Электронное декларирование товаров

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 14:09, курсовая работа

Описание работы

В современных условиях ни одно государство не может функционировать абсолютно самостоятельно, без взаимодействия с другими государствами. По этой причине Российская, Федерация стала все более активно включаться в мировое хозяйство. Она стала членом Международного валютного фонда (МВФ) в июне 1992 г., группы Международного банка реконструкции и развития (МБРР) так же в 1992 г., Европейского банка реконструкции и развития (с 1990 г.) и т.д.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..
1 Теоретические основы валютного контроля в торговом обороте…………..
1.1 Понятие валютного контроля и торгового оборота…………………………
1.2 Особенности валютного контроля экспортных и импортных валютных операций……………………………………………………………………………
1.3 Нормативно-законодательная база в области валютного контроля……………………………………………………………………………
2 Анализ торгового оборота в Российской Федерации за 2008-2010 гг.……….
2.1 Структурно-динамический анализ экспорта РФ……………………………..
2.2 Структурно-динамический анализ импорта РФ……………………………...
2.3 Анализ структуры и динамики торгового оборота Оренбургской области..
3 Проблемы осуществления валютного контроля в торговом обороте страны..
3.1 Проблемы валютного контроля экспортных операций
3.2 Проблемы валютного контроля импортных операций…………………
3.3 Проблемы валютного контроля в Оренбургской области………………

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 130.00 Кб (Скачать)

С целью осуществления контроля за выполнением указанного требования на территории РФ введен следующий  порядок действий экспортеров, органов  и агентов валютного контроля:

1) оформление паспорта сделки;

2) таможенное оформление экспортных товаров;

3) передача в уполномоченные банки сведений об отгрузке экспортных товаров;

4) контроль уполномоченными банками за поступлением валютной выручки от экспорта товаров;

5) передача уполномоченными банками в ФТС РФ сведений о поступлении валютной выручки от экспорта товаров;

6) конечная проверка сведений о поступлении валютной выручки от экспорта товаров органами валютного контроля.

Введена в действие инструкция ЦБ РФ № 117-И от 15.06.2004 «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок». [5]

Инструкция направлена на ограничение и пресечение попыток отечественных предпринимателей скрыть экспортную выручку за рубежом, на обеспечение ее полного и своевременного поступления в Россию, а также на борьбу с незаконным вывозом из страны материальных и финансовых ресурсов.

Данной инструкцией активно  вовлекаются в механизм валютного контроля все коммерческие банки, а базовым документом становится паспорт сделки (далее ПС), оформляемый экспортером в банке, где у него открыт валютный счет.

Паспорт сделки - документ валютного контроля, содержащий необходимые для его осуществления сведения из контракта (договора, соглашения) между резидентом и нерезидентом, предусматривающего экспорт товаров с территории Российской Федерации и их оплату в иностранной валюте или валюте РФ. Паспорт сделки оформляется в уполномоченном банке либо его филиале резидентом, от имени которого заключен контракт, т.е. экспортером. Для оформления ПС экспортер предъявляет контракт (оригинал или копию с печатью, заверенную первым лицом) в банк, где находится его валютный счет, на который должна поступить выручка от экспорта товаров. Экспортер вместе с этим банком оформляет ПС, в котором приводится краткое содержание условий контракта.

По каждому заключенному контракту  оформляется один ПС, подписываемый  одним уполномоченным банком, на транзитный валютный счет в котором должна поступить выручка от импортера - нерезидента.

Одновременно с заполнением  и подписанием паспорта сделки экспортер  представляет в банк оригинал или  заверенную лицом, имеющим право  первой подписи по счету экспортера, скрепленную печатью экспортера копию контракта, на основании которого был составлен ПС. С подписанием ПС экспортер принимает на себя ответственность за:

- полное соответствие сведений, приведенных в паспорте сделки, условиям контракта, на основании которого был составлен данный ПС;

- зачисление в полном объеме и в установленные сроки выручки от экспорта товаров по контракту, на основании которого был составлен данный ПС, на транзитный валютный счет экспортера в банке, в который он представляет ПС для оформления.

