Система таможенных органов РФ и их основные функции

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2013 в 17:36, курсовая работа

Описание работы

Основной целью таможенного регулирования любого государства является обеспечение его экономических интересов, а именно:
- участие в реализации торгово-политических задач по защите российского рынка, стимулированию развития национальной экономики;
- содействие проведению структурной перестройки;
- обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории Российской Федерации и другие задачи экономической политики нашего государства;
- обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории России;

Содержание

Введение 1
Глава 1. Теоретические аспекты таможенных органов 5
1.1 Понятие таможенных органов РФ, их правовой статус и компетенция 5
1.2 Общие принципы организации таможни 7
Глава 2. Таможенные органы в РФ на современном этапе 8
2.1 Основные функции таможенных органов 8
2.2 Проблемы при реализации функций таможенных органов 16
2.3 Пути преодоления проблем, при реализации функций таможенными органами 21
Заключение 23
Список используемой литературы 25

Работа содержит 1 файл

Курсовая ПЕЧАТЬ (2).docx

— 52.95 Кб (Скачать)

Осуществляет в пределах своих полномочий и контролирует деятельность нижестоящих таможенных постов по осуществлению валютного  контроля. Выполняет функции агента валютного контроля.

органов Российской Федерации, применяет меры экономической политики в

Взаимодействует с банками  и иными агентами валютного контроля. Осуществляет экспортный контроль, в  частности, контроль за перемещением через таможенную границу Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов России и зарубежных стран (культурных ценностей).

Важной функцией таможни  является борьба с контрабандой и  иными преступлениями в сфере  таможенного дела. В соответствии с законодательством Российской Федерации таможня осуществляет дознание по делам о контрабанде  и иным преступлениям в сфере  таможенного дела, а также оперативно-розыскную  деятельность. Обеспечивает выполнение нижестоящими таможенными постами  в пределах их компетенции функций  органов дознания. Передает материалы  по делам о преступлениях органам  предварительного следствия либо прокурору. Таможня осуществляет в подведомственном регионе борьбу с нарушениями  таможенных правил и административными  правонарушениями, посягающими на нормальную деятельность таможенных органов Российской Федерации; организует и контролирует деятельность нижестоящих таможенных постов по борьбе с такими нарушениями. Ведет производство по делам о  нарушении таможенных правил и осуществляет их рассмотрение. Осуществляет контроль за соблюдением законности должностными лицами таможни и нижестоящих таможенных постов при осуществлении дознания по делам о контрабанде и иных преступлениях в сфере таможенного дела, осуществлении оперативно-розыскной деятельности, производстве по делам о нарушении таможенных правил и их рассмотрении, производстве по делам об административных правонарушениях, посягающих на нормальную деятельность таможенных органов Российской Федерации. Взаимодействует с другими правоохранительными и контролирующими органами Российской Федерации, находящимися в подведомственном регионе, по вопросам выявления, предупреждения, пресечения и расследования преступлений и иных правонарушений в сфере таможенного дела. Таможня участвует и обеспечивает участие нижестоящих таможенных постов в реализации системы мер, направленных на пресечение незаконного оборота через таможенную границу Российской Федерации наркотических средств, психотропных веществ, оружия, предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран (культурных ценностей), объектов интеллектуальной собственности, видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, их частей и дериватов, других товаров; вносит предложения в вышестоящий таможенный орган о совершенствовании такой системы. Осуществляет сбор и обработку первичных данных для формирования таможенной статистики внешней торговли и специальной таможенной статистики; представляет такие данные вышестоящему таможенному органу и обеспечивает их достоверность. Рассматривает поступающие из органов государственной власти субъектов Российской Федерации и правоохранительных органов, находящихся в подведомственном регионе, нерегламентированные запросы по различным аспектам внешней торговли. Осуществляет сбор, обобщение и анализ сведений о состоянии внутреннего рынка на территории подведомственного региона. Таможня защищает права, имущественные и иные свои интересы в судах, арбитражных судах и других организациях при рассмотрении исковых споров, жалоб по делам, возникающим из административно-правовых отношений; обеспечивает участие в судопроизводстве своих сотрудников в качестве представителей таможни и нижестоящих таможенных постов. Рассматривает жалобы на решения, действия или бездействие должностных лиц таможни, нижестоящих таможенных постов и их должностных лиц, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение жалоб; выявляет причины и условия, способствующие нарушению прав, свобод и законных интересов организаций и граждан, и принимает меры по устранению таких причин и условий. Рассматривает обращения организаций и граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений организаций и граждан нижестоящими таможенными постами.

