Казахстан в системе глобальной интеграции на примере ТС

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 15:29, курсовая работа

Описание работы

Мировой опыт свидетельствует, что таможенные союзы создают благоприятные условия для развития торговли, производства, способствуют укреплению не только экономических, но и политических связей государств, которые объединены общими экономическими интересами. Европейский союз, достигший высокого уровня экономической и политической интеграции, имеет в своей основе таможенный союз. Именно образование в соответствии с Парижским (1951) и Римским (1957) договорами таможенного союза ЕЭС стало стартовой площадкой процесса европейской интеграции и началом создания единой Европы. Этот процесс не был гладким и лишенным противоречий, но политическая воля, стремление к поиску компромиссов, общие экономические цели обеспечили в конце концов успех.

Работа содержит 1 файл

Казахстан в системе глобальной интеграции на примере ТС.doc

— 324.00 Кб (Скачать)

5) Разработка финансового механизма по укреплению внешних границ Таможенного союза.

Было бы целесообразным финансовым ведомствам и институтам сторон создать совместный фонд для укрепления внешних границ Таможенного союза. Средства данного фонда должны быть направлены на приобретение современного оборудования, ремонт и реконструкцию таможенных постов, обучение и переподготовку кадров таможенной службы и т. д.

6) Развитие инвестиционного сотрудничества в рамках Таможенного союза.

Устойчивое экономическое развитие государств Таможенного союза предполагает уменьшение влияния таможенных поступлений на формирование бюджетов стран. Большое значение приобретают развитие инвестиционного сотрудничества в рамках Таможенного союза, создание совместных предприятий, межгосударственных кластеров, что будет способствовать увеличению налоговых поступлений и других доходов в бюджеты государств, их экономическому росту.

На повестке дня стоят также вопросы модернизации экономик стран Таможенного союза. Проведенный анализ состояния модернизационного процесса в этих государствах позволяет сделать вывод о том, что он находится на начальной фазе. Многие государства ЕврАзЭС за годы реформ утратили значительную часть инновационного потенциала. Их экономики в основном опираются на традиционные отрасли, в которых преобладают нижние стадии технологических переделов.

В целом можно констатировать, что сохранившийся (хотя и заметно уменьшившийся по сравнению с дореформенным периодом) научно-технический потенциал стран сообщества пока очень слабо «работает» на модернизацию их экономик, что может привести к существенному ослаблению экономических позиций этих государств на международной арене, углублению их отставания от развитого сектора мирового хозяйства. Инновационно-инвестиционная составляющая промышленного развития стран сообщества пока не достигла размеров, которые могли бы обеспечить модернизацию экономического пространства региона в целом.

От успеха модернизации в огромной степени зависят экономический и социальный прогресс государств Таможенного союза, а также судьба интеграционных процессов в рамках сообщества. Как показывает мировой опыт, привлекательность интеграционного объединения, его устойчивое развитие зависят от того, насколько оно содействует способности производить новые товары и услуги, внедрять прогрессивные технологии, принципы и формы построения бизнеса и общественных услуг во всех странах-участниках. Поэтому актуальное значение приобретает развитие инвестиционного сотрудничества стран Таможенного союза в научной и инновационной сферах, государственно-частного партнерства для обеспечения научно-технического прогресса.

Сегодня совершенно очевидно, что выход из охватившей мировую экономику депрессии возможен только на основе массового внедрения новых технологий, повышающих эффективность и расширяющих возможности производства. Созданный в феврале 2009 г. решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС Центр высоких технологий будет способствовать активизации деятельности предприятий стран Таможенного союза в поиске новых возможностей для роста в масштабах общего экономического пространства.

Таким образом, создаваемый Таможенный союз - это крупный интеграционный прорыв на постсоветском пространстве. Наши страны активно решают задачи, которые успешно реализованы в Европе в 1951 г. с Объединения угля и стали, в 1968 г. - с создания Таможенного союза, в 1987 г. - с формирования единого рынка. Опыт Европейского Союза весьма показателен для нас. Именно общий рынок, в последующем валютный союз и введение в 2001 г. единой валюты - наглядный пример того, что сытая, успешная, демократически развитая Европа объединяется. То, что мы делаем на пространстве бывшего Советского Союза, заставляет нас и дальше идти вслед европейской интеграции. Мы и дальше должны строить общий рынок, единый валютный союз, а уже потом говорить о том, что должно быть не просто Евразийское экономическое сообщество, а Евразийский союз государств/29/.

