Иследование порядка работы лиц таможенных органов с денежным залогом

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 20:28, курсовая работа

Описание работы

Распад СССР ознаменовал собой потерю монополии государственной власти на всей таможенной территории России. Появились новые экономические отношения - рыночные, вследствие чего в России стремительно стало расти огромное количество самостоятельных хозяйствующих субъектов, что не могло не отразиться на внешнем рынке страны. Увеличивался и объем капитала, перемещаемого через таможенную границу Российской Федерации.

Работа содержит 1 файл

Иследование порядка работы лиц таможенных органов с денежным залогом.docx

— 57.47 Кб (Скачать)

Вопрос о юридической  природе таможенной пошлины до настоящего времени остается открытым. Воззрения  ученых, занимающихся этой проблематикой, дифференцируются на два вида: одни считают, что таможенная пошлина - есть налог, а другие приравнивают ее к  сбору. Наиболее предпочтительной представляется точка зрения, в соответствии с  которой таможенная пошлина в  налоговой системе занимает особое место. Законодатель не выделяет ее в  самостоятельный вид, не относя ни к  налогам, ни к сборам. При выяснении  правовой природы таможенной пошлины  нужно исходить из ее специфики, состоящей  в объединении признаков как налога, так и сбора.

Например, В.Г. Свинухов указывает  на 3 основные функции таможенных пошлин как налога: фискальная, защитная и  балансировочная. Н.В. Милюков выделяет у таможенных пошлин 4 признака, присущих налогам: обязательность, безвозмездность, индивидуальность и абстрактность. Е.В. Романова также обращает внимание на налоговую природу таможенной пошлины и выделяет следующие  ее характеристики:

- уплата таможенной пошлины  носит обязательный характер;

- таможенная пошлина не  представляет собой плату за  предоставленные услуги и взыскивается  без встречного удовлетворения;

- поступления таможенных  пошлин не могут предназначаться  для финансирования конкретных  государственных расходов (принцип  запрета специализации налога);

- обязанность уплаты пошлины  обеспечивается государственно-властным  принуждением.

Ученые, относящие таможенную пошлину к сборам, аргументируют  это следующим:

- в отличие от налога  таможенная пошлина не обладает  признаком регулярности, так как  обязанность ее уплаты возникает  лишь при необходимости для  субъекта вступить в таможенное  правоотношение.

- обязанность уплаты таможенной  пошлины может быть делегирована  иным заинтересованным лицам  в порядке, предусмотренном ТК  РФ, например, таможенному брокеру.

Таким образом, таможенная пошлина  хоть прямо и не относится к  налогам и этот вопрос остается спорным, можно видеть, что таможенная пошлина, безусловно, имеет налоговую природу  и, как считают некоторые авторы, ее можно отнести к ряду косвенных  налогов, взимаемых при проведении внешнеторговых операций. Но есть отличие - обязанность уплаты налога обусловлена  публичными интересами, т.е. интересами государства. Обязанность же уплаты таможенной пошлины основана на интересах  плательщика. У субъекта предпринимательской  деятельности всегда есть выбор: ввезти товар из-за рубежа или закупить импортный товар на территории России. Наличие такой альтернативы и  определяет особое место таможенной пошлины.

Как уже было сказано, есть случаи, когда уплата таможенных пошлин не являются необходимым условием для  перемещения товаров через таможенную границу РФ. На это прямо указывает  ст. 319, п. 2. Таможенного Кодекса РФ, согласно которой таможенные пошлины, налоги не уплачиваются в случае, если:

- товары не облагаются  таможенными пошлинами, налогами;

- в отношении товаров  предоставлено условное полное  освобождение от уплаты таможенных  пошлин, налогов, в период действия  такого освобождения и при  соблюдении условий, в связи  с которыми предоставлено такое  освобождение;

- общая таможенная стоимость  товаров, ввозимых на таможенную  территорию Российской Федерации  в течение одной недели в  адрес одного получателя, не превышает  5000 рублей;

- до выпуска товаров  для свободного обращения и  при отсутствии нарушений лицами  требований и условий, установленных  ТК РФ, иностранные товары оказались  уничтоженными или безвозвратно  утерянными вследствие аварии  или действия непреодолимой силы  либо в результате убыли при  нормальных условиях перевозки  (транспортировки) и хранения;

- товары обращаются в  федеральную собственность в  соответствии с ТК РФ и другими  федеральными законами.

