Режим наибольшего благоприятствования и таможенные пошлины

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 14:29, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение режима наибольшего благоприятствования и системы таможенных пошлин. Для достижения данной цели ставятся задачи: рассмотрение сущности РНБ, исследование форм наибольшего благоприятствования, изучение условий возникновения, приостановления и прекращения прав на получение РНБ, а также таможенных пошлин как основного вида таможенных платежей, их признаков, функций, видов и дифференциации таможенных пошлин в зависимости от наличия или отсутствия РНБ.

Содержание

1. Режим наибольшего благоприятствования 5
1.1 Сущность режима наибольшего благоприятствования -
1.2 Формы наибольшего благоприятствования 9
1.3 Возникновение, приостановление и прекращение прав на получение режима наибольшего благоприятствования 11
1.4 Изъятия из принципа наибольшего благоприятствования 14
2. Система таможенных пошлин 19
2.1 Нормативное регулирование таможенных пошлин -
2.2 Понятие, признаки и функции таможенных пошлин 21
2.3 Виды таможенных пошлин 28
3. РНБ и дифференциация таможенных пошлин 33
Заключение 36
Список и использованных источников 38
Приложение 39

Работа содержит 1 файл

Курсовая2.doc

— 179.50 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ

 РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КУРГАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

 

 

 

 

Кафедра «Таможенное  дело и коммерция»

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Таможенно-тарифное регулирование ВЭД и таможенная стоимость»

на тему: «Режим наибольшего благоприятствования и таможенные пошлины».

 

 

 

 

Выполнила: студентка  группы Э-3783

Пастухова М.В.

Проверил:  канд. экон. наук, доцент

Салийчук В.Ф.

 

 

 

 

 

 

 

Курган 2006

Содержание

 

     Введение              3

1. Режим наибольшего благоприятствования         5

     1.1 Сущность режима наибольшего благоприятствования      -

     1.2 Формы наибольшего благоприятствования        9

     1.3 Возникновение, приостановление и прекращение прав на получение режима наибольшего благоприятствования         11

     1.4 Изъятия из принципа наибольшего благоприятствования    14

2. Система таможенных пошлин         19

     2.1 Нормативное регулирование  таможенных пошлин      -

     2.2 Понятие, признаки  и функции таможенных пошлин     21

     2.3 Виды  таможенных пошлин         28

3. РНБ и дифференциация  таможенных пошлин      33

     Заключение            36

     Список  и использованных источников        38

     Приложение            39

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Внешняя торговля выступает как особый комплекс хозяйственной деятельности, тесно связанный одновременно с национальной и мировой экономикой, в силу этого обладающий специфическими тенденциями развития. Совершенно очевидно, что внешняя торговля остается ключевым направлением внутренней и внешней политики государства, является одним из немногих стабилизирующих факторов российской экономики. Она позволяет получать столь необходимые в настоящее время средства для структурной перестройки отечественного хозяйства, для оздоровления промышленности, для поддержания и стабилизации курса национальной валюты.

В процессе развития мировой экономики был разработан достаточно разнообразный перечень инструментов государственного воздействия на торговые потоки, большая часть из которых используется во всех цивилизованных странах мира. К числу этих инструментов, безусловно, относятся и методы таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности, реализуемые посредством применения импортного и экспортного таможенных тарифов. Эффективно действующий механизм таможенно-тарифного регулирования является необходимым условием для проведения активной и целостной таможенной политики Российской Федерации, способствующей увеличению объемов и улучшению структуры экспортно-импортных товарных потоков и повышению результативности внешнеторговых операций отечественных предпринимателей. В этой связи актуальное значение приобретают таможенные пошлины как основной элемент таможенного тарифа и таможенно-тарифного регулирования государства в целом.

 Применение  таможенных тарифов регулируется Генеральным соглашением по тарифам и торговле (ГАТТ), заключенном на межгосударственной основе группой стран в 1947г. Ключевой характер Соглашения носит статья I, в которой сформулирован принцип наибольшего благоприятствования (режим наибольшего благоприятствования, РНБ). Как правило, применение РНБ требует от договаривающихся сторон облагать ввозимые товары пониженными ставками пошлин.

Целью курсовой работы является изучение режима наибольшего благоприятствования и системы таможенных пошлин. Для достижения данной цели ставятся задачи: рассмотрение сущности РНБ, исследование форм наибольшего благоприятствования,  изучение условий  возникновения, приостановления и прекращения прав на получение РНБ, а также таможенных пошлин как основного вида таможенных платежей, их  признаков, функций, видов и дифференциации таможенных пошлин в зависимости от наличия или отсутствия РНБ.

