Порядок перемещения культурных ценностей через таможенную границу Таможенного союза

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 22:08, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является рассмотрение запретов и ограничений, связанных с перемещением культурных ценностей через таможенную границу Таможенного союза.
Объектом данной работы являются культурные ценности.
Предмет исследования - перемещение культурных ценностей.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3
1. Законодательная база, регулирующая перемещение культурных ценностей через таможенную границу Таможенного союза………………………5
1.1. Конвенция ЮНЕСКО 1970 г. ……………………………………………5
1.1.1 Конвенция УНИДРУА 1955 г. ………………………………………….6
1.2. Федеральный закон РФ от 15 апреля 1993 г. N 4804-1 (ред. от 01.07.2011) «О вывозе и ввозе культурных ценностей»……………………..6
1.3. Контроль государственных органов…………………………………….10
2. Вывоз культурных ценностей с территории Российской Федерации…..12
2.1. Порядок вывоза культурных ценностей………………………………...12
2.2. Действия должностных лиц таможенного органа при оформлении вывозимых культурных ценностей……………………………………………14
2.3. Порядок временного вывоза культурных ценностей…………………..16
2.4. Действия должностных лиц таможенных органов, при оформлении временно вывозимых культурных ценностей………………………………18
2.5. Порядок и правила проведения экспертизы культурных ценностей…19
3. Ввоз культурных ценностей………………………………………………25
3.1. Порядок ввоза культурных ценностей………………………………….25
3.2. Действия должностных лиц таможенного органа при оформлении ввозимых культурных ценностей.……………………………………………….26
3.3. Порядок временного ввоза культурных ценностей……………………27
3.4. Действия должностных лиц при таможенном оформлении временно ввозимых культурных ценностей……………………………………………28
3.5. Порядок действий в отношении задержанных культурных ценностей……………………………………………………………………………29
Заключение…………………………………………………………………….31
Список использованных источников……………………………………

Работа содержит 1 файл

Курсовая НТР.doc

— 173.00 Кб (Скачать)


 

Государственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

 

«РОССИЙСКАЯ ТАМОЖЕННАЯ АКАДЕМИЯ»

Кафедра организации таможенного контроля

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине «Запреты и ограничения во внешней торговле товарами»

на тему «Порядок перемещения культурных ценностей через таможенную границу Таможенного союза»

 

 

 

 

 

                                            Выполнила: студентка 3-го курса заочной формы                

                             обучения факультета таможенного дела,      

                         группа  Т094 3ВП ВД А.В. Рыченкова

                                            Проверил: к.э.н., доцент Ю.Е. Гупанова

                   Оценка: ______________________

                  Подпись _____________________

                  «____» ________________ 2011 г.

 

 

 

 

Люберцы

2011

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение………………………………………………………………………...3

1. Законодательная база, регулирующая перемещение культурных ценностей через таможенную границу Таможенного союза………………………5

1.1. Конвенция ЮНЕСКО 1970 г. ……………………………………………5

1.1.1 Конвенция УНИДРУА 1955 г. ………………………………………….6

1.2. Федеральный закон РФ от 15 апреля 1993 г. N 4804-1 (ред. от 01.07.2011) «О вывозе и ввозе культурных ценностей»……………………..6

1.3. Контроль государственных органов…………………………………….10

2. Вывоз культурных ценностей с территории Российской Федерации…..12

2.1. Порядок вывоза культурных ценностей………………………………...12

2.2. Действия должностных лиц таможенного органа при оформлении вывозимых культурных ценностей……………………………………………14

2.3. Порядок временного вывоза культурных ценностей…………………..16

2.4. Действия должностных лиц таможенных органов, при оформлении временно вывозимых культурных ценностей………………………………18

2.5. Порядок и правила проведения экспертизы культурных ценностей…19

3. Ввоз культурных ценностей………………………………………………25

3.1. Порядок ввоза культурных ценностей………………………………….25

3.2. Действия должностных лиц таможенного органа при оформлении ввозимых культурных ценностей.……………………………………………….26

3.3. Порядок временного ввоза культурных ценностей……………………27

3.4. Действия должностных лиц при таможенном оформлении временно ввозимых культурных ценностей……………………………………………28

3.5. Порядок действий в отношении задержанных культурных ценностей……………………………………………………………………………29

Заключение…………………………………………………………………….31

Список использованных источников………………………………………...33

 

ВВЕДЕНИЕ

 

     Культурные ценности всегда были объектом пристального внимания со стороны людей, как различных национальностей, так и различных слоев населения, независимо от их уровня жизни, политического или социального статуса.