2.2 Проблемы при реализации функций таможенных органов

Успехи или неудачи  таможенной системы зависят от того, как сформулирована таможенная политика государства. В начале 1990-х гг. главной задачей таможенных органов стало увеличение доходов государственного бюджета. Такое определение приоритетов было вызвано проблемой острой нехватки бюджетных средств в условиях массового уклонения от налоговых платежей, колоссальным внешним долгом и обязательствами правительства перед пенсионерами и бюджетниками. Фискальный уклон таможенной политики и таможенного администрирования доминирует до сих пор: таможенные пошлины (в первую очередь экспортные) обеспечивают до трети доходов федерального бюджета. Таможенная политика России, носившая, по преимуществу, фискальный характер, препятствовала развитию международной кооперации и конкурентоспособности отечественной обрабатывающей промышленности. Налоговая реформа и укрепление налоговой дисциплины за последние годы обеспечили снижение акцентов с налогообложения внешней торговли на налогообложение внутриэкономических операций. В складывающихся условиях таможенная политика должна стать механизмом достижения не фискальных, а структурных целей. На пути к этой цели существуют серьезные препятствия. В действовавшем до последнего времени Таможенном кодексе не были детально определены основные принципы таможенного законодательства. Как следствие, в дополнение к кодексу действовало около 4 тыс. нормативно-правовых актов ГТК, которые не только содержали массу внутренних противоречий, но нередко изменяли суть и букву закона, становились непроходимым административным барьером для участников внешнеэкономической деятельности. Отдельные нормы прежнего Таможенного кодекса шли вразрез с духом Конституции и действовавшего законодательства, по сути, позволяя таможенным органам вмешиваться в экономическую деятельность широкого круга лиц, влиять на формирование рынка, управлять товарными потоками. Изменение такого порядка администрирования является необходимым условием переориентации таможенной политики на приоритеты структурного регулирования. К сожалению, и в новом Таможенном кодексе Российской Федерации присутствуют серьезные недостатки. В частности, кодекс не различает, для каких целей поставляются компоненты - для последующей сборки или в качестве запчастей. В кодекс не вошел также очень важный для международной кооперации раздел "Свободная таможенная зона" из старого кодекса по причине отсутствия федерального закона о свободных экономических зонах. Новый кодекс сохранил и ориентацию деятельности таможенных органов на достижение в первую очередь фискальных целей. Вместе с тем круг задач, выполняемых таможенными органами России, гораздо шире, чем наполнение государственного бюджета. В настоящее время к этим задачам относятся:

1. участие в разработке  и реализации таможенной политики; участие в разработке мер экономической  политики в отношении товаров,  перемещаемых через таможенную  границу, реализация этих мер;

2. защита экономических  интересов России; обеспечение в  пределах своей компетенции экономической  безопасности страны; осуществление  контроля за вывозом стратегических и других жизненно важных для интересов России материалов;

3. осуществление мер по  таможенному регулированию торгово-экономических  отношений;

4. взимание таможенных  пошлин, налогов и иных таможенных  платежей; создание условий, способствующих  ускорению товарооборота через  таможенную границу;

5. осуществление валютного  контроля в пределах своей  компетенции;

6. ведение таможенной  статистики внешней торговли  и специальной таможенной статистики;

