Роль таможенного регулирования в механизме государственной поддержки сельского хозяйства

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2012 в 16:31, дипломная работа

Описание работы

В новых условиях хозяйствования в России не был создан эффективной механизм государственного регулирования АПК и, прежде всего, его государственной поддержки, поэтому аграрная сфера оказалась в глубоком кризисе.
Лишенные единой концепции, принимавшиеся на федеральном уровне программы и организационные меры по стабилизации и развитию аграрного сектора без необходимой государственной поддержки, оказывали малое влияние на его состояние, не позволили последовательно решать узловые проблемы для достижения намеченных целей.

Содержание

Введение 2
1. Сельское хозяйство в экономике страны 7
1.1. Роль агропромышленного комплекса в экономике России 7
1.2. Механизм государственной поддержки сельского хозяйства 12
1.3. Основные направления аграрной политики с 2012 по 2020 гг. 20
2. Роль внешней торговли в удовлетворении потребности страны в сельскохозяйственной продукции 36
2.1. Анализ потребления сельскохозяйственной продукции 36
2.2. Анализ внешнеторгового оборота сельскохозяйственной продукции 44
2.3. Роль импорта в удовлетворении потребностей населения 52
3. Таможенное регулирование в механизме государственной поддержки сельского хозяйства 61
3.1. Тарифные меры регулирования ввоза сельскохозяйственной
продукции 61
3.2. Нетарифные меры регулирования ввоза сельскохозяйственной продукции 70
3.3. Совершенствование таможенного регулирования ввоза сельскохозяйственной продукции 75
Заключение 80
Список использованных источников 84

Работа содержит 1 файл

печать.doc

— 1.03 Мб (Скачать)

       Рис. 9. Импорт мяса свежего и мороженого в РФ  в 2010 –2011 гг.,  
млн. долларов

       На  данном рисунке видно, что импорт мяса в РФ не имеет явной тенденции к снижению, но всё таки она имеется, так импорт в 2011 году составил 6,8 млрд. долларов, что на 3 % меньше чем в 2010 году.

       Рис. 10. Импорт молока и молочной продукции в РФ  в 2007–2011 гг., млн. долларов 

       Что же касается молочной продукции, то здесь  прослеживается явная тенденция  к снижению, импорт в 2010 году составила 226,5 млн. долларов, что на 5 % меньше чем в 2011 году.

       Рис. 11. Импорт съедобных фруктов и орехов в РФ  в 2007–2011 гг., млн. долларов

       Импорт  фруктов в Россию за рассматриваемый  период имеет тенденцию стабильного  роста, так в 2011 г. в Россию было ввезено  фруктов на сумму       
1,3 млрд. долларов (прирост по сравнению с 2010 г. составил 7 %) (рисунок 11).

       Анализируя  все вышеизложенные данные, можно сделать вывод, что снижение суммы импорта по мясу и молочной продукции, произошло  в следствии, того что в отношении данных товаров в ЕТТ ТС произошло увеличение ввозной таможенной пошлины, по сравнению с предыдущим таможенным тарифом РФ. Если ранее пошлина на ввоз мяса свежего и мороженого составляла 15 % (как и на молоко и молочную продукцию) в рамках установленных квот и 60 %  –  на сверхквотный ввоз, то сейчас ввоз мяса свежего и мороженого на территорию Таможенного союза в пределах квот облагается 25 % пошлиной ( на молоко и молочную продукцию 20 %), сверх квот – 80 % [18]. Повышение ввоза фруктов, связанно с уменьшением ставки на ввоз тропических фруктов с 5 % в рамках установленных квот и 10 % – на ввоз сверх квот, до 0 % в рамках установленных квот и 5 % – на ввоз сверх квот.

       Так же в отношение мяса свежего и  мороженного установлены тарифные квоты. Объём предоставляемых квот в отношение данных товаров заметно  сокращается, если в 2010 году он составлял 1840 тыс. тонн то на             2012 год было предоставлено 1320 тыс. тонн, что на 39 % меньше чем в  
2010 году.

Рис. 12. Объем тарифных квот предоставленных РФ на мясо в 2010–2012 гг.,

тыс. тонн

       Из  всего выше сказанного можно сделать  вывод, что политика государства  направленная на защиту отечественного производителя по мясной продукции, носит положительный характер, так как за последние годы наблюдается уменьшение импорта и объёма предоставляемых квот на данный товар, в связи с чем происходит увеличение производства в стране.

