Понятие и формы таможенного контроля

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 14:18, реферат

Описание работы

В соответствии с одним из основных принципов перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ, который закреплен в ст. 26 ТК РФ, — товары и транспортные средства подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю в порядке и на условиях, предусмотренных Таможенным кодексом РФ. Требования данного принципа обязательны и распространяются на всех лиц, перемещающих товары и транспортные средства. С этим принципом связана такая функция таможенных органов, как производство таможенного контроля (п. 10 ст. 10 ТК РФ). Возможно, на первый взгляд, и не столь примечательная контрольная функция проявляет себя постоянно вне зависимости от категорий и количества перемещаемых товаров, а также лиц, их перемещающих, и разновидностей транспортных средств.

Содержание

Понятие таможенного контроля…………………………………3 стр.


Формы таможенного контроля………………………………..…8 стр.

Работа содержит 1 файл

Там право.doc

— 111.00 Кб (Скачать)

Итак, периодов нахождения под таможенным контролем, перемещаемых через таможенную границу  РФ товаров и транспортных средств  несколько. Обязательный период таможенного оформления (как предварительного, так и основного), который начинается с момента перемещения и завершается помещением товаров и транспортных средств под избранный таможенный режим, и факультативный период, имеющий место в случаях помещения товаров в транспортный режим, предусматривающий условный выпуск. Однако следует иметь в виду, что выделенные периоды могут повторяться в зависимости от особенностей таможенного режима и других факторов. Например, завершение режима таможенного склада сопровождается размещением товара на складе временного хранения для целей вывоза либо помещением под иной таможенный режим (ч. 2 ст. 43 ТК РФ), что, в свою очередь, подразумевает производство таможенного оформления. 

Кроме отмеченного  необходимо подчеркнуть еще одну важную особенность таможенного контроля. Дело в том, что ч. 4 ст. 92 ТК РФ имеет весьма существенную оговорку, а именно, таможенный контроль завершается в момент выпуска товаров и транспортных средств, если иное не предусмотрено ТК РФ. 

Так вот это "иное" предусмотрено уже в следующей ст. 193 ТК РФ "Таможенный контроль после выпуска товаров и транспортных средств". Причем в первой же части статьи законодатель вообще не связывает возможность проведения таможенного контроля с фактом выпуска, то есть вне зависимости от выпуска товаров и транспортных средств таможенный контроль за ними может производиться в любое время, если есть основания полагать о наличии нарушения законодательства РФ или международного договора РФ, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы РФ. 

Вместе с тем  в данном случае, скорее, имеет место  не таможенный контроль как статус, а отдельные проверочные мероприятия, проводимые в порядке ст. 295 ТК РФ, с целью принятия решения о  заведении дела о нарушении таможенных правил. 

И все же ст. 193 ТК РФ является исключением из общих  требований и положений института  таможенного контроля, который понимается двояко. Во-первых, как общий статус (правовой режим) перемещаемых через  таможенную границу РФ товаров и  транспортных средств. Во-вторых, как совокупность проверочных мероприятий, разновидности и особенности проведения которых будут рассмотрены в следующем параграфе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

            Формы таможенного контроля 

      
  1. Проверка  документов и сведений;
  2. Устный опрос;
  3. Получение пояснений;
  4. Таможенное наблюдение;
  5. Таможенный осмотр товаров и транспортных средств;
  6. Таможенный досмотр товаров и транспортных средств;
  7. Личный досмотр;
      1. Проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков;
      1. Осмотр помещений и территорий для целей таможенного контроля;

          10. Таможенная ревизия. 

            Под формой таможенного контроля понимается направление деятельности должностного лица таможенного органа, включающее применение определенных методов, средств и способов в целях проверки соблюдения субъектами внешнеторговой деятельности таможенного законодательства Российской Федерации.

            Необходимо отметить, что с применением соответствующей  формы таможенного контроля не допустимо  причинение должностными лицами таможенных органов вреда перевозчику, декларанту, их представителям, владельцам складов временного хранения, владельцам таможенных складов, иным заинтересованным лицам, а также товарам и транспортным средствам.

            При выборе форм таможенного  контроля используется система управления рисками. При этом под риском понимается вероятность несоблюдения таможенного законодательства Российской Федерации.

            Система управления рисками основывается на эффективном  использовании ресурсов таможенных органов для предотвращения нарушений  таможенного законодательства Российской Федерации (более подробно эти вопросы освещены в главе 6 настоящего учебника). 

            1) Проверка документов  и сведений –  форма таможенного контроля, применяемая должностным лицом таможенного органа при проведении таможенного оформления, для проверки документов.

            В соответствии с  пунктом 1 ст. 367 Таможенного кодекса Российской Федерации целями применения данной формы таможенного контроля являются:

  • установление подлинности документов (срок действия, наличие и подлинность необходимых реквизитов (печати, подписи, штампы);
  • проверка достоверности сведений, содержащихся в документах: данные об отправителе, получателе товара, декларанте, сведения о перемещаемых товарах наименование, стоимость, количество, страна происхождения и др., сведения об уплате таможенных платежей и др. данные;
  • проверка правильности оформления документов (правильность заполнения соответствующих граф грузовой таможенной декларации, отсутствие исправлений).

            При реализации данной формы таможенного контроля,  таможенные органы не связаны представленными документами и сведениями, содержащимися в них, должностные лица вправе самостоятельно использовать информацию, полученную из других источников, в том числе по результатам проведения иных форм таможенного контроля, анализа сведений специальной таможенной статистики, обработки сведений с использованием программных средств.

