Роль таможенного тарифа в механизме таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 23:08, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является изучение таможенного тарифа в механизме таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности, а также нормативно-правовых основ таможенного регулирования в Беларуси и Таможенном союзе России, Беларуси и Казахстана.
Основными задачами исследования являются получение дополнительных систематизированных знаний по данной проблеме и всестороннее изучение предмета исследования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. РОЛЬ ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5
1.1 ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5
1.2 ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 8
1.3 ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ 10
ГЛАВА 2. ТАМОЖЕННЫЙ ТАРИФ В МЕХАНИЗМЕ ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 13
2.1 ТАМОЖЕННЫЙ ТАРИФ КАК ИНСТРУМЕНТ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 13
2.2 ТАМОЖЕННЫЙ ТАРИФ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 21
ГЛАВА 3. ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ РОССИИ, БЕЛАРУСИ И КАЗАХСТАНА 25
3.1 ПЛЮСЫ И МИНУСЫ В СОЗДАНИИ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА 25
3.2 ЕДИНЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ ТАРИФ: АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 34

Работа содержит 1 файл

Переделанная Моя курсовая.docx

— 71.83 Кб (Скачать)

 

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

БЕЛОРУССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

Факультет технологий управления и гуманитаризации

Кафедра «Таможенное дело»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

по дисциплине: Таможенно-тарифное и нетарифное регулирование внешнеэкономической деятельности

Тема «Роль таможенного тарифа в механизме таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности»

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка гр. 108618

Драгунова В.М.

 

 

Проверил: доцент кафедры                «Таможенное дело», КЭН

                                                                                  Пекутько П.Н.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Минск 2010

Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ 3

Глава 1.  РОЛЬ ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5

1.1 Основные методы регулирования внешнеэкономической деятельности 5

1.2 История возникновения таможенно-тарифного регулирования 8

1.3 Таможенно-тарифное регулирование 10

 

Глава 2. Таможенный тариф в механизме  таможенно-тарифного регулирования ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 13

2.1 Таможенный  тариф как инструмент регулирования  внешнеэкономической деятельности 13

2.2 Таможенный тариф Республики Беларусь 21

 

ГЛАВА 3. таможенный союз россии, белАРУСИ и казахстана 25

3.1 Плюсы и минусы в создании таможенного союза 25

3.2 Единый таможенный  тариф: анализ особенностей 26

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 34

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Таможенной  службе принадлежит важнейшая роль в деле обеспечения  экономических интересов государства и внешнеэкономического регулирования. Характер и задачи внешнеэкономического, в том числе тарифного регулирования, тесно связаны с общей экономической обстановкой в стране, с внутренними и внешними условиями ее развития. 

Внешнеэкономическая деятельность становится все более  важным фактором развития народного  хозяйства и экономической стабилизации республики. Сейчас нет практически  ни одной отрасли в промышленно  развитых странах, которая не была бы вовлечена в сферу внешнеэкономической  деятельности.

Как составная  часть внешней политики, таможенная политика служит в современных условиях целями обеспечения и реализации внешнеэкономических задач и  интересов страны, является одним  из активных средств в осуществлении  ее внешнеэкономической деятельности.

Таможенная  политика – это мощный рычаг, при  помощи которого государство может  и  стимулировать рост отечественного  производства, особенно  в  секторе  производства  экспортной  продукции, и  ввоз  импортных  товаров, призывая тем самым отечественных производителей к конкурентной борьбе.

Средства  таможенного регулирования внешней  торговли могут принимать различные  формы, включая как, непосредственно воздействующие на цену товара (тарифы, налоги, акцизные и прочие   сборы), так и ограничивающие стоимостные объемы или количество поступающего товара (количественные ограничения, лицензии, «добровольные» ограничения экспорта и т. д.).

Главным инструментом в руках государства  при регулировании внешней торговли является использование тарифного  регулирования. Таможенный тариф —  наиболее распространенный инструмент государственного регулирования внешней торговли, действующий через механизм ценообразования.

Поэтому рассмотрение роли таможенного тарифа в механизме таможенно-тарифного  регулирования внешнеэкономической  деятельности представляется актуальным.

Целью исследования является изучение таможенного тарифа в механизме таможенно-тарифного  регулирования внешнеэкономической  деятельности, а также нормативно-правовых основ таможенного регулирования  в Беларуси и Таможенном союзе  России, Беларуси и Казахстана.

