Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Декабря 2011 в 05:47, курсовая работа
С переходом к рыночной экономике возникает и постепенно реализуется новая демократическая концепция таможенного дела, учитывающая прогрессивные явления и тенденции в развитии экономических отношений в стране и мировой цивилизованный таможенно-правовой опыт, и соответствующее ему российское таможенное законодательство. Таможенное законодательство представляет собой один из наиболее обширных блоков в системе российского законодательства и включает в себя нормативные акты органов государственной власти различных уровней.
Введение……………………………………………………………………2
Глава 1. Понятия, виды, формы и методы таможенного контроля.
Виды контроля в таможенной сфере………………………………4
Общие положения таможенного контроля……………………….13
Глава 2. Особенности таможенного контроля товаров, перемещаемых различными видами транспорта.
2.1. Таможенный контроль на водном транспорте…………………….19
2.2. Таможенный контроль за железнодорожными перевозками…….22
2.3. Таможенный контроль за автомобильными перевозками………..24
2.4. Таможенный контроль за международными перевозками……….26
2.5. Таможенный контроль товаров, пересылаемых в международный почтовых отправлениях (МПО)………………………………………………...28
Заключение…………………………..……………………………………34
Список литературы………………………………
Таким
образом, выделение критериев, в соответствии
с которыми проведена классификация видов
таможенного контроля, позволяет устранить
ошибки в практике применения норм таможенного
законодательства и деятельности околотаможенной
инфраструктуры, а также добиться единообразного
понимания и применения таможенных правил.
В соответствии с одним из основных принципов перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ — все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю в порядке и на условиях, которые предусмотрены Таможенным кодексом РФ9.
Требования данного принципа обязательны и распространяются на всех лиц, перемещающих товары и транспортные средства. С этим принципом связана такая функция таможенных органов, как производство таможенного контроля10. Контрольная функция проявляет себя постоянно, вне зависимости от категорий и количества перемещаемых товаров, а также лиц, их перемещающих, и разновидностей транспортных средств1.
В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 ст. 11 ТК ТС таможенный контроль — это совокупность мер, осуществляемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации.
Под совокупностью осуществляемых таможенными органами мер понимаются формы и способы производства таможенного контроля.
1
Для сравнения можно
Формы производства таможенного контроля — это отдельные разновидности проверочных мероприятий (проверка документов, таможенный досмотр товаров и транспортных средств, таможенное наблюдение и другие формы, см. ст. 366 ТК ТС).
Способы производства таможенного контроля представляют собой меры, применяемые таможенными органами для наиболее эффективной реализации избранной формы таможенного контроля. К способам производства таможенного контроля можно отнести, например, идентификацию товаров и транспортных средств (ст. 390 ТК ТС), назначение экспертизы (пункт 1 ст. 378 ТК ТС), привлечение специалиста (пункт 1 ст. 384 ТК ТС), наложение ареста на товары или изъятие товаров при проведении специальной таможенной ревизии (ст. 377 ТК ТС), использование технических средств таможенного контроля (пункт 1 ст. 388 ТК ТС), поисковых собак.
Таможенный
контроль может проводиться
Вместе с тем, кроме таможенных органов существуют иные государственные контролирующие органы, осуществляющие свои функции по отношению к перемещаемым через таможенную границу РФ товарам. Поэтому ТК ТС обращено внимание на вопросы соотношения таможенного контроля и иных видов государственного контроля. Соответственно определена и компетенция таможенных органов при осуществлении таможенного оформления и контроля товаров, подлежащих иным видам государственного контроля. Так, например, согласно пункту 3 ст. 77 ТК ТС таможенные органы обеспечивают координацию действий других государственных органов (по контролю за соблюдением запретов и ограничений на ввозимые товары) и их одновременное проведение.
Пробы и образцы товаров, находящихся под таможенным контролем, берутся сотрудниками других государственных органов с письменного разрешения таможенного органа (пункт 2 ст. 383 ТК ТС). Должностные лица таможенных органов вправе присутствовать при взятии проб и образцов товаров сотрудниками других государственных органов (пункт 6 ст. 383 ТК ТС). Таможенные органы должны быть поставлены в известность о результатах проведенного исследования проб и образцов товаров, взятых другими государственными органами (пункт 9 ст. 383 ТК ТС).
Окончательное решение о выпуске товаров принимается таможенным органом по результатам проведенного таможенного контроля. При этом неотъемлемой частью таможенного контроля является проверка документов и сведений, в том числе и разрешительных документов, оформляемых иными государственными органами (органами санитарно-карантинного, карантинного фитосанитарного, ветеринарного контроля), по результатам проведенных контрольных действий.
Исходя из целей и задач таможенного контроля можно обозначить его предметы, то есть то, на что направлены проверочные мероприятия. К таким предметам, в частности, относятся: перемещаемые и перемещенные через таможенную границу.
При
осуществлении таможенного
Экспертиза может проводиться в отношении товаров и транспортных средств или документов, содержащих сведения о товарах и транспортных средствах или о совершении операций (действий) в отношении их.
Экспертиза
условно может
- экспертиза;
- дополнительная экспертиза;
- повторная экспертиза.