Реализация указанных выше направлений будет способствовать активизации процесса формирования Таможенного союза, свободному движению товаров, увеличению взаимного товарооборота и устойчивому развитию стран - участников Таможенного союза в посткризисный период.

Таможенный союз, создаваемый пока тремя государствами (Казахстаном, Россией и Беларусью), даст мощный толчок региональной интеграции на постсоветском пространстве, расширению торгово-экономических связей в рамках ЕврАзЭС и повышению конкурентоспособности национальных экономик.

Мировой опыт свидетельствует о том, что реальная экономическая интеграция возможна и может быть эффективной лишь между странами с достаточно развитым экономическим потенциалом. В СНГ к таким странам пока можно отнести только Россию, Украину, Беларусь и Казахстан. Не случайно поэтому именно три государства Содружества - Россия, Беларусь и Казахстан - выступили с инициативой об образовании Таможенного союза.

Создание Таможенного союза должно дать его участникам существенные экономические выгоды.

Во-первых, введение общего таможенного тарифа в отношении третьих стран позволит им обеспечить более надежную защиту от внешней конкуренции и поставить надежные барьеры для контрабанды и реэкспорта их товаров, в том числе стратегического сырья и продукции двойного применения.

В этом плане предполагается, что среди стран - участников Таможенного союза в наиболее выигрышном положении окажется Россия как наиболее развитая в экономическом отношении страна (российский ВВП в 14 раз превосходит ВВП Казахстана и в 34 раза - ВВП Беларуси). Прежде всего, речь идет о местных рынках сбыта, которые будут защищены от конкурирующего импорта из третьих стран высокими пошлинами. В целом ожидаемые выгоды для российской экономики весьма серьезны. Кроме того, по прогнозам Министерства экономического развития Российской Федерации, Россия получит наибольший экономический эффект и от ликвидации таможенных барьеров внутри Таможенного союза. В частности, по предварительным оценкам, Россия будет получать более 90 % от всех импортных пошлин, собранных в рамках Таможенного союза.

Во-вторых, унификация в рамках Таможенного союза внешнеэкономического законодательства и постепенное выравнивание условий хозяйственной деятельности обеспечат более благоприятную обстановку для сотрудничества предпринимательских структур государств участников Таможенного союза.

В частности, на казахстанский рынок хотят выйти российские машиностроительные компании, которые заинтересованы не только в сбыте продукции, но и в создании производственных площадок на территории Республики Казахстан с ее гораздо более «мягким», по сравнению с Россией, налоговым климатом. После ввода новых пошлин на внешний импорт и снятия межгосударственных таможенных барьеров на эффективный сбыт в Казахстане смогут рассчитывать также российские производители одежды, кондитерских изделий, бытовой техники, нефтегазового оборудования.

В-третьих, по мере развития Таможенного союза будут создаваться реальные предпосылки для приоритетного развития торговли между его участниками, более полного обеспечения их необходимыми видами энергоносителей, сырьевых ресурсов, машино-технической продукции, продовольствия и потребительских товаров, производимых в государствах - членах Таможенного союза.

Принято считать, что основной выигрыш в рамках Таможенного союза получат именно предприятия-экспортеры. Одна из задач создаваемого объединения - создать комфортные условия для всех компаний, которые ищут рынки сбыта на территории других стран - участников Таможенного союза. Конечно, наибольшую выгоду получат представители крупного бизнеса, хотя новое объединение ориентировано на интересы экспортеров самого разного уровня: от компаний-лидеров нефтегазовой и металлургической индустрии до небольших перерабатывающих заводов. Это, конечно, немаловажно для казахстанских экспортеров, которые изначально «зажаты» географически и к тому же испытывают мощное давление со стороны конкурентов из России, Китая и других стран Южной Азии.

В целом, по прогнозам Российской академии наук (РАН), в 2015 г. (к моменту завершения «адаптационного периода» по выравниванию некоторых тарифов между Казахстаном и Беларусью) общий эффект от Таможенного союза для России должен составить порядка 400 млрд долл., или 16,8 % российского ВВП. Для Казахстана прогнозируемый эффект в 2015 г., по оценочным прогнозам РАН, может составить до 14,7 % ВВП республики. Однако данные оценки основаны на предположении, что казахстанские производители товаров народного потребления получат аналогичные рынки сбыта в России. Между тем сегодня из Казахстана в Россию экспортируется не так много видов товаров, причем в основном это продукция тяжелой и добывающей промышленности. В денежном выражении основную долю экспорта (около 70 %) составляют железорудное сырье для металлургических комбинатов, прокат черных металлов, уголь, урановые топливные сборки для атомных электростанций, сырье цветной металлургии. По этим позициям, если исходить из прогнозных потребностей российских компаний-потребителей, существенного роста экспорта ожидать не приходится, тогда как с казахстанскими товарами народного потребления, имеющими спрос в РФ (пищевая продукция, мука и зерно, крепкий алкоголь, кожевенное сырье, хлопок-сырец), для достижения ожидаемого эффекта потребовалось бы поднять экспорт как минимум в 4 раза.

