Направления повышения эффективности таможенной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 09:12, курсовая работа

Описание работы

Российская таможенная служба играет важную роль в регулировании внешней торговли страны. Ее основной задачей является обеспечение соблюдения мер таможенно - тарифного регулирования, а также создание условий, способствующих ускорению товарооборота через таможенную границу. Для таможенных органов существует две основные задачи – обеспечить надлежащий уровень содействия для международного торгового сообщества, и обеспечить соблюдение регулятивных требований.
Актуальность выбранной темы на современном этапе развития таможенного дела сложно переоценить.
В любой системе управления для обеспечения эффективности деятельности и принимаемых решений анализ присутствует всегда.

Работа содержит 1 файл

Гайворонская А. В. ГИЭиП.doc

— 199.50 Кб (Скачать)

Импорт товаров (по товарам, учитываемым статистикой внешней торговли)

Объем ввезенных товаров составил 308673,7 тыс. долларов США и 569811, 72 тонн, т. е. больше уровня предыдущего года по стоимости на 19708,18 тыс. долларов США, а по весу на 5 590,2 тонн.

Экспорт товаров (по товарам, учитываемым статистикой внешней торговли):

Объем оформленных к вывозу товаров составил 96 939, 89 тыс. долларов США и 416 632, 17 тонн, т. е. больше уровня предыдущего года по стоимости на 39 984,77 тыс. долларов США, а по весу меньше предыдущего года на 396 403,03 тонн.

В 2011 году в регионе деятельности Гуковского таможенного поста осуществляли таможенное декларирование товаров 81 участник ВЭД, в 2010 году за аналогичный период - 122 участника ВЭД.

2.2. Организация аналитической деятельности на Гуковском таможенном посту

Обеспечение либерализации внешнеэкономической деятельности и дебюрократизация таможенных процедур возможно при условии эффективного функционирования всех элементов таможенной системы.

Деятельность таможенного органа непрерывна, а значит, для эффективного и качественного управления необходимо постоянно анализировать происходящие процессы. Аналитические подразделения появились во всех службах, что позволило существенно повысить уровень аналитической работы. В настоящее время в типовой структуре регионального таможенного управления существуют 7 подразделений, подчиненных различным службам, в задачи которых включена аналитическая функция для повышения эфективности таможенного дела.

Следует учитывать, что информационное поле для аналитических исследований таможенной деятельности значительно шире. В него входят вопросы осуществления таможенных процедур, взаимодействия со сферой ВЭД, проблемы правовой и управленческой деятельности. Однако представленная структура аналитических подразделений в основном представляет возможность анализа только свершившихся фактов по конкретному направлению деятельности, что не создает условий для одновременного комплексного исследования всей таможенной деятельности, полноценного анализа возникающих ситуаций, прогнозирования их последствий и разработки необходимых системных решений.

Но до настоящего времени не решена главная аналитическая задача – обеспечение руководства таможенных органов по всей вертикали таможенной службы информацией до и после совершения факта – такого уровня информацией, которая позволит оперативно принять взвешенные управленческие решения, направленных на повышение эффективности работы таможенного органа и его подразделений. У каждого начальника таможенного органа должен быть аналитический центр, работающий постоянно по всем направлениям и функция. Принципиальным моментом в аналитической деятельности является регулярный характер этого процесса, что возможно лишь на основе создания в структуре управления ФТС России системы информационно-аналитического мониторинга и соответствующие информационно-аналитические службы на уровне РТУ. При этом недостаточно рассматриваются вопросы причинно – следственных связей в процессе таможенной деятельности, не выстраиваются таможенные процедуры и не оценивается эффективность взаимосвязей различных направлений деятельности таможенных органов. В результате получаемые оценки не позволяют адекватно отразить процессы деятельности таможенных органов.

Результативная информационно-аналитическая деятельность возможно лишь при создании системы аналитических подразделений по всей вертикали таможенной службы .

