Проблемы формирования экономического потенциала таможенной территории России в составе единого таможенного пространства

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 17:28, доклад

Описание работы

Одной из характерных черт современного мира является международная интеграция в области таможенного дела. Развитие процесса таможенной интеграции является следствием укрепления торгово-экономических отношений между странами. Интеграционные процессы, происходящие на постсоветском пространстве, носят весьма противоречивый характер, несмотря на то, что страны СНГ недавно были единым государством.

Работа содержит 1 файл

Доклад.doc

— 76.00 Кб (Скачать)


Проблемы формирования экономического потенциала таможенной территории России в составе единого таможенного пространства

 

Одной из характерных черт современного мира является международная интеграция в области таможенного дела. Развитие процесса таможенной интеграции является следствием укрепления торгово-экономических отношений между странами. Интеграционные процессы, происходящие на постсоветском пространстве, носят весьма противоречивый характер, несмотря на то, что страны СНГ недавно были единым государством. В настоящее время наиболее тесное таможенное сотрудничество развивается между Россией, Беларусью и Казахстаном. Главами этих государств был подписан ряд соглашений о принятии мер по формированию таможенного союза, на основании которых с 1 января 2010г. начал свою работу Таможенный союз. Союз предусматривает создание единой таможенной территории, в пределах которой не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, и использование единых мер тарифного и нетарифного регулирования торговли.

Разумеется, такие преобразования внесут серьёзные изменения в процесс формирования экономического потенциала единого таможенного пространства. В этой связи анализ влияния Таможенного союза на формирование экономического потенциала таможенной территории России приобретает особую актуальность и практическую значимость.

Цель работы состоит в оценке влияния интеграционных процессов на формирование экономического потенциала таможенной территории России.

Несмотря на то, что правительства стран ожидают от Таможенного союза положительный экономический эффект, можно выделить ряд проблем, требующих решения:

1)              проблемы связанные с таможенными платежами, к которым относятся

-              разногласия при согласовании ставок Единого таможенного тарифа,

-              потери таможенных платежей от косвенных налогов, взимаемых в бюджет России,

-              вопросы об отмене экспортных пошлин России;

2)              изменения в мерах нетарифного регулирования торговли с третьими странами;

3)              риски проникновения на территорию РФ контрабандных, контрафактных и иных товаров, наносящих ущерб экономическому потенциалу таможенной территории;

4)              неподготовленность технологии и отсутствие единого информационного обеспечения функционирования Таможенного союза.

Это не полный перечень проблем формирования Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана, но, на наш взгляд, перечисленные трудности являются основными для единой таможенной территории и представляют интерес для рассмотрения.

С 1 января 2010г. вступил в силу Единый таможенный тариф, утверждённый Решением Комиссии Таможенного союза от 27.11.09г. № 130.[1] Он разрабатывался на основе консенсуса государств-участников Таможенного союза. Единый таможенный тариф, в основном, совпадает с ранее действовавшим тарифом России (92 % российских тарифов). При согласовании ставок тарифа, серьёзные разногласия вызвали пошлины на автомобили. B Казахстане плата за таможенную очистку импортного автомобиля составляет 10% его стоимости, в России в 3-3,5 раза больше. При этом Правительство РФ аргументировало установление своих ставок тем, что в Казахстане своих автомобильных производств нет, а в России несколько отечественных автозаводов, требующих защиту от зарубежной конкуренции.[2] Казахстан пошёл на уступки: в Едином таможенном тарифе на автомобили российский уровень пошлин. В связи с чем, белорусские автодилеры, не исключают возрождения серых схем ввоза автомобилей в Беларусь, а потом и в Россию. Несколько лет назад такие схемы перестали применяться из-за Указа президента Беларуси А.Г.Лукашенко, снизившего ввозные пошлины на автомобили.[3]

Повышение пошлин настораживает предпринимателей Казахстана еще и тем, что подорожает ввозимое сырье, а вслед за ним и готовый отечественный товар. Только из патриотизма казахстанцы не станут покупать дорогую продукцию и предпочтут более дешевые российские товары. [2] Конечно, для России такое положение дел является выгодным, об этом не однократно говорилось на самых разных уровнях, как в республиках Союза, так и в мировом сообществе. Тем не менее, этот вопрос остается проблемным.

