Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 18:37, доклад
Тенденции к расширению экономических  связей между государствами и  княжествами начинают вызревать  в Европе в XII-XIII веках. В таможенной политике укрепляется стремление выработать общую пошлинную систему на внешних  границах государства. 
В английской Великой Хартии вольностей 1215 года содержится упо
Характер таможенных пошлин в эпоху меркантилизма в ХV-XVІІІ веках.
Тенденции к расширению экономических 
связей между государствами и 
княжествами начинают вызревать 
в Европе в XII-XIII веках. В таможенной 
политике укрепляется стремление выработать 
общую пошлинную систему на внешних 
границах государства. 
В английской Великой Хартии вольностей 
1215 года содержится упоминание об «уплате 
дьявольски несправедливых пошлин» на 
товары, ввозимые и вывозимые из Англии. 
В 1275 году английский парламент предоставил 
королю Эдуарду 1 право установить пошлины 
на импортируемое вино и экспортируемую 
английскую шерсть. Однако таможенная 
централизация в европейских государствах 
будет продолжаться ещё много веков; между 
Англией и Шотландией таможни будут уничтожены 
в 1707 году; а заставы между Англией и Шотландией 
– в 1823 году. Во Франции таможенное единство 
наступит в 1790 году, а Австрия сформирует 
свою таможенную политику в 1775-1851 годах. 
В Италии таможенные барьеры падут в 1859 
году, а таможенное объединение Германии 
будет продолжаться с 1842-1888 годы. 
Несмотря на внутригосударственные сложности, 
внешнеторговые связи купечества в XV-XVIII 
вв. стали основой экономической политики 
феодальных европейских государств, получившей 
название меркантилизма. 
В период раннего меркантилизма в XV-XVI 
вв. в Испании, Португалии, Англии, Голландии, 
Франции власти считают, что основой общественного 
богатства являются деньги. Поэтому государства 
активно вмешивались во внешнюю торговлю, 
устанавливая правила, жестко стимулирующие 
накопление денег в казне. «Ничтожные 
размеры того количества золота и серебра, 
которое находилось в обращении, привели 
к запрету вывоза этих металлов». Отечественным 
купцам запрещалось вести торговлю за 
рубежом на иностранные судах, чтобы исключить 
необходимость уплаты денег за пользование 
этими судами; торговцы обязывались при 
продаже своих товаров за границей часть 
выручки привести домой в виде благородных 
металлов или денег. Иностранные купцы 
были обязаны платить таможенные пошлины 
и сборы за пользование складочными местами, 
гаванями, паромами деньгами, а в Англии 
были приняты законы, обязывающие иностранцев 
истратить вообще все привезенные с собой 
деньги. Провоз товаров предусматривался 
только через строго определенные пункты. 
Таможенные чиновники Англии в XV веке 
по указу Генриха 4 обязаны были смотреть, 
чтобы деньги, монета не вывозилась иностранцами.  
Таможенные пошлины раннего меркантилизма 
носили только финансовый характер и взимались 
как при ввозе, так и при вывозе товаров. 
В XVI веке привозные пошлины Англии давали 
42 тыс. фунтов стерлингов дохода, а вывозные 
– 185 тыс. В  Египте через территорию которого 
в XIII-XV веках шли транзитные купеческие 
караваны из Европы в Индию и обратно, 
таможенные пошлины составляли около 
15% стоимости товаров, а в конце XV века 
возросла до 35 % и выше. Льготный тариф 
был установлен только на железо и лес, 
который купцы поставляли из Лизы. Позднее, 
с открытием в Индию морского пути вокруг 
Африки и с захватом португальцами морских 
портов Ормуза, Адена, транзитной торговле 
через Египет будет нанесен удар, который 
отразится на экономике страны в целом, 
но определенную роль в этом сыграют и 
непомерно высокие египетские пошлины. 
Во Франции в таможенном тарифе (1664 г.) 