Дополнительная
экспертиза назначается в случае
недостаточной ясности или
Экспертиза в таможенном деле или таможенная экспертиза является видом родового понятия “экспертиза”, используемого в таможенном деле, также как экологическая экспертиза или судебная экспертиза (экспертиза, используемая в судебном процессе). Родовые признаки характеризуют суть экспертизы как исследования - и в этом смысле они присущи любой экспертизе (судебной и несудебной). В таможенной экспертизе имеется свой объект - товары, перемещаемые через таможенную границу, к которым в соответствии с ТК ТС относят не только обычные продукты, грузы, изделия, ресурсы, но и транспортные средства, электроэнергию, информацию, а также, ограниченные и запрещенные к обороту, в частности, холодное оружие, наркотики, антиквариат, животных, коллекционные материалы, образцы для выставок и т.п. Товары здесь рассматриваются как совокупность товарных свойств. Предметом исследования в таможенных экспертизах является какое-либо товарное свойство объекта исследования (или совокупность свойств или связь между этими свойствами). Классическое товароведение в своих исследованиях выносит за скобки политэкономическое понятие “товар”, а уделяет внимание исследованиям продуктовых свойств объектов, т.е. рассматривает объекты как продукцию (продукты, изделия и т.п.). На таможенной границе интерес представляют ограничительные и запретительные условия на свойства объекта, перемещаемого через таможенную границу, а также критерии тарифных и нетарифных мер регулирования товарных потоков. Поэтому методики экспертного исследования предметов правонарушения в таможенной сфере, представляющие собой пробы (образцы) товаров, являются методиками товарных исследований и относятся к области товарознания, а не товароведения. Одной из их особенностей является то, что погрешность измерений (исследований) определяется с точностью до товарной подсубпозиции по ТН ВЭД СНГ. Во всех остальных случаях экспертиза, проводимая в таможенных лабораториях для таможенных органов, должна классифицироваться в соответствии с принятыми видами, родами и классами экспертиз.
Если ходатайство удовлетворяется, то выносится соответствующее постановление, если нет, то пишется мотивированное сообщение об отказе.
Для проведения экспертизы товаров, находящихся под таможенным контролем, отбираются пробы и образцы, необходимые для исследования, о чем составляется акт установленной формы.
Брать пробы и образцы имеют право должностные лица таможенных органов, а также сотрудники других государственных органов, декларанты, лица, обладающие полномочиями в отношении товаров, их представители, другие лица с письменного разрешения таможенного органа, если такое взятие не затрудняет проведение таможенного контроля, не изменяет характеристик товаров и не влечет уклонение от уплаты таможенных пошлин, налогов или несоблюдения запретов и ограничений.12
Пробы
и образцы берутся в
Срок проведения экспертизы ограничивается сроком временного хранения, предусмотренным ст. 103 ТК ТС, в случае если выпуск товаров не осуществляется до получения результатов экспертизы. Для транспортных средств срок проведения экспертизы составляет 6 месяцев, в иных случаях - 1 год.
При проведении исследований эксперт знакомится с материалами, относящимися к предмету экспертизы. С согласия таможенного органа он вправе привлекать к производству экспертизы других экспертов, запрашивать дополнительные материалы, необходимые для проведения экспертизы. Если предоставленные эксперту материалы являются недостаточными или если он не обладает необходимыми знаниями для проведения экспертизы он может отказаться от дачи заключения. Сообщение о невозможности дать заключение представляется в таможенный орган, назначивший экспертизу, в письменной форме.
Только
с разрешения таможенного органа
эксперт вправе участвовать в
проведении конкретных действий при
осуществлении таможенного
На
основании проведенных
Если
эксперт при проведении экспертизы
установит имеющиеся
Если экспертиза проводилась при участии нескольких экспертов, заключение подписывается всеми экспертами. При разногласии между экспертами каждый из них делает свои выводы отдельно.
Таможенный орган, назначивший экспертизу, вручает декларанту либо иным лицам, обладающим полномочиями в отношении товаров и (или) транспортных средств, копию заключения эксперта либо его сообщения о невозможности дать заключение.
При принятии решения таможенные органы рассматривают заключения экспертов по результатам экспертиз, в том числе проводившихся по инициативе декларанта или иного заинтересованного лица.
Для участия в совершении конкретных действий при проведении таможенного контроля может быть привлечен специалист, обладающий специальными знаниями и навыками. Он вправе ознакомиться с материалами, относящимися к предмету действий, совершаемых с его участием и с разрешения должностного лица таможенного органа может задавать вопросы, относящиеся к предмету соответствующих действий, участникам таких действий, а также знакомиться с документами, оформляемыми по результатам совершения действий при проведении таможенного контроля, в которых он принимал участие, и делать заявления или замечания по поводу совершаемых им действий, подлежащие занесению в такие документы.
Специалист обязан участвовать в совершении действий, требующих специальных знаний, давать пояснения по поводу совершаемых им действий и удостоверить своей подписью факт совершения указанных действий, их содержание и результаты.
Эксперт
и специалист привлекаются на договорной
основе. Их привлечение по инициативе
таможенных органов оплачивается из средств
федерального бюджета, а по инициативе
декларанта или иных заинтересованных
лиц из средств федерального бюджета не
оплачивается13
Глава
2. Особенности таможенного
контроля товаров, перемещаемых
различными видами транспорта.
2.1.
Таможенный контроль
на водном транспорте.
Согласно положениям таможенного законодательства РФ товары и транспортные средства находятся под таможенным контролем с момента его начала и до его завершения в соответствии с заявленным и разрешенным к применению таможенным режимом.