Еще одной важной проблемой таможенных платежей, стали риски не поступления косвенных налогов в федеральный бюджет. Эти опасения основаны на различиях в ставках НДС: в России - 18%, в Казахстане - 13%, а участнику внешнеэкономической деятельности выгоднее оформлять товар там, где ставка ниже. По утверждению руководителя ФТС РФ Андрея Бельянинова, после отмены таможенного оформления во взаимной торговле России и Казахстана поступление в бюджет России от НДС в составе таможенных платежей по итогам 2009г. могло сократиться на 40 млрд. руб. [4]

К этой группе проблем, мы также отнесли различие в экспортных пошлинах между Россией и Казахстаном, Белоруссией. Если у последних их практически нет, то Россия экспортирует более 300 товарных позиций, по которым взимаются пошлины. Поэтому, с образованием Союза наиболее вероятной представляется схема, когда российские товары, облагаемые экспортными пошлинами, будут перемешаться в рамках взаимной торговли (без обложения) в Беларусь и Казахстан, а затем экспортироваться в третьи страны под видом товаров белорусского или казахстанского происхождения. Поскольку товары, в отношении которых в России установлены ставки вывозных таможенных пошлин, в Беларуси и Казахстане пошлинами не облагаются, то данная схема имеет высокую коммерческую привлекательность.

Подобные схемы протекания экспортных товаропотоков из России на территории иных государств Таможенного союза приводят к потере бюджетом части вывозных таможенных пошлин. Так, например, в 2009г. в бюджет РФ от экспортных пошлин поступило 210 млрд. руб., эта сумма могла быть потеряна при развитии описанного сценария. [4]

Однако Минск рассчитывает на отмену экспортных пошлин России. «Если создавать полноценный таможенный союз, то этой пошлины быть не должно», - утверждает руководитель Научно-исследовательского центра Беларуси Ярослав Романчук. [5] Белорусская сторона обвинила российскую в нарушении принципиальных договоренностей в рамках Таможенного союза. Между тем, в связи с неудавшимися переговорами в конце 2009г., Россия решила продавать нефть Беларуси с учетом 100% ставки экспортной пошлины, в то время как до этого применялся понижающий коэффициент 0,3. В феврале 2010г. Правительство РФ заявило о готовности без пошлины поставлять в Беларусь 6,3 млн. тонн нефти в год для внутренних нужд этой страны, а та часть нефти, которую Беларусь перерабатывает и экспортирует, будет облагаться пошлиной. Республика Беларусь приняла такие условия.

Далее, обратим внимание на проблемы, вызванные изменениями в системе мер нетарифного регулирования. В соответствии с Соглашением о применении в Таможенном союзе единых мер нетарифного регулирования в отношении третьих стран, утверждённым Распоряжением Правительства от 22.12.07г. № 1890-р [6], расширился список алкогольных напитков, техники и лекарств, которые можно импортировать только по лицензии. Из-за чего у импортеров появились сложности с таможенной очисткой иностранного вина и виноматериалов. По расчетам ФТС, общие убытки от происходящего могут составить до 300 млн. долл. [5] При этом пострадают и российские производители, т.к. 70% отечественного вина изготовляется из импортного виноматериала.

Трудности возникли и у поставщиков телефонов, ноутбуков, Bluetooth-гарнитур. Теперь все устройства, которые имеют функцию шифрования информации, должны проходить процедуру нотификации, т.е. уведомление государства о его поступлении. При отсутствии нотификации таможенные органы вправе не пропускать товар. Проблемы с лицензиями распространяются по цепочке. Они уже коснулись сотовых операторов, которые вынуждены переносить сроки строительства сетей третьего поколения, из-за проблем с ввозом оборудования для 3G. Операторам предстоит получить лицензию на ввоз шифровальных средств и лицензию на ввоз радиоэлектронных средств Минпромторга РФ.