       Но  на мировом рынке присутствует большое  количество поставщиков аналогичного товара, многие из которых по техническим  и ценовым параметрам значительно  превосходят отечественных производителей. Этим объясняется высокий уровень  внешнеторговой конкуренции и существование "ножниц цен" на мировом и внутреннем рынке. Для нивелировки уровней мировых и внутренних цен могут использоваться таможенные пошлины,                 с помощью которых регулируется поступление импортных товаров                        на внутренний рынок. Для нормального развития рыночной экономики нужна именно нивелировка цен, а не принятие радикальных, в том числе запретительных, мер. При полном отсутствии импорта неизбежно повышение издержек производства и цен на внутреннем рынке. Другая крайность – чрезмерный импорт затрудняет развитие отечественного производства и приводит к нарушению баланса внешнеторговых расчетов.

       Обоснованно выстроенная система тарифного  регулирования позволяет задействовать  внутренние факторы производства и  в совокупности                           с возможностью свободного выхода на мировой рынок, для реализации продукции, приобретения необходимого сырья и полуфабрикатов, позволяет достигнуть максимального эффекта в повышении конкурентоспособности экономики и собираемости налогов. Экономический рост и диверсификация производственной структуры внутри страны невозможны без плавного перехода от стратегии фискальной направленности во внешней торговле                    к ее регулирующей составляющей.

       Активное  применение  особых  видов  пошлин  –  антидемпинговых,  специальных, компенсационных,  а  также  расширение  практики  применения  сезонных  пошлин, позволяет  достаточно  эффективно  осуществлять  выборочную  защиту отечественных  товаропроизводителей,  когда иностранная  конкуренция  наносит  им  существенный  ущерб. Согласно  федеральному  закону  РФ № 164-ФЗ «Об  основах  государственного  регулирования  внешнеторговой  деятельности»  (2003 г.)  в  случае  причинения  серьезного  ущерба (или  угрозы  его  причинения) соответствующим  отраслям  российской  экономики  и  необходимости  применения  дополнительных  протекционистских  мер  в  отношении отдельных  товаров  возможно  введение  специальных  защитных  мер  –  антидемпинговых,  специальных  и  компенсационных  пошлин.

       Так за 5 лет применение сезонных пошлин происходило по сельскохозяйственной продукции:

       - решение Комиссии Таможенного  союза от 25.01.2012 № 913                      «О сезонных таможенных пошлинах на отдельные виды сахара». (ставка ввозной таможенной пошлины применяется с 01.05.2012 г. по 31.07.2012 г. включительно);

       - решение Комиссии Таможенного  союза от 28.01.2011 № 547 «О сезонных таможенных пошлинах на отдельные виды сахара». (ставка ввозной таможенной пошлины применяется с 01.03.2011 г. по 30.04.2011 г. включительно);

       - постановление Правительства РФ  от 14.02.2009 № 179 «'О сезонных пошлинах на рис и мукомольно-крупяную продукцию из него, ввозимые на территорию Российской Федерации в 2009 году». (ставка ввозной таможенной пошлины применяется с 15.02.2009 г. по 15.05.2009 г. включительно);

       - постановление   Правительства   РФ от    16.09.2008 № 695    
(ред. от 15.04.2009) «О сезонных пошлинах на сахар-сырец тростниковый и отдельные виды сахара, ввозимые на территорию Российской Федерации в 2008 и 2009 годах». (ставка ввозной таможенной пошлины применяется 
с 01.12.2008 г. по 31.12.2008 г. и с 01.01.2009 г. по 30.04.2009 г. включительно);

       - постановление Правительства РФ  от 30.10.2007 № 723 «О сезонных пошлинах на отдельные виды овощей, ввозимых на территорию 
Российской Федерации». (ставка ввозной таможенной пошлины применяется с 15.01.2008 г. по 01.07.2008 г.  включительно);

       - постановление  Правительства   РФ  от  12.10.2007  №  671  (ред.  от  28.03.2008 г.) «О сезонных пошлинах на Сахар-сырец тростниковый и отдельные виды сахара, ввозимые на территорию Российской Федерации  
в 2007 и 2008 годах». (ставка ввозной таможенной пошлины применяется с 01.12.2007 г. по 01.12.2007 г. и с 01.01.2008 г. по 31.05.2008 г.  включительно);

       - постановление Правительства РФ от 08.02.2007 № 85  «О сезонных пошлинах на рис и мукомольно-крупяную продукцию из него, ввозимые на территорию Российской Федерации в 2007 году». (ставка ввозной таможенной пошлины применяется с 31.05.2007 г. по 31.12.2007 г. включительно);

       - постановление правительства РФ от 24.01.2007 № 44 «О сезонных пошлинах на отдельные виды овощей, ввозимых на территорию Российской Федерации». (ставка ввозной таможенной пошлины применяется  
с 01.01.2007 г. по 31.05.2007 г. включительно).

