Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 00:32, реферат
Таможенные органы России — это государственные органы, регулирующие правоотношения, возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся в сфере таможенного дела.
Правовой статус таможенных органов определяется их местом и ролью в общей системе органов государственной власти Российской Федерации. Таможенные органы являются составной частью системы органов федеральной исполнительной власти Российской Федерации. Структурa федеральных органов исполнительной власти определена Указом Президента РФ от 14 августа 1996 г. и утверждена в новой редакции Указом Президента РФ от 9 июля 1997 г.
9. Функции
по реализации кадровой и
Из приведенных функций ГТК России видно, что они носят в основном организационный и контролирующий характер (организация, обеспечение, осуществление контроля).
Это еще раз подчеркивает, что ГТК является функциональным центром системы таможенных органов, возглавляет ее и направляет деятельность всех звеньев системы, способствуя реализации задач и функций, стоящих перед таможенными органами страны в целом.
Возложенные на него функции ГТК выполняет непосредственно, также через региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты, таможенные лаборатории, подведомственные ГТК России учебные заведения, научно-исследовательские учреждения, вычислительные центры и другие предприятия и организации.
В процессе
осуществления возложенных на него
функций ГТК России в случаях,
предусмотренных Таможенным кодексом
РФ и иными законодательными актами,
наделен правом издания нормативно-правовых
актов по таможенному делу, обязательных
для исполнения всеми таможенными
органами Российской Федерации, предприятиями,
учреждениями и организациями независимо
от форм собственности, должностными лицами
и гражданами.
2. Правовой статус регионального таможенного управления, его основные задачи, функции и права. Организационная структура РТУ
Региональное
таможенное управление Российской Федерации
(РТУ РФ) входит в единую систему
таможенных органов Российской Федерации
и осуществляет непосредственное руководство
таможенным делом на территории подведомственного
ему региона. В непосредственном
подчинении РТУ находятся все
расположенные на территории подведомственного
ему региона таможенные органы, за
исключением непосредственно
Необходимость
создания РТУ как промежуточного
звена в системе управления таможенным
делом в стране обусловлена, в
первую очередь, огромными размерами
таможенной территории России. Руководить
таможнями и таможенными
Правовой статус РТУ закреплен в Общем положении о региональном таможенном управлении Российской Федерации, утвержденным Приказом ГТК России от 12 января 2005г. № 7. Данное Положение определяет задачи управления и основные его функции.
Основными
задачами РТУ являются: реализация
таможенной политики Российской Федерации
на территории подведомственного региона;
разработка и реализация в пределах
своей компетенции в
Функции РТУ сложны и многообразны, и приводить их все (101 функцию) представляется нецелесообразным. Важно подчеркнуть, что функции РТУ по аналогии с приведенными выше функциями ГТК условно можно разделить на девять основных направлений:
1) функции
по реализации таможенной
2) функции
по организации и
3) функции
по организации, координации и
осуществлению контроля за
4) функции
по организации, координации и
контролю за осуществлением
5) функции
по организации, координации и
контролю за деятельностью
6) функции
по осуществлению валютного
7) функции
по осуществлению контроля за
соблюдением законодательства
8) функции
по обеспечению развития
9) функции
по организации и
Данная группа
функций РТУ по своей направленности,
казалось бы, совпадает с наименованием
аналогичных функций ГТК
Для реализации возложенных на них функций и решения поставленных задач РТУ обладают рядом прав, закрепленных Общим положением о РТУ РФ: по изданию в пределах своей компетенции правовых актов по таможенному делу; по взаимодействию с органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, органами местного самоуправления, предприятиями, организациями и гражданами; по контролю за деятельностью участников внешнеэкономической деятельности в подведомственном РТУ регионе; по внесению в ГТК России предложений по совершенствованию таможенного законодательства и практики его применения; по организации борьбы с нарушениями таможенного законодательства; по контролю за деятельностью нижестоящих таможенных органов и др. Создание, реорганизацию и ликвидацию региональных таможенных управлений осуществляет ГТК России. В настоящее время созданы и функционируют 13 региональных таможенных управлений: Московское, Западное, Северо-Западное, Калининградское, Северо-Кавказское, Дагестанское, Поволжское, Татарское, Уральское, Башкирское, Западно-Сибирское, Восточно-Сибирское и Дальневосточное.
