Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2012 в 16:31, дипломная работа
В новых условиях хозяйствования в России не был создан эффективной механизм государственного регулирования АПК и, прежде всего, его государственной поддержки, поэтому аграрная сфера оказалась в глубоком кризисе.
Лишенные единой концепции, принимавшиеся на федеральном уровне программы и организационные меры по стабилизации и развитию аграрного сектора без необходимой государственной поддержки, оказывали малое влияние на его состояние, не позволили последовательно решать узловые проблемы для достижения намеченных целей.
Введение 2
1. Сельское хозяйство в экономике страны 7
1.1. Роль агропромышленного комплекса в экономике России 7
1.2. Механизм государственной поддержки сельского хозяйства 12
1.3. Основные направления аграрной политики с 2012 по 2020 гг. 20
2. Роль внешней торговли в удовлетворении потребности страны в сельскохозяйственной продукции 36
2.1. Анализ потребления сельскохозяйственной продукции 36
2.2. Анализ внешнеторгового оборота сельскохозяйственной продукции 44
2.3. Роль импорта в удовлетворении потребностей населения 52
3. Таможенное регулирование в механизме государственной поддержки сельского хозяйства 61
3.1. Тарифные меры регулирования ввоза сельскохозяйственной
продукции 61
3.2. Нетарифные меры регулирования ввоза сельскохозяйственной продукции 70
3.3. Совершенствование таможенного регулирования ввоза сельскохозяйственной продукции 75
Заключение 80
Список использованных источников 84
Рис.
9. Импорт мяса свежего и мороженого в РФ
в 2010 –2011 гг.,
млн. долларов
На данном рисунке видно, что импорт мяса в РФ не имеет явной тенденции к снижению, но всё таки она имеется, так импорт в 2011 году составил 6,8 млрд. долларов, что на 3 % меньше чем в 2010 году.
Рис.
10. Импорт молока и молочной продукции
в РФ в 2007–2011 гг., млн. долларов
Что же касается молочной продукции, то здесь прослеживается явная тенденция к снижению, импорт в 2010 году составила 226,5 млн. долларов, что на 5 % меньше чем в 2011 году.
Рис. 11. Импорт съедобных фруктов и орехов в РФ в 2007–2011 гг., млн. долларов
Импорт
фруктов в Россию за рассматриваемый
период имеет тенденцию стабильного
роста, так в 2011 г. в Россию было ввезено
фруктов на сумму
1,3 млрд. долларов (прирост по сравнению
с 2010 г. составил 7 %) (рисунок 11).
Анализируя все вышеизложенные данные, можно сделать вывод, что снижение суммы импорта по мясу и молочной продукции, произошло в следствии, того что в отношении данных товаров в ЕТТ ТС произошло увеличение ввозной таможенной пошлины, по сравнению с предыдущим таможенным тарифом РФ. Если ранее пошлина на ввоз мяса свежего и мороженого составляла 15 % (как и на молоко и молочную продукцию) в рамках установленных квот и 60 % – на сверхквотный ввоз, то сейчас ввоз мяса свежего и мороженого на территорию Таможенного союза в пределах квот облагается 25 % пошлиной ( на молоко и молочную продукцию 20 %), сверх квот – 80 % [18]. Повышение ввоза фруктов, связанно с уменьшением ставки на ввоз тропических фруктов с 5 % в рамках установленных квот и 10 % – на ввоз сверх квот, до 0 % в рамках установленных квот и 5 % – на ввоз сверх квот.
Так
же в отношение мяса свежего и
мороженного установлены
2010 году.
Рис. 12. Объем тарифных квот предоставленных РФ на мясо в 2010–2012 гг.,
тыс. тонн
Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что политика государства направленная на защиту отечественного производителя по мясной продукции, носит положительный характер, так как за последние годы наблюдается уменьшение импорта и объёма предоставляемых квот на данный товар, в связи с чем происходит увеличение производства в стране.
Но
на мировом рынке присутствует большое
количество поставщиков аналогичного
товара, многие из которых по техническим
и ценовым параметрам значительно
превосходят отечественных
Обоснованно
выстроенная система тарифного
регулирования позволяет
Активное применение особых видов пошлин – антидемпинговых, специальных, компенсационных, а также расширение практики применения сезонных пошлин, позволяет достаточно эффективно осуществлять выборочную защиту отечественных товаропроизводителей, когда иностранная конкуренция наносит им существенный ущерб. Согласно федеральному закону РФ № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (2003 г.) в случае причинения серьезного ущерба (или угрозы его причинения) соответствующим отраслям российской экономики и необходимости применения дополнительных протекционистских мер в отношении отдельных товаров возможно введение специальных защитных мер – антидемпинговых, специальных и компенсационных пошлин.
