Режим наибольшего благоприятствования

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 20:50, реферат

Описание работы

Режим наибольшего благоприятствования в течении последних пятидесяти лет является, по существу, важнейшим условием международных договоров. В торговых отношениях в настоящее время он применяется на условиях взаимности и в безусловной форме, предусматривающей обязательства договаривающихся государств предоставить РНБ друг другу немедленно, безусловно и безвозмездно.

Содержание

Введение……………….
1. Определение и сущность РНБ
1.1. Содержание и формы наибольшего благоприятствования…
1.2. Исключения из принципа наибольшего благоприятствования…
1.3. Возникновение, приостановление, прекращение прав на пользование РНБ…..
2. Роль РНБ во внешней торговле
2.1. Значение РНБ при осуществлении внешнеэкономической деятельности…….
2.2. РНБ в рамках ВТО…………
Заключение……..
Список использованных источников…….
Приложения…….

Работа содержит 1 файл

РНББ.doc

— 108.50 Кб (Скачать)

Содержание

Введение……………….

  1. Определение и сущность РНБ
    1. Содержание и формы наибольшего благоприятствования…
    2. Исключения из принципа наибольшего благоприятствования…
    3. Возникновение, приостановление, прекращение прав на пользование РНБ…..
  2. Роль РНБ во внешней торговле
    1. Значение РНБ при осуществлении внешнеэкономической деятельности…….
    2. РНБ в рамках ВТО…………

Заключение……..

Список использованных источников…….

Приложения……. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Введение

   Развитие международной торговли всё больше показывает значимость международной экономической интеграции. При осуществлении международной торговли основополагающими являются принцип наиболее благоприятствуемой нации и предоставляемый им режим наиболее благоприятствуемой нации, или режим наибольшего благоприятствования (РНБ). РНБ - это важнейший правовой принцип, на котором основана деятельность ВТО. Это режим, предоставляемый государствами друг другу в международном договорном порядке в области торговли, мореплавания, таможенных пошлин.

   Режим наибольшего благоприятствования в течении последних пятидесяти лет является, по существу, важнейшим условием международных договоров. В торговых отношениях в настоящее время он применяется на условиях взаимности и в безусловной форме, предусматривающей обязательства договаривающихся государств предоставить РНБ друг другу немедленно, безусловно и безвозмездно.

   По своему содержанию принцип наибольшего благоприятствования является самым эффективным методом проведения в жизнь равноправия государств применительно к международным торговым и международным экономическим отношениям. Соглашения, предусматривающие взаимное предоставление РНБ, занимают значительное место в системе международного регулирования мировой торговли. Взаимное предоставление РНБ предусматривается сейчас подавляющим большинством торговый соглашений.

   В современных условиях для России развитие ее торговли имеет исключительно важное значение, исследования всего комплекса международно-правовых проблем, связанных с РНБ, приобретают особую актуальность. 
 

  1. Определение и сущность РНБ
    1. Содержание и формы наибольшего благоприятствования

      Режим наибольшего благоприятствования  - предоставление одним государством другому государству широких прав, преимуществ и льгот в отношении пошлин, налогов и сборов, закрепляемых в международных договорах и торговых соглашениях, какими пользуется и (или) будет пользоваться в дальнейшем любое третье государство на территории первого.  Это один из главных принципов деятельности генерального соглашения по тарифами и торговле, предусматривающий предоставление таможенных льгот, а также преимуществ в отношении внутренних налогов и сборов, которыми облагаются производство, обработка и обращение импортируемых товаров; способствует выравниванию условий для конкуренции в международной торговле. [7]

     Исследователи ведут историю РНБ от торгового договора между Францией и Великобританией, так называемого договора Кобдена от 23 января I860 года. В течение многих лет РНБ был предметом двусторонних договоров и соглашений. В мировой практике действовали различные формулы РНБ, существенно отличавшиеся друг от друга. РНБ мог предоставляться во взаимной и невзаимной форме, мог иметь форму условного РНБ или представляться в безусловной форме, предоставление РНБ могло сопровождаться изъятиями и ограничениями сферы его действия.

     В марте 1929 года Совет Лиги наций принял модельную формулировку РНБ, согласованную на многосторонней основе. Позже, в I946-I948 годах в ходе подготовки устава Международной организации по торговле и занятости в ее текст была включена развернутая формулировка РНБ.  Оппозиция США помешала созданию международной торговой организации в те годы

       Позже, в I973-I979 годах в ходе так называемого Токийского раунда многосторонних торговых переговоров появилось Соглашение по техническим барьерам в торговле, в котором нашло свое применение РНБ в отношении технических норм и стандартов. Принцип наибольшего благоприятствования направлен на установление в какой-либо определенной области равенства в положении государств, заключивших соответствующие договоры. Он является необходимым условием для развития международной торговли.

         Но в то же время,  предоставление режима наибольшего благоприятствования не всегда означает получение непосредственных материальных выгод в равном масштабе. Принцип наибольшего благоприятствования обеспечивает минимально необходимые гарантии для нормальной торговли и других взаимоотношений между государствами

     Дополнительной  гарантией соблюдения равноправия  государств является и то, что права, преимущества, привилегии и льготы, предоставляемые государствам в соответствии с данным принципом в той иди иной, указанной в договоре области их взаимоотношений должны быть столь же благоприятными, как и не только уже предоставленные, но и те, которые любое третье государство получит в будущем.

           Принцип наибольшего благоприятствования - это диспозитивная норма, т. е. включение ее в соответствующие соглашения не является обязательным. РНБ настолько широко укоренился в международной торговле, что ряд стран применяет его и в тех случаях, когда с ними не заключены торговые договоры и соглашения, или когда имеющиеся договоры не содержат упоминания о режиме наибольшего благоприятствования. 
 