отмечалось, что фискальное значение таможенных 
сборов не ослабевало. Таможенный тариф 
содержал 700 статей по привозу товаров 
и 900 статей по вывозу, что свидетельствовало 
о большей детализации таможенного обложения. 
В пору позднего меркантилизма, 
приблизительно с XVII века считается, что 
обогащение страны деньгами, может 
быть более успешным за счет эксплуатации 
колоний: использование колониального 
сырья, его переработки в метрополии 
в фабрикаты, вывоза готовых изделий, 
превышения вывоза товаров над ввозом, 
расширения торгового флота, поступления 
выручки в казну от этих операций 
в большем размере, чем ранее. 
Активизации таможенной политики способствовали 
географические открытия, вызвавшие покорение 
новых земель и обязанность колоний торговать 
только с метрополиями на эквивалентной 
основе, что контролировалось таможенными 
органами. Таможенные тарифы всё чаще 
запрещают ввоз в европейские государства 
и их колонии товаров других стран, ибо 
это мешает развитию отечественной промышленности, 
а также запрещают вывоз сырья из колоний 
в страны, где сырьё могло быть использовано 
для развития конкурирующих отраслей 
промышленности. 
Льготными были вывозные таможенные пошлины 
для купцов, которые вывозили из своей 
страны готовые изделия. Принимаются законы 
о введении вывозных премий для поощрения 
вывоза за границу товаров, о запрещении 
эмиграции опытных рабочих. Иногда как 
исключение, разрешается ввоз готовых 
товаров из других стран, но при условии, 
что это приведет к увеличению денег в 
метрополии, например, путем перепродажи 
этих однородных товаров с выгодой в третьих 
странах. 
Если в период раннего меркантилизма торговый 
капитал занимался только торговлей: деньги 
вкладывались купцами в товары, которые 
вывозились за границу для продажи, а вырученные 
деньги возвращались назад с прибылью, 
то во времена позднего меркантилизма, 
торговый капитал осваивает и правительство: 
деньги вкладываются в товары, которые 
вывозятся для продажи не только на деньги, 
но и на сырьё других стран, а сырьё ввозится 
домой для переработки в новые товары, 
после чего от вывоза этих готовых изделий 
извлекается более высокая прибыль, чем 
от сбыта на деньги первичных товаров. 
В Западной Европе возникают мощные торговые 
капиталы: Ост-Индские в Англии, Голландии, 
Дании, Испании, Швеции, Франции, Вест-Индские 
в Англии и Франции, Московская компания 
для торговли с Россией (создана в Англии), 
упраздняются сковывавшие торговлю складочные 
места, зачастую бывшие обязательными 
пунктами совершения сделок, снимаются 
ограничения в вывозе за границу торговыми 
компаниями благородных металлов (в Англии 
в 1653 году). Развитию мануфактурного производства 
и зарождению, таким образом, общественных 
отношений способствовало появлению на 
европейских рынках  
американского золота и серебра. Европейские 
монархи считали выгодным для себя рост 
мануфактур и предоставляли льготы их 
владельцам. «Государство, которое с каждым 
днем все больше нуждалось в деньгах, сохраняло 
и теперь из фискальных соображений запрет 
вывоза золота и серебра». 
Торговле и производству способствовало 
бурное развитие морского флота. Навигационный 
акт Кромвеля в 1651 года поощрял английское 
судостроение и мореходство, и содержал 
в себе многие таможенные черты. Сношения 
с колониями и каботажное плавание разрешалось 
исключительно английским судам, т.е. судам 
которые построены в Англии, капитан и 
3/4 команды которых англичане. Если европейские 
товары ввозились в Англию на английских 
судах, они подлежали оплате пошлиной 
в одинарном размере. Если же эти товары 
ввозились на судах страны происхождения 
товаров – то двойной пошлиной. С помощью 
этих мер, Англия сломила морское могущество 
Голландии, превратилось в рынок кораблей, 
создала условия для развития своей промышленности 
и сбыта своих товаров.
Информация о работе Характер таможенных пошлин в эпоху меркантилизма в ХV-XVІІІ веках