Практика нетарифного регулирования в США

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 00:42, лекция

Описание работы

Ценность изучения американского опыта организации и функционировании
механизма нетарифного регулирования внешней торговли напрямую связана с
ролью, которую США играют в мировой торговле и современных международных
отношениях, а также с тем местом, которое США занимают среди государств —
основных внешнеторговых партнеров Российской Федерации.

Работа содержит 1 файл

Практика нетарифного регулирования в США.doc

— 49.50 Кб (Скачать)

Практика  нетарифного регулирования  в США. 
 

     Ценность  изучения американского опыта организации  и функционировании

механизма нетарифного регулирования внешней  торговли напрямую связана с

ролью, которую США играют в мировой  торговле и современных международных

отношениях, а также с тем местом, которое  США занимают среди государств —

основных  внешнеторговых партнеров Российской Федерации.

Современная внешнеторговая политика США отчетливо  демонстрирует соче-

тание двух тенденций в практике регулирования  международной торговли: с одной

стороны, обозначился курс на либерализацию  международной торговли, поступа-

тельное и устойчивое снижение уровня таможенно-тарифной защиты; с другой, на

фоне  либерализации международной торговли происходит усиление воздействия

на нее со стороны государства.

Значение  нетарифного регулирования определяется не только объемом внешне-

торговых  поставок, подпадающих под действие нетарифных инструментов торговой

политики. Будучи менее открытыми, чем таможенные пошлины, нетарифные барье-

ры предоставляют администрации больше возможностей действовать по собственно-

му усмотрению, что создает значительную неопределенность во внешнеторговой сфе-

ре, увеличивают  степень ее коррупциогенности и  ухудшают инвестиционный климат

в государстве.

     Тот факт, что основной акцент в политике защиты национального производите-

ля от иностранной конкуренции перенесен  с таможенных тарифов на нетарифные

меры, неизбежно  приводит к изменению сущности самого нетарифного регулиро-

вания. Оно превращается из законного (т.е. предусмотренного положениями ГАТТ/

ВТО) средства защиты национальных производителей от недобросовестной конку-

ренции  в труднопроходимые барьеры на пути развития международной торговли.

Этому во многом способствует широкая практика применения инструментов

скрытого  протекционизма, с которыми очень  трудно бороться на практике.

Применение  инструментов нетарифного регулирования  в США регулируется на

международном (наднациональном) и национальном уровнях.

Двусторонние  и многосторонние торговые соглашения на протяжении ряда

десятилетий остаются эффективными инструментами  торговой политики США.

Начиная с Закона 1934 г. «О взаимных торговых соглашениях» (Reciprocal Trade

Agreements Act), Конгресс США неоднократно  принимал законы, которые наделя-

ли Президента США правом заключать двусторонние и многосторонние торговые

соглашения, снижающие американские торговые барьеры  на взаимной основе. Вза-

имность означает, что шаги по либерализации  торговли США предпринимают толь-

ко в  случае принятия аналогичных мер  в странах — контрагентах.

Для уяснения реального механизма нормативного регулирования торговой по-

литики (в том числе в части применения нетарифных инструментов) необходимо

учесть  важную особенность правовой и судебной системы США, состоящую в вы-

делении двух основных типов международных актов — международного договора

treaty и  исполнительного соглашения executive agreement. Верховный Суд США

признал, что международный договор (treaty), подписываемый Президентом с  со-

гласия  и одобрения Конгресса, не должен противоречить Конституции США. При

этом  норма международного договора действует  наравне с нормой внутреннего  за-

конодательства  и в случае столкновения международной  и национальной (внутри-

государственной) норм преимуществом будет пользоваться, как правило, норма, принятая позже.

В отличие  от международного договора (treaty), исполнительное соглашение

(executive agreement) подписывается Президентом  без рассмотрения в Конгрессе,

что отражается на статусе такого международного акта — он не может превалиро-

вать  над внутренним законом; противоречие между нормами международного акта

и национального  законодательства в этом случае решается в пользу внутреннего

закона  США.

Эта, на первый взгляд юридико-техническая  проблема, приводит к выводу,

важному для осмысления функционирования механизма нетарифного регулирова-

ния внешней  торговли в США. Международные акты, регулирующие нетарифный

блок  внешнеторгового регулирования, несмотря на их универсализм, особую роль

в эпоху  глобализма, очевидный международный  и дипломатический авторитеты,

уступают  по своей юридической силе соответствующим  нормам внутреннего законодательства.