    Для одних - это предметы удовлетворения своих культурных потребностей, для других - это способ существования или средство наживы.

     Удовлетворение культурных потребностей - это, как наслаждение уже созданными произведениями искусства, так и возможность произведения искусства создавать, хранить, коллекционировать, изучать и так далее. Культурное наследие образует совокупность материальных и духовных культурных ценностей других эпох, подлежащих сохранению, переоценке и использованию имеющихся достижений.

     Интерес к проблеме культурных ценностей можно считать показателем уровня культурного развития населения любой страны. Сегодня развивающиеся страны требуют возвращения культурных ценностей, и эта проблема активно обсуждается международными организациями и на международных форумах.

     Естественно, что само понятие «культурные ценности» или «произведения искусства» подразумевают под собой бережное и внимательное к ним отношение как со стороны работников «культурной» сферы, так и со стороны таможенных органов, привыкших, в основном иметь дело с «обычным» товаром, то есть «продуктом труда, созданным для продажи».

     Вместе с тем, на таможенные органы Российской Федерации возложены функции по пресечению незаконного оборота через таможенную границу предметов художественного, исторического и археологического достояния народов России и зарубежных стран. Кроме того, контроль за законным перемещением культурных ценностей, (при условии, что они имеют материально-пространственную форму воплощения) предполагает выделение их в отдельную категорию товаров.

     Данное обстоятельство обусловлено тем, что в традиционном понимании товаром является продукт человеческого труда, созданный для получения прибыли путем продажи или обмена. Естественно, что культурные ценности могут выступать и в этом качестве, но приведенные далее в данной курсовой работе определения, относящиеся к культурным ценностям, явно противоречат экономической сущности товара.

     Актуальность выбранной темы заключается в том, что одной из важнейших задач любого государства является сохранение ценностей национальной культуры. Перемещение через таможенную границу Таможенного союза культурных ценностей характеризуется определенной спецификой. Как особый вид товара они могут ввозиться в страну и вывозиться за ее пределы под строгим контролем со стороны государственных органов. Лица, заинтересованные в таком перемещении, вступают во взаимодействие с уполномоченными субъектами с целью получения специального разрешения.

     Целью работы является рассмотрение запретов и ограничений, связанных с перемещением культурных ценностей через таможенную границу Таможенного союза.

     Объектом данной работы являются культурные ценности.

     Предмет исследования - перемещение культурных ценностей.

     Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:

1. Изучение правовой базы, регулирующей перемещение культурных ценностей через таможенную границу Таможенного союза.

2. Ознакомление с порядком вывоза и ввоза культурных ценностей.

    

 

1. ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА, РЕГУЛИРУЮЩАЯ ПЕРЕМЕЩЕНИЕ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА

 

     Необходимость охраны культурных ценностей признана давно. В настоящее время практически все государства имеют законы, регламентирующие защиту объектов культуры. Основное их назначение - в установлении правового режима культурной собственности, в упорядочении вопросов, связанных с выявлением и учетом культурных ценностей, их использованием, охраной, реставрацией и тому подобное. Особое место при этом занимают проблемы правового урегулирования ввоза и вывоза культурных ценностей, дарения, обмена выставками и торговли объектами культуры.

     Развитие законодательства в этой сфере привело к закреплению обязанности их защиты на международном уровне. Эти вопросы находятся в центре внимания ООН, ЮНЕСКО, ЕС, Интерпола и ряда других международных организаций.

 

1.1. Конвенция ЮНЕСКО 1970 года

     Еще в 19 ноября 1964 года в Париже Генеральная конференция ООН по вопросам образования, науки и культуры приняла первый документ, определяющий принципы международной и национальной охраны движимых культурных ценностей - «Рекомендацию о мерах, направленных на запрещение и предупреждение ввоза, вывоза и передачи прав собственности на культурные ценности».

     В 1970 году в Париже была принята Конвенция ЮНЕСКО о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности. В преамбуле Конвенции подчеркивается, что эффективная «охрана культурного достояния должна быть организована как в национальном, так и в международном масштабах и требует тесного сотрудничества между государствами».

     В статье 1 Конвенции определены культурные ценности, подпадающие по специальные правила. Это культурные ценности, «которые рассматриваются каждым государством как представляющие значение для археологии, доисторического периода, истории, литературы, искусства и науки» религиозного или светского характера.

