Формализация модели внешнеэкономической и таможенной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 21:25, реферат

Описание работы

Модель должна отражать основные свойства реального объекта, его структуру, механизм функционирования, внешние и внутренние условия жизнедеятельности. Таможенная сфера деятельности самым тесным образом связана со сферой внешнеэкономической деятельности России. Именно в согласованности таких сфер раскрывается тот потенциал, который может оказать благотворное воздействие на экономику страны, на ее безопасность и благосостояние ее граждан.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..…………3
1. Теоретическая модель внешнеэкономической и таможенной деятельности……………………………………………..…………………5
2. Формализация модели внешнеэкономической и таможенной деятельности………………………………..……………………………...9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………....13
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….15

Работа содержит 1 файл

Управ.там.делом.doc

— 79.00 Кб (Скачать)

Государственное казенное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Российская таможенная академия»

Кафедра управления 

РЕФЕРАТ

По дисциплине «Управление таможенным делом»

на тему «Формализация модели внешнеэкономической и таможенной деятельности» 
 

                                                       Выполнила: студентка 5-го курса  заочной

формы обучения факультета таможенного

                                                    дела, группа Т072ЗС К.А. Бондарцова

   Подпись                                                       
 
 
 
 
 
 
 
 

Люберцы

2012 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..…………3

  1. Теоретическая модель внешнеэкономической и таможенной деятельности……………………………………………..…………………5
  2. Формализация модели внешнеэкономической и таможенной деятельности………………………………..……………………………...9

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………....13

    СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….15 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

ВВЕДЕНИЕ

      Модель должна отражать основные свойства реального объекта,  его структуру, механизм функционирования, внешние и внутренние условия жизнедеятельности.  Таможенная сфера деятельности самым тесным образом связана со сферой внешнеэкономической деятельности России.  Именно в согласованности таких сфер раскрывается тот потенциал,  который может оказать благотворное воздействие на экономику страны, на ее безопасность и благосостояние ее граждан. Системный анализ таких сфер связан с решением следующих, наиболее актуальных проблем:

• макроэкономического  анализа современного состояния  и тенденций развития мировой экономики, глобальных моделей внешнеэкономической деятельности индустриально развитых стран;

• макроэкономического  анализа современного состояния  национальной экономики,  управления народным хозяйством,  направлений  таможенной политики и определения направлений развития и модернизации таможенной службы;

• всестороннего  изучения динамики показателей валового внутреннего продукта,  инструментов бюджетно-налоговой,  кредитно-денежной,  валютной и таможенно-тарифной политики в их взаимосвязи;

• определения  направлений и методов повышения  эффективности таможенного регулирования  и контроля, деятельности таможенных органов и таможенного дела в  целом;

• разработки механизмов таможенного регулирования  и контроля в интересах роста  отечественной экономики и повышения эффективности ее внешнеэкономической деятельности.    Кроме того,  именно во взаимодействии сфер внешнеэкономической и таможенной деятельности наиболее полно раскрываются все системообразующие компоненты таможенного дела  (политика,  технология, функциональная и организационная структуры ТО), а через их проявления – и собственно таможенное дело как целое. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.Теоретическая модель внешнеэкономической и таможенной деятельности.

     Рассмотрим внешнеэкономическую и таможенную сферы деятельности как совокупность взаимосвязанных систем и определим соответствующую теоретическую модель их взаимодействия как абстрактный объект нашего исследования. Формализация и исследование такой научной абстракции позволит нам в дальнейшем решать вопросы теории и практики системного анализа таможенной деятельности, формировать принципы и разрабатывать прикладные методы таможенного регулирования и контроля,  а в более широком  аспекте – управления таможенным делом.

     Современные сферы внешнеэкономической и таможенной деятельности формируются под воздействием факторов общемирового и государственного масштабов.  Первые определяют условия развития мирового сообщества –  это так называемые факторы глобализации,  вторые задают условия формирования стратегий государственно-политической и экономической эволюции конкретных стран - это факторы регионализации.

     Главным фактором общемирового характера выступает экономическая интеграция ведущих мировых держав, например,  в рамках Всемирной торговой организации или Евросоюза.  Основное следствие  интеграции –  системное взаимодействие национальных экономик разных стран мира,  глобализация финансовых и товарных потоков, согласованная таможенная политика.

     Среди факторов государственного уровня, оказывающих влияние на эффективность внешнеэкономической и таможенной деятельности России, наиболее существенными являются:

• противоречивый характер государственной экономической  политики:  усиление государственного регулирования в экономике и либерализация внешней торговли,  а как  следствие –  слабопрогнозируемая динамика изменений структуры и параметров ВЭД,  численности, качественных и количественных характеристик участников внешней торговли и особенностей их поведения;

• диспропорция в структуре государственного бюджета:  значительную долю доходной части государственного бюджета составляют денежные средства от таможенных налогов и сборов (30-40 %);

• регионализация ВЭД:  доминирование в структуре и параметрах внешней торговли региональных особенностей страны,  наличие зон свободной экономической торговли,  неоднородность и недостаточная обустроеность таможенной границы России, - все это значительно усложняет решение проблем эффективного регулирования внешней торговли,  повышения качества и результативности таможенного контроля, предъявляет особые требования к методам их решения. Таким образом,  для создания теоретической модели таможенного дела необходимо учитывать следующие базовые условия. Первое. Глобализация мировой торговли ставит проблему совершенствования управления внешнеэкономической и таможенной деятельностью как единую, комплексную проблему.  Второе. Эффективность внешней торговли будет зависеть не только от эффективности системы мер тарифного и нетарифного регулирования,  но в значительной мере  (непосредственно и опосредованно)  от качества инструментов администрирования,  от уровней технологизации и информатизации сфер внешнеэкономической и таможенной деятельности.