Банк рассматривает представленные ему документы (проверяет соответствие данных паспорта сделки условиям контракта, соответствие подписи на паспорте сделки образцу подписи в карточке образцов подписей лиц, имеющих право первой подписи по счету экспортера) и подписывает представленные экспортером экземпляры паспорта сделки.

Первый экземпляр паспорта сделки возвращается экспортеру, второй экземпляр  служит основанием для открытия банком досье. Досье формируется по каждому паспорту сделки. Представляет собой подборку документов по контролю за поступлением валютной выручки от экспорта товаров. Досье формируется уполномоченными банками по каждому паспорту сделки, в которое он помещается для хранения.

С подписанием паспорта сделки банк принимает данный контракт на расчетное обслуживание и выражает согласие на выполнение функций по контролю за поступлением валютной выручки от экспорта товаров по этому контракту.

Банк имеет право отказать в  подписании паспорта сделки, если имеется:

несоответствие данных, содержащихся в контракте, сведениям, внесенным в ПС;

несоответствие предусмотренных  контрактом валютных операций требованиям  действующего российского законодательства;

отсутствие в контракте условий, предусматривающих зачисление выручки  на счет экспортера в уполномоченном банке;

- отсутствие в контракте каких-либо  сведений, необходимых для составления  паспорта сделки в установленном  порядке.

После подписания паспорта сделки уполномоченный банк возвращает экспортеру первый экземпляр  паспорта сделки вместе с оригиналом или копией контракта, второй экземпляр хранится в банке. [6]

Наряду с «невозвратом» валютной выручки по экспортным контрактам отток  валютных ресурсов происходит зачастую в форме авансовых платежей под  импортные контракты без последующей  поставки товаров и услуг.

Некоторое сдерживающее действие оказывает введенный порядок, когда условием платежа при осуществлении международных расчетов по импортным контрактам является обязательное представление российскими предприятиями в уполномоченный банк товарораспорядительных документов, подтверждающих отправку товаров в Россию.

Механизм контроля за обоснованностью  платежей в иностранной валюте за импортируемые товары, также как  и валютный контроль за поступлением валютной выручки от экспорта товаров, делает важным звеном валютного контроля коммерческие банки и усиливает роль ЦБ РФ.

Система валютного контроля по импортным  операциям устанавливает контроль за обоснованностью платежей в иностранной  валюте за импортируемые товары и  вводится в целях обеспечения  соответствия суммы средств в иностранной валюте, переведенной в оплату за импортируемые товары, стоимости фактически ввезенных в РФ товаров. Действие системы валютного контроля распространяется на:

а) валютные операции в  отношении товаров, которые ввозятся в РФ в соответствии с таможенными  режимами «выпуск для свободного обращения» и «реимпорт»;

б) сделки, по которым  расчеты полностью или частично предусмотрены в иностранной  валюте.

Базовым документом валютного контроля является паспорт импортной сделки, который оформляется импортером в банке импортера и содержит основные условия внешнеторгового контракта.

С предоставлением в  банк импортера паспорта импортной сделки, импортер принимает на себя ответственность перед органами и агентами валютного контроля за полное соответствие сведений, приведенных в паспорте импортной сделки, условиям контракта, а также за поступлением в РФ товаров в полном объеме и в сроки, не превышающие 180 дней между днем оплаты и датой таможенного оформления. При невозможности поставки товаров импортер обязан возвратить в установленные контрактом сроки на указанный в паспорте импортной сделки текущий валютный счет импортера суммы предоплаты, которая ранее была переведена иностранной стороне. В случае невыполнения условий поставок товаров или невозврата валюты они несут ответственность в виде штрафа в размере суммы, эквивалентной сумме иностранной валюты, переведенной в оплату товаров. Однако штраф не налагается в случаях, когда форс-мажорные обстоятельства документально подтверждены.

Банк импортера после  проверки соответствия данных паспорта импортной сделки условиям контракта подписывает экземпляры паспорта импортной сделки. Первый экземпляр возвращается импортеру, второй - служит основанием для открытия банком импортера досье, в котором он помещается для хранения вместе с другими документами. [5]

Экспортные и импортные  операции контролируются органами и  агентами валютного контроля. И необходимо заметить, что неотъемлемой частью этого контроля являются особые документы, такие как паспорт сделки и паспорт импортной сделки. Данные положения закреплены законодательно, и об этом будет сказано в следующем пункте.