Серьезные опасения вызывают риски проникновения на территорию России контрабандных, контрафактных и иных товаров, наносящих ущерб её экономическому потенциалу. B условиях прогнозируемого роста товарных потоков через Казахстан в Россию, инфраструктура казахстанской таможни не готова обеспечить необходимый уровень таможенного контроля на своей границе. Также должностные лица таможенных органов Казахстана, привыкшие оформлять большую часть грузов в режиме транзита и не имеющие необходимой квалификации, не смогут эффективно проводить таможенное оформление.

С учетом предоставления Казахстану переходного периода по введению ставок Единого таможенного тарифа на согласованный перечень товаров, возможен ввоз в Казахстан товаров по более низким, чем в России, ставкам пошлин с целью их дальнейшей поставки на территорию России. При отсутствии таможенного оформления на российско-казахстанской границе таможенное администрирование перемещения этих товаров будет затруднительно. Высок риск ввоза контрафактных медицинских препаратов из Китая и Индии – основных поставщиков фальшивых лекарств, и товаров опасных с точки зрения эпидемиологии, например мяса, которое, часто не соответствует требованиям российских контрольных служб. [4]

Четвёртой, из выделенных нами, проблем является неподготовленность технической и информационной базы, которая должна способствовать качественному функционированию Таможенного союза. На сегодняшний день лишь 10% всех таможенных деклараций стран СНГ проводится в электронном виде. Кроме того, в соответствии с планами по переносу согласованных видов государственного контроля на внешнюю границу Таможенного союза, утвержденными решениями Комиссии таможенного союза [7], требуется создание единой автоматизированной информационной системы для обмена данными всех таможенных органов ТС в режиме реального времени. Создание подобных информационных баз необходимо и для проведения скоординированной деятельности других государственных контрольных органов.

Природа рассмотренных проблем разнообразна. Они относятся как к экономической сфере функционирования Таможенного союза, так и к технологическому несоответствию таможенных органов смежных республик требованиям, заявленным Межгосударственным советом Таможенного союза. С целью устранения этих трудностей, считаем необходимым:

-              установление запрета на ввоз в страны ТС товаров, импортируемых из третьих стран в Казахстан по льготным ставкам пошлин, без уплаты их разницы с Единым тарифом;

-              введение обязательного (не статистическое) декларирование вывоза российских товаров, облагаемых экспортной пошлиной, в государства-члены Таможенного союза;

-              создание при таможенных органах Казахстана российских представительств, которые наряду с казахстанскими таможенниками могли бы осуществлять контроль грузов, идущих в Россию (на примере американских представителей в Европейском союзе);

-              сохранение в пунктах пропуска через российско-казахстанскую границу ветеринарного и карантинного фитосанитарного контроля;

-              создание прозрачной информационной системы государств-членов Таможенного союза на основе интеграции национальных таможенных IT-систем.

 

1.     Решение Комиссии Таможенного Союза от 27.11.09г. № 130 «О едином таможенно-тарифном регулировании таможенного союза»

2.     Ульянкина Е. «С нового года повысятся цены на импортные товары» // Новый вестник, г. Караганда, №48 (496), 2009г.

3.     Пучков А.М. «Таможенные пошлины на иномарки» - Консультации по таможенным вопросам

4.     Письмо А.Ю.Бельянинова Правительству РФ «О прогнозируемых рисках в связи с созданием Таможенного союза» от 14.12.09г.

5.     www.vch.ru – Официальный сайт Федеральной таможенной службы России

6.     Распоряжение Правительства РФ от 22.12.07г. № 1890-р «Соглашение о применении в Таможенном союзе единых мер нетарифного регулирования в отношении третьих стран»

7.     Решение Комиссии Таможенного союза от 25.09.09г. № 94 «О проекте Плана по переносу согласованных видов государственного контроля на внешнюю границу ТС»



Информация о работе Проблемы формирования экономического потенциала таможенной территории России в составе единого таможенного пространства