Тем не менее уже сегодня можно отметить значительный прогресс во взаимной торговле стран Таможенного союза. Объем импорта из России в Казахстан с 2000 по 2008 г. вырос в 5,6 раза, из Беларуси — в 12,7 раза. Объем экспорта из Казахстана в Россию за этот же период увеличился в 3,6 раза, в Беларусь — в 12,1 раза. Сегодня Россия является одним из главных не только торговых, но и экономических партнеров как Казахстана, так и Беларуси. Значительных успехов Россия, Казахстан и Беларусь достигли в сфере взаимного инвестирования: российские инвестиции представлены в нефтегазовых секторах Казахстана и Беларуси, энергетике, обрабатывающей промышленности, коммуникационной сфере, торговле, строительстве; казахстанский капитал, в свою очередь, работает в банковской сфере России.

Вместе с тем формирование Таможенного союза проходит не без проблем. Снятие внутренней таможенной границы между Россией и Беларусью и недостаточная пока обустроенность белорусской таможенной границы со стороны Прибалтики, Польши и Украины привели в начале 2000-х гг. к расширению контрабанды, реэкспорта, использованию белорусского коридора для незаконного вывоза российских капиталов за рубеж. К сожалению, на практике между членами Таможенного союза пока не осуществляется реальной координации внешнеэкономической политики и экспортно-импортных операций в отношении третьих стран, хотя это предусмотрено соглашением.

Весьма спорными и сложными представляются проблемы вступления участников Таможенного союза во Всемирную торговую организацию. Как известно, вступление той или иной страны в ВТО (более 90 % международной торговли осуществляется в рамках этой организации) гарантирует ей режим наибольшего благоприятствования и освобождает от подписания многочисленных двусторонних договоров; страна может получить дополнительные торговые преференции согласно Всеобщей системе преференций, принятой в 1971 г. Конференцией ООН по торговле и развитию и одобренной ВТО. Участие в этой организации позволит снять тарифные барьеры, появится возможность устранения всех нетарифных ограничений и дискриминации при экспорте.

С другой стороны, страна, вступившая в ВТО, обязуется создавать равные условия для реализации национальных и импортных товаров на внутреннем рынке, что может негативно отразиться на состоянии национальной промышленности, находящейся в стадии реконструкции и становления. Таким образом, выгоды страны по экспорту могут быть перекрыты потерями от невыгодных обязательств по импорту. Членство одной из стран - участников Таможенного союза в ВТО нарушает принципы Таможенного союза и может нанести убытки другому партнеру, не вступившему в эту организацию.

По нашему мнению, не следует теперь излишне ускорять процесс присоединения стран - участников Таможенного союза к ВТО, тем более что Россия и остальные страны - члены Таможенного союза уже имеют режим наибольшего благоприятствования в торговле с основными своими торговыми партнерами по дальнему зарубежью. В настоящее время необходимо предоставить возможность предприятиям стран-участников окрепнуть, адаптироваться к условиям работы в рамках Таможенного союза. Кроме того, странам - членам Таможенного союза все же целесообразно вступать в ВТО не поодиночке, как это сделал Кыргызстан, а всем одновременно, «единым фронтом», что усилило бы их позиции в переговорном процессе и позволило бы улучшить условия членства в ВТО.

Серьезные проблемы возникали и в работе по созданию Единого таможенного тарифа государств - участников Таможенного союза. Известно, что построение таможенного тарифа в отдельно взятом государстве - процесс сложный и в силу ряда обстоятельств болезненный. Он связан с поиском баланса интересов национальных производителей и потребителей, защитой внутреннего рынка и созданием условий для развития конкуренции. В широком плане следует учитывать торгово-политические и экономические интересы государства, целесообразность ограничения импорта отдельных товаров с учетом повышения фискальной функции тарифа.

Безусловно, эта задача многократно усложняется при создании общего таможенного тарифа различных стран в связи с необходимостью учета комплекса экономических интересов на межгосударственном уровне. Между тем отсутствие общего таможенного тарифа тормозило снятие внутренних таможенных границ и перенос таможенного контроля на внешний периметр Таможенного союза.

Информация о работе Казахстан в системе глобальной интеграции на примере ТС