Международное торговое и таможенное сотрудничество России с Вьетнамом

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 15:08, контрольная работа

Описание работы

Цель данной работы – рассмотреть содержание внешнеторговых отношений России и Вьетнама.

Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:

- охарактеризовать основные этапы торгово-экономического сотрудничества России и Вьетнама;

- раскрыть сущность внешнеторговых отношений России и Вьетнама;

- осветить основные проблемы в развитии внешнеторговых отношений России и Вьетнама и пути их решения.

Содержание

Введение………………………………………………………………… 3

Глава 1. Основные этапы торгово-экономического

сотрудничества России и Вьетнама…………………….. 5

1.1. Торгово-экономическое сотрудничество России

и Вьетнама………………………………………………… 5

1.2. Характеристика состояния торгово-экономических

отношений России и Вьетнама………………………….. 15

Глава 2. Проблемы в развитии торгово-экономических отношений

России и Вьетнама и пути их решения………………….. 19

2.1. Проблемы торгово-экономических отношений России

и Вьетнама………………………………………………… 19

2.2. Пути решения торгово-экономических проблем России

и Вьетнама…………………………………………………. 22

Заключение…………………………………………………………….... 24

Список использованных источников………………………………….. 25

Работа содержит 1 файл

МТС К.р..docx

— 64.74 Кб (Скачать)

Международное таможенное сотрудничество России и Вьетнама

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение…………………………………………………………………           3

Глава 1.     Основные этапы торгово-экономического

                    сотрудничества России и Вьетнама…………………….. 5

          1.1.  Торгово-экономическое сотрудничество России

                    и Вьетнама………………………………………………… 5

          1.2.   Характеристика состояния торгово-экономических

                    отношений России и Вьетнама…………………………..            15

Глава 2.     Проблемы в развитии торгово-экономических отношений

                    России и Вьетнама и пути их решения…………………..            19

           2.1.   Проблемы торгово-экономических отношений России

                    и  Вьетнама…………………………………………………           19

           2.2.  Пути решения торгово-экономических проблем России

                    и Вьетнама………………………………………………….           22

Заключение……………………………………………………………....           24

Список использованных источников…………………………………..           25

             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Социалистическая Республика Вьетнам (далее – СРВ) на протяжении последнего десятилетия проводит курс обновления и добилась первых очень важных и вдохновляющих результатов.

Многие предприниматели  со всего мира проявляют всё больший  интерес к процессу обновления всех сторон общественно-экономической жизни вьетнамского народа. Современный Вьетнам открыт для сотрудничества по множеству направлений со всеми странами Особая благодарность вьетнамского народа к России, его трудолюбие и гостеприимство, уникальное расположение Вьетнама, его природные богатства и высочайшие темпы экономического развития – все это даёт основание российским предпринимателям считать Вьетнам одним из перспективнейших направлений сотрудничества.

Сегодня Вьетнам является одной из самых перспективных  стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Вьетнам – единственное в мире государство, не сломленное американской военной машиной, сегодня показывает свою полную экономическую независимость и конкурентоспособность. И теперь России есть чему учиться у Вьетнама, и направлений для сотрудничества между Российской Федерацией и СРВ имеется гораздо больше, чем десяток лет назад.

Таким образом, актуальность данной работы обусловлена важностью торгового сотрудничества России и Вьетнама и неоднозначностью данных отношений.

Цель данной работы –  рассмотреть содержание внешнеторговых отношений России и Вьетнама.

Для достижения указанной  цели были поставлены следующие задачи:

- охарактеризовать основные  этапы торгово-экономического сотрудничества России и Вьетнама;

- раскрыть сущность внешнеторговых  отношений России и Вьетнама;

- осветить основные проблемы в развитии внешнеторговых отношений России и Вьетнама и пути их решения.

Объект исследования –  торговое и таможенное сотрудничество России и Вьетнама.

Предметом исследования является международное торговое и таможенное сотрудничество России с Вьетнамом и пути дальнейшего развития, более совершенного механизма взаимодействия двух стран.

При выполнении данной работы был изучен ряд учебной и научной  литературы.1

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА

РОССИИ И ВЬЕТНАМА

    1. Основные этапы торгово-экономического

          сотрудничества и России и Вьетнама

Официальная история российско-вьетнамских  отношений насчитывает более полувека. За эти годы двустороннее сотрудничество приобрело комплексный характер и охватило все ключевые направления – политическое, торгово-экономическое, военно-техническое, культурнообразовательное и научно-техническое. После распада СССР и глобальных изменений в мире и Азиатско-тихоокеанском регионе это сотрудничество пошло на спад, а отношения пережили стадию кризиса и стагнации. Чтобы определить основные причины возникших трудностей и оценить возможности их определения необходимо остановиться на основных итогах почти полувекового советско-вьетнамского сотрудничества.

