Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2011 в 15:30, реферат
Задачами нашей работы является, прежде всего, непосредственно, понятие формы таможенного контроля, анализ основных форм таможенного контроля и порядок проведения некоторых из них.
Объектом исследования являются общественные отношения, сложившиеся в процессе и по поводу правового регулирования перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу.
Введение __________________________________________________ 3
1. Формы таможенного контроля _____________________________ 5
2. Порядок проведения таможенного контроля _________________ 11
2.1 Таможенный досмотр ___________________________________ 11
2.2 Личный досмотр _______________________________________ 12
2.3 Осмотр помещений и территорий _________________________ 14
Заключение ______________________________________________ 16
Библиографический список _________________________________ 17
Таможенные органы проводят таможенную ревизию - проверку факта выпуска товаров, а также достоверности сведений, указанных в таможенной декларации и иных документах, представляемых при таможенном оформлении, путем сопоставления этих сведений с данными бухгалтерского учета и отчетности, со счетами, с другой информацией лиц, указанных в статье 376 ТК РФ16.
Таможенный осмотр товаров и транспортных средств, таможенный досмотр, осмотр помещений и территорий, а также личный досмотр и таможенная ревизия оформляются актом по форме, определяемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, который составляется в двух экземплярах.
Необходимо отметить, что таможенный контроль как проверка - есть одна из его характеристик, другая же раскрывает его как правовой режим, который приобретается товарами и транспортными средствами по причине и в силу их перемещения через таможенную границу РФ.
Общим
принципом таможенного контроля
является недопустимость в процессе
его проведения причинения неправомерного
вреда лицам, их товарам и транспортным
средствам. Таможенные органы и их должностные
лица, причинившие своими действиями
неправомерный вред, несут за это ответственность
в соответствии с действующим законодательством.
Вред, причиненный правомерными действиями
(например, повреждение транспортного
средства путем его принудительной остановки
для проведения таможенного контроля
с помощью специальных средств или огнестрельного
оружия и др.), возмещению не подлежит.17
2.
Порядок проведения
Организация проведения таможенного контроля заключается в рассмотрении порядка, процедуры осуществления различных форм контроля, а именно в соблюдении установленных сроках, последовательном прохождении этапов, правильного оформления документов и т.д.
Согласно ст. 359 ТК РФ, проверка документов, необходимых для таможенных целей, и досмотр товаров осуществляется таможенным органом РФ не позднее трех рабочих дней с момента принятия таможенной декларации, предоставления всех необходимых документов и предъявления товаров.18
Рассмотрим
порядок проведения наиболее распространенных
форм таможенного контроля.
2.1 Таможенный досмотр.
Решение о проведении таможенного досмотра принимает уполномоченное лицо таможенного органа и уведомляет о нем декларанта.
При проведении таможенного досмотра должностные лица вправе: требовать от лиц, обладающих соответствующими полномочиями, предъявления товара и транспортных средств для проведения досмотра; по согласованию с начальником досмотрового подразделения увеличить объем и степень досмотра; привлекать специалистов и экспертов для оказания содействия в проведении таможенного досмотра. Основные обязанности должностных лиц таможенных органов: соблюдение установленных сроков и порядка проведения досмотра; правильное составление акта таможенного досмотра; непричинение неправомерного вреда товарам и транспортным средствам и др.
Лица, перемещающие товары и транспортные средства, декларант, иные лица, обладающие полномочиями в отношении товаров и транспортных средств, и их представители вправе по собственной инициативе присутствовать при проведении досмотра.
Законодатель в ст. 372 ТК РФ определяет случаи, когда таможенный досмотр проводится таможенными органами самостоятельно. Это:
1)
неявка указанных лиц по
2)
существование угрозы
3)
пересылка товаров в
4)
оставление на таможенной
Таможенный досмотр товаров и транспортных средств в указанных случаях проводится в присутствии понятых.
По
результатам данной формы контроля
составляется акт в двух экземплярах.
Он должен содержать следующие реквизиты:
сведения о должностных лицах, проводивших
таможенный досмотр, и лицах, присутствующих
при нем; причины проведения досмотра
в отсутствии заинтересованного лица;
результаты таможенного досмотра19.
2.2 Личный досмотр.
Проведение личного досмотра можно условно подразделить на три этапа.
На первом (подготовительном) этапе происходит ознакомление физического лица с решением начальника таможенного органа о проведении личного досмотра, что удостоверяется соответствующей подписью гражданина на решении. В случае отказа от этого должностное лицо таможенного органа делает отметку, удостоверив ее собственной подписью.
В присутствии понятых гражданину разъясняются его права и обязанности, а так же предлагается добровольно выдать имеющиеся у него предметы. В случае если лицо отказалось добровольно выдать сокрытые товары, либо после их выдачи у сотрудника таможенного органа имеются предположения, что гражданин продолжает скрывать какие-либо товары, то наступает второй этап личного досмотра.