Для написания  данной работы были использованы нормативные правовые акты, учебники, учебные пособия и периодические издания.

В структуре  работы выделены  три части. В первой части рассмотрен режим наибольшего благоприятствования, во второй – понятие, признаки, функции и виды таможенных пошлин. В третьей части работы  рассмотрена дифференциация таможенных пошлин в зависимости от наличия или отсутствия РНБ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Режим наибольшего  благоприятствования

1.1 Сущность режима  наибольшего благоприятствования

 

В мировой практике действовали  различные формулы РНБ, существенно  отличавшиеся друг от друга. РНБ мог  предоставляться во взаимной и невзаимной форме,  мог иметь форму условного РНБ или представляться в безусловной форме, предоставление РНБ могло сопровождаться изъятиями и ограничениями сферы его действия.

В настоящее  время в международной торговле действует своего рода классическая формулировка РНБ, содержащаяся в Генеральном соглашении по тарифам и торговле. Другие многосторонние и двусторонние соглашения по существу в той или иной форме повторяют это положение ГАТТ, включая иногда различные оговорки, изъятия и исключения.

Конвенционная норма наибольшего благоприятствования означает в ее общем понимании право договаривающегося государства пользоваться всеми преимуществами, которые другое договаривающееся государство предоставляет любым третьим государствам по согласованному кругу отношений. Режим наиболее благоприятствуемой нации закрепляет обязательство бенефициирующего государства (государства, предоставляющего такой режим) распространить на государство-бенефициара (получателя) режим не менее благоприятный, чем режим, предоставляемый любому третьему государству, а также определяется область его применения и возможные исключения [7, стр. 15].

В торгово-экономической  практике встречаются различные  формулировки соответствующего договорного  положения о режиме наибольшего благоприятствования: так называемые позитивная и негативная формулы. В первом случае речь идет о праве воспользоваться наиболее благоприятным режимом (обязательство государства предоставить товарам другой страны все привилегии и преимущества, предоставленные третьим странам); во втором - о праве на не менее по сравнению с любой третьей страной благоприятный режим (не подвергать товары соответствующей страны более обременительным пошлинам, правилам и формальностям по сравнению с третьими странами).

По существу, обе формулы имеют одну и ту же цель - обеспечить предоставление тому или иному государству таких же (равных) условий, какие предоставляются или будут предоставлены любому другому государству. Существует основанное на этом мнение, что различие в формулировках может только привести к смешению понятий «принцип наибольшего благоприятствования» и «принцип недискриминации» [5, cтр.183].

Принцип наибольшего  благоприятствования направлен  на установление в какой-либо определенной области равенства в положении  государств, заключивших соответствующие договоры. Этот принцип является необходимым условием для развития международной торговли, поскольку ставит всех конкурентов в равное положение [6, cтр. 25].

В настоящее  время практика и международно-правовая доктрина исходят из того, что принцип наибольшего благоприятствования – это диспозитивная норма, т. е. включение ее в соответствующие соглашения не является обязательным. Государства имеют основания требовать предоставление режима наибольшего благоприятствования только в силу включенного в договор положения о наиболее благоприятствуемой нации, то есть не в праве претендовать на данный режим на иной основе, чем юридическое обязательство предоставляющего государства.

Принцип наибольшего  благоприятствования настолько  широко укоренился в международной торговле, что ряд стран применяет его и в тех случаях, когда с ними не заключены торговые договоры и соглашения, или когда имеющиеся договоры не содержат упоминания о режиме наибольшего благоприятствования [6, cтр. 22].

Однако содержащееся в договоре положение о наибольшем благоприятствовании предполагает, что пользование тем или иным преимуществом, вытекающим из соответствующего режима, основывается только на договоре с той страной, в договоре с которой это преимущество было установлено.

В связи с этим возникает вопрос о субъектах правоотношений, складывающихся на основе предоставления режима наибольшего благоприятствования. Следует различать государства, являющиеся сторонами соглашения, устанавливающего данный режим, и государства, являющиеся субъектами правомочий, вытекающих из факта заключения такого соглашения, так как преимущества установленные между сторонами договора, распространяются и на все третьи государства, в соглашения с которыми стороны включили подобную оговорку.

Принимая  во внимание то, что конкретное содержание режима наибольшего благоприятствования может определяться национальным законодательством, необходимо урегулирование взаимодействия международного договора и внутренних законов и постановлений бенефициирующего государства.