     Основным содержанием таможенной деятельности в таких условиях становятся:  информационно-аналитический мониторинг финансово-товарных потоков  (в более общей  постановке -  контроллинг)  мировой торговли,  финансово-правовой контроль и таможенное регулирование ВЭД, технологизация, автоматизация и администрирование таможенной деятельности. Высказанные идеи подтверждаются опытом стран,  прошедших модернизацию таможенной службы.  Анализ процессов и результатов их модернизации позволяет сделать вывод о том, что дальнейшая технологизация, автоматизация и администрирование качества внешнеэкономической и таможенной деятельности, внедрение современных информационных и аналитических технологий, развитие информационно-аналитических систем оказали определяющее влияние не только на повышение результативности внешнеэкономической деятельности, но и на парадигму института таможенного дела в целом.

     В рамках модели относительно системы финансово-товарных потоков взаимоувязаны обе сферы деятельности, соответствующее информационное обеспечение и каналы информационно-аналитического взаимодействия, а также механизмы регулирования ВЭД.

      Теоретическая модель внешнеэкономической и таможенной деятельности в условиях вложенности соответствующих сфер и протекающих в них процессов построена с позиций повышения эффективности внешнеэкономической деятельности за счет согласованного воздействия на этот процесс всех существующих регуляторов. Объектом регулирования является система финансово-товарных потоков в сфере ВЭД  (России или мира). Основное же содержание парадигмы регулирования связано с формированием и реализацией эффективной стратегии реструктуризации такой системы для достижения политических, экономических и других явно или неявно выраженных целей группы государств или конкретного государства в сфере внешнеэкономической деятельности.

     Базу для подготовки таких решений составляют методология системного анализа,  информационное и методическое обеспечение соответствующих сфер внешнеэкономической и таможенной деятельности.  В дальнейшем определим данную совокупность как информационно-аналитическое обеспечение системного анализа.

     Иерархическая система механизма регулирования внешнеэкономической деятельности представлена следующими компонентами: межгосударственным механизмом регулирования, механизмом государственного регулирования ВЭД,  механизмом влияния таможенной службы на внешнеэкономическую деятельность (механизмом таможенного администрирования),  а также их взаимосвязями.  Данные механизмы структурированы относительно указанных сфер, а финансово-товарные потоки государства рассматриваются в составе СФТП мировой торговли.      Связи между механизмами, а также каналы информационно-аналитического взаимодействия разбиваются на три типа:

• связи  и каналы, характеризующие ситуацию в сфере внешнеэкономической  деятельности  (ситуации мирового, государственного и таможенного уровней);

• связи  и каналы, по которым осуществляется согласование  (интеграция) механизмов регулирования внешнеэкономической деятельности:  таможенного и государственного с межгосударственным;

• связи  и каналы,  определяющие направление реализации стратегии регулирования внешнеэкономической деятельности  (от межгосударственного уровня до таможенного с непосредственным влиянием на СФТП в виде стратегий:  общемировой,  государственной, таможенной).

      Таким образом, в модели центральным объектом регулирования внешнеэкономической деятельности является система финансовых и товарных потоков.  Основное же содержание регулирования –  поиск эффективной системы финансово-товарных потоков (системы финансовых потоков) и реструктуризация существующей. 
 

2.Формализация модели внешнеэкономической и таможенной деятельности.

      Вербально теоретическая модель внешнеэкономической и таможенной деятельности определяется во взаимосвязи существующей системы финансово-товарного потока и воздействующей на нее системы регуляторов, или механизмов регулирования внешнеэкономической деятельности. В формализованном виде речь идет о системе функциональных зависимостей следующего вида:

Мt (t) = М{Мt0, Pt [Gt(St, Rt, Wt), Zt, t]};

{Ms(t)=M{Ms°,Ps[Gs(Ss,Rs,Ws),Zs,t],Mt(t)};                                                                               (1)

Mm (t) = M{Mm°, Pm[Gm, (Sm, Rm, Wm), Zm, t], Ms(t), Mt(t)},

где   Мt°, Ms°, Mm° -  номинальные структуры  механизмов таможенного,  государственного и международного регулирования;  

Рх –  проблемная ситуация в сфере ВЭД (x=t,s,m);

Zx –  цель внешнеэкономической деятельности (x=t,s,m).

     По существу,  данное выражение является формализацией базовой теоретической модели регулирования внешнеэкономической и таможенной деятельности. Из анализа такой модели (1) следует, что функционалы, характеризующие межгосударственное и государственное регулирование,  зависят от проблемной ситуации, сложившейся в соответствующей сфере ВЭД,  и от возможностей взаимодействующих с ними механизмов регулирования. В свою очередь, проблемная ситуация в любой сфере внешнеэкономической или таможенной деятельности определяется целями ВЭД  (таможенной деятельности) Zt(x=m,s,t),  а также структурно-параметрическими характеристиками финансово-товарных потоков и стратегией регулирования (тройкой <Sx,Rx,Wx>). Представленные функционалы взаимоувязывают все основные объекты системного анализа,  а также отражают место и роль таможенной службы при решении проблемы эффективного регулирования внешнеэкономической деятельности.

      Проведя достаточно очевидные преобразования,  легко перейти к параметрическому представлению концептуальной модели регулирования как объекта системного анализа.  Так,  например,  механизм межгосударственного регулирования внешнеэкономической деятельности может быть представлен следующей зависимостью:

Информация о работе Формализация модели внешнеэкономической и таможенной деятельности