Механизмы государственного регулирования ВЭД

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 12:13, контрольная работа

Описание работы

Цель данной работы – выявить какие бывают органы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, выявить методы, цели и задачи государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.

Содержание

Введение 3
1 Совершенствование механизма государственного регулирования ВЭД 4
1.1 Органы государственного и негосударственного регулирования и управления внешнеэкономической деятельностью 4
1.2Административные методы регулирования внешнеэкономической деятельности 7
1.3 Цели и принципы государственного регулирования 10
2 Адаптация внешнеэкономической деятельности к требованиям международной практики 13
Заключение 17
Список литературы 18

Работа содержит 1 файл

Таможенное дело.doc

— 89.00 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение 3

1 Совершенствование механизма  государственного регулирования  ВЭД 4

1.1 Органы государственного  и негосударственного регулирования  и управления внешнеэкономической  деятельностью 4

1.2Административные  методы регулирования внешнеэкономической деятельности 7

1.3 Цели и  принципы государственного регулирования 10

2 Адаптация внешнеэкономической  деятельности к требованиям международной  практики 13

Заключение 17

Список литературы 18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Роль государственного регулирования внешнеэкономической деятельности заключается в том, что в процессе развития внешнеэкономических отношений сталкиваются экономические интересы различных социальных групп и слоёв населения, и государство неизбежно оказывается вовлечённым в этот конфликт интересов. В условиях глобализации национальная экономика становится всё более открытой, поэтому государство должно учитывать в своей торгово-экономической политике тесную взаимосвязь процессов, происходящих внутри экономики и в сфере внешнеэкономических связей. Следовательно, государство не может достичь внутреннего экономического равновесия, не используя внешнеторгового регулирования.

Эта проблема была и остается актуальной, так как  в современных условиях глобализации проблема взаимодействия государств - одна из наиболее сложных и интересных. Для ее решения необходимо глубокое изучение теории, истории развития системы государственного регулирования, состояния современной России и ее отношений с зарубежными странами.

Цель данной работы – выявить какие бывают органы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, выявить методы, цели и задачи государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.

 

1 Совершенствование механизма государственного регулирования ВЭД

 

Внешнеэкономическая деятельность - одна из сфер экономической деятельности государства, предприятий, фирм, тесно связанная с внешней торговлей, экспортом и импортом товаров, иностранными кредитами и инвестициями, осуществлением совместных с другими странами проектов.

 

1.1 Органы государственного и негосударственного регулирования и управления внешнеэкономической деятельностью

Большое внимание управлению и регулированию внешнеэкономических  связей уделяют: правительственные  органы, государственный аппарат, негосударственные  отечественные и международные организации.

Энергичному и  быстрому воздействию на регулирование  различных форм ВЭД способствуют указы Президента. Высшими органами, осуществляющими государственное  регулирование ВЭД, являются Совет  Федерации и Государственная  Дума, которые вправе принимать, изменять, отменять законы, регулирующие внешнюю торговлю, совместное предпринимательство и другие формы внешнеэкономического сотрудничества и взаимодействия.

Общее руководство  внешнеэкономической деятельностью  осуществляет Правительство на основе принятия нормативных актов управления по вопросам ВЭД, координации деятельности министерств и ведомств в сфере ВЭД, проведения переговоров и заключения межправительственных договоров.

На Министерство торговли возложены такие регулирующие функции:

  • выработка стратегии внешнеэкономической политики и обеспечение ее проведения всеми субъектами ВЭД на основе координации их действий в соответствии с международными договорами;
  • разработка единой валютной, кредитной, ценовой политики;
  • осуществление контроля за соблюдением всеми субъектами ВЭД законов и условий международных договоров;
  • сотрудничество с различными международными и межправительственными комиссиями по вопросам развития и регулирования ВЭД;
  • подготовка и заключение внешнеторговых договоров и соглашений с разными странами;
  • координация и согласование внешнеэкономической деятельности с Министерством экономики, Министерством финансов и другими министерствами и ведомствами;
  • осуществление мер нетарифного регулирования ВЭД.

