Понятие, предмет, источники таможенного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 12:30, курс лекций

Описание работы

Некоторые ученые считают, что речь может идти только в отношении таможенного законодательства как совокупности законов, регулирующих таможенное дело. По мнению других специалистов, таможенное право следует рассматривать как отдельное право или как отрасль, подотрасль или отдельный институт административного права. Поэтому в настоящее время точка не поставлена, и есть достаточно возможностей для научных баталий.

Содержание

1 ) Понятие, предмет и метод таможенного права ;
2) Принципы и система таможенного права ;
3) Усовершенствование таможенного права ;
4 ) Таможенно – правовые отношения . Источники таможенного права ;
5 ) История возникновения и развития таможенного права ;

Работа содержит 1 файл

Конспект по Таможенн. праву Украины (Автосохраненный).docx

— 69.67 Кб (Скачать)

К таможенного законодательства и права прямо относится положение ст. 9 Конституции Украина, согласно которому действующие международные договоры, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины, являются частью национального законодательства Украина. Поскольку таможенное право является составной частью правовой системы Украины, то понятно, что принципы и нормы международного права в области таможенного дела, признала Украина полностью переходят и на него.

Принципиальное значение для формирования и функционирования таможенного  права и законодательство должно положения ст. 8: «Законы и другие нормативно-правовые акты принимаются  на основе Конституции Украины и  должны ей соответствовать ».

Таким образом, можно сказать, что  конституционное право определяет принципы, базовые основы таможенного  права (как и других отраслей права).

Конституционные положения и нормы  призваны стать правовыми стимуляторами  обновление Таможенного кодекса, приведения его положений в соответствие с требованиями Конституции Украины.

Если рассматривать общую характеристику таможенного права, то оно, комплексное  по своему характеру, вбирает в себя отдельные нормы уголовного и  уголовно-процессуального права. Но если уголовное право рассматривать  как одну из базовых отраслей права, то оно служит отправной основой  для части таможенного права, которое регулирует отношения, возникающие  при совершении преступлений (контрабанда). Санкции за такие преступления в  Таможенном кодексе не определяются, в нем содержатся отсылки к  Уголовному кодексу.

Те обстоятельства, что понятие  и состав преступления «контрабанда»  определяется и в Таможенном кодексе, только подчеркивает комплексный характер таможенного дела и ее правового  регулирования.

Но полномасштабное, исчерпывающее  регулирование общественных отношений, возникающих в связи с совершением  преступлений в области таможенного  дела, - это прерогатива уголовного права, нормы которого являются детерминирующими, приоритетными по этой части таможенного  права.

Таможенное право имеет тесные связи и с уголовно-процессуальным правом: таможенные органы отнесены к  перечню органов дознания.

Важным является аспект отношения  таможенного права в административном. Как отмечалось ранее, в юридической литературе существует мнение, что таможенное право - это подотрасль административного права.

Этот вывод обосновывался тем, что административное право состоит  из норм, часть которых регулирует отношения в области таможенного  дела, а также тем, что за характером и природой нормы таможенного  права по сути является административно-правовыми: например, организационно-управленческие отношения, отношения, касающиеся порядка перемещения через границу товаров и транспортных средств, нарушение таможенных правил и т.д..

Административное право тесно  по всем отраслям права связано с  таможенным правом. Но это не значит, что таможенное право полностью  поглощается административным правом, оно сохраняет свою специфику.

Можно легко определить связи таможенного  права с трудовым правом, если рассматривать  нормы Таможенного кодекса, касающихся правового статуса должностных  лиц таможенных органов, их прав и  обязанностей в сфере труда (оплата за работу в выходные и праздничные  дни, порядок компенсации за профессиональные заболевания и т.д.).

Таким образом, таможенное право как  комплексное имеет тесные связи  со многими отраслями права.

 

 

Вопрос № 2

 

Тема : Организация и деятельность таможенной службы Украины.

Государственная таможенная служба Украины

1) Государственная таможенная  Служба Украины

2) Центральный орган исполнительной  власти  государственной таможенной  службы Украины 

 

 

 

Вопрос № 1

Таможенная служба Украины  – единая общегосударственная система, которая состоит из таможенных органов  и специализированных таможенных организаций и служб. Таможенным органом является специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти в области таможенного дела, региональные таможни и таможни . Государственная служба может рассматриваться по разному: как вид деятельности человека, как социально-правовой институт, как система специальних органов государства, как духовная деятельность.

