Контрольная работа по "Таможенное право"

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 00:29, контрольная работа

Описание работы

Сущность и социальное назначение любой правовой отрасли раскрываются при анализе правовых норм, составляющих содержание этой отрасли.
Норму права любой правовой отрасли всегда характеризуют несколько присущих ей признаков:
1) норма права — это всегда первичная клетка любой правовой отрасли;

Работа содержит 1 файл

контрольная номер 1.doc

— 57.50 Кб (Скачать)

Таможенное право

 

Вариант 6

 

1. Понятие, структура и виды  норм таможенного права. Действие  норм таможенного права во  времени, в пространстве и по  кругу лиц. 

 

Сущность  и социальное назначение любой правовой отрасли раскрываются при анализе  правовых норм, составляющих содержание этой отрасли.

Норму права любой правовой отрасли  всегда характеризуют несколько  присущих ей признаков:

1) норма  права — это всегда первичная  клетка любой правовой отрасли;

2) норма  права - это правило, которое  всегда либо установлено, либо санкционировано государством;

3) это  правило всегда носит общий  характер, оно не персонифицировано  и рассчитано на многократное  применение;

4) нарушение  этого правила влечет за собой  юридическую ответственность;

5) норма  любой отрасли права всегда  несет на себе отпечаток общественных отношений, составляющих предмет этой отрасли.

Подобные  признаки в полной мере присущи и  таможенно-правовым нормам и поэтому  понятие «таможенно-правовая норма» можно сформулировать как установленное  или санкционированное государством правило поведения, целью которого является регулирование общественных отношений в сфере таможенного дела, и неисполнение либо нарушение которого влечет за собой ответственность, установленную и обеспечиваемую государством.

Любая правовая норма отличается единством, целостностью и неделимостью. Для нее характерна особая структура, т. е. специфическая компоновка содержания, связь и соотношение ее элементов.

Структура таможенно-правовых норм традиционна  и содержит три самостоятельных  элемента: гипотезу, диспозицию и санкцию. Гипотеза таможенно-правовой нормы содержит указание на конкретные жизненные обстоятельства (события либо действия), при наличии которых эта норма вступает в действие. Диспозиция («сердцевина» нормы) указывает на конкретное правило поведения, которым должны руководствоваться субъекты таможенного права, если они оказались причастны к условиям, перечисленным в гипотезе. Ну а санкция - это вид и мера возможного неблагоприятного последствия, угрожающего нарушителям установленного данной нормой правила.

Элементы  структуры таможенно-правовых норм не могут быть изолированы друг от друга, они тесно взаимосвязаны  и вытекают один из другого. Гипотеза нормы обязательно связана с  диспозицией, а диспозиция — с  санкцией, и наоборот.

Правоотношения в сфере таможенного дела регулируются нормами различной правоотраслевой принадлежности — нормами конституционного, административного, гражданского, уголовного, уголовно-процессуального права и ряда других отраслей. Как уже отмечалось - объединяющим признаком, позволяющим именовать нормы этих отраслей одновременно и таможенно-правовыми нормами, является их направленность на предмет регулирования таможенного права, т. е. на регулирование совокупности общественных отношений, возникающих, изменяющихся и прекращающихся в связи и по поводу перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации.

Наполненные единым юридическим содержанием, таможенно-правовые нормы не равны по своей юридической  силе и подразделяются на конституционные нормы, нормы законов и нормы подзаконного характера.

Таможенно-правовые нормы различны также и по своей  предметной направленности. Исходя из этого, они делятся на материальные нормы и нормы процессуальные.

Материальные  таможенно-правовые нормы (их большинство) закрепляют комплекс прав и обязанностей, а также ответственность субъектов таможенно-правовых отношений. В них находит свое отражение тот правовой режим, в рамках которого должны действовать участники таможенно-правовых отношений. А процессуальные таможенно-правовые нормы определяют порядок и условия реализации прав и обязанностей участников таможенно-правовых отношений, установленных нормами материального таможенного права.

Например, нормы, закрепляющие права и обязанности  таможенных органов и их должностных лиц по таможенному оформлению и таможенному контролю перемещаемых через таможенную границу товаров и транспортных средств, являются материальными таможенно-правовыми нормами. А нормы, регламентирующие порядок и условия производства таможенного оформления и таможенного контроля таких товаров и транспортных средств — процессуальными нормами таможенного права.