Второй этап - непосредственный личный досмотр. В целях обеспечения безопасности субъектов таможенного контроля лицо, осуществляющее данную форму контроля, убеждается в отсутствии у досматриваемого лица огнестрельного, газового или холодного оружия, сыпучих и иных веществ, а так же предметов, которые могут быть использованы для нападения. В ходе личного досмотра обследованию подлежат все мелкие предметы, имеющиеся у гражданина (зонт, зажигалка, авторучка и т.п.); верхняя одежда, обувь, головной убор; тело гражданина поверх нательного белья, сверху вниз, путем ощупывания; тело досматриваемого лица (волосы, кисти рук, ступни ног и т.д.).
При этом лица, участвующие в личном досмотре, обязаны аккуратно обращаться с вещами, а вскрытие или разрушение их проводить в необходимой степени. Кроме того, они не должны разглашать результаты досмотра, как и интимные и физические особенности досматриваемого лица.20
На третьем (завершающем) этапе происходит документальное оформление личного досмотра. В акте фиксируются:
- дата и место его составления, время начала и окончания проведения личного досмотра;
-
наименование таможенного
-
фамилия, имя, отчество, год рождения,
паспортные данные
-
место проведения личного
-
сведения о понятых,
-
факт разъяснения прав и
- факт объявления досматриваемому лицу решения о проведении личного досмотра и предложения добровольно выдать скрываемые предметы;
-
способ и место сокрытия, наименование
и индивидуальные признаки
последовательность и пределы проведения личного досмотра;
- заявления досматриваемого лица и иных лиц, участвующих в личном досмотре;
-
при необходимости,
Акт
подписывается всеми
2.3 Осмотр помещений и территорий.
Проводится при предъявлении предписания, подписанного начальником таможенного органа либо лицом, его замещающим, и служебного удостоверения. Перечень должностей должностных лиц таможенных органов, имеющих доступ к осуществлению данной формы контроля, определяется ГТК, а также федеральными законами при установлении иного порядка доступа на отдельные объекты.
В случае отказа обеспечить доступ должностных лиц таможенных органов в помещения и на территории с пресечением сопротивления и вскрытием запертых помещений в присутствии двух понятых. Обо всех случаях такого характера таможенные органы уведомляют прокурора в течение 24 часов.
Осмотр помещений и территорий должен проводиться в минимальный период времени, необходимый для его проведения, и не может продолжаться более одного дня.
Результаты проведения данной формы контроля оформляются актом.
При
осуществлении всех форм таможенного
контроля обязательно их документальное
оформление путем составления акта.
Если в ходе таможенного контроля
будут выявлены признаки нарушений
таможенного законодательства, возбуждается
уголовное дело или начинается производство
по делам о нарушении таможенных правил.
Результаты проведения таможенного контроля
могут быть признаны в качестве доказательств
по уголовным, гражданским делам и делам
об административных правонарушениях.
Заключение.
Тема таможенного контроля является одной из важнейших в сфере таможенного дела. Таможенный контроль во многом определяет характер и содержание деятельности таможенных органов. Основная цель таможенного контроля - выявление, путем различных проверок соответствия таможенных операций и действий положениям и нормам таможенного законодательства, поэтому правовое регулирование этой части таможенного дела является развернутым и дифференцируемым и осуществляется Законами РФ, Таможенным кодексом РФ, а также многочисленными правилами проведения таможенного контроля, определяемыми Государственным таможенным комитетом.
В настоящее время одной из первоочередных задач, стоящих перед Россией, является выработка рациональной внешнеэкономической политики, благоприятных условия для продвижения российских товаров на внешние рынки, развития сотрудничества в сфере международной торговли. Переживая серьезные трудности, остро нуждаясь в поддержке отечественных экспертов, страна стоит перед необходимостью защиты национальных интересов, из которых первоочередные - экономические.
Важнейший элемент системы государственного управления внешнеэкономическими связями - таможенная структура, и в первую очередь, система таможенного контроля.
Большое значение в связи с общим ростом преступности является борьба с должностными преступлениями работников таможенных органов, коррупцией в сфере таможенного контроля.
Таким образом, таможенный
контроля является важным элементом
таможенного дела, а в целом это один
из базовых институтов любой экономики.
Несмотря на его несовершенство, можно
сказать, что его механизм в настоящее
время функционирует довольно успешно
и имеет большой потенциал развития и
совершенствования.
Библиографический список.
Нормативные акты:
1. Конституция Российской Федерации // Российская газета, 12 декабря 1993года.
2. Таможенный кодекс РФ от 28 мая 2003г. № 61-ФЗ // СЗ РФ. 2003. № 22. Ст. 2066.
3. Закон РФ от 21 мая 1993г. № 5003-1 «О таможенном тарифе» (с изм. и доп., включая от 03.12.2008 N 250-ФЗ, от 30.12.2008 N 314-ФЗ) // ВВС РФ. 1993. № 23. Ст. 821.