Важная роль в регулировании ВЭД принадлежит Центральному банку, который заключает межбанковские соглашения, представляет интересы государства в отношениях с национальными или центральными банками других государств, международными банками и другими финансово-кредитными учреждениями. К основным функциям Центробанка относятся: проведение всех видов валютных операций, разработка сферы и системы обращения в стране иностранной валюты и ценных бумаг, издание нормативных актов, регулирование курса, выдача лицензий банкам на осуществление валютных операций.

Из негосударственных  организаций наибольшее воздействие  на развитие и осуществление ВЭД  оказывают торгово-промышленные палаты. Торгово-промышленная палата является негосударственной некоммерческой общественной организацией, объединяющей предприятия и предпринимателей, она является юридическим лицом, она создается в целях содействия развитию экономики страны, ее интегрированию в мировую хозяйственную систему, формированию современно промышленной и торговой инфраструктуры; всемирному развитию всех видов предпринимательства, торговых и научно-технических связей с зарубежными странами.

Торгово-промышленные палаты выполняют следующие задачи:

  • оказание помощи предпринимателям и предприятиям,
  • организация взаимодействия между  субъектами предпринимательской деятельности и с государством,
  • содействие развитию системы образования и подготовки кадров для предпринимательской деятельности,
  • оказание предпринимателям, их объединениям, союзам, ассоциациям информационных услуг,
  • содействие развитию экспорта товаров и услуг, оказание технической помощи субъектам предпринимательской деятельности в проведении операций на внешнем рынке,
  • принятие мер к недопущению и пересечению недобросовестной конкуренции, неделового партнерства,
  • содействие регулированию споров, возникающих между предприятиями, предпринимателями,
  • предоставление услуг для осуществления коммерческой деятельности иностранных фирм и организаций.

Правительственные органы занимаются регулированием и  реализацией ВЭД. В настоящее  время в мире создано большое число международных организаций, осуществляющих регулирование разнообразных аспектов взаимодействия участников ВЭД из разных стран. При этом важно учесть, что большинство стран мира используют в своей практике основные правила, положения, различные нормативы и регламенты, выработанные этими международными организациями с целью развития международного экономического сотрудничества1.

 

 

1.2 Административные  методы регулирования внешнеэкономической  деятельности 

С целью регулирования  ВЭД органы государственного управления издают акты правового регулирования взаимоотношений контрагентов, акционерные законодательства, таможенные кодексы, постановления, обязывающие импортеров и экспортеров на основе их исполнения соблюдать интересы государств, взаимодействующих на внешнем рынке.

Международные торговые договоры определяют общие пути развития экономических отношений между государствами, устанавливают торгово-экономический, политический режим взаимодействия, предусматривают условия взаимных расчетов, сроки сотрудничества и т. д. В договорах могут быть зафиксированы долгосрочные соглашения - 5 -10 лет и более - о торговле и других формах взаимодействия. А также практикуется заключение ежегодных протоколов о взаимных поставках товаров. Соглашения и протоколы, дополняя друг друга, способствуют развитию устойчивого взаимовыгодного сотрудничества.

 Наилучшие условия  для развития ВЭД обеспечиваются  в тех случаях, когда страны  предоставляют друг другу режим  наиболее благоприятствуемой нации. 

При этом режиме хозяйствующие субъекты договорившихся сторон используются таможенными, налоговыми и другими привилегиями в стране партнера.

 В основе таможенные формальностей лежит таможенный кодекс, утверждаемый законодательным органом. Таможенный кодекс создается в соответствии с таможенной политикой государства. Он определяет общие задачи и функции таможенных органов, порядок разработки, утверждения и использования тарифов, условия освобождения от уплаты пошлин, санкции за нарушение таможенных правил, порядок рассмотрения жалоб. Таможенные формальности являются одним из самых эффективных методов регулирования ВЭД

Контингентирование и  лицензирование. Контингентирование экспорта и импорта - это количественные или стоимостные ограничения экспорта и импорта, вводимые на определенный срок по отдельным товарам и услугам, странам и группам стран.

