Порядок проведения таможенного контроля

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2011 в 15:30, реферат

Описание работы

Задачами нашей работы является, прежде всего, непосредственно, понятие формы таможенного контроля, анализ основных форм таможенного контроля и порядок проведения некоторых из них.

Объектом исследования являются общественные отношения, сложившиеся в процессе и по поводу правового регулирования перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу.

Содержание

Введение __________________________________________________ 3

1. Формы таможенного контроля _____________________________ 5

2. Порядок проведения таможенного контроля _________________ 11

2.1 Таможенный досмотр ___________________________________ 11

2.2 Личный досмотр _______________________________________ 12

2.3 Осмотр помещений и территорий _________________________ 14

Заключение ______________________________________________ 16

Библиографический список _________________________________ 17

Работа содержит 1 файл

таможенное право.doc

— 94.50 Кб (Скачать)

      Таможенные  органы проводят таможенную ревизию - проверку факта выпуска товаров, а также достоверности сведений, указанных в таможенной декларации и иных документах, представляемых при таможенном оформлении, путем сопоставления этих сведений с данными бухгалтерского учета и отчетности, со счетами, с другой информацией лиц, указанных в статье 376 ТК РФ16

      Таможенный осмотр товаров и транспортных средств, таможенный досмотр, осмотр помещений и территорий, а также личный досмотр и  таможенная ревизия оформляются актом по форме, определяемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, который составляется в двух экземплярах.

     Необходимо отметить, что таможенный контроль как проверка - есть одна из его характеристик, другая же раскрывает его как правовой режим, который приобретается товарами и транспортными средствами по причине и в силу их перемещения через таможенную границу РФ.

     Общим принципом таможенного контроля является недопустимость в процессе его проведения причинения неправомерного вреда лицам, их товарам и транспортным средствам. Таможенные органы и их должностные  лица, причинившие своими действиями неправомерный вред, несут за это ответственность в соответствии с действующим законодательством. Вред, причиненный правомерными действиями (например, повреждение транспортного средства путем его принудительной остановки для проведения таможенного контроля с помощью специальных средств или огнестрельного оружия и др.), возмещению не подлежит.17 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      2. Порядок проведения таможенного  контроля.

      Организация проведения таможенного контроля заключается  в рассмотрении порядка, процедуры  осуществления различных форм контроля, а именно в соблюдении установленных сроках, последовательном прохождении этапов, правильного оформления документов и т.д.

      Согласно  ст. 359 ТК РФ, проверка документов, необходимых  для таможенных целей, и досмотр  товаров осуществляется таможенным органом РФ не позднее трех рабочих дней с момента принятия таможенной декларации, предоставления всех необходимых документов и предъявления товаров.18

      Рассмотрим  порядок проведения наиболее распространенных форм таможенного контроля. 

      2.1 Таможенный досмотр.

      Решение о проведении таможенного досмотра принимает уполномоченное лицо таможенного органа и уведомляет о нем декларанта.

      При проведении таможенного досмотра должностные  лица вправе: требовать от лиц, обладающих соответствующими полномочиями, предъявления товара и транспортных средств для проведения досмотра; по согласованию с начальником досмотрового подразделения увеличить объем и степень досмотра; привлекать специалистов и экспертов для оказания содействия в проведении таможенного досмотра. Основные обязанности должностных лиц таможенных органов: соблюдение установленных сроков и порядка проведения досмотра; правильное составление акта таможенного досмотра; непричинение неправомерного вреда товарам и транспортным средствам и др.

      Лица, перемещающие товары и транспортные средства, декларант, иные лица, обладающие полномочиями в отношении товаров и транспортных средств, и их представители вправе по собственной инициативе присутствовать при проведении досмотра.

      Законодатель  в ст. 372 ТК РФ определяет случаи, когда  таможенный досмотр проводится таможенными органами самостоятельно. Это:

      1) неявка указанных лиц по истечении  15 дней со дня предъявления  товаров таможенным органам;

      2) существование угрозы государственной  безопасности, общественному порядку,  жизни и здоровью человека, животным, растениям, окружающей природной среде и др.;

      3) пересылка товаров в международных  почтовых отправлениях;

      4) оставление на таможенной территории  РФ товаров и транспортных  средств в нарушение таможенного  режима, предусматривающего вывоз  товаров и транспортных средств с такой территории.

      Таможенный  досмотр товаров и транспортных средств в указанных случаях  проводится в присутствии понятых.

      По  результатам данной формы контроля составляется акт в двух экземплярах. Он должен содержать следующие реквизиты: сведения о должностных лицах, проводивших таможенный досмотр, и лицах, присутствующих при нем; причины проведения досмотра в отсутствии заинтересованного лица; результаты таможенного досмотра19. 

      2.2 Личный досмотр.

      Проведение  личного досмотра можно условно подразделить на три этапа.

      На  первом (подготовительном) этапе происходит ознакомление физического лица с  решением начальника таможенного органа о проведении личного досмотра, что  удостоверяется соответствующей подписью гражданина на решении. В случае отказа от этого должностное лицо таможенного органа делает отметку, удостоверив ее собственной подписью.

      В присутствии понятых гражданину разъясняются его права и обязанности, а так же предлагается добровольно выдать имеющиеся у него предметы. В случае если лицо отказалось добровольно выдать сокрытые товары, либо после их выдачи у сотрудника таможенного органа имеются предположения, что гражданин продолжает скрывать какие-либо товары, то наступает второй этап личного досмотра.

