Роль таможенных органов в борьбе с контарбандой наркотиков

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 18:08, дипломная работа

Описание работы

Количество случаев контрабанды наркотических средств и психотропных веществ, в последние годы резко возросло в связи с тем, что она приобретает все более организованный и масштабный характер. Незаконный оборот наркотиков становится главенствующим в деятельности международной организованной преступности. Доходы от незаконного оборота идут на финансирование транснациональной преступности.

Работа содержит 1 файл

Д И П Л О М.doc

— 1.02 Мб (Скачать)

     содержание 

 

ВВЕДЕНИЕ

     Наркотики представляют серьезную опасность  для здоровья и благополучия всего  человечества, независимости государств, демократии, стабильности наций, структуры  всех обществ.

     Количество  случаев контрабанды наркотических средств и психотропных веществ, в последние годы резко возросло в связи с тем, что она приобретает все более организованный и масштабный характер. Незаконный оборот наркотиков становится главенствующим в деятельности международной организованной преступности. Доходы от незаконного оборота идут на финансирование транснациональной преступности.

     Преступная  деятельность, связанная с незаконным оборотом наркотиков, имеет все возможности  нанести серьезный ущерб национальным правительствам в попытках решить социальные проблемы и, таким образом, создает угрозу общественной и национальной безопасности. Преступные организации, связанные с незаконным оборотом наркотиков, обладая постоянно растущими финансовыми средствами, противостоят и противодействуют органам государственной власти и управления в их деятельности по реализации государственной воли, что снижает доверие к ней со стороны населения, и может привести к переориентированию и искажению политического курса государства.

     Активное  проникновение наркопреступности  в сферу экономики деструктивно влияет на стабильность экономического положения в стране, ведет к усилению напряженности в обществе. Существует прямая связь между наркобизнесом и ростом преступности насилия.

     Проблемы, связанные с незаконным оборотом наркотиков, не уменьшаются: каналы и маршруты контрабандной транспортировки наркотиков постоянно изменяются и усложняются, появляются новые виды аналогов наркотических средств и психотропных веществ, контрабандисты вовлекают в свой бизнес различные слои населения и целые этнические группы, приобщают к немедицинскому потреблению наркотиков все большее количество людей.

     В сложившейся ситуации особо возрастает роль правоохранительных органов, от умелой профессиональной деятельности которых  по предупреждению, выявлению и пресечению раскрытию контрабанды наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров зависит в целом успех борьбы с наркопреступностью.

     Таможенные  органы большинства стран являются неотъемлемой составной частью системы  органов, обеспечивающих безопасность государства. В функции таможенных органов входит борьба с контрабандой наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров.

     В связи с важной ролью таможенных органов в борьбе с контрабандой наркотиков тема данной дипломной работы представляет особый интерес. Необходимость разработки комплекса взаимосвязанных мер, направленных на противодействие контрабанде наркотических средств и психотропных веществ, создает предпосылки для углубленного исследования данной проблемы, что обуславливает значимость ее исследования.

     Объектом  исследования являются общественные отношения, складывающиеся в практике осуществления  таможенными органами Республики Беларусь борьбы с контрабандой наркотических  средств, психотропных веществ и  прекурсоров.

     Предметом исследования являются организационно-правовое обеспечение таможенных органов в борьбе с контрабандой наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров.

     Целью данной дипломной работы является анализ опыта борьбы с контрабандой наркотических  средств, психотропных веществ и  прекурсоров,  выявление перспектив его совершенствования.

     Для достижения поставленной цели были сформированы следующие задачи, которые должны быть рассмотрены:

  1. проанализировать законодательство по проблемам незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров и борьбы с их контрабандой;
  2. дать определение понятию наркотические средства, психотропные вещества и прекурсоры и представить их классификацию согласно международному и национальному законодательству;
  3. выяснить основные способы контрабанды наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров;
  4. определить основные методы борьбы таможенных органов с контрабандой наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров;
  5. проанализировать практический опыт таможенных работников по пресечению контрабанды наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров;
  6. представить статистический анализ пресечения контрабанды наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров в Республике Беларусь за 2007 – 2009 годы;
  7. сформулировать рекомендации по совершенствованию предупреждения, выявления и пресечения контрабанды наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров.

     Содержание  данной работы соответствует целям, задачам анализа и имеет следующую структуру.

     В первом разделе проанализировано законодательство по проблемам борьбы с контрабандой наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров.

     Первая глава второго раздела посвящена уголовно-правовой характеристике контрабанды наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, составу преступления и квалификационным признакам.

     Во  второй главе второго раздела рассмотрены методы борьбы таможенных органов Республики Беларусь с контрабандой наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров.

     Третья глава второго раздела посвящена проблемам, связанным с борьбой таможенных органов Республики Беларусь с контрабандой наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, а также пути их решения.

     В третьем разделе проанализирована статистика случаев предупреждения, выявления и пресечения контрабанды наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров.

     В четвертом разделе создан информационный сайт по теме диплома.

     В процессе исследования использовались следующие методы: статистический, аналитический, системный подход. В работе использована, научная, учебная литература, периодическая печать, законодательные акты международного и республиканского уровней. 

     
  1. АНАЛИЗ  ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПО ПРОБЛЕМАМ БОРЬБЫ С КОНТРАБАНДОЙ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ, ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ И ПРЕКУРСОРОВ

     Информационными источниками для данной дипломной  работы являются законы и законодательные  акты международного и государственного уровней, монографии, статьи, энциклопедические  и справочные издания, где рассматривается  проблема борьбы таможенных органов Республики Беларусь с контрабандой наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, а также статистические данные преддипломной практики.

