и её роли в таможенных органах;

     · анализ основных проблем применения системы управления рисками в  таможенном контроле и оформлении.

     Данная  курсовая работа состоит из оглавления, введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, а также  приложений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава первая. Теоретические  основы управления рисками  в таможенной деятельности

1.1. Понятие рисков  в таможенной деятельности.

     В настоящее время в отечественной  и зарубежной литературе существует множество определений понятия  «риск». Риск - элемент неопределенности, который может отразиться на деятельности того или иного хозяйствующего субъекта или на проведение какой-либо экономической  операции Балабанов И.Т. Риск-менеджмент. - М.: Финансы и статистика, 1996 .

     В экономической науке можно выделить две основные теории предпринимательских  рисков - классическую и неоклассическую.

     Экономический риск, согласно классической теории, можно  рассматривать либо как возмещение возможного получения дохода вследствие какого-либо решения, либо как возможное  получение убытков, наступления  неблагоприятных последствий. Экономисты классического направления исследовали  экономический риск только лишь как  возможный ущерб, который может  произойти вследствие экономического действия. С математической точки  зрения риск в данной теории есть не что иное, как математиче-ское ожидание потерь. Такое одностороннее толкование экономического риска послужило причиной для создания несколько иной теории предпринимательских рисков, которая получила название неоклассическая.

     Основные  положения неоклассической теории экономи-ческих рисков сводятся к тому, что предприятие, работающее в условиях неопределенности и, соответственно, прибыль которого является случайной переменной величиной, в своей деятельности должно руководствоваться двумя положениями:

     · размерами ожидаемой прибыли;

     · величиной ее возможных колебаний (отклонений от ожи-даемой величины).

     В 1999 г. в рамках Киотской конвенции  были впервые на мировом уровне предусмотрены  упрощения таможенного контроля с использованием принципа оценки риска, разработанные под эгидой WCO (Всемирной  Таможенной Организации). Ранее в  европейских государствах осуществлялся  только выборочный контроль, то есть досконально  досматривались 10-15% от всего товаропотока Гамидуллаев С. Н. Управление риском в социально-экономических системах: таможенные аспекты. - СПб.: Изд-во ИСЭП РАН, 1999. Таким образом, возникла система таможенного контроля, при которой сотрудники таможенных органов должны заранее знать о том, какие грузы, на каких направлениях и в каких объемах должны быть проверены. Немаловажным моментом является применение автоматизации и информационных технологий в этом вопросе.

     Риск - это деятельность, связанная с  преодолением неопределенности в ситуации неизбежного выбора, когда имеется  возможность количественно и  качественно оценить вероятность  достижения предполагаемого результата. Практика анализа рисков в таможенном деле показывает, что это непрерывный  процесс сбора, обобщения, аналитического изучения информации, направленный на прогнозирование, выявление, предупреждение и пресечение таможенных правонарушений и обеспечивающий принятие эффективных  управленческих решений. Информационное обеспечение при внедрении метода анализа рисков имеет, несомненно, высокую  значимость и требует автоматизированного  подхода в его использовании  с целью оперативной таможенной работы в реальном времени Балабанов  И.Т. Риск-менеджмент. - М.: Финансы и  статистика, 1996.

     В таможенных органах в части изучения проблемы управления и анализа рисков используются следующие основные понятия: Риск - вероятность несоблюдения таможенного законодательства Российской Федерации.

     Анализ  риска - систематическое использование имеющейся у таможенных органов информации для определения причин и условий возникновения рисков, их идентификации и оценки возможных последствий несоблюдения таможенного законодательства Российской Федерации. Риски разделяются на два типа: выявленный и потенциальный.

     Выявленный  риск является фактом, т.е. известным риском, когда нарушение законодательства Российской Федерации уже произошло, и таможенные органы имеют информацию о данном факте.

     Потенциальный риск - это риск, который не проявил себя, но условия для его возникновения существуют.

     Товары  риска - товары, перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации и в отношении которых выявлены риски либо существуют потенциальные риски.

     Товары  прикрытия - товары, которые с достаточной степенью вероятности могут заявляться (декларироваться) вместо товаров риска.

