Компетенция таможенных органов

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 16:16, реферат

Описание работы

В решении проблемы обеспечения Республики Беларусь продовольствием важная роль отводится сахарному производству за счет выращивания сахарной свеклы.
В Республике Беларусь посев сахарной свеклы сосредоточен в основном в Брестской, Гродненской и Минской областях, где производиться 1-1,5 млн. тонн корней при сахаристости 14-17%. Возделыванием сахарной свеклы занимаются около 600 сельскохозяйственных предприятий.

Работа содержит 1 файл

экспертиза печать.doc

— 128.00 Кб (Скачать)

Ее общей особенностью является то, что доказательство в  этом случае содержит фактические данные, непосредственно воспринятые должностным  лицом таможенного органа, обнаруженные и наблюдавшиеся им самим при  проведении конкретного процессуального действия. Если же в протоколе процессуального действия содержатся сведения, полученные от других лиц (протоколы опросов лица, привлекаемого к ответственности, свидетеля), то этот протокол относится к иному  виду доказательств (объяснения лица, привлекаемого к ответственности, объяснения свидетеля).

Для рассматриваемого вида доказательства существенны еще  два признака, относящиеся к способу  их получения:

- они могут быть получены  только в процессе производства  по делу о нарушении таможенных  правил путем совершения процессуального  действия;

- фактические данные, содержащиеся  в протоколе, должны быть закреплены  в порядке, предусмотренном ТК  России, должностным лицом, уполномоченным на совершение процессуального действия.

Объективность протоколов таких процессуальных действий по закону подтверждают понятые.

Проверка и оценка протоколов и  других документов, несмотря на то, что  они происходят от должностных лиц  таможенных органов, осуществляются на тех же основаниях, что и всех иных видов доказательств, так как они не имеют заранее установленной силы и не исключено, что в них могут содержаться искажения, ошибки, неточности.

 

К протоколам процессуальных действий предъявляются высокие требования в части строгого соблюдения процессуальных норм, определяющих порядок их производства и фиксации.

Протокол процессуального действия должен быть составлен только правомочным  должностным лицом. В нем должны присутствовать все необходимые по закону атрибуты, в том числе подписи участвовавших в процессуальном действии лиц.

При проверке и оценке этого вида доказательств учитывается, насколько  его документы корреспондируются  с другими доказательствами, и  правовая логичность соответствующих протоколов, наличие в них данных о разъяснении участникам процессуального действия права делать замечания по поводу произведенных действий, а также содержание подобных замечаний. В отдельных случаях должностное лицо таможенного органа, рассматривающее дело, проверяя правильность протокола процессуального действия, вправе вызвать и опросить понятых, присутствовавших при процессуальном действии и подписавших протокол.

 

 Объяснения лица, привлекаемого к ответственности за НТП

Объяснения лица, привлекаемого к ответственности за нарушение таможенных правил, — это сообщение физическим лицом или должностным лицом фактических данных по поводу вменяемого ему в вину нарушения таможенных правил, либо органов (представителей) юридического лица по поводу признания его совершившим нарушение таможенных правил, иных известных им обстоятельств по делу и имеющихся в дел доказательств, сделанное во время опроса в установленном законом порядке.

Как и другие доказательства, объяснения лица, привлекаемого к ответственности за нарушение таможенных правил, используются таможенными органами для установления истины по делу о нарушении таможенных правил. В то же время его права, предусмотренные статьей 324 ТК, давать объяснения по поводу его привлечения к ответственности, а равно относительно иных, известных ему обстоятельств по делу и имеющихся в деле доказательств, являются одним из элементов права обвиняемого на защиту.

Привлекаемое к ответственности  лицо всегда, более чем какое-либо другое, заинтересовано в исходе дела о нарушении таможенных правил. На содержание его объяснений влияют преследуемые им цели (избежать наказания, добиться смягчения ответственности и т.д.).

Лицо, привлекаемое к ответственности  за нарушение таможенных правил, не несет административной ответственности за отказ или уклонение от дачи объяснений. Он вправе как полностью отказаться от дачи объяснений, так и не ответить на вопросы, ставящие его в затруднительное положение.