Основными задачами исследования являются получение  дополнительных систематизированных  знаний по данной проблеме и всестороннее изучение предмета исследования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. РОЛЬ ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

    1. ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

 

Под внешнеэкономической  политикой обычно понимают деятельность государства, направленная на развитие и регулирование торговых отношений  с другими государствами. Осуществление внешнеторговой политики предполагает определение стратегических целей государства во внешнеторговых отношениях в целом и с отдельными странами и группами стран, а также выработку методов и средств, обеспечивающих достижение поставленных целей и сохранение впоследствии достигнутых результатов.

Существующий  ныне у большинства государств обширный арсенал инструментов внешнеэкономической  политики позволяет им оказывать  активное влияние на формирование структуры  и направлений развития собственных  внешнеэкономических связей, так  и на внешнеторговую политику других государств. Главная задача внешнеэкономической  политики является создание благоприятных  внешнеторговых условий для развития промышленного производства внутри страны. Рассмотрим следующую классификацию  методов регулирования внешнеэкономической деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 



 




                   Код товара                                                                     Лицензирование


                   Ставка таможенной пошлины                                   Квотирование                    


 

                                                                         Сертификация




                 Таможенная стоимость                                                Маркировка


                                                                  

            Страна происхождения                                               Упаковка


                                                                                                       Ветеринарный,


                                                                                                       гигиенический контроль                                                                              

 



      Дополнительная пошлина                                                Валютный контроль


   

     Специальная пошлина                                                         НДС


                                                                                                                             

                                                                                         Обеспечение уплаты


                                                                                           там. платежей    

 

                                                                                           Меры контроля за ценами 


Схема 1. Классификация методов регулирования ВЭД.

Остановимся поподробнее на некоторых мерах  регулирования:

  1. Тарифные методы. Импортный тариф регулирует экономический климат в стране (цены, прибыль, рентабельность предприятий, состояние национальной валюты). Импортный тариф базируется на Законе «О таможенном тарифе».
  2. Нетарифным методы. К их числу относятся прочие, помимо таможенных пошлин, платежи, взимаемые при ввозе иностранных товаров; различные таможенные сборы, внутренние налоги, специальные целевые сборы. Эти меры официально не ставят целью регулирование внешней торговли, но порой оказывают на нее существенное влияние.
  3. Финансовые меры. Для регулирования внешней торговли могут вводиться правила совершения валютных операций.
  4. Меры контроля за ценами. Данные меры имеют целью защиту национальных интересов производителей. Для защиты некоторых уязвимых секторов экономики могут применяться антидемпинговые меры, компенсационные меры и др.
  5. Количественный контроль. На ввоз и вывоз товаров устанавливаются количественные ограничения (квоты).
  6. Лицензирование. Для ввоза определенных товаров требуется получить установленный документ. Таким образом, осуществляется наблюдение за торговлей этими товарами.
  7. Монополизация. Государство устанавливает свою монополию на торговлю определенными товарами вообще или на внешнюю торговлю ими.
  8. Технические барьеры. Включают контроль импорта на предмет его соответствия национальным стандартам безопасности. 

 Оценивая  таможенные политику и методы  регулирования внешнеэкономической  деятельности, можно утверждать, что  государство всегда ищет компромисс между двумя крайними их проявлениями.

 Тарифные  и нетарифные методы регулирования  ВЭД должны применяться в комплексе.  При этом следует помнить, что  основным орудием регулирования, в том числе структурного, является все же таможенный тариф.

Интенсивное развитие международных связей в  последнее десятилетие стало  возможным благодаря применению и развитию общих правовых, административных и организационно-технических принципов, норм и правил применяемых в международной  торговле [1].

 

 

 

1.2 ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ.

 

Таможенно - тарифное регулирование развивалось на фоне постоянной борьбы между протекционистским и фритредерским подходами к регулированию внешнеэкономической деятельности. Первый направлен на создание наиболее благоприятных условий для развития отечественного производства и внутреннего рынка. Его основные цели достигаются путем установления высокого уровня таможенного обложения на импортируемые товары, в то время как второй предполагает минимальный уровень таможенных пошлин и направлен на всемерное поощрение ввоза иностранных товаров на внутренний рынок страны.