     В целях обеспечения охраны своих культурных ценностей от незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности государства-участники Конвенции обязаны создать на своей территории национальные службы охраны культурного наследия, которые должны:

• содействовать разработке проектов законодательных актов, обеспечивающих защиту культурного наследия;

• составлять и обновлять на базе национального охранного реестра перечень важных культурных ценностей, государственных и частных, вывоз которых вызывал бы обеднение национального культурного наследия;

• содействовать развитию или созданию научных и технических учреждений (музеи, библиотеки, архивы, мастерские и т.п.), необходимых для сохранения и популяризации культурных ценностей;

• организовывать контроль за археологическими раскопками;

• устанавливать для антикваров, коллекционеров и т.п. правила и

следить за соблюдением этих правил;

     Каждое из государств-участников Конвенции приняло законодательные акты, учитывая интересы и условия своей страны.

 

1.1.1. Конвенция УНИДРУА 1995 года

     Незаконная торговля культурными ценностями и невосполнимый ущерб, причиняемый такой торговлей стали предметами рассмотрения на дипломатической конференции, прошедшей в 1995 году в Риме. Итогом Конференции стало принятие Конвенции УНИДРУА по похищенным или незаконно вывезенным культурным ценностям.

     Конвенция была разработана Международным институтом по унификации частного права в развитие Конвенции ЮНЕСКО 1970 года с целью определения культурных ценностей.

     В Конвенции УНИДРУА определены сроки возврата культурных ценностей: 3 года с момента обнаружения культурной ценности и личности ее владельца, в любом случае - в течение 5 лет с момента похищения.

     Глава 3 посвящена возвращению незаконно вывезенных культурных ценностей. В соответствии с п. 2 данной главы незаконно вывезенными считаются и те ценности, которые были вывезены по разрешению на временный вывоз и вовремя не были возвращены.

     Конвенция УНИДРУА создает механизм действия по защите культурного наследия каждой страны, но работать этот механизм может только тогда, когда есть система учета культурных ценностей на профессиональном уровне с фотофиксацией и научным описанием. Только это позволяет осуществить идентификацию и предъявить претензию. Россия подписала, но не ратифицировала эту Конвенцию.

 

1.2. Федеральный закон РФ от 15 апреля 1993 г. N 4804-1 (ред. от 01.07.2011) «О вывозе и ввозе культурных ценностей»

     В 1988 году Советский Союз ратифицировал Конвенцию ЮНЕСКО 1970 года и должен был привести свое законодательство в соответствие с Конвенцией.

     Но все помнят неразбериху тех лет, поэтому долгое время действовали: Закон СССР «Об охране и использовании памятников истории и культуры» от 15 декабря 1978 года и принятое на его основе Постановление Совета Министров СССР «О мерах по предотвращению незаконного вывоза культурных ценностей за пределы СССР» 1979 года.

     Правительством СССР был утвержден перечень запрещенных к вывозу предметов, а порядок контроля за ввозом культурных ценностей определялся Инструкцией Министерства культуры СССР.

     В последние годы особенно остро встала проблема сохранения движимого культурного наследия России от незаконного вывоза за границу и хищений. После развала СССР Россия, особенно на западе, осталась без обустроенных границ и этим воспользовались многие недобросовестные граждане. Нужен был новый законодательный акт, защищающий культурное наследие России.

     В 1993 году в соответствии с Конвенцией ЮНЕСКО был принят специальный Закон Российской Федерации «О вывозе и ввозе культурных ценностей», который до сих пор регулирует перемещение культурных ценностей через таможенную границу.

     Закон имеет целью сохранение культурного наследия народов Российской Федерации. Закон направлен на защиту культурных ценностей от незаконного вывоза, ввоза и передачи права собственности на них.

     Закон призван также способствовать развитию международного культурного сотрудничества, взаимному ознакомлению народов Российской Федерации и других государств с культурными ценностями друг друга.[1]

     Под культурными ценностями понимаются движимые предметы материального мира, находящиеся на территории РФ, а именно:

   созданные отдельными лицами или группами лиц, которые являются гражданами РФ;

   имеющие важное значение и созданные на территории РФ иностранными гражданами и лицами без гражданства, проживающими в РФ.

   обнаруженные на территории РФ;

   приобретенные археологическими, этнологическими и естественнонаучными экспедициями с согласия компетентных властей страны, откуда происходят эти ценности;

   приобретенные в результате добровольных обменов;

   полученные в качестве дара или законно приобретенные с согласия компетентных властей страны, откуда происходят эти ценности.

Информация о работе Порядок перемещения культурных ценностей через таможенную границу Таможенного союза