Нарушение валютного законодательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 18:29, курсовая работа

Описание работы

В свою очередь, создание эффективного правового механизма валютного регулирования должно обеспечить приоритет обращения национальной валюты Российской Федерации по отношению к валютам иностранных государств на территории России, повышение конвертируемости рубля вначале на внутреннем валютном рынке, а затем на международных валютных рынках.
В курсовой работе раскрывается сущность деятельности валютного регулирования, его участников, субъектов и объектов, а так же проведен анализ правоприменения и правонарушений в валютном законодательстве.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………………….3 Глава 1.Правовые основы валютного регулирования РФ……………………………4 1.1 Нормативно-правовая база валютного регулирования в РФ……………………………………………………………………………………………………………………4 1.2 Участники валютного регулирования ……………………………….......................6 1.3 Ответственность за нарушение валютного законодательства…………………………………………………………………………………………1 Глава 2.Правоменение и анализ правонарушений валютном законодательстве РФ…………………………………………………………………………………….15
2.1 Практика применения валютного законодательства в РФ……………………………………………………………………………………………………………………15
2.2 Анализ динамики правонарушений в валютном законодательстве…………………………………………………………………………………………..16
Глава 3.Проблемы и пути совершенствования валютного законодательства в РФ …………………………………………………………………………………………………………………..19
Заключение ……………………………………………………………………………………………………21
Список использованной литературы…………………………………………………………….22

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 43.22 Кб (Скачать)
  1. Субъективная составляющая: совокупность специальных институтов, органов, лиц, участвующих в процессе валютного контроля;
  2. Функциональная составляющая: наоборот форм и методов контрольной деятельности.

Все участники правоотношений по валютному  контролю могут быть разделены на:

- контролирующих субъектов (осуществляющих  валютный контроль);

- лиц, деятельность которых является  объектом контроля (резиденты и  нерезиденты).

Наиболее существенными различиями между органами и агентами валютного контроля являются:

-принадлежащие исключительно органами валютного контроля право применять имущественные санкции

-отсутствие у агентов права  на издание нормативных актов;  подотчетности агентов орган  валютного контроля.

Совокупность форм и методов  контрольной деятельности представляют собой функциональную составляющею механизма валютного контроля.

Форма валютного контроля – способ конкретного выражения и организации  действий.

Валютный контроль за банковскими  валютными операциями как составная  часть валютного регулирования  представляет собой систему мер  по проверке Центральным банком РФ соответствия процесса осуществления  уполномоченными банками банковских валютных операций порядку, установленному законодательством о валютном регулировании  и валютном контроле.

Контроль за деятельностью уполномоченных банков Территориальными учреждениями Банка России в области осуществления валютных операций осуществляется двумя способами:

-документарный (дистанционный)  контроль;

-инспекционная проверка.

При реализации своей компетенции  в области валютного контроля Банк России большое внимание уделяет  соблюдению установленного законодательством  порядка осуществления валютных операций клиентами уполномоченных банков.

Поскольку валютный контроль Банк России за валютными операциями указанных  субъектов осуществляет преимущественно  через уполномоченные банки, то здесь  важную роль играет надзор за соблюдением  требований Банка России по учету  указанных операций уполномоченными  банками и отчетности по ним, а  также применение ответственности  за несоблюдение данных требований.

1.3 Ответственность  за нарушение  валютного законодательства

Валютное правонарушение – общественно  опасное противоправное деяние (действие, бездействие) нарушающее установленные  нормы валютного законодательства.

Ответственность за правонарушение валютного  законодательства установлена ст.14 Закона «О валютном регулировании и  валютном контроле» в форме:

  1. Взыскания в доход государства всего полученного по не действительным в силу закона сделками;
  2. Взыскания в доход государства необоснованно приобретенного не по сделке, а в результате незаконных действий;
  3. Штраф  в пределах суммы, которая не была учтена, была учтена не надлежащим образом или по которой документация и информация не были представлены в установленном порядке.

При повторном нарушении – в  форме:

  1. взыскание в доход государства указанных сумм и штрафов в размере пятикратного размера этих сумм, осуществляемого ЦБ РФ  в соответствии с законами Российской Федерации;
  2. приостановление действия или лишения резидентов, включая банки, или нерезидентов выданных органами валютного контроля лицензий и разрешений;
  3. другие санкции, установленных законодательством России.

Взыскание сумм штрафов и иных санкций  производится органами валютного контроля, в том числе по представлению  агентов валютного контроля, с  юридических лиц – в бесспорном порядке, а с физических лиц –  в судебном.

Состав валютного правонарушения:

  1. Объект правонарушения – круг общественных отношений, регулируемых и охраняемых валютным правом, в котором произошло деяние, причинившее этим отношениям вред. Любое правонарушение, даже если оно и не возымело осязательных вредных последствий, наносит вред правопорядку, причиняя урон, общественному правосознанию внося беспорядок в урегулировании правом отношении. Особенно вредны правонарушения, оставшиеся безнаказанными.
  2. Объективная сторона – характеристика деяния, способа его совершения, обстоятельств. Для ряда составов валютных правонарушений достаточно только совершения деяния, хотя бы они и не повлекло последствий.

Если это деяние  обусловлено  вредными последствиями, то ответственность  за него, либо усиливается, либо осуществляется по другому составу, предусматривающему более строгую ответственность. Другие составы правонарушения  включают определение последствия  деяния и, соответственно, предполагают установление причиной связи деяния и наступивших последствий.

  1. Субъект правонарушения – тот, кто совершил правонарушение, характеристика правонарушителя.

При осуществлении штрафной, карательной  ответственности качества лица, совершившего правонарушение, учитываются как  обстоятельства, влияющие на степень  строгости наказания – смягчающие (наличие судимости или неснятого  взыскания и др.).

Рядом составов правонарушений предусмотрен специальный субъект – должностное  лицо (работник финансового органа, государственный служащий, в компетенцию которого входит регулирование валютных правонарушений).

Субъектами некоторых валютных правонарушений могут быть организации, предприятия.

За имущественные правонарушения отвечают физические и юридические  лица. Субъектами правонарушений могут  быть органы печати и другие средства массовой информации, распространившее о ком-либо неправильные или порочащие  сведения.

  1. Субъективная сторона – формы вины. В отношении составов, где деяние квалифицируется без связи с его последствиями, действует общий принцип: «Незнание официально опубликованного закона не освобождает от ответственности за его несоблюдение».

В сложных составах, содержащих описание деяния и его последствий, сверх  того важна дифференциация форм вины. Различаются умысел и неосторожность. Правонарушение признается совершенным  умышленно, если лицо, его совершившее, предвидело его вредные или опасные  последствия и желало их наступление (прямой умысел) или сознательно  допускало наступление этих последствий (косвенный умысел) (ст. 25 УК РФ). Правонарушение признается совершенными по неосторожности, если лицо предвидело возможность наступления  вредных или опасных последствий  своего деяния, но без достаточных  к тому оснований самонадеянно рассчитывало на их предотвращения (легкомыслие) либо не предвидело возможности наступления  таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть (небрежность) (ст.26 УК РФ)

Признаки валютного правонарушения

Правонарушения являются виновным деянием. Вина – это психическое  отношение лица к собственному поведению  и его результатам, в котором  выражено отрицательное и легкомысленное отношение  праву, к интересам общества и государства, к правам и свободам других лиц.

Поскольку право регулирует волевое  поведение людей, о правонарушении можно говорить только тогда, когда  от воли человека зависело – поступить  правомерно или неправомерно, и издан  второй вариант в ущерб первому. Соответственно не являются правонарушениями, хотя бы и противоречащие праву, деяние малолетних, а также лиц, признанных невменяемыми (тех, кто во время совершения деяния не могли отдать себе отчет  в своих действиях или руководить ими вследствие душевной болезни  или иного болезненного состояния).

Правонарушение может составить  только акт поведения, внешне выраженный правонарушителем. Нельзя считать правонарушением  не проявленные через поступки мысли, чувства.

Мысленные процессы не регулируются правом, но их появление в поведении  может иметь юридическую квалификацию. Деяние обусловлено сознанием и  волей человека. Именно благодаря  сознанию действия обретает характер человеческого поведения. Без сознания и воли нет поведения, поступка, деяния, а, значит, нет и правонарушения.