 

1.3 Нормативно-законодательная база в области валютного контроля

 

 

Главным нормативно-правовым актом, регулирующим валютные отношения, является Федеральный закон от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».

Целью данного Закона является обеспечение реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества. [7]

Согласно п.2 ст.140 ГК РФ случаи, порядок и условия использования иностранной валюты на территории Российской Федерации определяются законом или в установленном им порядке. Таким законом является Закон «О валютном регулировании и валютном контроле». Действие Закона ограничено территорией Российской Федерации.

Принципы валютного  регулирования и валютного контроля раскрыты в ст.3 Закона « О валютном регулировании и валютном контроле». Все они имеют важное значение при толковании и применении любых актов валютного законодательства и актов органов валютного регулирования.

Особую роль играют принципы приоритета экономических мер в  реализации государственной политики в области валютного регулирования  и исключение неоправданного вмешательства  государства и его органов  в валютные операции резидентов и нерезидентов. В них находит отражение возросшая экономическая самостоятельность РФ, переход от не приносящих эффекта предписаний и запретов к регулятивному способу воздействия на отношения, связанные с использованием валютных ценностей в гражданском обороте. Отмеченная тенденция находит отражение также в принципе обеспечения государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.

Принцип единства внешней  и внутренней валютной политики РФ состоит в том, что высшим приоритетом внешнеполитического курса России является защита интересов личности, общества и государства, а также верховенство внутренних целей над внешними. [1]

Принцип обеспечения  государством защиты прав и экономических  интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций основан на ряде конституционных гарантий, среди которых следующие:

- право частной собственности  охраняется законом. Никто не  может быть лишен своего имущества  иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения (ч.1 и 3 ст.35 Конституции РФ);

- государственная защита  прав и свобод человека и  гражданина в РФ гарантируется.  Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ст.45 Конституции РФ);

- каждому гарантируется  судебная защита его прав и  свобод. Решения и действия (или  бездействие) органов государственной  власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (ст.46 Конституции РФ).

Возможность использования  перечисленных конституционных  прав нерезидентами обеспечивается ч.3 ст.62 Конституции РФ, согласно которой  иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ. [8]

В отличие от ранее  действовавшего Закона «О валютном регулировании  и валютном контроле», нормы которого носили отсылочный или бланкетный характер, подавляющее большинство норм действующего Закона «О валютном регулировании и валютном контроле» являются нормами прямого действия.

Ст.4 Закона «О валютном регулировании и валютном контроле» определяет правовую базу валютного регулирования, в соответствии с которой валютное законодательство РФ состоит из данного Закона и принятых в соответствии с ним федеральных законов (актов валютного законодательства РФ). Органы валютного регулирования вправе издавать нормативные правовые акты по вопросам валютного регулирования только в случаях, предусмотренных Законом.

Об иных федеральных  законах, которые могут быть квалифицированы  в качестве актов валютного законодательства, упоминается в ст.ст.11, 18, 22 Закона «О валютном регулировании и валютном контроле». Например, в соответствии с п.7 ч.7 ст.18 Закона федеральными законами могут быть установлены основания и порядок введения запрета на открытие счета (вклада) в банке за пределами территории РФ, на осуществление операций, предусматривающих перевод средств на указанный счет (вклад), на вывоз из РФ валюты РФ, внутренних ценных бумаг в документарной форме, а также на ввоз в РФ валюты РФ и внутренних ценных бумаг в документарной форме.

Часть 2 ст.4 Закона «О валютном регулировании и валютном контроле» устанавливает общее правило о непосредственном применении международных договоров РФ к регулируемым Законом отношениям. Изъятием из этого общего правила является случай, когда из самого международного договора РФ следует, что для его применения требуется издание внутригосударственного акта валютного законодательства РФ. Таким образом, международные договоры РФ следует считать составной частью валютного законодательства РФ, причем такие договоры имеют приоритет перед актами внутреннего валютного законодательства РФ в случае возникновения коллизии между ними. [1]

Информация о работе Электронное декларирование товаров