Следовательно, преимущества, установленные внутренним законодательным актом данной страны для какой-либо третьей, распространяются на все те страны, с которыми данная страна в торговых договорах установила режим наибольшего благоприятствования. В противном случае внутренним законодательством можно подорвать действие режима наибольшего благоприятствования, установленного международным актом.

И наоборот, страна, получившая в силу внутреннего законодательства данной страны те или иные преимущества, но не имеющая с этой страной соглашения о режиме наибольшего благоприятствования, не может претендовать на  пользование преимуществами, установленными в договорах этой страны с другими странами на основе принципа наибольшего благоприятствования. Этот вывод можно сделать из того положения, что субъектами правомочий, вытекающих из режима наибольшего благоприятствования, являются лишь страны, заключившие соответствующие соглашения.

В зависимости  от числа субъектов, имеющих право  претендовать на режим наибольшего благоприятствования на основе соответствующей оговорки и наличия взаимности при предоставлении данного режима, различают одностороннюю, двустороннюю и многостороннюю оговорки о режиме наибольшего благоприятствования.

Поскольку одним из характерных  признаков предоставления такого режима на современном этапе является взаимность, наиболее распространенным правовым актом, содержащим соответствующую оговорку, служит двусторонний договор. Каждая из сторон такого договора одновременно является и предоставляющим государством и государством-бенефициаром [4, cтр.180].

Перечень стран, в отношении  которых Российская Федерация применяет РНБ, указан в Приложении 1. Этот перечень утверждается специальными постановлениями Правительства. Только Правительство может вносить изменения в список государств-получателей РНБ.

 

 

 

 

   

 

 

 

 

 

1.2 Формы наибольшего  благоприятствования

 

В торговых договорах  государств можно выделить два основных вида режима наибольшего благоприятствования: безусловное и условное наибольшее благоприятствование, иначе - эквивалентное. При безусловном (некомпенсационном) режиме в торговом договоре устанавливается, что государства - стороны торгового договора взаимно обязуются предоставить друг другу все преимущества, которые каждое из заключивших договор государств предоставило или предоставит какому-либо третьему государству. Тем самым каждое из контрагирующих государств обязуется в отношении другого контрагента, во-первых не допускать дискриминации против торговой деятельности по сравнению с любым третьим государством и, во-вторых, поставить контрагента в такое же благоприятное положение, каким пользуется третье наиболее благоприятствуемое государство.

В большинстве  торговых договоров принцип безусловного наибольшего благоприятствования  формулируется одновременно и позитивно (предоставить все преимущества) и негативно (не применять дискриминации). При режиме безусловного благоприятствования предоставление государству-контрагенту преимуществ, которые получило или может получить в будущем третье государство, не обусловливается получением от государства-контрагента какого-либо встречного эквивалентного преимущества. В этом смысле можно говорить о безвозмездности режима безусловного наибольшего благоприятствования [4, cтр. 189].

При условном (эквивалентном) наибольшем благоприятствовании преимущества, установленные для третьего государства, предоставляются государству-контрагенту без соответствующей компенсации с его стороны лишь в том случае, если третьему государству эти преимущества были предоставлены также безвозмездно. Если же третье государство за предоставленные ему льготы со своей стороны предоставило какой-либо эквивалент, то и контрагирующее государство может воспользоваться этим преимуществом лишь в том случае, если и оно предоставит эквивалентную компенсацию, установленную между договаривающимися государствами.

Известны  несколько разновидностей условной оговорки. Исторически первой была так называемая американская форма возмездной оговорки, которая в настоящее время практически не применяется. Позднее появилась оговорка на условиях материальной взаимности.

Различие  между этими формами состоит лишь в способе определения компенсации. В первом случае точкой отсчета для установления ее размера служит уступка третьего государства, а во втором - льгота бенефициирующего государства.

В целом же условная форма оговорки, допуская возможность дискриминации государства-бенефициара, неприемлема для торгово-экономических отношений, где наибольшее благоприятствование предназначено не столько для достижения равенства взаимно предоставляемых уступок, сколько для обеспечения равных условий конкурирующим странам.

Принцип компенсации  выгодно применять развитым странам  в отношениях с развивающимися, так  как предоставившим очень широкие  льготы на возмездной основе они практически расширяют круг преимуществ только для самих себя, в то время как развивающиеся страны не могут ими реально воспользоваться; и поскольку наибольшее благоприятствование компенсационное, такое расширение привилегий не опасно в отношениях развитых стран между собой [4, стр.188].

 

 

1.3 Возникновение, приостановление  и прекращение прав на получение  режима наибольшего благоприятствования

Информация о работе Режим наибольшего благоприятствования и таможенные пошлины