Соответственно, таможенная пошлина не уплачивается при заявлении  товара, например, под следующие  режимы:

·        реимпорт;

·        реэкспорт;

·        транзит;

·        временный ввоз и вывоз (в отношении отдельных товаров);

·        переработка под таможенным контролем;

·        магазин беспошлинной торговли;

·        таможенный склад;

·        уничтожение;

·        отказ в пользу государства и некоторые другие виды таможенных режимов.

Классифицируются таможенные пошлины по разным основаниям, об этом говорится в работах таких  авторов, как В.Г. Свинухов, Е.В. Романова, М.М. Рассолов.

Например, в зависимости  от характера внешнеторговой операции выделяются таможенные пошлины:

·        Ввозная;

·        Вывозная;

·        Транзитная.

По видам ставок таможенные пошлины бывают:

·        Адвалорные;

·        Специфические;

·        Комбинированные.

В зависимости от страны происхождения  товаров:

·        Базовые (при РНБ);

·        Преференциальные (если предусмотрены льготы);

·        Максимальные (ставки увеличиваются вдвое);

·        Карательные.

По типам ставок:

·        Постоянные;

·        Временные.

Также существуют и другие классификации таможенных пошлин, по иным основаниям.

Исследование правовой природы  таможенной пошлины позволяет сделать  вывод о дуалистическом характере  ее сущности. Данная категория рассматривается  и как защитное средство, и как  источник получения государственных доходов. Иначе говоря, таможенная пошлина, помимо регулирующего воздействия, несет в себе и фискальную нагрузку.

 

2.2 Определение  налогов, подлежащих уплате в  качестве таможенных платежей

 

Согласно ст. 318 ТК РФ, к  таможенным платежам также относятся:

1) налог на добавленную  стоимость, взимаемый при ввозе  товаров на таможенную территорию  Российской Федерации;

2) акциз, взимаемый при  ввозе товаров на таможенную  территорию Российской Федерации.

Налоговый Кодекс полностью  посвящает 21 главу налогу на добавленную  стоимость (НДС), но не раскрывает его  понятия. В Таможенном Кодексе также  это понятие отсутствует.

Но НДС можно попытаться определить так: это форма изъятия  в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между  стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.

Акцизы - это косвенные  налоги, включаемые в цену товара и  уплачиваемые потребителем.

Акциз устанавливается с  целью изъятия в доход бюджета  сверхприбыли, полученной от производства высокорентабельной продукции.

Акцизами облагаются не все  товары, а только определенный перечень, установленный налоговым законодательством.

В соответствии со ст. 181 НК РФ, подакцизными товарами признаются:

1) спирт этиловый из  всех видов сырья, за исключением  спирта коньячного;

2) спиртосодержащая продукция  (растворы, эмульсии, суспензии и  другие виды продукции в жидком  виде) с объемной долей этилового  спирта более 9 процентов.

3) алкогольная продукция  (спирт питьевой, водка, ликероводочные  изделия, коньяки, вино и иная  пищевая продукция с объемной  долей этилового спирта более  1,5 процента, за исключением виноматериалов);

4) пиво;

5) табачная продукция;

6) автомобили легковые  и мотоциклы с мощностью двигателя  свыше 112,5 кВт (150 л.с.);

7) автомобильный бензин;

8) дизельное топливо;

9) моторные масла для  дизельных и (или) карбюраторных  (инжекторных) двигателей;

10) прямогонный бензин. Под  прямогонным бензином понимаются  бензиновые фракции, полученные  в результате переработки нефти,  газового конденсата, попутного  нефтяного газа, природного газа, горючих сланцев, угля и другого  сырья, а также продуктов их  переработки, за исключением бензина  автомобильного и продукции нефтехимии.

Не рассматриваются как  подакцизные товары следующие товары:

- лекарственные, лечебно-профилактические, диагностические средства, прошедшие  государственную регистрацию в  уполномоченном федеральном органе  исполнительной власти и внесенные  в Государственный реестр лекарственных  средств и изделий медицинского  назначения, лекарственные, лечебно-профилактические  средства (включая гомеопатические  препараты), изготавливаемые аптечными  организациями по индивидуальным  рецептам и требованиям лечебных  организаций, разлитые в емкости  в соответствии с требованиями  государственных стандартов лекарственных  средств (фармакопейных статей), утвержденных уполномоченным федеральным  органом исполнительной власти;

- препараты ветеринарного  назначения, прошедшие государственную  регистрацию в уполномоченном  федеральном органе исполнительной  власти и внесенные в Государственный  реестр зарегистрированных ветеринарных  препаратов, разработанных для применения  в животноводстве на территории  Российской Федерации, разлитые  в емкости не более 100 мл;

- парфюмерно-косметическая  продукция, прошедшая государственную  регистрацию в уполномоченных  федеральных органах исполнительной  власти, разлитая в емкости не  более 100 мл с объемной долей  этилового спирта до 80 процентов  включительно и (или) парфюмерно-косметическая  продукция с объемной долей  этилового спирта до 90 процентов  включительно при наличии на  флаконе пульверизатора, разлитая  в емкости не более 100 мл;

- подлежащие дальнейшей  переработке и (или) использованию  для технических целей отходы, образующиеся при производстве  спирта этилового из пищевого  сырья, водок, ликероводочных  изделий, соответствующие нормативной  документации, утвержденной (согласованной)  федеральным органом исполнительной  власти. 