Так за 5 лет применение сезонных пошлин происходило по сельскохозяйственной продукции:
- решение Комиссии Таможенного союза от 25.01.2012 № 913 «О сезонных таможенных пошлинах на отдельные виды сахара». (ставка ввозной таможенной пошлины применяется с 01.05.2012 г. по 31.07.2012 г. включительно);
- решение Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 № 547 «О сезонных таможенных пошлинах на отдельные виды сахара». (ставка ввозной таможенной пошлины применяется с 01.03.2011 г. по 30.04.2011 г. включительно);
-
постановление Правительства
-
постановление Правительства
РФ от 16.09.2008 № 695
(ред. от 15.04.2009) «О сезонных пошлинах на
сахар-сырец тростниковый и отдельные
виды сахара, ввозимые на территорию Российской
Федерации в 2008 и 2009 годах». (ставка ввозной
таможенной пошлины применяется
с 01.12.2008 г. по 31.12.2008 г. и с 01.01.2009 г. по 30.04.2009
г. включительно);
-
постановление Правительства
Российской Федерации». (ставка ввозной
таможенной пошлины применяется с 15.01.2008
г. по 01.07.2008 г. включительно);
-
постановление Правительства
РФ от 12.10.2007 № 671 (ред.
от 28.03.2008 г.) «О сезонных пошлинах на
Сахар-сырец тростниковый и отдельные
виды сахара, ввозимые на территорию Российской
Федерации
в 2007 и 2008 годах». (ставка ввозной таможенной
пошлины применяется с 01.12.2007 г. по 01.12.2007
г. и с 01.01.2008 г. по 31.05.2008 г. включительно);
- постановление Правительства РФ от 08.02.2007 № 85 «О сезонных пошлинах на рис и мукомольно-крупяную продукцию из него, ввозимые на территорию Российской Федерации в 2007 году». (ставка ввозной таможенной пошлины применяется с 31.05.2007 г. по 31.12.2007 г. включительно);
-
постановление правительства РФ от 24.01.2007
№ 44 «О сезонных пошлинах на отдельные
виды овощей, ввозимых на территорию Российской
Федерации». (ставка ввозной таможенной
пошлины применяется
с 01.01.2007 г. по 31.05.2007 г. включительно).
Специальные пошлины, взимаемые сверх ставок действующего таможенного тарифа неоднократно применялись по решению Правительства Российской Федерации в течение последних лет в отношении таких товаров как сахар-сырец, патока, карамель, крахмалы картофельный и кукурузный. Специальные пошлины могут применяться как ответная мера в ответ на дискриминационные действия иностранных государств в отношении российских участников внешнеэкономической деятельности. В 2004 году такие меры вводились в отношении отдельных товаров, ввозимых из Венгрии, в связи с количественным ограничением экспорта российских товаров. Зачастую даже намерение ввести специальные пошлины позволяет более эффективно решать проблемы, связанные с введением иностранными государствами дискриминационных ограничительных мер в отношении России, применение которых приводит к масштабным сокращениям российского экспорта по наиболее важным товарным группам на основных рынках сбыта.
В
целом, многообразие действующих специальных
мер на территории таможенного союза,
свидетельствует о том, что действительно,
предпринимаются необходимые
В
соответствии со статьей 4 ТК ТС: запреты
и ограничения – комплекс мер,
применяемых в отношении
Комиссии таможенного союза и нормативными
правовыми актами
государств-членов таможенного союза,
изданными в соответствии с международными
договорами государств-членов таможенного
союза.
Из
определения следует, что меры нетарифного
регулирования являются составной
частью запретов и ограничений, определенных
Таможенным кодексом Таможенного союза.
Меры
нетарифного регулирования –
комплекс мер регулирования внешней
торговли товарами, осуществляемых путем
введения количественных и иных запретов
и ограничений экономического характера,
которые установлены международными договорами
государств-членов
Таможенного союза, решениями Комиссии
Таможенного союза и нормативными правовыми
актами государств-членов Таможенного
союза, изданными в соответствии с международными
договорами государств-членов Таможенного
союза.
Исследование
практики применения Россией
запретительно-ограничительных мер при
регулировании ввоза товаров на таможенную
территорию свидетельствует о том, что
данный инструмент государственного регулирования
импорта используется в нашей стране достаточно
часто и эффективно [19, с. 213].
Так
в качестве примера можно привести
следующие мероприятия