Правонарушением является деяния деликтоспособного  лица. Деликтоспособностью называется признанная законом способность  лица сознавать значение своих противоправных действий и нести за них   юридическую  ответственность.

Деликтоспособны все вменяемые  лица, достигшие определенного возраста (за совершение некоторых преступлений – с 14лет, за остальные преступления и за административные проступки  – с 16 лет) (ст. 13, 14 Кодекса об административных правонарушениях РФ и ст. 20 УК РФ).

 

 Ответственность за нарушение  валютного законодательства:

  1. Осуществление валютных операций без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно ( обязательна), либо с нарушением требований (условий, ограничений), установленных специальным разрешением (лицензией), а равно с использованием  заведомо открытых с нарушением установленного порядка счетов резидентов в кредитных организациях за пределами Российской Федерации – влечет нарушение административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере от одной десятой до одного размера суммы незаконной валютной операции.
  2. Невыполнение в установленном срок обязанности  по ввозу на территорию Российской Федерации товаров, стоимость которых эквивалентна сумме уплаченных за них денежных средств, либо не возврат в установленный срок переведенной за эти товары суммы денежных средств – влечет наложение административного  штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере  от одной десятой до одного размера суммы незаконной валютной операции.
  3. Нарушение установленного порядка зачисления на счет в уполномоченных банках выручки, причитающейся за экспортированные работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц и юридических лиц в размере  стоимости работ, услуг и результатов интеллектуально деятельности, явившихся предметами административного правонарушения.
  4. Несоблюдение установленного порядка ведение учета, составление и представления отчетности по валютным операциям, а равно нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц – от четырех до пятисот минимальных размеров оплаты труда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Правоприменение и анализ правонарушений в валютном законодательстве РФ

2.1 Практика применения валютного  законодательства РФ

Правоприменение – это форма реализации права, имеющая место в случаях, когда  сами субъектами не могут реализовать  свои права самостоятельно. Такие  случаи как:

-возникновение  спора о праве;

-установление  фактов, имеющих юридическое значение;

-осуществление  государственного надзора за  отдельными видами общественных  отношений;

-привлечение  к юридической ответственности;

-другие  случаи, когда правоотношение не  может сложиться без участия  государственных органов. 

В результате вступления в силу с 18 июня 2004 года основной части Федерального закона от 10. 12. 2003 № 173 – ФЗ «О валютном регулировании валютном контроле» (далее – Закон № 173 - ФЗ) и издание в развитии его положений ряда нормативных актов Банком России, являющимися согласно части 1 ст. 5 ФЗ одним из двух органов валютного регулирования, произошло существенное изменение валютного законодательства в России Федерации. Ныне система валютного контроля и валютного регулирования в Российской Федерации состоится на совершенно новых принципах, коренным образом отличных от тех, которые содержались в положениях предыдущей редакции Закона РФ от 09. 10. 92 № 3615-1 «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Закон № 3615-1).

В настоящее время по результатам  практического применения норм нового валютного законодательства можно  с уверенностью говорить о его  существенной либерализации по целому ряду направлений, регулирующий проведение многих валютных операций, перечисленных в пункте 9 части 1 статьи 1 Закона № 173- ФЗ. Либерализация валютного законодательства прежде всего коснулась порядка проведения валютных операций между резидентами и нерезидентами, которые согласно ст. 6 Закона № 173-Фзосуществляются без ограничений, за исключением валютных операций, предусмотренных ст. 7, 8 и 11, в отношении которых могут быть установлены ограничения органами валютного регулирования- Правительством Российской Федерации (ст. 7)или Центральным банком Российской Федерации(ст. 8 и 11).

Виды  ограничений, которые могут быть применены органами валютного регулирования в целях поддержания устойчивости экономического положения государства, установлены Законом № 173-ФЗ и включают требование о резервировании и требование, об использовании специальных банковских счетов.

До  настоящего времени Правительство  Российской Федерации не ввело ограничительных  проводятся валютные операции между  резидентами и нерезидентами  долей, вкладов, паев в имуществе (уставном или складочном капитале, паевом фонде  кооператива) юридических лиц, при  внесении резидентами вкладов по договорами простого товарищества с  нерезидентами.

Информация о работе Нарушение валютного законодательства