Помимо  юридической силы и предметной направленности, таможенно-правовые нормы можно  классифицировать по степени общности их содержания, по характеру предписываемых правил поведения и по техническим приемам установления правил поведения.

По  степени общности содержания таможенно-правовые нормы делятся на нормы-принципы, общие нормы и конкретные нормы.

Нормы-принципы не содержат явных признаков норм права, а являются результатом нормативных обобщений и выражают социальную направленность всех норм таможенного права как отрасли. Общие нормы, в отличие от норм-принципов — это общие правила поведения в сфере таможенного дела, конкретизированные в других нормах. А вот нормы, непосредственно регулирующие те или иные общественные отношения в сфере таможенного дела именуются уже конкретными таможенно-правовыми нормами.

Например, положение ч. 1 ст. 2 ТК РФ является нормой-принципом  таможенного права, в соответствии с которым все нормы таможенного права России направлены на достижение целей единой таможенной политики страны, являющейся составной частью ее внешней и внутренней политики; положение ст. 137 ТК РФ, содержащее понятие предварительных операций, является общей диспозицией ко многим другим нормам, регулирующим различные виды предварительных операций, а вот нормы главы 23 ТК РФ являются уже конкретными таможенно-правовыми нормами, поскольку непосредственно регулируют порядок и условия временного хранения товаров, являющегося одной из разновидностей предварительных операций.

По характеру предписываемых правил поведения нормы таможенного  права можно условно разделить  на управомочивающие, обязывающие и  запрещающие.

Управомочивающие нормы таможенного  права устанавливают права субъектов совершать определенные действия или воздержаться от них по своему усмотрению, т. е. дают возможность субъектам самим выбирать наилучший вариант поведения в данных конкретных условиях — в рамках нормы. Примером может служить ст. 25 ТК РФ, дающая право лицу, перемещающему товары и транспортные средства, в любое время выбрать любой таможенный режим или изменить его.

Обязывающие нормы таможенного  права предписывают обязанность  совершения субъектом таможенного  права действий, предусмотренных таможенно-правовой нормой. Так, например, нормой ч. 1 ст. 39 ТК РФ предусмотрен перечень мер, которые обязан предпринять перевозчик находящихся под таможенным контролем товаров и транспортных средств в случае аварии или действия непреодолимой силы.

Запрещающие таможенно-правовые нормы  предписывают субъекту таможенного  права воздержаться от содержащихся в норме действий, т. е. являются косвенным  указанием на правило поведения. Примером могут служить нормы  главы 39 ТК РФ, устанавливающие виды нарушений таможенных правил и ответственность за эти нарушения.

По техническим приемам установления правил поведения таможенно-правовые нормы можно подразделить на определенные, бланкетные и отсылочные. Определенные нормы содержат описание правила  поведения в статье, в которой она излагается. Таких норм в таможенном праве большинство.

Бланкетными принято считать нормы, которые не содержат определенных правил поведения, а делают отсылку в  самом общем виде к нормативно-правовому  акту в целом или к его части. Например — ст. 26 ТК РФ: «Товары и транспортные средства подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом». Норма явно бланкетная, поскольку самого правила не содержит, а отсылка сформулирована в самом общем виде.

В отличие от бланкетных отсылочные нормы, наоборот, содержат ссылку на конкретное правило поведения, содержащееся в  той или иной прямо обозначенной статье нормативно-правового акта. Например, ч. 1 ст. 88 ТК РФ («При переработке  товаров вне таможенной территории могут осуществляться операции, указанные в части первой статьи 59 настоящего Кодекса») носит явный отсылочный характер.

Теперь о действии норм таможенного  права во времени, в пространстве и по кругу лиц.

Основополагающим  для таможенного права является положение ст. 5 ТК РФ, согласно которому в таможенном деле применяются нормы таможенного права, действующие на день принятия таможенной декларации и иных документов таможенным органом Российской Федерации. При незаконном перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу России таким днем, т. е. днем принятия таможенной декларации считается день фактического перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, а при невозможности его определить — день обнаружения таможенного правонарушения. Таков основной критерий действия таможенно-правовых норм во времени.

Существует  еще дополнительный критерий, характеризующий  действие таможенно-правовых норм во времени  — это срок их действия. В зависимости  от этого их можно было бы поделить на нормы без указания срока действия (таких норм большинство и они действуют до их официальной отмены компетентным органом) и на нормы с указанием срока их действия (например, так называемые «сезонные пошлины» вводятся на определенный срок, по истечении которого нормы, их вводившие считаются утратившими силу).