Преобразование всех аналитических подразделений в единую систему, подчиненную начальнику таможенного органа, позволит:

- обеспечить единообразие и научность в подходе к аналитической деятельности по всей вертикали управления;

- обеспечить комплексность аналитической работы и подготовку выверенных решений по всем направлениям эффективной деятельности таможенного органа;

- сократить время и трудозатраты, необходимые при анализе информации по разным направлениям деятельности. Необходимо сосредоточить всю аналитическую работу в одном подразделении на уровне таможни, в одной службе на уровне РТУ, в одном управлении на уровне ФТС. Результативная информационно-аналитическая деятельность возможна лишь при создании труктуры аналитических подразделений по всей вертикали таможенной службы.

Внешними факторами воздействия на таможенный орган определяется специфика его деятельности. Результативность управленческой деятельности полностью зависит от способности оценить степень влияния факторов на изменение величины показателей, характеризующих работу каждого таможенного органа.

В общем случае организационную основу аналитической деятельности в таможенных органах должны составлять:

- Теоретико–методологическое обеспечение системных исследований деятельности таможенных органов;

- Система информации и информационные базы анализа, технологии автоматизации процессов анализа;

- Система информационно – аналитического мониторинга;

- Информационно – аналитическая служба России.

Результатом согласованного анализа внешнеэкономической и таможенной деятельности должна стать адекватной процедура эффективного управления таможенной деятельностью.



31

 

2.3. Информационно-аналитические технологии, принципы и процессы аналитической деятельности Гуковского таможенного поста

Известно, что задачи анализа обычно рассматриваются как более значимые по отношению к задачам информатизации. Тем не иене исход данных для анализа создается в ходе сбора систематизации. Следовательно, рассматривая цикл образования информации и получения на основе исходных данных нового знания, необходимо в первую очередь обратиться к вопросу создания полноценных информационных ресурсов, а также средств пользования ими[1].

Процесс ресурсного обеспечения информационно-аналитической деятельности (ИАД), то есть создание необходимых для анализа объема либо потока информации в наиболее общем виде включает этапы:

- формирование проблемной области (задачи);

- формирование перечня исходных данных;

- формирование информационного потока;

- предварительное хранение и обработка данных;

- анализ данных[2]

Оперативно-аналитическая работа в правоохранительном блоке таможни есть комплекс мероприятий по информационному, а также аналитическому сопровождению деятельности оперативных и следственных подразделений. Содержание оперативного поиска информации силами и средствами можно определить как получение первичной оперативно-значимой информации с использованием ресурсов и специальной компьютерной технологией. К способам добывания информации, присущим ИАД в интересах решения задач оперативно-розыскной деятельности (ОРД) таможенного органа, представляется возможным выделить следующие стадии ОРД:

- оперативный поиск;

- проверка;

- разработка и контроль;

- розыск

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что сначала по внутренним и внешним каналам происходит передача данных оперативному подразделению, затем они анализируются с использованием определенных методов, диагностируются, планируются текущие оперативно-розыскные мероприятия, отслеживаются внешнеторговые операции, определяется риск несоблюдения таможенного законодательства и затем оперативный происходит поиск.

Так как аналитическая составляющая оперативных подразделений основана на работе, которая заключается в анализе данных, то чаще всего деятельность на различных стадиях ОРД представляет собой цикл систематизации и анализа информации. Рассмотрим этот цикл:

- цель (задание), например, собрать данные для анализа, осуществить оперативный поиск;

- для решения поставленной задачи выдвигается оперативная версия (на основе данных предыдущих аналитических исследований);

- формализация оперативной версии;

- подготовка запроса и его выполнение (надо помнить, что слишком краткий перечень условий влечет неполноту картины, а излишне широкие дадут объем информации, осознать который будет очень сложно);

- анализ результата. Один из наиболее ответственных этапов работы аналитика. Только от него зависит - увидит ли он исходные закономерности, сможет ли понять, какие криминальные действия стоят за словами и цифрами. Задача аналитической деятельности заключается в рассмотрении отобранных и систематизированных данных в их совокупности для основания утверждать о справедливости выдвинутой версии.

Основная цель деятельности отделения заключается в повышении эффективности работы правоохранительного блока таможни.