 

2.3 Общий порядок  уплаты таможенных пошлин и  налогов

 

Обязанность по уплате таможенных пошлин и налогов согласно п. 1. ст. 319 ТК РФ возникает:

1) при ввозе товаров  - с момента пересечения товарами  таможенной границы Российской  Федерации;

2) при вывозе товаров  - с момента подачи таможенной  декларации или совершения действий, непосредственно направленных на  вывоз товаров с таможенной  территории Российской Федерации.

Согласно положениям Таможенного  Кодекса лицом, ответственным за уплату таможенных пошлин, налогов, является декларант. Если декларирование производится таможенным брокером (представителем), он несет солидарную с декларантом  ответственность за уплату таможенных пошлин, налогов в соответствии с  пунктом 2 статьи 144 Кодекса.

При несоблюдении положений  ТК РФ о пользовании и распоряжении товарами или о выполнении иных требований и условий, установленных для  применения таможенных процедур и таможенных режимов, содержание которых предусматривает  полное или частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, лицами, ответственными за их уплату в  случаях, прямо предусмотренных  ТК РФ, являются владелец склада временного хранения, владелец таможенного склада, перевозчик, лица, на которые возложена обязанность по соблюдению таможенного режима.

При неуплате таможенных пошлин, налогов, в том числе при неправильном их исчислении и (или) несвоевременной  уплате, ответственность перед таможенными  органами несет лицо, ответственное  за уплату таможенных пошлин, налогов.

При незаконном перемещении  товаров и транспортных средств  через таможенную границу ответственность  за уплату таможенных пошлин, налогов  несут лица, незаконно перемещающие товары и транспортные средства, лица, участвующие в незаконном перемещении, если они знали или должны были знать о незаконности такого перемещения, а при ввозе - также лица, которые  приобрели в собственность или  во владение незаконно ввезенные  товары и транспортные средства, если в момент приобретения они знали или должны были знать о незаконности ввоза, что надлежащим образом подтверждено в установленном законодательством порядке. Указанные лица несут ответственность в полном объеме.

Интересно, что Таможенный Кодекс в ст. 321 устанавливает ограничения  общей суммы таможенных платежей, то есть: общая сумма ввозных таможенных пошлин и налогов в отношении  товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, не может превышать  сумму таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате, если бы товары были выпущены для  свободного обращения при их ввозе  на таможенную территорию Российской Федерации, без учета пеней и процентов, кроме случаев, когда сумма таможенных пошлин, налогов увеличивается вследствие изменения ставок таможенных пошлин, налогов, когда к товарам применяются ставки таможенных пошлин, налогов, действующие на день принятия таможенной декларации таможенным органом при заявлении измененного таможенного режима. В указанных случаях суммы уплаченных таможенных пошлин, налогов при предшествующем таможенном режиме подлежат зачету при уплате сумм таможенных пошлин, налогов в соответствии с условиями нового таможенного режима.

Таможенные пошлины и  налоги исчисляет декларант или  иные лица, ответственные за их уплату самостоятельно, за исключением случаев, когда через таможенную границу  перемещаются товары, в отношении  которых не требуется подачи отдельной  таможенной декларации. В этом случае пошлины и налоги исчисляются  и начисляются таможенными органами, осуществляющими таможенное оформление в местах международного почтового  обмена, с использованием таможенного  приходного ордера. А также в случае, когда таможенным органом выставляется требование об уплате таможенных пошлин и налогов. Исчисление сумм подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов  производится в валюте Российской Федерации.

Таможенные пошлины и  налоги должны быть уплачены в определенные сроки.

При ввозе товаров таможенные пошлины и налоги должны быть уплачены не позднее 15 дней со дня предъявления товаров в таможенный орган в месте их прибытия на таможенную территорию Российской Федерации, или со дня завершения внутреннего таможенного транзита, если декларирование товаров производится не в месте их прибытия.

Информация о работе Иследование порядка работы лиц таможенных органов с денежным залогом