     Поскольку борьба с контрабандой наркотических  средств, психотропных веществ и  прекурсоров носит транснациональный характер, то и меры борьбы с ней регулируются в нормативных правовых актах как международного, так и национального уровней.

     На  международном уровне главным образом  проблему контроля над наркотиками  регулируют три крупнейших соглашения: Единая конвенция о наркотических средствах 1961 года, дополненная Протоколом 1972 года о поправках к ней, Конвенция о психотропных веществах 1971 года и Венская конвенция Организации Объединенных Наций (далее – ООН) «О борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ» 1988 года. Эти конвенции образуют единую систему, дополняют, расширяют и усиливают друг друга.

     Единая  конвенция о наркотических средствах 1961 года – это международное соглашение, направленное на ограничение производства, распространения, владения, использования и торговли наркотическими средствами исключительно в медицинских и научных целях, а также обязывающее участвующие стороны принимать специальные меры в отношении конкретных видов наркотиков. Согласно конвенции международный контроль распространяется на 116 наркотических средств, как растительного, так и синтетического происхождения. Все эти вещества делятся на 4 группы по степени их вредного воздействия на человеческий организм и соответственно по степени необходимого контроля над ними. Необходимо отметить, что названные списки периодически подвергаются корректировке и дополнениям, так как появляются все новые препараты. В Протоколе 1972 года к Конвенции подчеркивается необходимость лечения и реабилитации наркоманов, а также принципы и методы борьбы с незаконным производством, потреблением наркотических средств и торговлей [1].

     Система международного контроля над психотропными  веществами была установлена Конвенцией о психотропных веществах 1971 года. Она  ввела контроль над рядом синтетических препаратов, галлюциногенами – ЛСД и мескалином, стимуляторами типа амфетамин и барбитураты, снотворными, транквилизаторами и анальгезирующими средствами. Кроме того, в конвенции содержится ряд положений, направленных на контроль над психотропными веществами, которые обычно производятся фармацевтической промышленностью. В Конвенции зафиксированы положения, согласно которым рецепты должны выписываться в строгом соответствии с медицинской практикой, этикетки препаратов снабжаться указаниями об их употреблении и необходимыми предостережениями. Конвенция предусматривает меры против злоупотребления и указывает на необходимость лечения, реабилитации и социальной реинтеграции наркоманов [2].

     Так как ни одна, ни вторая конвенции  не уделяли достаточного внимания международному сотрудничеству в борьбе с наркобизнесом, то в 1988 году была принята Конвенция ООН «О борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ». Данная конвенция предусматривает меры против контрабанды наркотиков, в том числе положения, направленные на борьбу с отмыванием денег и хищением исходных химикатов. Одним из наиболее важных положений этой конвенции является установление контроля над прекурсорами, часто используемыми при изготовлении наркотических средств и психотропных веществ. В качестве главного инструмента международного сотрудничества в борьбе с контрабандой наркотиков конвенция предусматривает отслеживание, замораживание и конфискацию доходов и имущества, полученных за счет незаконного оборота наркотиков; экстрадицию наркокурьеров; их выдачу для судебного преследования. Государства-участники берут на себя обязательства по ликвидации или сокращению спроса на наркотики. Конвенция ООН 1988 года предусматривает меры по укреплению международного сотрудничества между таможенными службами, полицейскими и судебными органами стран-членов требует от законодательных органов стран-членов создания и поддержания каналов обмена информацией о лицах, подозреваемых в причастности к незаконному обороту наркотиков. Согласно Конвенции, стороны устанавливают друг с другом различные деловые связи, сотрудничают в расследовании правонарушений, подготовке соответствующих кадров (ст.9), обмениваются информацией о транзите (ст. 10), осуществляют меры по проведению контролируемых поставок (ст.11).

     Впервые в международной практике Конвенцией 1988 года предусмотрены контролируемые поставки, которые представляют собой  метод, при котором допускается  вывоз, провоз, ввоз на территорию одной  или нескольких стран незаконных или вызывающих подозрения партий наркотических средств и психотропных веществ или заменяющих их веществ, с ведома и под надзором компетентных органов с целью выявления лиц, участвующих в совершении наркопреступлений. Решения об использовании контролируемых поставок принимаются в каждом отдельном случае и могут, при необходимости, учитывать финансовые договоренности.

     Стороны, подписавшие Конвенцию 1988 года, обязались  предоставлять друг другу самую  широкую взаимную юридическую помощь в расследовании, уголовном преследовании и судебном разбирательстве [3].

     Действие  системы международного контроля над  наркотиками основано на принципах  международного сотрудничества между  государствами и органами ООН  в соответствии с положениями  упомянутых конвенций, а также национального контроля суверенными государствами.

     Следует также особо отметить международную  конвенцию «О взаимном административном содействии в предотвращении, расследовании  и пресечении таможенных преступлений», подписанную в городе Найроби 9 июня 1977 года [4].

     В Республики Беларусь правовые основы государственной политики в сфере  оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров  закреплены в Законе Республики Беларусь «О наркотических средствах, психотропных веществах и их прекурсорах» от 22 мая 2002 года № 102-З. В нем дается классификация наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, устанавливается порядок государственного контроля над их оборотом, оговариваются особенности лицензирования деятельности, связанной с оборотом наркотически средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также меры по борьбе с незаконным оборотом наркотиков и механизмы воздействия на наркоторговлю.

     Согласно  данному закону государственный контроль и противодействие незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров осуществляют:

  • Министерство внутренних дел;
  • Министерство здравоохранения;
  • Государственный таможенный комитет;
  • Государственный комитет пограничных войск;
  • Комитет государственной безопасности;
  • иные республиканские органы государственного управления, а также местные исполнительные и распорядительные органы в пределах своих полномочий.

Информация о работе Роль таможенных органов в борьбе с контарбандой наркотиков