Если верить историкам, термин «тариф»  в понимании «бесспорная оплата» - бесспорная с точки зрения формы (только наличными), времени оплаты (здесь и сейчас) и размера (именно столько, ни больше, но и не меньше) –  был впервые применен во Франции  в эпоху Крестовых походов  или немного позже. Сам термин пришел во французский из арабского, а в Леванте тарифом называли портовый сбор с кораблей, который  шел на содержание маяков и карантинов, и был он одинаков для всех. Во Франции этот термин, если верить Фернану  Броделю, появился не позднее пятнадцатого века, и означал он плату за услуги, определяемую коллективным органом управления – например, ратушей города Тулузы за услуги …палача! Или венецианской Сеньорией за перевозку людей и грузов на судах, принадлежавших городу. Частные владельцы назначали за свои услуги не тариф, а таксу – то есть плату, в отношении которой можно было договариваться, если таковая не устраивала заказчика. Поскольку налог представитель услуги платил как с фактического, так и с вмененного дохода, то у таксы были определенные пределы, ниже которых сделка состояться не могла. Наконец, третья из известных историй экономики форм взаиморасчетов называлась словом «салари» – которое означало в общем понимании жалование за определенные затраты рабочего времени. Жалование зависело не только от доброй воли работодателя и наемного работника, но и от конъюнктуры рынка: самые дорогие миланские и нюренбергские мастера-оружейники фактически диктовали свои цены за счет высокого авторитета своей торговой марки, вынуждая заказчика рассчитывать свои желания в соответствии с кошельком.

Сама  по себе история тарифа – это  история государственного управления экономической системой во всей ее полноте: и в отношении частного бизнеса, и в отношении государственного сектора экономики, и в отношении  транснациональных корпораций, первыми  из которых были крупнейшие торговые компании – как, например, английская Ост-Индская. Тариф был самым гибким инструментом этой деятельности, позволявшим  доводить управление до высокого искусства, в некоторой степени – даже до изощренности. Но вместе с тем  его природа оставалась прежней, такой, какой была со времен Крестовых  походов. И в наиболее точном переводе с арабского «тариф» - это то, с  чем не спорят…[2]

 

 

 

 

1.3 ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ.

 

Объективная потребность в международном  регулирование торговли с помощью  единых норм и правил начала проявляется уже в 30-х годах.

На сегодняшний момент сложилась  система регулирования международных  экономических отношений, закрепленная в договоре 1994 г. о создании Всемирной  торговой организации. Официально провозглашенной  целью ВТО является обеспечение  мирового экономического развития путем  создания условий для свободной  торговли товарами и услугами.

После второй мировой войны были предприняты попытки создания международной  торговой организации, призванной обеспечить глобальную координацию внешнеторговой политики. По поводу одного из разделов соглашения об образовании международной  организации, посвященного вопросам тарифов, были проведены специальные переговоры в Женеве. Результатом их стало  подписание временного соглашения по вопросам тарифов и торговли, получившего  название Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ). Вступив  в силу с 1 января 1948 года, это соглашение как бы дополняло в таможенно-тарифной сфере работу Международного валютного  фонда (МВФ).

Многочисленные договоренности, созданные  в развитие ГАТТ, такие как, Кодекс о таможенной стоимости ГАТТ, Кодекс об импортном лицензировании, Кодекс по техническим барьерам в торговле, Конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (конвенция Киото), Гармонизированная система описания и кодирования товаров являются основой мировой торговли 90-х  годов.

Всемирная торговая организация была образована по итогам так называемого  Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров (1986-1993 гг.), проходивших в рамках ГАТТ, которое после начала функционирования ВТО (с 1 января 1995 г.) стало ее составной частью.

Всемирная торговая организация – законодательная  и институциональная основа международной  торговой системы, механизм многостороннего  согласования и регулирования политики стран-членов в области торговли товарами и услугами, урегулирования торговых споров и разработки стандартной  внешнеторговой документации. Само возникновение  ВТО было инициировано ведущими экономически развитыми странами, внутренние рынки  которых были переполнены, а развитие производства требовало доступа  к внешним неосвоенным рынкам. Об этом свидетельствуют основополагающие принципы и правила ГАТТ/ВТО, как-то: предоставление режима наибольшего  благоприятствования во взаимной торговле на недискриминационной основе; взаимное предоставление национального режима товарам и услугам иностранного происхождения, "прозрачность" торговой политики; разрешение торговых споров путем консультаций и переговоров [3].

Информация о работе Роль таможенного тарифа в механизме таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности