Определение страны происхождения товаров в торговле со странами СНГ: условия и пути совершенствования

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 18:25, курсовая работа

Описание работы

При совершении внешнеторговых операций важной характеристикой экспортируемых или импортируемых товаров является страна их происхождения. При документальном подтверждении страны происхождения того или иного товара государство часто предоставляет организациям льготы по уплате таможенных пошлин (тарифные преференции). От страны происхождения товаров часто зависят и нетарифные меры регулирования их ввоза и вывоза.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...4

1 Общие принципы определения страны происхождения товаров……………5

1.1. Основные принципы, приемлемые при определении страны происхождения ……………………………………………………………. 5

1.2. Критерий достаточной переработки (обработки) – один из принципов определения страны происхождения ……………………………………6

2 Порядок подтверждения страны происхождения товаров…………...….9

2.1. Документы, подтверждающие страну происхождения товаров………9

2.2. Декларация о происхождении товара…………………………………10

2.3. Сертификат происхождения товара и его виды………………………11

2.4. Порядок подтверждения страны происхождения товаров…………..16

3 Применение и пути совершенствования определения страны происхождения товаров……………………………………………………..18

Заключение........................................................................................................22

Список использованных источников…………………………………………..24

Приложение 1…………………………………………………………………..25

Работа содержит 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.doc

— 167.00 Кб (Скачать)

Для применения критерия достаточной переработки, для целей определения страны происхождения товара, изготовленного в государстве – участнике СНГ, может применяться кумулятивный принцип, который определяет происхождение того или иного товара при его последовательной обработке (переработке). Так, если в производстве конечного товара в одном из государств СНГ используются сырье или материалы, происходящие из других стран СНГ, подтвержденные сертификатом о происхождении товара формы СТ-1, и подвергаемые поэтапной последовательной обработке в других государствах СНГ, то страной происхождения такого товара считается страна, где он в последний раз был подвергнут обработке (переработке).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.         Порядок подтверждения страны происхождения товаров

 

2.1.           Документы, подтверждающие страну происхождения товаров

 

При ввозе на таможенную территорию Республики Беларусь товаров, страна их происхождения определяется на основании сведений, указанных в декларации о происхождении товара либо в сертификате о происхождении товара.

Таможенные органы Республики Беларусь имеют право требовать представление документов, подтверждающих происхождение товаров, ввозимых в страну в следующих случаях:

1-     если стране происхождения данных товаров Республика Беларусь предоставляет тарифные преференции в соответствии с международными договорами Республики Беларусь, законами и (или) актами Президента Республики Беларусь. В этом случае документ, подтверждающий страну происхождения товаров, представляется таможенному органу одновременно с таможенной декларацией. При этом предоставление тарифных преференций может быть обусловлено необходимостью представления сертификата о происхождении товара по определенной форме, предусмотренной законодательством и (или) международными договорами Республики Беларусь;

2-     в иных случаях только при обнаружении признаков того, что заявленные сведения о стране происхождения товаров, влияющие на применение ставок таможенных пошлин, налогов и (или) запретов и ограничений на ввоз товаров в Республику Беларусь и их вывоз из Республики Беларусь, установленных законодательством и (или) международными договорами Республики Беларусь, являются недостоверными.[1]

При проведении операций таможенного контроля таможенные органы осуществляют проверку достоверности сведений о стране происхождения товаров, сопоставляя эти сведения с информацией, полученной из других источников. Это может быть информация, имеющаяся на товаре (упаковке, таре, ярлыках, бирках, этикетках и т.п., за исключением штрих – кода (Bar – code), указанного на товаре), а также технического паспорта, иная документация, относящаяся к товару, которая должна позволять их идентифицировать со сведениями, указанными в документах о происхождении товара.

В случае предоставления документов о происхождении товаров, содержащих противоречивые сведения о стране происхождения либо такие сведения не соответствуют документам о происхождении товара, страна происхождения товара считается неустановленной.

Вне зависимости от факта предоставления тарифных преференций и обнаружения признаков недостоверности заявленных сведений документы, подтверждающие страну происхождения товаров, не требуются в следующих случаях:

1 - если ввозимые на таможенную территорию Республики Беларусь товары заявляются к таможенному режиму международного таможенного транзита или таможенному режиму временного ввоза с полным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, за исключением случаев, когда таможенным органом обнаружены признаки того, что страной происхождения товаров является страна, товары которой запрещены к ввозу в Республику Беларусь или транзиту через ее территорию в соответствии с международными договорами Республики Беларусь или законодательством Республики Беларусь;

2 - если общая таможенная стоимость товаров, перемещаемых через таможенную границу, отправленных в одно и то же время одним и тем же способом одним и тем же отправителем в адрес одного получателя, составляет не более 100 базовых величин, за исключением случаев, когда валютный эквивалент этой суммы превышает размер 5000 $ США;

3 - если товары перемещаются через таможенную границу физическими лицами и являются товарами для личного пользования;

4 - в иных случаях, предусмотренных международными договорами Республики Беларусь или законодательством Республики Беларусь.

 

2.2.           Декларация о происхождении товара

 

Основным документом, подтверждающим страну происхождения товара, является декларация о происхождении товара, которая служит документом, подтверждающим страну происхождения товара лишь при условии, что в такой декларации указаны сведения, позволяющие определить страну происхождения товара.

Для того чтобы декларация (внешнеторговый документ, выступающий в ее качестве) была принята таможенным органом в качестве документа, подтверждающего страну происхождения товара, необходимо, чтобы сведения о происхождении товаров основывались на критериях, применяемых в Республике Беларусь.[6]

Если в декларации о происхождении товара сведения основываются на иных критериях, чем те, которые применяются в Республике Беларусь, страна происхождения товара определяется в соответствии с критериями, которые применяются в Республике Беларусь.

В качестве такой декларации используются коммерческие или любые другие документы, имеющие отношение к товарам, содержащие заявление о стране происхождения товаров, сделанное изготовителем, продавцом или отправителем в связи с вывозом товаров.

К таким документам относятся:

      товаротранспортные документы, т.е. железнодорожные, автотранспортные и авианакладные, коносамент (товарораспорядительный документ, удостоверяющий заключение договора морской перевозки груза и служащий доказательством приема перевозчиком указанного в документе груза);

      счет – фактура (инвойс)

      счет – проформа (инвойс – проформа)

      упаковочные листы, отгрузочные спецификации, сертификаты (передвижения товаров формы EUR, соответствия, качества, фитосанитарные, ветеринарные и др.), таможенные декларации страны экспорта (транзита), письменное заявление отправителя и иные документы, содержащие сведения о стране происхождения товаров и полученные получателем товаров почтой, марочной либо средствами факсимильной связи.

 

2.3.           Сертификат происхождения товара и его виды

 

В целях подтверждения страны происхождения товара таможенные органы вправе требовать предоставления сертификата о происхождении товара. Сертификат о происхождении товара - документ, однозначно свидетельствующий о стране происхождения товара. Обычно он необходим для таможенных органов импортирующей страны для тарифного регулирования ввозимых товаров, получения льготных тарифов, беспошлинного ввоза, освобождения от дополнительного налогообложения. Сертификату о происхождении товара посвящена ст. 22 Таможенного кодекса Республики Беларусь.[1]

Органами, уполномоченными  давать разъяснения по определению страны происхождения товаров, порядку оформления и удостоверения сертификата о происхождении товаров, являются:

1.      Государственный таможенный комитет Республики Беларусь – в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию Республики Беларусь;

2.      Белорусская торгово – промышленная палата – в отношении товаров, вывозимых с таможенной территории Республики Беларусь.

Статьей 31 Закона Республики Беларусь от 03.02.1993 № 2151-ХII "О Таможенном тарифе" предусмотрено, что сертификат о  происхождении  товара  представляется  вместе   с таможенной  декларацией  и другими документами,  представляемыми при таможенном  оформлении.

При вывозе товаров с таможенной территории Республики  Беларусь сертификат о происхождении товара необходим в тех случаях,  когда это зафиксировано в  соответствующих контрактах,  в  национальных правилах    страны    ввоза    или    предусмотрено   международными обязательствами Республики Беларусь,  выдается уполномоченным на это органом.[4]

При ввозе товара на таможенную территорию  Республики  Беларусь сертификат  о  происхождении  товара  представляется  в обязательном порядке:

- на товары,  происходящие из стран,  которым Республика Беларусь предоставляет тарифные преференции;

- на товары,  ввоз  которых   из   данной   страны   регулируется количественными    ограничениями    (квотами)   или   иными   мерами регулирования внешнеэкономической деятельности;

- если это предусмотрено международными соглашениями,  участником которых является  Республика  Беларусь,  а  также  законодательством Республики  Беларусь  в  области  охраны окружающей природной среды, здоровья   населения,   защиты   прав   белорусских    потребителей, общественного   порядка,   государственной   безопасности  и  других жизненно важных интересов Республики Беларусь;

- в случаях,  когда  в  представляемых для таможенного оформления документах сведения  о  происхождении  товаров  отсутствуют  либо  у таможенного органа Республики Беларусь есть основания полагать,  что декларируются недостоверные сведения о происхождении товаров.

 

Для подтверждения страны происхождения товаров сертификат о происхождении товара представляется в обязательном порядке в случаях:

— предоставления тарифных преференций в отношении партии товара фактурной стоимостью, эквивалентной 5000 USD и более, а также при регулярных поставках (чаще, чем один раз в 90 дней) одним и тем же экспортером одному и тому же импортеру партий товара фактурной стоимостью, эквивалентной менее 5000 USD;[7]

— применения ставок ввозных таможенных пошлин, установленных Президентом для товаров, происходящих из стран Европейского Союза, Турции, Швейцарии и Княжества Лихтенштейн;

— помещения под таможенный режим свободного обращения происходящих из Республики Беларусь товаров фактурной стоимостью, эквивалентной 5000 USD и более, полученных в результате операций по переработке и ранее помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны.

       Белорусские таможенные органы принимают следующие сертификаты:

1.      сертификат о происхождении товара формы СТ-1, который необходим для подтверждения происхождения товара из конкретного государства СНГ и применения тарифных преференций в соответствии с Соглашением о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 г. и двусторонними соглашениями о свободной торговле, заключенными между Республикой Беларусь и другими государствами СНГ;

2.      сертификат о происхождении товара формы А (Certificate of Origin Form A), являющийся основанием для применения тарифных преференций в отношении товаров, происходящих из развивающихся и наименее развитых стран, пользующихся, соответственно, преференциальным и национальным режимом Республики Беларусь;

3.      сертификат о происхождении товара по форме, предназначенной для текстильной продукции, импортируемой в страны Европейского Союза.

Сертификаты оформляются на специальном, защищенном бланке формата А4 (210х297 мм), изготовленном типографским способом.

Сертификат о происхождении товара формы СТ-1 служит для подтверждения происхождения товара из конкретного государства СНГ и применения тарифных преференций в соответствии с Соглашением о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 г. и двусторонними соглашениями о свободной торговле, заключенными между Республикой Беларусь и другими государствами СНГ.[8]

Государства - участники Соглашения о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 года обмениваются образцами сертификатов формы СТ-1 (см. Приложение 1), печатей органов и подписей лиц, уполномоченных удостоверять сертификаты. Без представления указанных образцов сертификаты считаются недействительными и на товары не распространяются преференции, предусмотренные Соглашением.

В отношении сертификата о происхождении товара таможенное законодательство устанавливает правило, по которому непредставление такого сертификата или сведений о происхождении товара не является основанием для отказа в выпуске товара.

Заполнение сертификата о происхождении товара формы СТ-1 должно отвечать следующим требованиям (см. Приложение 1):

графа 1 – “Отправитель/экспортер (наименование и почтовый адрес)”. В случае, когда отправитель и экспортер являются разными юридическими лицами, указывается, что отправитель (наименование и почтовый адрес) действует “по поручению” экспортера (наименование и почтовый адрес). При заполнении графы допускается указывать наименование отправителя/экспортера согласно свидетельству о его государственной регистрации, а почтовый адрес – согласно свидетельству о его государственной регистрации либо документу, подтверждающему фактическое место нахождения отправителя/экспортера;

графа 2 – “Получатель/импортер (наименование и почтовый адрес)”. В случае, когда получатель и импортер являются разными юридическими лицами, указывается, что получатель (наименование и почтовый адрес) действует “по поручению” импортера (наименование и почтовый адрес). При заполнении графы допускается указывать наименование получателя/импортера согласно свидетельству о его государственной регистрации, а почтовый адрес – согласно свидетельству о его государственной регистрации либо документу, подтверждающему фактическое место нахождения получателя/импортера;

графа 3 – указываются сведения о маршруте транспортировки товаров и транспортных средствах (насколько это известно);

Информация о работе Определение страны происхождения товаров в торговле со странами СНГ: условия и пути совершенствования