      Второй  этап - непосредственный личный досмотр. В целях обеспечения безопасности субъектов таможенного контроля лицо, осуществляющее данную форму контроля, убеждается в отсутствии у досматриваемого лица огнестрельного, газового или холодного оружия, сыпучих и иных веществ, а так же предметов, которые могут быть использованы для нападения. В ходе личного досмотра обследованию подлежат все мелкие предметы, имеющиеся у гражданина (зонт, зажигалка, авторучка и т.п.); верхняя одежда, обувь, головной убор; тело гражданина поверх нательного белья, сверху вниз, путем ощупывания; тело досматриваемого лица (волосы, кисти рук, ступни ног и т.д.).

      При этом лица, участвующие в личном досмотре, обязаны аккуратно обращаться с вещами, а вскрытие или разрушение их проводить в необходимой степени. Кроме того, они не должны разглашать результаты досмотра, как и интимные и физические особенности досматриваемого лица.20

      На  третьем (завершающем) этапе происходит документальное оформление личного досмотра. В акте фиксируются:

      - дата и место его составления, время начала и окончания проведения личного досмотра;

      - наименование таможенного органа, должностей, имен, отчеств должностных  лиц, принявшего решение и проводящего  личный досмотр;

      - фамилия, имя, отчество, год рождения, паспортные данные досматриваемого  лица;

      - место проведения личного досмотра  и сведения о помещении;

      - сведения о понятых, переводчике,  специалистах, медработнике;

      - факт разъяснения прав и обязанностей  всем лицам, участвующим в досмотре;

      - факт объявления досматриваемому лицу решения о проведении личного досмотра и предложения добровольно выдать скрываемые предметы;

      - способ и место сокрытия, наименование  и индивидуальные признаки найденных  товаров, их количество;

      последовательность  и пределы проведения личного  досмотра;

      - заявления досматриваемого лица и иных лиц, участвующих в личном досмотре;

      - при необходимости, характеристики  поведения досматриваемого лица.21

      Акт подписывается всеми участвующими лицами. 

      2.3 Осмотр помещений и территорий.

      Проводится  при предъявлении предписания, подписанного начальником таможенного органа либо лицом, его замещающим, и служебного удостоверения. Перечень должностей должностных лиц таможенных органов, имеющих доступ к осуществлению данной формы контроля, определяется ГТК, а также федеральными законами при установлении иного порядка доступа на отдельные объекты.

      В случае отказа обеспечить доступ должностных  лиц таможенных органов в помещения  и на территории с пресечением сопротивления и вскрытием запертых помещений в присутствии двух понятых. Обо всех случаях такого характера таможенные органы уведомляют прокурора в течение 24 часов.

      Осмотр  помещений и территорий должен проводиться  в минимальный период времени, необходимый  для его проведения, и не может  продолжаться более одного дня.

      Результаты  проведения данной формы контроля оформляются актом.

      При осуществлении всех форм таможенного  контроля обязательно их документальное оформление путем составления акта. Если в ходе таможенного контроля будут выявлены признаки нарушений  таможенного законодательства, возбуждается уголовное дело или начинается производство по делам о нарушении таможенных правил. Результаты проведения таможенного контроля могут быть признаны в качестве доказательств по уголовным, гражданским делам и делам об административных правонарушениях. 

        
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение.

           Тема таможенного  контроля является одной из важнейших  в сфере таможенного дела. Таможенный контроль во многом определяет характер и содержание деятельности таможенных органов. Основная цель таможенного контроля - выявление, путем различных проверок соответствия таможенных операций и действий положениям и нормам таможенного законодательства, поэтому правовое регулирование этой части таможенного дела является развернутым и дифференцируемым и осуществляется Законами РФ, Таможенным кодексом РФ, а также многочисленными правилами проведения таможенного контроля, определяемыми Государственным таможенным комитетом.

           В настоящее время  одной из первоочередных задач, стоящих  перед Россией, является выработка  рациональной внешнеэкономической политики, благоприятных условия для продвижения российских товаров на внешние рынки, развития сотрудничества в сфере международной торговли. Переживая серьезные трудности, остро нуждаясь в поддержке отечественных экспертов, страна стоит перед необходимостью защиты национальных интересов, из которых первоочередные - экономические.

           Важнейший элемент  системы государственного управления внешнеэкономическими связями - таможенная структура, и в первую очередь, система таможенного контроля.

           Большое значение в связи с общим ростом преступности является борьба с должностными преступлениями работников таможенных органов, коррупцией в сфере таможенного контроля.

           Таким образом, таможенный контроля является важным элементом  таможенного дела, а в целом это один из базовых институтов любой экономики. Несмотря на его несовершенство, можно сказать, что его механизм в настоящее время функционирует довольно успешно и имеет большой потенциал развития и совершенствования. 

Библиографический список.

Нормативные акты:

1. Конституция Российской Федерации // Российская газета, 12 декабря 1993года.

2. Таможенный  кодекс РФ от 28 мая 2003г. №  61-ФЗ // СЗ РФ. 2003. № 22. Ст. 2066.

3. Закон  РФ от 21 мая 1993г. № 5003-1 «О  таможенном тарифе» (с изм.  и доп., включая от 03.12.2008 N 250-ФЗ, от 30.12.2008 N 314-ФЗ) // ВВС РФ. 1993. № 23. Ст. 821.

Информация о работе Порядок проведения таможенного контроля