       Специальные  пошлины,  взимаемые  сверх ставок  действующего  таможенного  тарифа неоднократно  применялись  по  решению   Правительства  Российской  Федерации  в  течение последних  лет                            в  отношении  таких  товаров  как сахар-сырец,  патока,  карамель,  крахмалы  картофельный  и  кукурузный. Специальные пошлины  могут  применяться   как  ответная  мера в  ответ  на  дискриминационные  действия  иностранных  государств  в  отношении  российских участников  внешнеэкономической  деятельности. В  2004  году  такие меры  вводились в отношении отдельных товаров,  ввозимых  из Венгрии,  в связи с количественным  ограничением экспорта  российских  товаров.  Зачастую  даже намерение ввести  специальные пошлины позволяет более эффективно  решать  проблемы,  связанные  с  введением  иностранными  государствами  дискриминационных  ограничительных мер  в  отношении  России,  применение  которых приводит   к  масштабным  сокращениям  российского  экспорта  по  наиболее  важным  товарным группам  на основных  рынках  сбыта.

       В целом, многообразие действующих специальных  мер на территории таможенного союза, свидетельствует о том, что действительно, предпринимаются необходимые меры по защите экономики таможенного  союза от неблагоприятного воздействия  иностранной конкуренции. 
 

     
    1. Нетарифные  меры регулирования  ввоза сельскохозяйственной продукции
 

     В соответствии со статьей 4 ТК ТС: запреты  и ограничения –  комплекс мер, применяемых в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, включающий меры нетарифного регулирования, меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов, особые виды запретов и ограничений внешней торговли товарами, меры экспортного контроля, в том числе в отношении продукции военного назначения, технического регулирования, а также санитарно-эпидемиологические, ветеринарные, карантинные, фитосанитарные и радиационные требования, которые установлены международными договорами государств-членов таможенного союза, решениями  
Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами  
государств-членов таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств-членов таможенного союза.

     Из  определения следует, что меры нетарифного  регулирования являются составной  частью запретов и ограничений, определенных  
Таможенным кодексом Таможенного союза.

     Меры  нетарифного регулирования –  комплекс мер регулирования внешней  торговли товарами, осуществляемых путем  введения количественных и иных запретов и ограничений экономического характера, которые установлены международными договорами государств-членов 
Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами государств-членов Таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств-членов Таможенного союза.

     Исследование  практики применения Россией  
запретительно-ограничительных мер при регулировании ввоза товаров на таможенную территорию свидетельствует о том, что данный инструмент государственного регулирования импорта используется в нашей стране достаточно часто и эффективно [19, с. 213].

     Так в качестве примера можно привести следующие мероприятия запретительно-ограничительного характера, вводимые Правительством РФ               в течение исследуемого периода:

  • c 10 ноября 2005 года Россия ввела запрет на поставки мяса и некоторых видов мясопродуктов из Польши. Запрет был введен "в связи с участившимися случаями грубого нарушения российского ветеринарного законодательства при поставках из Польши продукции животного происхождения, фальсификацией мясосырья". Ограничения касались говядины и говяжьих субпродуктов, свинины и свиных субпродуктов, мяса птицы и фарша из него, сырых мясных полуфабрикатов;
  • c 1 января 2006 года Россельхознадзор запретил импорт охлажденного норвежского лосося в Россию после того, как выяснилось,              что лосось, выращенный в искусственных условиях, содержит вредные вещества, в том числе тяжелые металлы;
  • с 20 октября 2006 года был установлен запрет на ввоз                              на внутренний рынок России произведенных в Латвии шпрот и других рыбных консервов. Специалисты Роспотребнадзора обнаружили в рыбных консервах, выработанных предприятиями Латвии, превышение содержания канцерогенного вещества бензапирена. Это вещество попадает в рыбу                     в процессе копчения и в большой концентрации опасно для здоровья человека;
  • с 1 мая 2007 года Россия запретила импорт риса из Таиланда.             По информации Россельхознадзора, это решение стало следствием задержания в порту Новороссийск партии рисовой крупы весом 1200 тонн, зараженной мертвыми вредителями хлебных запасов. Крупа поступила из Бангкока;
  • с 6 апреля 2011 года Федеральная служба по ветеринарному                                    и фитосанитарному надзору в связи с аварией на японской АЭС «Фукусима-1» ввела временные ограничения на ввоз рыбы и морепродуктов, выработанных                                  на предприятиях острова Хонсю, расположенных вблизи АЭС «Фукусима-1»;
  • с 17 августа 2009 года ведены временные ограничения на поставки в Россию молочной продукции четырех литовский предприятий. Под запретом оказались творог, сметана и сливочное масло этих производителей. Эксперты обнаружили в продуктах запрещенный антибиотик;
  • 27 января 2011 года был введен временный запрет на ввоз мяса птицы в Россию из Германии, где в кормах был обнаружен опасный для человека диоксин;
  • 24 марта 2011 года Роспотребнадзор наложил запрет на ввоз продуктов питания в Россию из шести японских префектур, в связи с аварией на АЭС в Фукусиме.

Информация о работе Роль таможенного регулирования в механизме государственной поддержки сельского хозяйства