 Лицензирование - это система письменных разрешений выдаваемых государственными органами на экспорт и импорт товаров. Лицензирование применяется на определенные периоды времени по отдельным товарам, включенным в перечень продукции общегосударственного назначения. Генеральные лицензии сроком до одного года получают специализированные внешнеэкономические организации в соответствии с государственными экспортно-импортными заданиями. Разовые лицензии выдаются по каждой отдельной сделке на срок, необходимый для ее реализации, но не более чем на один год.

 Контингентирование осуществляется  установлением режима выдачи  индивидуальных лицензий, при этом  общий объем экспорта (импорта)  по этим лицензиям не должен превышать объема установленной квоты. Используются следующие виды экспортных  (импортных) квот (контингентов): глобальные, групповые, индивидуальные. По каждому виду товара устанавливается лишь один вид квоты.

Антидемпинговые процедуры. Они представляют собой судебные и административные разбирательства претензий, которые предъявляют национальные предприниматели против иностранных поставщиков, обвиняя их в продаже товаров по заниженным ценам, которые могут нанести ущерб местным производителям аналогичной продукции. Органы власти, суды обязаны приостановить движение товара, обвиненного в демпинге, и разобраться по существу претензий.

Ценовые преференции. Их устанавливают в законодательном порядке некоторые страны путем определения минимальной разницы в ценах, по которым товары и услуги импортера должны быть ниже цен национальных производителей. Например, энергетические компании США имеют право размещать заказы на импортное оборудование только в том случае, если цены на него будут ниже цен американских производителей как минимум на 6%.

 Технические процедуры устанавливаются в законодательном порядке государственными организациями и представляют собой комплекс мероприятий по поверке соответствия импортируемой продукции требованиям международных и национальных стандартов, отраслевых норм и технических предписаний.

 Одним из видов технических  барьеров является требование  сертификации продукции, товаров,  ввозимых в страну. Для чего  их подвергают испытаниям в  специализированных лабораториях  на соответствие их свойств требованиям стандартов по техническим, санитарным, технологическим, традиционным показателям.

 Данная процедура может  серьезно осложнить сбыт ряда  товаров, если заблаговременно  не осуществить их сертификацию.

 Импортные процедуры представляют собой правила проведения импортных операций при государственных закупках. Во многих странах в этих случаях покупатель должен провести международные торги с целью выяснения наиболее выгодного продавца. Иногда покупателю выдают лицензию только в том случае, если он выполнил требования по осуществлению встречных экспортных операций.

 Оперативное регулирование ВЭД. Правительство, Министерство внешних экономических связей, Государственный таможенный комитет могут приостановить операции участников ВЭД в случае постановки недоброкачественной продукции и товаров, невыполнения обязательных экспортных поставок при одновременном экспорте аналогичных товаров в других формах, экспорта по необоснованно низким ценам или импорта по завышенным ценам, сообщения ложной информации в рекламе, таможенной, валютно-финансовой и регистрационной документации. Приостановка внешнеэкономических операций применяется как к отечественным субъектам ВЭД, так и к зарубежным, допустившим нарушения законодательства2.

 

1.3 Цели и  принципы государственного регулирования

Основные цели госрегулирования ВЭД состоят в  следующем:

  • использование внешнеэкономических связей для ускорения создания в России рыночной экономики;
  • содействие повышению производительности труда и качества национальной продукции путем приобретения лицензий и патентов, закупок новых технологий, качественных комплектующих, сырья и материалов, включения российских предприятий в мировую конкуренцию;
  • создание условий доступа российских предпринимателей на мировые рынки посредством оказания государственного, организационного, финансового, информационного содействия;
  • защита национальных внешнеэкономических интересов, защита внутреннего рынка;
  • создание и поддержание благоприятного международного режима во взаимоотношениях с различными государствами и международными организациями3.

Информация о работе Механизмы государственного регулирования ВЭД