 

         Выделяют два основных вида режима наибольшего благоприятствования: условное, или – эквивалентное,  и безусловное наибольшее благоприятствование.

        При условном (эквивалентном) наибольшем благоприятствовании преимущества, установленные для третьего государства, предоставляются государству-контрагенту без соответствующей компенсации с его стороны лишь в том случае, если третьему государству эти преимущества были предоставлены также безвозмездно. Если же третье государство за предоставленные ему льготы со своей стороны предоставило какой-либо эквивалент, то и контрагирующее государство может воспользоваться этим преимуществом лишь в том случае, если и оно предоставит эквивалентную компенсацию, установленную между договаривающимися государствами.

Известны  несколько разновидностей условной оговорки. Исторически первой была так называемая американская форма  возмездной оговорки, которая в настоящее время практически не применяется. Позднее появилась оговорка на условиях материальной взаимности.

         Различие между этими формами состоит лишь в способе определения компенсации. В первом случае точкой отсчета для установления ее размера служит уступка третьего государства, а во втором - льгота бенефициирующего государства.

        В целом же условная форма оговорки, допуская возможность дискриминации государства-бенефициария, неприемлема для торгово-экономических отношений, где наибольшее благоприятствование предназначено не столько для достижения равенства взаимно предоставляемых уступок, сколько для обеспечения равных условий конкурирующим партнерам.

          Принцип компенсации выгодно применять развитым странам в отношениях с развивающимися, так как предоставившим очень широкие льготы на возмездной основе они практически расширяют круг преимуществ только для самих себя, в то время как развивающиеся страны не могут ими реально воспользоваться; и поскольку наибольшее благоприятствование компенсационное, такое расширение привилегий не опасно в отношениях развитых стран между собой.

      При безусловном (некомпенсационном) режиме в торговом договоре устанавливается, что государства - стороны торгового договора взаимно обязуются предоставить друг другу все преимущества, которые каждое из заключивших договор государств предоставило или предоставит какому-либо третьему государству. Тем самым каждое из контрагирующих государств обязуется в отношении другого контрагента, во-первых не допускать дискриминации против торговой деятельности по сравнению с любым третьим государством и, во-вторых, поставить контрагента в такое же благоприятное положение, каким пользуется третье наиболее благоприятствуемое государство.

           В большинстве торговых договоров принцип безусловного наибольшего благоприятствования формулируется одновременно и позитивно (предоставить все преимущества) и негативно (не применять дискриминации). При режиме безусловного благоприятствования предоставление государству-контрагенту преимуществ, которые получило или может получить в будущем третье государство, не обусловливается получением от государства-контрагента какого-либо встречного эквивалентного преимущества.  
 
 
 
 
 
 

1.2  Исключения из принципа наибольшего благоприятствования

     С того момента, как принцип наибольшего благоприятствования был впервые применен в регулировании международной торговли, исключения из него претерпели большие изменения. В настоящее время режим наибольшего благоприятствования практически не применяется без исключений.

     Связано это с историческими особенностями формирования внешнеэкономических связей; усилением тенденций интернационализации хозяйственной жизни, выражающихся в образовании интеграционных объединений; различиями в экономическом и географическом положении государств; интересами безопасности, охраны общественного здоровья и другими причинами, определяющими стремление государств сохранить возможность определения исключений из действия оговорки о наибольшем благоприятствовании.

     Международное право не допускает противоречащих принципу равноправия изъятий из принципа наибольшего благоприятствования по кругу субъектов кроме отдельных, общепризнанных, исторически сложившихся и устанавливаемых по особому, каждый раз взаимному согласию договаривающихся сторон исключений.

     Изъятия по кругу субъектов в принципе противоречат идее наибольшего благоприятствования, в отличие от изъятий, сужающих его объем, т. е. исключающих из-под его действия те или иные отношения. Поэтому субъектные изъятия допускаются лишь в исключительных случаях.

     Одним из традиционных является исключение из принципа наибольшего благоприятствования  в пользу соседних государств, которое  означает, что особые льготы, действующие  между двумя соседними государствами, не распространяются на третье государство, если одно из двух соседних государств заключило с этим третьим государством договор, включающий клаузулу о наибольшем благоприятствовании, в которой содержится "соседская оговорка". [1, стр. 98]

     Такое изъятие обычно применяется в торговых договорах с целью обеспечения приграничной торговли.

     В дополнение к допускаемым ранее  международным правом в конвенционном  порядке традиционным изъятиям из принципа наибольшего благоприятствования  по кругу субъектов международного права Женевская Конференция 1964 года установила ряд новых рекомендательных норм, касающихся дополнительных исключений. Изъятия эти были сделаны в интересах развивающихся стран.

     Традиционно принцип наиболее благоприятствуемой нации предназначается для установления равенства режимов на территории одного государства для всех других стран, но он не принимает во внимание тот факт, что в мире существует неравенство экономических структур и уровней развития; предоставлять равный режим странам, которые экономически не равны, означает равенство режима только с формальной точки зрения, но, в действительности, равносильно практическому неравенству.

     В силу принятия Женевской Конференцией рекомендательных исключений допускаются видимые отступления от формального равенства государств, причем в пользу развивающихся стран.

     Вместе  с тем, следует подчеркнуть, что  принцип равноправия строго выдерживается  также и в формальном смысле для  взаимоотношений между самими развивающимися странами на основе принятых рекомендательных норм. В содержащихся в них формулировках говорится об уступках всем развивающимся странам и о предоставлении им уступок в целом, т. е. не делая между ними дискриминационных различий. Изъятие из принципа наибольшего благоприятствования для развивающихся стран стало общепризнанным.

Информация о работе Режим наибольшего благоприятствования