Правовой статус декларанта

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 06:08, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы обусловлена нарастающими темпами развития внешнеэкономической деятельности России в условиях интеграции в мировую экономику, открытия внутреннего рынка страны для доступа больших объемов иностранных товаров и услуг при одновременном соблюдении экономической безопасности страны.
В этой ситуации значительно повышается роль таможенных органов и подконтрольного им института таможенных посредников – таможенных представителей и декларантов. Обеспечение экономической безопасности страны, а также взимание таможенных платежей возлагается на специально создаваемые таможенные органы страны.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3
Глава 1. Роль и место декларанта в перемещении товаров через таможенную границу Таможенного Союза …………………………..5
1.1 Права декларанта…………………………………………………12
1.2 Обязанности декларанта…………………………………………13
Глава 2. Нормативно-правовая база декларанта………………………….14
2.1 Таможенный представитель………………………………………15
2.2 Порядок включения в Реестр таможенных представителей….…18
2.3 Порядок исключения из Реестра таможенных представителей….24
Глава3.Взаимодействие декларанта (таможенного представителя) с участниками внешнеэкономической деятельности и таможенных органов………………………………………………………………….27
Заключение 31
Список использованных источников 33

Работа содержит 1 файл

Работа.docx

— 48.71 Кб (Скачать)

ОГЛАВЛЕНИЕ

    Введение………………………………………………………………………...3

Глава 1. Роль и место декларанта в перемещении товаров через  таможенную границу Таможенного  Союза …………………………..5

1.1 Права декларанта…………………………………………………12

1.2  Обязанности декларанта…………………………………………13

Глава 2. Нормативно-правовая база декларанта………………………….14

2.1  Таможенный представитель………………………………………15

2.2 Порядок включения в  Реестр таможенных представителей….…18

2.3 Порядок исключения  из Реестра таможенных представителей….24

Глава3.Взаимодействие декларанта (таможенного представителя) с участниками  внешнеэкономической деятельности и таможенных органов………………………………………………………………….27

Заключение 31

Список использованных источников 33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы обусловлена  нарастающими темпами развития внешнеэкономической  деятельности России в условиях интеграции в мировую экономику, открытия внутреннего  рынка страны для доступа больших  объемов иностранных товаров  и услуг при одновременном  соблюдении экономической безопасности страны.

В этой ситуации значительно  повышается роль таможенных органов  и подконтрольного им института  таможенных посредников – таможенных представителей и  декларантов. Обеспечение  экономической безопасности страны, а также взимание таможенных платежей возлагается на специально создаваемые  таможенные органы страны. Этими же органами регулируется и порядок проведения внешнеторговой деятельности в части, касающейся перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу страны. Экономические реформы, проводимые Правительством России, внесли коренные изменения в систему внешней торговли.

Практика показывает, что  не менее половины деклараций на товары, поступающих на обработку таможенным органам, содержат от трех до десяти ошибок, в зависимости от количества добавочных листов. К счастью, система разделения труда возможна и в сфере таможенных взаимоотношений. Каждый должен заниматься тем, что у него получаются лучше  всего. Поэтому задекларировать  товары и транспортные средства может  как само лицо, перемещающее эти  товары и транспортные средства, так  и специально образованные организации, имеющие необходимую профессиональную подготовку — декларанты и таможенные представители, которые действуют  в интересах декларанта  (ст.12 Таможенного кодекса Таможенного  союза). В экономически развитых странах  практически весь внешнеторговый грузопоток (до 90 процентов) оформляется именно таможенными посредниками.

Декларирование и использование  таможенных деклараций в процессе таможенного  оформления и таможенного контроля всегда являлось, и будет являться одним из самых важных вопросов при  непосредственном взаимодействии таможенных органов и участников ВЭД. Ведь практическая сторона таможенного дела связана  именно с применением деклараций, с которыми, пожалуй, каждый таможенник, и участник ВЭД имеют дело.

Например, участник ВЭД обращается за помощью в таможенном оформлении к таможенному брокеру и заключает  с ним договор об оказании услуг, или заключается договор об оказании услуг по перевозке товара.