С середины 1970-х гг., когда  Вьетнам объединился и приступил  к послевоенному восстановлению своей экономики, двусторонние отношения приобрели наиболее масштабный характер. Обе страны выступали с общих позиций на международной арене, осуществляли тесное политическое взаимодействие, ежегодно возрастали объемы советской экономической помощи.

При содействии советской  стороны во Вьетнаме были заложены основы национального хозяйства практически во всех его основных отраслях и сферах. Экономическая помощь Советского союза являлась одним из определяющих факторов, обусловивших стабильную работу народного хозяйства Вьетнама в годы войн за национальную независимость и суверенитет. В дальнейшем успехи вьетнамской экономики в 1990-е гг. на пути перехода к регулируемым рыночным отношениям в немалой степени определялись значительным экономическим потенциалом, созданным а СРВ при советском содействии и помощи.

Ведущее место в советско-вьетнамском  экономическом сотрудничестве до 1991 г. занимала торговля. На долю СССР приходилось около 60-70% всего объема внешней торговли Вьетнама. Огромное значение для СРВ имел импорт из Советского Союза. За счет этих поставок Вьетнам покрывал свои потребности по нефтепродуктам на 80-90%, по хлопку-волокну на 100%, по минеральным удобрениям – на 70%, по прокату черных металлов – 75%, из СССР завозилось большое количество машин, оборудования, транспортных средств и запасных частей к ним. Вместе с тем следует отметить, что взаимные поставки не были сбалансированными. На урегулирование торгового дефицита СССР предоставлял значительные по объему государственные товарные кредиты на льготных условиях. В то же время поставки из СРВ в СССР занимали заметное место в общем объеме импорта таких товаров, как джут (20%), натуральный каучук (16%), кофе (12%), хлопчатобумажная пряжа (15%), овощи и фрукты (9%).

Значительным достижением  экономического и технического сотрудничества двух стран являлась работа по формированию квалифицированных национальных кадров для Вьетнама. С 1951 г. в СССР началось обучение вьетнамских граждан, за прошедший период было подготовлено около 200 тыс. квалифицированных специалистов и инженерно-технических работников в области сельского хозяйства, строительства, угольной промышленности, энергетики, строительства, мостостроения, транспорта, связи, других отраслей экономики СРВ, а также ученых, врачей и преподавателей. Высшее образование в СССР и России получили около 30 тыс. чел., в том числе было подготовлено свыше 3 тыс. кандидатов и более 100 докторов наук. В СРВ при участии советских специалистов была создана система профессионально-технического обучения, около 83 тыс. вьетнамских граждан получили рабочие специальности на предприятиях Советского Союза.

Однако на фоне всех этих, безусловно, позитивных итогов советско-вьетнамского взаимодействия прослеживается также и ряд существенных моментов, которые оказали негативное влияние на вьетнамскую экономику в целом. Так как Советский Союз, по сути, переносил во Вьетнам, причем без какой-либо адаптации к местным условиям, свою собственную модель экономического развития, которая отличалась, в частности, значительными структурными диспропорциями, нерациональным распределением и низкой эффективностью использования инвестиционных ресурсов, то СРВ в итоге переняла и все «типичные» для советского народного хозяйства «перекосы» и проблемы развития. Так, попытки создать во Вьетнаме промышленность с упором на группу А (производство средств производства) лишь в малой мере отвечали реальным потребностям страны, которая очень нуждалась прежде всего в основных потребительских товарах, а также в промышленной продукции для нужд сельского хозяйства. Оно, в свою очередь – также по советской схеме – подверглось коллективизации, которая была фактически чуждым для вьетнамских крестьян явлением, не способствовала ключевым задачам самообеспечения продовольствием и борьбы с бедностью и в итоге привела к серьезному кризису всей отрасли. В результате подобной макроэкономической и инвестиционной политики, в ходе которой основной акцент делался на развитии тяжелой промышленности в ущерб всем остальным отраслям экономики, общая «отдача» от советской помощи была несопоставима с затраченными средствами. Не отвечающая реальным условиям и потребностям Вьетнама общая стратегия экономического развития в 1980-е гг., выработанная под определяющим влиянием Советского Союза и финансировавшаяся главным образом за его счет, завела страну по сути в тупик, результатом чего стал серьезнейший системный экономический кризис конца 1980-х – начала 1990-х гг., который в значительной степени усугубился фактическим «отрывом» Вьетнама от своего основного торгового партнера и донора после распада СССР в 1991 г.2

Последовавший за этим период стал временем серьезных испытаний  для обеих сторон. Очевидно, что  с начала 1990-х гг. российско-вьетнамские  отношения приобрели новый характер и содержание. Распад СССР, изменение политического строя в России, отказ Москвы от идеологических основ партнерства, перемены во внешнеполитических приоритетах и переход экономики обеих стран на рыночные рельсы развития привели к свертыванию двустороннего сотрудничества по большинству направлений. В новых условиях для эффективной реализации созданного потенциала требовалось создание качественно нового механизма взаимодействия. Переходный этап, несмотря на свою относительную краткость, был весьма непростым. Нелегко принимались решения на первых заседаниях начавшей в 1992 г. свою работу двусторонней Межправительственной комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству (МПК). В ходе встреч между российскими и вьетнамскими партнерами со стороны последних можно было заметить искреннюю обиду на Россию за столь резкое изменение отношения к Вьетнаму, оказавшемуся фактически «брошенным на произвол судьбы» перед острыми экономическими и внешнеполитическими проблемами.3