Объяснения лица, привлекаемого  к ответственности за нарушение  таможенных правил, подлежат проверке и оценке наряду с другими собранными по делу доказательствами.

Заведомая заинтересованность привлекаемого  к ответственности лица в исходе дела обязывает должностное лицо таможенного органа к критической  проверке и оценке этого вида доказательств.

Вместе с тем объяснения такого лица обладают ценными свойствами и  во многих случаях служат эффективным  средством установления истины. Оно  наиболее полно и точно осведомлено  об обстоятельствах совершения правонарушения, его мотивах, знает о причастных к нему лицах и т.п. Правдивые показания лица, привлекаемого к ответственности за нарушение таможенных правил, признавшего свою вину или факт совершения нарушения таможенных правил, — одно из средств полного раскрытия правонарушения, собирания и проверки других доказательств по делу.

Привлекаемое к ответственности  лицо не только дает объяснения по интересующим таможенные органы вопросам, но и подвергает критике, оценивает со своей стороны  другие доказательства, собранные по делу, что должно способствовать формированию у должностного лица таможенного органа объективного представления о расследуемом правонарушении.

На практике встречаются случаи, когда лицо, привлекаемое к ответственности  за нарушение таможенных правил, после  заведения дела о нарушении таможенных правил опрашивается в качестве свидетеля по поводу его собственных действий или действий других лиц, чьи интересы он представляет (защищает), с предупреждением об административной ответственности за отказ или уклонение от дачи объяснений. Совершение таких действий при ведении производства по делам о нарушении таможенных правил абсолютно недопустимо, поскольку опрос в качестве свидетеля привлекаемого к ответственности лица (его адвоката, представителя) лишает его возможности осуществить свое право на защиту и поэтому не может быть признано соответствующим процессуальным требованиям ТК.

 

 Объяснения свидетеля 

Объяснения свидетеля — это  сообщение лицом известных ему  фактических данных об обстоятельствах, подлежащих установлению по делу, сделанное  во время опроса в установленном законе порядке.

Этот вид доказательства используется по всем делам о нарушении таможенных правил и относится к числу  наиболее распространенных.

Круг свидетелей ТК определен широко. Он не содержит ограничений для опроса в качестве свидетеля в зависимости от возраста, пола, служебного положения свидетеля, гражданства, его специфических отношений с лицом, привлекаемым к ответственности за нарушение таможенных правил.

Согласно статье 314 ТК, в качестве свидетеля для дачи объяснений может быть вызвано любое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, подлежащие установлению по делу о нарушении таможенных правил.

Не могут опрашиваться в качестве свидетеля:

- адвокат и оказывающий юридическую  помощь представитель лица, привлекаемого к ответственности за нарушение таможенных правил, об обстоятельствах, которые стали им известны в связи с оказанием таких услуг и помощи;

- лицо, которое в силу своих  физических или психических недостатков  не способно правильно воспринимать  обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать им правильные объяснения.

Супруг и близкие родственники физического лица или должностного лица, привлекаемого к ответственности  за нарушение таможенных правил, освобождаются  от обязанности давать объяснения.

Не могут опрашиваться в качестве свидетелей участники административного  процесса: лицо, привлекаемое к ответственности  за нарушение таможенных правил, эксперт. Интересующие должностное лицо таможенного  органа сведения они сообщают в форме  объяснения лица, привлекаемого к ответственности за нарушении  таможенных правил, заключения эксперта.

Опрос в качестве свидетелей сотрудников  таможенных органов, осуществлявших функции  по таможенному контролю и таможенному  оформлению, в результате которых  выявлено правонарушение, пресекавших противоправные действия, принимавших участие в задержании, вполне допустим, а зачастую и необходим.

Свидетель может быть опрошен о  любых обстоятельствах, подлежащих установлению по делу о нарушении  таможенных правил, в том числе  о личности физического лица или должностного лица, привлекаемого к ответственности за нарушение таможенных правил, и о своих взаимоотношениях с ним. Не могут служить доказательствами фактические данные, сообщаемые свидетелем, если он не может указать источник своей осведомленности (ст. 325 ТК).

