Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 11:39, статья
В статье рассматривается таможенный контроль как необходимый правовой инструмент, применяемый таможенными органами. Особое внимание в статье будут уделено понятиям, используемым в действующем законодательстве, объектам таможенного контроля, субъектам таможенного контроля, организации и порядку проведения таможенного осмотра и таможенного досмотра.
Объектами таможенного
При принятии решения должностным лицом таможенных органов о проведении таможенного досмотра используется система управления рисками, основанная на эффективном использовании ресурсов таможенных органов для недопущения и (или) предотвращения нарушения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле.
Таможенный досмотр проводится в целях идентификации товаров для таможенных целей либо при наличии информации о нарушении таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле в целях проверки такой информации, а также проведения таможенного контроля на основе выборочной проверки, а именно:
а) для идентификации товаров в случаях, когда выявляется риск, содержащийся в действующем профиле риска, предусматривающий уточнение физико-химических и технических характеристик товаров, определение количественных показателей в основных и дополнительных единицах измерения, и, в необходимых случаях, качества (безопасности), определение наименования и прочих характеристик товаров;
б) для организации проведения таможенным органом таможенного досмотра при наличии информации о возможном правонарушении в области таможенного дела, предусматривающей утверждение Федеральной таможенной службой России и направление в таможенные органы соответствующих профилей рисков;
в) для выборочной проверки на основании соответствующих действующих профилей рисков, предусматривающих выбор товаров, подвергаемых таможенному досмотру, с использованием генератора случайных чисел.
Таможенный досмотр проводится:
а) до выпуска товаров;
б) после выпуска товаров;
в) при обороте товаров, ввезенных на таможенную территорию Таможенного союза[5].
Должностные лица таможенных органов проводят таможенный досмотр в отношении товаров при следующих таможенных операциях и таможенных процедурах: прибытие товаров на таможенную территорию Таможенного союза; убытие товаров с таможенной территории Таможенного союза; таможенный транзит; временное хранение товаров; таможенное декларирование товаров; выпуск товаров.
В ходе применения любой формы таможенного контроля, должностными лицами таможенных органов Российской Федерации, обязательным требованиями предписываемыми законодателем является закрепление результатов проведённых форма таможенного контроля в документальной форме. Решение комиссии таможенного союза от 20.05.2010 № 260 «О формах таможенных документов» и приказ Федеральной таможенной службы России от 25.10.2011 № 2199 «Об утверждении форм документов для целей применения отдельных форм таможенного контроля» регламентирует именно те формы документов таможенного характера, необходимых для заполнения должностными лицами таможенных органов России.
Акт(ы) таможенного осмотра и (или) таможенного досмотра составляются в 2 (двух) экземплярах, один остаётся в таможенных органах для отчётности (статистической и контрольной), а второй передаётся лицу в отношении товаров которого были выполнены требования таможенного законодательства и проведены формы таможенного контроля. По мимо актов таможенного характера, лицу уполномоченному в отношении товаров, являющихся объектом таможенного контроля, перед началом проведения вышеназванных форм таможенного контроля, вручаются также «Уведомление» и «Требование» о предстоящем проведении формы таможенного контроля.
Любой этап проведения форм таможенного контроля регламентирован таможенным законодательством, что исключает самодеятельность со стороны должностных лиц таможенных органов. Так для форм таможенного контроля таможенный осмотр или таможенный досмотр первоначально используется система управления рисками в автоматизированной системе. При подаче декларации профили риска выскакивают автоматически, если по данным формам таможенного контроля существует условие обязательного их применения. Но надо отметить, что есть также ориентировки на конкретные объекты таможенного контроля, это могут быть как товары так и (или) сами участники внешнеэкономической деятельности, являющиеся нарушителями таможенного законодательства, они существуют как в электронной форме, так и на бумажном носителе, рассылаемых на посты и пункты пропуска.
Еще очень важным вопросом для многих должностных лиц таможенных органов работающих в отделе таможенного досмотра, является последствия от вступления Российской Федерации в Всемирно торговую организацию. Говоря по этому поводу, хочу сказать, что данный процесс реформирования каснётся существенно таможенно-тарифной политики, а также организационных моментов для упрощения таможенного оформления, что соответственно скажется на отделах таможенного оформления. А что касается отдела таможенного досмотра, то организация проведения таможенных форм таможенного контроля давно подведена под требования Всемирно торговой организации и существенных изменений в данной ветви таможенных органов не предвидится.
Таким образом, говоря о таможенном контроле, можно отметить, что данный инструмент, закреплённый законодателем за таможенными органами, как исполнительными органами власти, включает в себя не только защитно-контрольную функцию, которая сложилась исторически, но и отражает проводимую государством политику во внешнеэкономической деятельности. Создавая тем самым благоприятные условия для внешней торговли с другими странами участникам внешнеэкономической деятельности. И такие формы таможенного контроля как таможенный осмотр и таможенный досмотр товаров и транспортных средств, являются неотъемлемой практикой принятой в таможенных органах большинства стран мира. При этом должностные лица Федеральной таможенной службы России исполняют свои должностные обязанности установленные законодателем. Нормативно правовая база в области таможенного дела для общего пользования доступна всем желающим, что позволяет без труда усвоить рамки правового поля в сфере таможенного дела. Хотя как показывает практика, это осложняется тем, что на современном этапе контроля законотворчества, отсутствует такой важный элемент контроля как юридическая техника составления документов.