Отношения участников, которые  возникают в связи с перемещением товаров и транспортных средств  через таможенную границу, регулируются нормами таможенного права и  называются таможенными правоотношениями.

Целью данной работы является обобщение и изучение вопросов, касающихся прав и обязанностей декларанта (таможенного  представителя) в таможенном оформлении товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного Союза.

Предметом изучения данной курсовой работы является рассмотрение роли декларанта в таможенном оформлении товаров и транспортных средств.

Объектом исследования являются  основные положения и правовой статус таможенного декларанта (таможенного  представителя), а также изучение прав и обязанностей декларанта (таможенного  представителя).

Для достижения поставленной цели были определены и решены следующие  задачи:

    • изучить понятия декларанта и таможенного представителя;
    • определить их права и обязанности;
    • изучить нормативно-правовую базу декларанта.

 

ГЛАВА 1. РОЛЬ И  МЕСТО ДЕКЛАРАНТА В ПЕРЕМЕЩЕНИИ ТОВАРОВ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА

 

Необходимо отметить, что  Таможенный кодекс Таможенного Союза (далее - ТК ТС) достаточно жёстко ограничивает круг лиц, обладающих правами декларанта. И это вызвано, прежде всего, упрощением проведения таможенных формальностей, внедрение информационных технологий в процессы декларирования ввозимых на территорию Российской Федерации  товаров.

Однако,  ускорение и упрощение проведения таможенного оформления товаров не должно снижать эффективность таможенного контроля.

      Новый подход  к процедурам таможенного оформления  и таможенного контроля связан  с проверкой достоверности сведений  после выпуска товаров на основе  анализа рисков и управления  ими и в настоящее время  становится основным методом  проведения таможенного контроля. 

      Но возможность  проверки возможна лишь в случае, если таможенные органы идентифицируют  лицо, обладающее документами и  сведениями, относящимися к внешнеэкономической  сделке и последующим операциям  с товарами, и отражающее сведения  о товарах в своих документах  бухгалтерского или иного учета.  Эти условия и обусловливают  жесткие ограничения ТК ТС  по кругу лиц, обладающих правами  декларанта

      Фактически  таможенный орган должен точно  установить лицо, являющееся фактическим  инициатором ввоза товаров на  таможенную территорию. И, безусловно, в большинстве случаев в соответствии  со сложившейся практикой ведения  внешнеэкономической деятельности  декларантом является российское  лицо, заключившее внешнеэкономическую  сделку. Согласно пункту 6 статьи 4 декларант  -  это лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары.

      Для оценки  правоспособности лица выступать  в качестве декларанта следует  использовать следующие критерии:

      - в соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) право распоряжения имуществом является составной частью права собственности, т.е. права по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом. Соответственно право распоряжения означает право определять по своему усмотрению юридическую судьбу вещи, вплоть до ее уничтожения.

      - следует различать право определять юридическую судьбу товаров и право совершать юридически значимые действия с товарами от собственного имени (например, выступать в качестве отправителя товаров, организовывать их перевозку, помещать товары на хранение и т.д.). Например, согласно статье 801 ГК РФ и Федеральному закону "О транспортно-экспедиционной деятельности" договор транспортной экспедиции не предусматривает наделения экспедитора правом распоряжения перевозимыми товарами. Предусмотренная этими законами возможность выполнения экспедитором в качестве дополнительных услуг таможенных и иных формальностей может быть реализована только при соблюдении условия, установленного ТК ТС для участия в таможенных операциях посредников - получения статуса таможенного представителя (представителя). Самостоятельным участником таможенных правоотношений экспедитор может быть в операциях, связанных с применением внутреннего или международного таможенного транзита (статьи 223 - 224 ТК ТС). В связи с этим договор транспортной экспедиции, предусматривающий оказание экспедитором услуг по оформлению документов для таможенных целей, не может рассматриваться в качестве достаточного основания для наделения его статусом декларанта.