Предположения, догадки свидетеля  по поводу тех или иных обстоятельств  дела, возможного развития событий  и т.п. доказательствами не являются, в отличие от конкретных фактических  данных, на которых они основаны. Свидетель не обязан высказывать свое мнение по поводу обстоятельств, устанавливаемых по делу, и предусмотренной статьей 442 ТК ответственности за отказ отвечать на соответствующие вопросы не несет.

В тех случаях, когда обязанность  свидетеля дать объяснения приходит в противоречие с установленной для него законом обязанностью хранить в тайне те или иные сведения, опрос свидетеля по поводу этих сведений должен производиться лишь после получения разрешения от соответствующего органа или должностного лица.

 Экспертиза, заключение эксперта

Заключение эксперта — это представленные по поручению должностного лица таможенного  органа Российской Федерации в установленном  законом порядке мотивированные выводы лица, обладающего специальными познаниями в науке, искусстве, технике  или ремесле, об обстоятельствах, существенных для дела, полученные в результате их исследования с применением этих познаний.

Заключение эксперта — весьма своеобразный и получающий все более широкое  применение в правоприменительной  деятельности вид доказательств.

Согласно статье 326 ТК экспертиза назначается  в случае, если для разъяснения  возникающих вопросов требуются  специальные познания в науке, искусстве, технике или ремесле.

Необходимость привлечения специальных  познаний для выяснения обстоятельств  дел о нарушении таможенных правил обусловлена разнообразием правонарушений, обстановкой их совершения, когда правильное установление фактов невозможно без обращения к содействию лиц, владеющих необходимыми специфическими знаниями и методами исследования.

Даже в тех случаях, когда должностное лицо таможенное органа обладает какими-либо специальными познаниями, необходимыми для выяснения тех или иных обстоятельств дела, закон не позволяет ему принимать на себя функции эксперта. Это обусловлено необходимостью квалифицированного, тщательного и объективного производства экспертизы с созданием необходимых гарантий для всесторонней критической проверки и оценки заключения эксперта как доказательства, опирающегося на специальные познания постороннего по отношению к делу лица.

Экспертиза назначается в случаях, когда необходимы специальные познания в любой отрасли знаний, кроме  права. Решение правовых вопросов, подлежащих разрешению при производстве по делу, образует исключительную компетенцию  должностного лица таможенного органа, в производстве или на рассмотрении которого находится дело о нарушении таможенных правил. К их числу относятся вопросы о виновности или невиновности физических лиц или должностных лиц в совершении правонарушения, вопросы толкования действующего материального и процессуального права и т.д.

Экспертиза проводится экспертами таможенных  лабораторий и других соответствующих учреждений либо иными  специалистами, назначенными должностным  лицом  таможенного органа, в производстве или на рассмотрении которого находится дело о нарушении таможенных правил. В качестве эксперта может быть вызвано любое физическое лицо, обладающее необходимыми познаниями для дачи заключения. Решение о назначении экспертизы обязательно для эксперта, которому этим решением поручена экспертиза, и для должностных лиц предприятий, учреждений или организаций, где работает эксперт.

Вопросы, поставленные перед экспертом, и его заключение не могут выходить за пределы специальных познаний эксперта.

Эксперт дает заключение в письменной форме от своего имени. В заключении эксперта излагаются проведенные им исследования, сделанные в результате их выводы и обоснованные ответы на поставленные вопросы. Если эксперт при производстве экспертизы установит имеющие значение для дела обстоятельства, по поводу которых ему не были поставлены вопросы, он вправе включить выводы об этих обстоятельствах в свое заключение.

Заключение эксперта опирается  на имеющиеся в деле фактические  данные, является результатом исследования материальных объектов или отраженных в деле сведений. Но во всех случаях оно имеет своим содержанием новые фактические данные, существенные для дела, полученные в результате экспертизы с применением специальных познаний сведущим лицом. Опираясь на результаты собственного исследования представленных ему объектов, эксперт или обнаруживает новые факты, ранее по делу неизвестные, или точно устанавливает факты, лишь предполагавшиеся или выясненные приблизительно, или же дает оценку тех или иных фактов через специальные познания, которыми он располагает.

Информация о работе Компетенция таможенных органов