Международный блок источников нетарифного регулирования  включает в себя

универсальные торговые договоры, в которых участвуют  США: Генеральное согла-

шение по тарифам и торговле (ГАТТ) 1947 г., Марракешское соглашение о созда-

нии Всемирной  Торговой Организации (ВТО) 1994 г., принятые в рамках ГАТТ/

ВТО соглашения: по защитным мерам, по субсидиям и  компенсационным мерам,

по процедурам импортного лицензирования, по техническим барьерам в торговле, по применению санитарных и фитосанитарных мер и др.

Существенной  особенностью современной внешнеторговой политики США,

в том  числе в сфере нетарифного  регулирования, является заметное усиление дву-

сторонних механизмов внешнеторгового регулирования в ущерб многосторонним

механизмам. Как считает известный американский экономист, сотрудник Гарвард-

ского университета Р. Вернон, в последние  годы в своей внешнеторговой политике

американское  правительство делает упор на двусторонние соглашения, сочетая их с

угрозами  введения дискриминационных мер. Правительство  США считает, что «вы-

борочные  угрозы могут обеспечить лучшие условия  для свободной торговли, чем

многосторонние  торговые переговоры или торговые законы общего применения»19.

Переходя  к характеристике национального (внутригосударственного) механиз-

ма регулирования  нетарифных инструментов, отметим, что  его функционирова-

ние предопределяется конституционным принципом —  Конгрессу предоставля-

ются  исключительные полномочия регулировать ограничения экспорта и импорта.

Конгресс, в свою очередь, может делегировать эти полномочия Президенту, чет-

ко определяя  порядок и условия его действий по применению мер таможенно-тарифного  и нетарифного регулирования.

Законодательные предписания, регулирующие вопросы применения нетариф-

ных мер  в США, рассредоточены по многочисленным актам. Единого закона, в

котором устанавливался бы порядок нетарифного  регулирования внешнеторговой

деятельности, в США не существует. Предписания, прямо или опосредованно свя-

занные  с практикой нетарифного регулирования, содержатся в различных зако-

нодательных актах, регулирующих общие вопросы  торговой политики: в Законе

о расширении торговли 1962 г. (The Trade Expansion Act), законах  о торговле 1974,

1979 и 2002 гг., Законе о торговле и конкурентоспособности 1988 г.

Применение  отдельных нетарифных инструментов регулируется собственными

«профильными» законами. Например, положения об использовании  стандартов в

качестве  нетарифных барьеров содержатся в десятках различных законодательных

актов, касающихся вопросов безопасности использования  потребительских това-

ров, контроля за продовольствием, фармацевтической и косметической продук-

цией, различными веществами, отнесенными к категории  опасных, организации

радиационного контроля, импорта отдельных продуктов  питания, маркировки от-

дельных товаров и т. д.21 Нормы, регулирующие отношения, возникающие в свя-

зи с  применением нетарифных инструментов, содержатся даже в законодательных

актах, принятых специально для регулирования антипода нетарифных барьеров —

таможенного тарифа. Так, практически во всех американских законах о тарифах

(1894, 1930) содержались нормы антидемпингового  регулирования.

На национальном (внутригосударственном) уровне, наряду с законодательны-

ми актами, регулирование отношений по применению нетарифных инструментов

осуществляется  также посредством подзаконных  актов, принимаемых президен-

том и  иными органами исполнительной власти.

В связи  с этим следует охарактеризовать организационную основу нетарифного

регулирования в США.

Ввиду повышения важности, сложности и  остроты внешнеторговых проблем

в конце XX в. существенно усилилось внимание к вопросам регулирования в этой

сфере в высших эшелонах государственной  власти США. Для рассмотрения вопро-

сов торговой политики в ведущих комиссиях  Конгресса (по финансам, по банков-

ской  деятельности, по международным отношениям, по торговле и др.) выделены

специализированные  подкомиссии. Специализированные органы появляются даже

в системе  судебных органов (Суд США по делам международной торговли, Налого-

вый суд  США).

Что касается органов исполнительной власти, то здесь компетенция в сфере

торговой  политики распределена между еще  большим числом государственных

органов. Это дает основание исследователям государственного механизма внеш-

неторговой  деятельности в США отмечать, что  «множественность органов, дроб-

ность и перекрещивание их функций, нечеткость разделения сфер полномочий,

отсутствие  налаженной системы координации  — все это является организацион-

ными причинами слабой эффективности мероприятий правительства США по ре-

Информация о работе Практика нетарифного регулирования в США