      - при оценке наличия у лица права распоряжения товарами для реализации правомочия выступать в качестве декларанта следует учитывать пункт 1 статьи 15 ТК ТС, согласно которому никто не вправе пользоваться и распоряжаться товарами и транспортными средствами до их выпуска иначе как в соответствии с порядком и условиями, предусмотренными ТК ТС. Таким образом, законодатель ограничил наделение третьего лица правом распоряжения на основании волеизъявления лица. Однако наделение таким правом возможно в силу закона. Так, в соответствии со статьями 360 и 790 ГК РФ, пунктом 3 статьи 159 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации, статьи 112 Воздушного кодекса Российской Федерации и статьи 35 Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" в случае неуплаты вознаграждения за перевозку груза у перевозчика возникает право удовлетворить свои требования за счет стоимости такого груза путем его реализации. Согласно пункту 2 статьи 899 ГК РФ при неисполнении поклажедателем своей обязанности взять обратно вещь, переданную на хранение, в том числе при его уклонении от получения вещи, хранитель вправе, если иное не предусмотрено договором хранения, после письменного предупреждения поклажедателя самостоятельно продать вещь. Следовательно, в подобном случае полномочиями декларанта может воспользоваться владелец склада временного хранения или таможенного склада.

      - следует также учитывать особенности, связанные с применением различных таможенных режимов, не предусматривающих выпуска товаров для свободного обращения. В качестве декларанта при применении таможенного режима переработки на таможенной территории может выступать российское лицо, непосредственно осуществляющее операции по переработке с товарами. Декларантом может быть лицо, которому переданы временно ввезенные товары в соответствии с пунктом 2 статьи 321 ТК ТС, лицо, приобретшее товары, находящиеся на таможенном складе, а также перевозчик, перемещающий товары, ввезенные на таможенную территорию Таможенного Союза с нарушением установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности запретов и ограничений на ввоз.

      - в соответствии с третьим абзацем статьи 341 ТК ТС подача таможенной декларации ненадлежащим лицом является основанием для отказа в ее принятии таможенным органом. Таможенные органы обладают правом проводить проверку наличия у лица полномочий выступать в качестве декларанта (подпункт 4 статьи 118 ТК ТС). Такая проверка должна проводиться не во всех случаях. Необходимость в подтверждении полномочий лица выступать в качестве декларанта должна определяться на основе принципа выборочности и анализа рисков.

      В соответствии  со ст. 195 ТК ТС обязанность  по совершению таможенных операций  для выпуска товаров несут:

      1) если перемещение  товаров через таможенную границу  таможенного союза осуществляется  в соответствии с внешнеэкономической  сделкой, заключенной российским  лицом, - российское лицо, которое  заключило такую внешнеэкономическую  сделку или от имени либо  по поручению которого эта  сделка заключена;

      2) если перемещение  товаров через таможенную границу  таможенного союза осуществляется  без заключения внешнеэкономической  сделки российским лицом:

      -лицо, имеющее право владения и (или) право пользования товарами на таможенной территории Таможенного союза (в качестве указанного лица  может выступать иностранное лицо, которое ввозит строительное оборудование для выполнения работ или оказания услуг на территории стран участников таможенного союза, товары на выставку (временный ввоз), для нужд своего представительства либо вывозит свою продукцию, полученную в результате осуществления производства в арендованных помещениях, или товары, помещаемые перевозчиком под таможенную процедуру перемещения припасов. В качестве такого лица может выступать иностранное физическое лицо, перемещающее товары для личных целей либо выращенную им сельскохозяйственную продукцию),

      -иные лица, выступающие в качестве, достаточном  в соответствии с гражданским  законодательством Российской Федерации  и (или) с настоящим Кодексом  для совершения юридически значимых  действий от собственного имени  с товарами, находящимися под  таможенным контролем (в качестве  указанного лица  может выступать перевозчик, осуществляющий международный таможенный транзит товаров через таможенную территорию таможенного союза).

      Однозначный  вывод - декларантами не могут  быть посредники, функции которых  сопряжены только и исключительно  с перевозкой товара, профессиональной  помощью в таможенном оформлении (услуги таможенного представителя), оказанием транспортно-экспедиторских  услуг.

       Если товары перемещаются через таможенную границу Таможенного союза на основании внешнеэкономической сделки, заключенной российским лицом, то обязанность совершения таможенных операций возлагается на российское лицо:

      - которое заключило такую внешнеэкономическую сделку;

      - от имени которого такая сделка заключена;

Информация о работе Правовой статус декларанта