     Объекты анализа:

     -товары, находящиеся под таможенным контролем или выпущенные для свободного обращения на таможенной территории Российской Федерации;

     -транспортные средства, используемые в международных перевозках для платной перевозки лиц либо для платной или бесплатной промышленной или коммерческой перевозки товаров;

     -сведения, содержащиеся в транспортных (перевозочных), коммерческих и -таможенных документах;

     -сведения содержащиеся в договорах международной купли-продажи или других видах договоров, заключенных при совершении внешнеэкономической сделки, а в случае совершения односторонних внешнеэкономических сделок - иных документов, выражающих содержание таких сделок;

     -деятельность лиц, выступающих в качестве, достаточном в соответствии с гражданским и (или) таможенным законодательством Российской Федерации для совершения юридически значимых действий от собственного имени с товарами, находящимися под таможенным контролем;

     -деятельность таможенных брокеров (представителей), владельцев складов временного хранения и таможенных складов, а также перевозчиков, в том числе таможенных;

     -результаты применения форм таможенного контроля;

     -таможенные органы.

     Область риска - отдельные сгруппированные объекты анализа, в отношении которых требуется применение отдельных форм таможенного контроля либо их совокупности, а также повышение эффективности качества таможенного администрирования.

     Индикаторы  риска - определенные критерии с заданными заранее параметрами, отклонение от которых позволяет осуществлять выбор объекта контроля.

     Оценка  риска - систематическое определение вероятности возникновения риска и последствий нарушений таможенного законодательства в случае его возникновения.

     Профиль риска - совокупность сведений об области риска, индикаторов риска, а также указания о применении необходимых мер по предотвращению или минимизации риска. В зависимости от региона применения профиль риска по видам делится на: общероссийский, региональный и зональный.

     Управление  риском - систематическая работа по разработке и практической реализации мер по предотвращению и минимизации рисков, оценке эффективности их применения, а также контролю за применением таможенных процедур и таможенных операций, предусматривающая непрерывное обновление, анализ и пересмотр имеющейся у таможенных органов информации Приказ ГТК России № 1069 от 26.09.2003 года «Об утверждении Концепции системы управления рисками в таможенной службе Российской Федерации».

     Таким образом, под риском в таможенном деле понимается вероятность совершения неправомерных действий участниками  внешнеэкономической деятельности, которые могут привести к убыткам  или ущербу для торговли, промышленности или общества данного государства  при импорте или экспорте товаров  и услуг.

     В таможенной сфере рисковых ситуаций избежать невозможно, поэтому определение  рисков и управление ими являются обязательной и важной частью работы сотрудников таможенных органов, обеспечивающих успешное функционирование таможенной системы в целом. С точки зрения правоохранительных органов таможни, наиболее очевидными проявлениями рисков являются: контрабанда наркотиков; перевозка контрабандных грузов; риск того, что программа работы оперативного подразделения выполняется не в полной мере другие. С экономической точки зрения имеются значительные риски в валютном регулировании, недобору таможенных платежей и сборов и т.д. 

1.2. Структура, элементы  и принципы системы  управления рисками.

     Система управления рисками (СУР) основывается на следующих базовых принципах построения, обеспечивающих решение основных задач таможенной службы:

  • Принцип целевой направленности заключающийся в подчинении всех задач таможенной службы и способов их решения в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации;
  • Принцип целостности заключающийся в разработке и использовании структурными подразделениями ГТК России функциональных подсистем управления рисками, как элементов единой системы таможенной службы Российской Федерации;
  • принцип информационного единства заключающийся в совместимости информационных источников и единых подходов к процедурам их обработки и анализа, а также взаимосвязи информации, как по вертикали, так и по горизонтали, на всех уровнях таможенного администрирования (ГТК России, РТУ, таможня, таможенный пост);
  • принцип законности заключающийся в соответствии принимаемых мер по предотвращению или минимизации рисков действующему законодательству Российской Федерации;
  • принцип единства управления рисками, заключающийся в определении единых подходов к принятию управленческих решений по принимаемым мерам по предотвращению или минимизации рисков.

     Основываясь на указанных принципах, СУР обеспечит  организацию эффективного таможенного  контроля, осуществляемого на основе выборочности. Это позволит таможенным органам:

     - сосредоточить внимание на наиболее  важных и приоритетных направлениях  работы и, следовательно, обеспечить  более эффективное использование  имеющихся ресурсов;

Информация о работе Анализ применения системы управления рисками при таможенном оформлении и контроле товаров и транспортных средств