            2). Устный опрос – (ст. 368 ТК РФ) форма таможенного контроля, применяемая таможенными органами при производстве таможенного оформления товаров и транспортных средств, которая заключается в получении необходимых сведений от физических лиц, а также лиц являющихся представителями организаций, обладающих полномочиями в отношении перемещаемых товаров и транспортных средств.

            Возможность проведения устного опроса ограничивается производством таможенных операций при перемещении через таможенную границу товаров и транспортных средств.

            Опросу подлежат физические лица, а также лица, являющиеся представителями организаций, обладающих полномочиями в отношении оформленных товаров и транспортных средств, например специалист по таможенному оформлению, в случае таможенного декларирования  товаров таможенным брокером.

            Данная форма таможенного  контроля применяется без письменного  закрепления полученных сведений. 

            3). Получение пояснений  – (ст. 369 ТК РФ)  форма таможенного контроля, применяемая должностным лицом таможенного органа для получения сведений (от декларантов, лиц, перемещающих товары, иных лиц) об обстоятельствах перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу России, имеющих значение для целей проверки соблюдения требований таможенного законодательства Российской Федерации.

            В отличие от устного  опроса, возможность получения пояснений  не ограничена институтом таможенного контроля и допускается везде, где Таможенным кодексом Российской Федерации предусмотрено проведение таможенного контроля, в том числе после выпуска товаров для внутреннего потребления.

            Таможенные органы вправе получать пояснения от любых  лиц, которые имеют отношение к перемещению через таможенную границу товаров и транспортных средств (декларанты, перевозчики, экспедиторы и др. лица), а также обладают соответствующей информацией об обстоятельствах, имеющих значение для проведения таможенного контроля.

            Получение пояснения оформляется в письменной форме. Форма пояснения утверждается ФТС России. 

            4). Таможенное наблюдение - в соответствии со ст. 370 Таможенного кодекса Российской Федерации - гласное, целенаправленное, систематическое или разовое непосредственное или опосредованное (с применением технических средств) визуальное наблюдение уполномоченными должностными лицами таможенных органов за перевозкой товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, совершением с ними грузовых и иных операций.

            Таможенное наблюдение может проводиться:

  • в процессе таможенного оформления товаров и транспортных средств (например, в соответствии с подпунктом 22.1 раздела 111 Инструкции о совершении таможенных операций при внутреннем и международном таможенном транзите товаров, грузовых операций при внутреннем таможенном транзите (далее – ВТТ) или международном таможенном транзите (далее – МТТ) товаров производятся с разрешения таможенного органа с осуществлением таможенного контроля в форме, как правило, таможенного наблюдения);
  • в отношении товаров и транспортных средств, условно выпущенных на таможенной территории Российской Федерации (например, хранящихся в режиме таможенного склада или ввезенных для целей переработки). В зависимости от целей и задач при проведении таможенного контроля могут использоваться различные технические средства, перечень которых определен ФТС России.

            Для визуального  наблюдения используется, в том числе  и в зонах таможенного контроля, аппаратура радиолокационного типа, совмещенная с техническими средствами оптического или оптико-телевизионного наблюдения, работающая в условиях любой видимости; оптическая дальномерная аппаратура (моно- и стереотрубы, морские бинокли, инфракрасные наблюдательные приборы, телекамеры и другие. 

            5). Таможенный осмотр товаров и транспортных средств – (ст. 371 ТК РФ) форма таможенного контроля, которая заключается во внешнем визуальном осмотре уполномоченными должностными лицами таможенного органа товаров, багажа физических лиц, транспортных средств, грузовых емкостей, таможенных пломб, печатей и иных средств идентификации товаров, без вскрытия транспортного средства либо его грузовых помещений и нарушения упаковки товаров.

            Особенностью таможенного  осмотра товаров и транспортных средств является то, что это всегда внешнее исследование, которое не связано со вскрытием упаковки товаров, транспортного средства либо его грузового помещения.

            Таможенный осмотр товаров и транспортных средств,  проводится в присутствии декларанта, иных лиц, обладающих полномочиями в  отношении осматриваемых предметов. Исключения составляют случаи применения данной формы таможенного контроля при нахождении товаров и транспортных средств, в зоне таможенного контроля (если заинтересованные лица не изъявили желание присутствовать при производстве таможенного осмотра).

            Обязательность письменного  оформления результатов таможенного  осмотра товаров и транспортных средств (в виде акта, составляемого  в двух экземплярах) зависит от одного из следующих факторов:

  • дальнейшего использования таможенными органами результатов осмотра, например, в качестве доказательственной информации (ст.392 ТК РФ);
  • требования лица, обладающего полномочиями в отношении осматриваемых товаров и транспортных средств (как альтернатива акту, возможна отметка в транспортном документе о проведении осмотра).

              Форма акта таможенного  осмотра товаров и транспортных средств утверждена приказом ГТК  России от 20 октября 2003 г. №1166 «О формах актов таможенного досмотра (осмотра) товаров и транспортных средств».

            Таможенный осмотр товаров и транспортных средств может применяться как самостоятельная форма таможенного контроля, например, при оформлении завершения внутреннего таможенного транзита, так и как произвольная форма таможенного контроля при проведении специальной таможенной ревизии (пункт 3 ст. 376 ТК РФ).

            При установлении таможенным осмотром недостоверного количества товаров  при их декларировании должностное  лицо таможенного органа, проводившее  таможенный осмотр, самостоятельно определяет их количество для таможенных целей. 

Информация о работе Понятие и формы таможенного контроля