В данной статье ( 12 ТКУ ) таможенная служба как разновидность государственной службы подаётся как система таможенных органов, уполномоченных непосредственно осуществлять таможенное дело и специализированных таможенных учереждений и организаций, главное предназначение которых возлагается на обеспечение эффективной , без прерывной, целенаправленной деятельности таможенных органов. Таможенная служба Украины построена на принципах единства,единоначальности и функциональной специализации .

В соостветствии с п. 17 ст. 1 ТКУ « таможенными органами являються специально уполномоченные органы исполнительной власти в области  таможенного дела, на которые в  соответствии с этим кодексом и других законов Украины розложена непосредственное осуществеление таможенного дела.

В систему таможенных органов  Кодекс относит спеціально уполономоченный  центральный орган исполнительной власти в области таможенноого дела( Центральный апарат ГТСУ) , региональные таможни и таможни.. ЦА ГТСУ возглавляет вертикаль таможенных органов,выполняя при этом , как и региональные таможни, две функции : « Производственную ( осуществляет в отдельных случаях предусмотренные таможенным законодательством таможенные операции ) и « Управленческую» ( осуществляет управление уполномоченными таможеными органами,специализированными таможенными структурами и организациями ). Следовательно, кроме вопросов,которые являються общини для таможенных органов,ЦА ГТСУ реашет и ряд спецефических задач,связанных с руководством таможенной службой и развитием таможенного дела.  

 

Вопрос № 2 Центральный  орган исполнительной власти Государственной  таможенной службы Украины 

 

Специально уполномоченный центральный орган

исполнительной власти в  области таможенного дела

Специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти в области таможенного  дела образуется, реорганизуется и  ликвидируется Президентом Украины  по представлению Премьер-министра Украины.     

Специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти в области таможенного  дела направляет, координирует и контролирует деятельность таможенных органов, специализированных таможенных учреждений и организаций относительно выполнения законодательства Украины по вопросам таможенного дела, в пределах своих полномочий издает приказы, организует и контролирует их выполнение. Специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти в области таможенного дела является юридическим лицом и осуществляет свою деятельность согласно Конституции Украины, этого Кодекса, законов Украины и других нормативно-правовых актов. 

Специально уполномоченному  центральному органу исполнительной власти в области таможенного дела подчинены региональные таможни, таможни, специализированные таможенные учреждения и организации. Специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти в области таможенного дела возглавляет руководитель, который назначается на должность и освобождается от должности Президентом Украины в порядке, установленном Конституцией Украины. 

1. Данная статья Кодекса  определяет место и роль в  системе таможенной службы центрального  аппарата Государственной таможенной  службы Украины.

Согласно п. 15 ст. 106 Конституции  Украины Президент Украины создает,

реорганизует и ликвидирует  по представлению Премьер-министра Украины министерства и другие центральные  органы исполнительной власти, действуя в пределах средств, предусмотренных  в Государственном бюджете на содержание центральных органов  исполнительной власти. Структуру центрального аппарата Гостаможслужбы утверждает председатель Гостаможслужбы

2. Внутрисистемных функциями  специально уполномоченного центрального  органа исполнительной власти  в области таможенного дела  являются функции управленческая, координационный, контрольная. Они лежат в основе ведомственного таможенного администрирования и должны осуществляться на основе аналитического подхода, научности, практической целесообразности, законности. Гостаможслужба Украины в пределах своих полномочий на основе и во исполнение актов законодательства издает приказы, а в случае необходимости издает вместе с другими центральными и местными органами исполнительной власти совместные акты. Гостаможслужба Украины организует и контролирует выполнение приказов, совместных приказов. Контроль за их выполнением возлагается, как правило, по одному из заместителей Председателя Гостаможслужбы согласно распределению обязанностей. Приказы и совместные приказы в отличие от писем, носят разъяснительный характер, являются нормативно-правовыми актами и подлежат государственной регистрации в установленном законодательством порядке. В случаях, предусмотренных законодательством, решение Гостаможслужбы Украины являются обязательными для выполнения центральными и местными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности, а также гражданами (п. 8 Положения о Государственной таможенной службе Украины, утвержденного Указом Президента Украины № 1022/2000 от 24 августа 2000 г.).

3. Гостаможслужба Украины  имеет статус юридического лица, т.е. имеет обособленное имущество,  может от своего имени приобретать  имущественные и личные неимущественные  права и нести обязанности,  быть истцами и ответчиками  в суде, хозяйственном или третейском  суде (ст. 23 Гражданского кодекса Украины). Статус юридического лица в соответствии с Таможенным кодексом Украины имеют и иные таможенные органы - региональные таможни, таможни (ст.ст. 14, 15 ТКУ). Гостаможслужба осуществляет свою деятельность согласно Конституции Украины, законов и других нормативно-правовых актов. Но исключительно Конституцией и законами Украины определяются организация, полномочия и порядок деятельности Гостаможслужбы (ч. 2 ст. 120 Конституции Украины).