Типовая организационная
структура и предельная штатная
численность региональных таможенных
управлений утверждаются ГТК России.
Возглавляет РТУ начальник, назначаемый
и освобождаемый от должности
Председателем ГТК России. Заместители
начальника, начальник отдела бухгалтерского
учета и контроля (главный бухгалтер)
и начальник юридического отдела
РТУ назначаются и
На своих заседаниях коллегия РТУ РФ рассматривает важнейшие вопросы, связанные с деятельностью управления и находящихся в его непосредственном и оперативном подчинении таможенных органов и организаций таможенной службы. Решения коллегии РТУ, также как и решения коллегии ГТК России, проводятся в жизнь приказами ее председателя — начальника РТУ. При наличии разногласий между начальником управления и возглавляемой им коллегией начальник РТУ проводит в жизнь свое решение, докладывая об этом в ГТК России.
РТУ РФ является
органом федеральной
3. Правовой статус таможни и таможенного поста
Организационный фундамент системы таможенных органов России составляют таможни и таможенные посты. Именно они непосредственно решают основную часть задач в сфере таможенного дела. Таможни и таможенные посты действуют на основании Общего Положения о таможенном посте, утвержденном приказом ГТК №1082 от 10.10.2002г. (в редакции Приказа ФТС РФ от 12.01.2005 №7).
Объединение рассмотрения правового статуса таможен и таможенных постов в одном параграфе не случайно. Ведь, несмотря на то, что таможенные посты действующим законодательством (ст. 402 ТК РФ) выделены в качестве самостоятельного звена системы таможенных органов, на самом деле большинство из них (за исключением таможенных постов, обладающих статусом юридического лица) таковыми не являются, поскольку обладают ограниченной правоспособностью. Так, например, в случае судебного обжалования действий или бездействия должностных лиц таможенного поста, в качестве ответчика обычно выступает таможня, в состав которой входит данный таможенный пост.
По этой
и по ряду иных причин при подготовке
Проекта нового Таможенного кодекса
РФ часть его разработчиков
Таможня РФ входит в единую систему таможенных органов России и осуществляет свою деятельность под общим руководством ГТК России и Непосредственным руководством РТУ, в состав которого она входит. В Ряде случаев таможни подчиняются непосредственно ГТК России.
Таможни и
их подразделения (таможенные посты, центры
таможенного оформления и др.) создаются,
как правило, по территориальному принципу
и осуществляют свою деятельность на
территории подведомственного региона.
Территория подведомственного таможне
региона определяется ГТК России
с учетом мнения РТУ и может
как совпадать, так и не совпадать
с административными границами
субъектов федерации, на территории
которых они создаются. Так, например,
юрисдикция Архангельской таможни
распространяется на всю территорию
Архангельской области, юрисдикция
Ростовской таможни — далеко не
на всю территорию Ростовской области,
а вот Воронежская таможня
обладает юрисдикцией на территории
трех областей: Воронежской, Липецкой
и Тамбовской. Следует также отметить,
что в порядке, предусмотренном
ГТК России, РТУ вправе изменять
границы подведомственных регионов
непосредственно подчиненных
Размещение
таможен на территории страны связано
как с маршрутами перемещения
грузов, так и с концентрацией
участников внешнеэкономической
Таможенный пост РФ, согласно действующему законодательству, также входит в единую систему таможенных органов России, является первичным звеном этой системы и осуществляет свою деятельность под непосредственным руководством таможни. В ряде случаев таможенные посты могут быть подчинены РТУ либо напрямую ГТК России.
Информация о работе Понятие таможенных органов РФ, их правовой статус