Осуществление информационного взаимодействия с профилирующими подразделениями ФТС, МТУ, МОТ и другими государственными и правоохранительными органами. Можно выделить следующие задачи данного блока:

Организационные задачи:

- Организация и поддержание информационного взаимодействия с вышестоящими таможенными органами (ГУБК ФТС РФ, МОТ);

- Организация информационного взаимодействия с подразделениями таможни (АСУ, ОКДТ...);

- Организация сбора данных от подразделений правоохранительного блока и предоставление им доступа к информационным базам.

2) Оперативные задачи:

- Информационное и аналитическое сопровождение деятельности оперативных и следственных подразделений таможни;

- Участие в планировании специальных и оперативных мероприятий в части их информационного и аналитического обеспечения, а также сбора данных и подведение итогов по ним;

- Сбор и обработка информации от оперативных и следственных подразделений в рамках программных продуктов и форм отчетностей;

- Представление информационных и аналитических материалов руководству таможни и вышестоящим таможенным органам;

- Обмен информацией в рамках взаимодействия с другими правоохранительными органами.

3) Информационные функции:

- Сбор и систематизация данных, относящихся к результатам правоохранительной деятельности таможни;

- Изучение информационно-справочных программных продуктов других правоохранительных органов с целью применения их в правоохранительной деятельности таможни;

- Формирование информационного массива в отделении и доведение его в порядке установленного доступа до подразделений таможни;

- Доведение до сведения руководства и подразделений таможни об информационных возможностях отделения;

- Обмен в установленном порядке информацией с другими правоохранительными и государственными органами.

4) Аналитические функции:

- Анализировать результаты деятельности:

-- подразделений таможни;

-- совместных мероприятий в рамках взаимодействия с другими правоохранительными органами;

-- специальных мероприятий и операций.

- По рекомендованным методикам ГУБК ФТС РФ и МОТ проводить анализ деятельности правоохранительного блока таможни.

- Представлять оперативным подразделениям в установленном порядке аналитические материалы о деятельности участников ВЭД, а также другие материалы, необходимые в их служебной деятельности.

- Анализировать базу грузовых таможенных деклараций (ГТД) АСУ таможни с целью выявления предполагаемых правонарушений, совершенных путем заявленных недостоверных сведений в ГТД. Определение фирм - импортеров, которыми были совершены предполагаемые правонарушения при таможенном оформлении. Результаты анализа в виде материалов направлять в оперативные подразделения с целью проверки деятельности этих фирм.

- Совместно с ОКДТ проводить анализ направленных, а также недоставленных товаров в зону деятельности таможни. Результаты анализа в виде материалов направлять в оперативные подразделения с целью проверки этих фирм.

Проведение в рамках взаимодействия с другими правоохранительными органами совместного анализа внешнеторговой деятельности фирм, организаций.

- Анализировать правонарушения, совершенные участниками ВЭД с целью ухода от уплаты таможенных платежей, и вырабатывать предложения по борьбе с ними.

Подготовка оперативных аналитических материалов о состоянии правоохранительной деятельности руководству таможни.



31

 

 



47

 

 

 

 

 

 


3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТАМОЖЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГУКОВСКОГО ТАМОЖЕННОГО ПОСТА

Вступление в силу Таможенного кодекса Таможенного Союза создало необходимые предпосылки для формирования практически новой, соответствующей мировым стандартам правовой базы таможенного дела и условия для определения приоритетов развития таможенных органов Российской Федерации. Однако остаются нерешенными отдельные проблемы, связанные с деятельностью таможенных органов Российской Федерации:

1. Недостаточно эффективно реализуется потенциал таможенного администрирования, представляющего собой совокупность средств и методов обеспечения соблюдения таможенного законодательства физическими и юридическими лицами при перемещении ими товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации, что не позволяет обеспечить в полной мере соблюдение законодательства Российской Федерации и создать благоприятную конкурентную среду в сфере внешнеторговой деятельности. Острыми проблемами в работе таможенных органов Российской Федерации остаются вопрос занижения таможенной стоимости товаров и их недостоверное декларирование участниками внешнеторговой деятельности.

2. Не в полной мере применяются международные стандарты, необходимые для применения торгово-логистических технологий.

Информация о работе Направления повышения эффективности таможенной деятельности