4. Исходя из принципа  вертикального подчинения центральному апарату Гостаможслужбы подчинены таможенные органы, а также специализированные таможенные учреждения и организации.

5. Во главе Гостаможслужбы  находится Председатель, которого  согласно п. 10 ст. 106 Конституции Украины  назначает Президент Украины  по представлению Премьер-министра  Украины.

 

Тема : Таможенный контроль

  1. Организация таможенного контроля
  2. Таможенный контроль и его метод в системе контроля. Виды таможенного контроля
  3. Формы таможенного контроля. Зоны таможеннного контроля. Осуществление таможенного контроля
  4. Права и обязанности субъектов таможенного контроля
  5. Характеристика особых процедур тамоежнного контроля

 

Вопрос № 1

Таможенному контролю подлежат все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу  Украины.

 

        Таможенный  контроль предусматривает проведение  таможенными органами минимума  таможенных процедур, необходимых  для обеспечения соблюдения законодательства  Украины по вопросам таможенного  дела. Объем таких процедур и  порядок их применения определяются  в соответствии с настоящим  Кодексом, другими нормативно-правовых  актов, а также международных  договоров Украины, заключенных  в установленном законом порядке. 

 

        Таможенный  контроль товаров, транспортных  средств перевозчиков в пунктах  пропуска через государственную  границу Украины осуществляется  круглосуточно в соответствии  с типовыми технологических схем  пропуска через государственную  границу Украины автомобильных,  водных, железнодорожных и воздушных  транспортных средств перевозчиков, которые утверждаются Кабинетом  Министров Украины. 

 

Осуществления таможенного  контроля и таможенного оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу  Украины является одной из основных задач таможенного дела, возложенной на таможенные органы Украины. Таможенный Кодекс определяет понятие «таможенный контроль» как совокупность мер, осуществляемых таможенными органами в пределах своей компетенции с целью обеспечения соблюдения норм этого Кодекса, законов и других нормативно-правовых актов по вопросам таможенного дела, международных договоров Украины, заключенных в установленном законом порядке ( п.15 ст.1).

Таможенному контролю подлежат все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу  Украины, независимо от того, облагаются ли они пошлинами

или налогами или нет.

Права таможенных органов  по осуществлению таможенного контроля закреплены статьей 53 настоящего Кодекса.

Осуществление таможенного  контроля предусматривает проведение таможенных процедур, т.е. операций, связанных  с осуществлением таможенного контроля за перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу  Украины. Таможенный контроль ограничивается достаточно минимальным перечнем таможенных процедур, необходимых для обеспечения  соблюдения законодательства Украины  по вопросам таможенного дела. Это

положение соответствует  требованиям стандартных правил 6.1, 6.2 главы 6 Международной конвенции  об упрощении и гармонизации таможенных процедур, совершенного 18 мая 1973 в Киото (конвенция Киото) и направлено на достижение принципа взаимности в межгосударственных отношениях Украины относительно формирования международно-правовых отношений в  области осуществления таможенного  дела, поскольку в современных  отношениях государства стремятся  к упрощению таможенных формальностей  при одновременном повышении  эффективности таможенного контроля

с целью ускорения движения больших объемов пассажиро-грузопотоков и становятся на путь заключения международно-правовых договоренностей, регламентирующих процедуры  таможенного контроля. Работа по выполнению таможенного контроля требует соответствующей организации. Операции, осуществляемые в процессе таможенного контроля подлежат упорядочению и отражению в законодательных и нормативно-правовых актах, а также приказах и распоряжениях Государственной таможенной службы Украины, которые предусматривают организацию таможенного контроля и таможенного оформления в виде технологических схем, порядков, положений и правил, определяющие правовую основу и последовательность действий должностных лиц таможенных органов. Проведение этой работы возложено на Управление технологий таможенного контроля Государственной таможенной службы Украины. В подчиненных таможенных органах (региональных таможнях и таможнях) функция по организации таможенного контроля возлагается на одного из заместителей начальника таможенного органа, а выполнение организационно-распорядительных мероприятий на один или несколько специально созданные структурные пидродилы (отдел, сектор организации таможенного контроля).

Информация о работе Понятие, предмет, источники таможенного права