Безусловно, самым сильным  «ударом» для Вьетнама было резкое сокращение двустороннего товарооборота. Как отмечалось выше, значительная доля вьетнамского импорта поступала из СССР, причем на льготных условиях и, зачастую, в кредит. Внезапно оказавшись без такого надежного «донора» как Советский Союз, СРВ пришлось в кратчайшие сроки перестраивать географию своей внешней торговли, что было весьма непросто и болезненно по понятным причинам, особенно при постоянном и весьма значительном торговом дефиците. С 1991 года в торгово-экономическом сотрудничестве Вьетнама и России начался переход на новые принципы взаимодействия на основе практики и цен международной торговли. Российская сторона в принципе перестала кредитовать свои товарные поставки во Вьетнам. Последний кредит подобного рода на сумму 100 млн. долл. на льготных условиях был выделен вьетнамской стороне в 1992 г. для оплаты затрат российских организаций по оказанию содействия СРВ в строительстве ряда объектов. Эти изменения, естественно, не могли не сказаться на объемах товарооборота. Он упал в несколько раз. Также значительную роль в этом сыграли такие известные факторы, как произошедший на российских предприятиях спад производства основных видов продукции, ранее поставлявшейся во Вьетнам, вынужденные меры по таможенному обложению экспорта из РФ в отношении целого ряда сырьевых товаров, в которых были заинтересованы вьетнамские предприятия, реорганизация системы управления внешнеэкономическими связями в России и другие причины.

Сказалось и прекращение  действия т.н. «идеологической составляющей» в сотрудничестве между СССР и СРВ. Как уже отмечалось, без данного «стержня» в отношениях между двумя странами произошел коллапс, и затем стоило немалых трудов удержать их от фактически полного свертывания. Но также нельзя не признать, что нынешнее состояние двусторонних связей, в принципе, гораздо более соответствует реалиям, потребностям и возможностям сторон. После нескольких лет практически полного застоя в двусторонних отношениях наметилось их определенное оживление во второй половине 1990-х гг., выразившееся, прежде всего, в активизации визитов на высшем уровне. Можно назвать несколько причин возобновившегося после некоторого перерыва сближения двух наших государств. Во-первых, за прошедшие пятьдесят лет была сформирована солидная, подкрепленная жизнеспособными проектами экономическая основа российско-вьетнамского взаимодействия, а построенные при советском и российском техническом содействии объекты продемонстрировали свою необходимость, во многом стали базой для развития ключевых отраслей промышленности и сельского хозяйства СРВ, позволив успешно решать задачи социально-экономического развития.

Во-вторых, в отличие от крупнейших держав, ведущих борьбу за укрепление своих позиций в  регионе и в самой СРВ, относительно России у вьетнамцев не существует каких-либо синдромов или предубеждений, связанных с историческим прошлым или подходом к решению международных и внутриполитических вопросов.4

В-третьих, значительная прослойка  вьетнамского общества, в т.ч. немалое число современных вьетнамских руководителей различного ранга, включая и высшее руководство, получила образование в СССР и России и испытывает глубокие симпатии к ней. В силу особенностей национального характера вьетнамцам присуще глубокое уважение к своим учителям и месту учебы, так что большая часть этих выпускников советских и российских вузов испытывает ностальгические чувства по отношению к России, искренне переживает в связи с происходящими в ней событиями.

В-четвертых, сохраняется  зависимость Вьетнама от поставок российского специмущества, а также технического содействия в военно-технической сфере. Все это создает благоприятную почву как для продолжения доверительного политического диалога, так и для конструктивной работы по традиционным и новым направлениям взаимодействия.5

Завершением условного периода  «охлаждения» в российско-вьетнамских отношениях можно считать 1994 г., когда в ходе визита в Россию Премьер-министра Правительства СРВ Во Ван Киета состоялось подписание Договора об основах дружественных отношений между Россией и Вьетнамом, определяющего главные принципы двусторонних связей в новых условиях. За этим последовал ответный визит в Ханой главы российского правительства В.С. Черномырдина в 1997 г. (первый за последние три десятилетия). С этого момента уже можно считать, что в двусторонних отношениях был преодолен явный кризис, и стороны начали искать пути всестороннего сближения, причем на качественно новой основе, которая должна предусматривала отношения на принципах партнерства, а не по прежней схеме донор-рецепиент.

Информация о работе Международное торговое и таможенное сотрудничество России с Вьетнамом