По  действию таможенно-правовых норм в  пространстве их можно поделить на нормы, действующие в пределах всей таможенной территории России (таких  норм большинство) и на нормы, действие которых распространяется лишь на определенные территориальные образования (например, нормы Приказа ГТК России от 28 августа 1996 г. № 521 действуют лишь в пределах Особой экономической зоны в Калининградской области).

Действие  же норм таможенного права России по кругу, лиц предопределено, по существу, территориальным аспектом их действия. Иными словами — нормы таможенного права распространяется на всех лиц, находящихся на той части таможенной территории России, где они действуют, а в ряде случаев — и на лиц, находящихся за пределами этой территории (например, на ли, поместивших товар под таможенный режим временного вывоза).

Исключение  составляют лишь случаи, прямо оговоренные  в законе. Например, в определенной части нормы таможенного права  не распространяются на лиц, обладающих различного рода иммунитетами, под  которыми в таможенном праве понимаются изъятия отдельных лиц и их имущества из сферы принудительного воздействия со стороны таможенных органов России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Условия и порядок  использования упрощенной формы  применения взыскания.

Привлечение к административной ответственности лиц, совершивших нарушения таможенных правил, может осуществляться двумя способами:

а) посредством  заведения дела о нарушении таможенных правил и ведения производства по нему с последующим вынесением мотивированного  постановления; и

б) посредством составления акта о наложении взыскания за нарушение таможенных правил по упрощенной форме.

Суть такой формы привлечения  к ответственности как использование  упрощенной формы наложения взыскания  состоит в том, что дело о нарушении  таможенных правил не заводится, протокол о правонарушении не составляется, процессуальные действия не проводятся, а взыскание налагается, как правило, на месте обнаружения нарушения таможенных правил (ст. 385 ТК РФ).

Применение упрощенной формы взыскания  за нарушение таможенных правил возможно только при одновременном соблюдении пяти основных условий.

Во-первых, упрощенная форма наложения  взыскания используется только при  привлечении лиц к ответственности  по строго оговоренному перечню статей (а именно: по ст.ст. 249-253, частям 2 и 3 ст. 254, ст.ст. 255-265, 267-270, 272, части 2 ст. 279 и ст. 288) ТК РФ.

Во-вторых, упрощенная форма предполагает применение только предупреждения либо штрафа в качестве меры взыскания  за нарушение таможенных правил, хотя санкция вменяемой статьи может предусматривать также и иные виды взысканий.

В-третьих, в отношении физических или должностных лиц упрощенная форма наложения взыскания применима  только по достижении этими лицами 18-летнего возраста, тогда как  по общему правилу субъектом ответственности за нарушение таможенных правил может быть лицо, достигшее 16-летнего возраста.

В-четвертых, использование упрощенной формы наложения взыскания в  отношении юридических лиц и  предпринимателей без образования  юридического лица возможно только в  случае присутствия в момент обнаружения правонарушения руководителей этих лиц или их представителей.

В-пятых, лица, привлекаемые к ответственности  за нарушение ими таможенных правил, должны признать свою вину в совершении правонарушения (либо факт его совершения для юридических лиц) и выразить свое согласие на использование упрощенной формы наложения взыскания, о чем должна быть сделана соответствующая отметка в акте о наложении взыскания. Кроме того, при наложении взыскания в виде штрафа привлекаемое к ответственности лицо также должно выразить готовность и реальную возможность уплатить этот штраф немедленно. Письмом ГТК России от 21 января 1998 г. № 01-15/ 1147 (в редакции от 17.09.98 г.) до правоприменителей доведены Методические рекомендации о процедуре оформления взыскания за нарушение таможенных правил в упрощенной форме и контроля за ее применением.

Особенностью применения упрощенной формы взыскания является и то, что она может применяться  только наиболее профессионально подготовленными  сотрудниками таможенных органов, обладающими обширным опытом ведения производства по делам о нарушениях таможенных правил.

Для того чтобы должностное лицо таможенного органа было допущено к  применению взыскания в упрощенной форме, начальник структурного подразделения  должен подать докладную записку начальнику таможенного органа либо лицу, его замещающему, с ходатайством о наделении должностного лица его подразделения такими полномочиями. Ходатайство согласовывается с заместителем начальника таможенного органа, курирующим это подразделение, с заместителем начальника таможенного органа по правоохранительной работе, с отделом таможенных расследований и отделом собственной безопасности.

Информация о работе Контрольная работа по "Таможенное право"