7. проведение научно-исследовательских  работ, консультирование в области  таможенного дела, осуществление  подготовки, переподготовки и повышения  квалификации специалистов в  этой области для государственных  органов, предприятий, учреждений  и организаций. Предусмотрен также блок функций международного характера: участие в разработке и выполнении международных договоров, затрагивающих таможенное дело; сотрудничество с таможенными и другими компетентными органами иностранных государств, международными организациями, занимающимися вопросами таможенного дела. Опыт использования мер структурного регулирования внешнеторговой деятельности у российских таможенных органов таможни уже есть - это сезонные пошлины, тарифные квоты, антидемпинговые расследования, специальные пошлины. Использование этих мер началось уже в последней трети 1990-х годов. Но пока они не дали должного эффекта, поскольку применение перечисленных мер носит ограниченный характер и зачастую диктуется политическими приоритетами. Сочетание стимулирующих мер в тарифной сфере с совершенствованием таможенного режима может служить важным стимулом к развитию международной кооперации и повышению конкурентоспособности российских производителей. Иллюстрацией возможностей в международной производственной кооперации служит проект "ЕвроРоссия" для региона Санкт-Петербурга и Ленинградской области близ границы с Финляндией. Целью проекта, начатого еще в 1999 г., было увеличение степени интеграции фирм России и ЕС через развитие бизнес-сетей предприятий. Участники проекта, в который предполагалось инвестировать около 200 млн. евро, - высокотехнологичные российские и европейские предприятия и компании. При взаимной заинтересованности и поддержке ЕС, в том числе технической и финансовой, "ЕвроРоссия" мог бы стать пилотным проектом крупномасштабной производственной кооперации, открыть дорогу целому ряду других проектов сотрудничества от Санкт-Петербурга до Мурманска. Предполагалось, что участникам проекта будут предоставлены не только региональные, но и таможенные преференции на федеральном уровне, которые содействовали бы налаживанию производства готовой продукции и обмену для этого компонентами, их "русификацию", развитие соответствующего производства в России. Попытки возродить производственную кооперацию в рамках проекта "ЕвроРоссия" и создать свободные экономические зоны, технопарки, таможенные территории производственного типа натолкнулись на такие препятствия, как устаревшие таможенные технологии, отсталая транспортная логистика и скудное информационное обслуживание. Отсутствует унификация технических норм и стандартов, гигантских размеров достигла межведомственная несогласованность. Отрицательную роль играют недостаток доверия и неадекватность подходов сторон на начальных стадиях технико-экономической подготовки проектов. Набор организационно-технических проблем усугубляется и такой серьезной экономической причиной, как отсутствие режима "свободной таможенной зоны". Он предполагает частичное освобождение работающих в этом режиме предприятий от таможенных пошлин и НДС на импортируемые компоненты и оборудование для производства конкурентоспособной продукции. Много вопросов у товаропроизводителей вызывает рассмотренный и частично решенный в начале сентября 2003 г. Правительством РФ вопрос об изменении таможенных пошлин. Нежелание правительства РФ снизить таможенные пошлины на сырье и оборудование, не производимые в стране, создает ряд проблем. Так, например, сокращение с 20% до 10% пошлины на ввоз австралийской шерсти дало бы возможность увеличить выпуск высококачественных чистошерстяных тканей, причем дополнительные поступления в бюджет от реализации которых составили бы около 17 млн. долл. в год. Снижение пошлин на ввоз трепаного льна только на 50% позволило бы увеличить поступления в бюджет на 26,7 млн. долл. ежегодно за счет роста производства продукции из этого вида сырья. Подобных примеров существует множество. В предложениях правительства, однако, присутствует прямо противоположная логика: в частности, обсуждалось снижение ставок импортных пошлин на готовую продукцию текстильной и легкой промышленности и введение пошлин на импорт хлопка. Таким образом, проведение Россией эффективной промышленной политики требует серьезных изменений в подходе к таможенному регулированию. Эти изменения, прежде всего, должны быть направлены на отмену (либо значительное сокращение) ввозных пошлин на сырье, материалы, комплектующие и оборудование, не имеющие отечественных аналогов и ввозимые в целях технического перевооружения и расширения производства. Что же касается собственно протекционистских мер во внешней торговле, то их использование должно ограничиваться преимущественно случаями антидемпинговых расследований и использованием встречных мер, нацеленных на пресечение некорректных торговых практик иностранных поставщиков и "восстановление паритета" в торговых отношениях с теми или иными странами.

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Пути  преодоления проблем, при реализации функций таможенными органами

1. Для эффективной реализации  инструментов таможенно-тарифного  регулирования будет улучшено  качество таможенного администрирования  за счет осуществления таможенного  контроля на основе системы  анализа и управления рисками,  внедрения предварительного информирования, широкого распространения переноса  осуществления контроля на этап  после выпуска товаров на основе  метода минимальной достаточности.

2. Будет разработана методика  сопоставления данных внешнеторговой  статистики России и ее торговых партнеров в целях выявления объемов и номенклатуры товаров, ввезенных в Россию с нарушениями установленных правил.

3. Будут упрощены технологии  таможенного оформления для производителей, использующих иностранные сырье  и материалы, с целью сокращения  издержек на логистику и хранение  товаров.

4. Будет упрощена система  учета товаров, используемых для  промышленной сборки и переработки,  и операций с ними для таможенных  целей на основе использования  сведений, содержащихся в бухгалтерском  учете или обычном коммерческом  учете предприятий.

5. Будет упрощена система  таможенного оформления и контроля  в отношении запасных частей  к воздушным судам, оборудованию, другим товарам, в отношении  которых длительное таможенное  оформление приводит к неоправданным  издержкам в коммерческой деятельности.

6. Будет принят нормативный  правовой акт Правительства Российской  Федерации, определяющий порядок  подтверждения уполномоченными  федеральными органами исполнительной  власти использования товаров  в определенных целях, если  это влияет на размер ставки  ввозной таможенной пошлины или  тарифную классификацию товара. Реализация намеченных приоритетов таможенно-тарифной политики в среднесрочной перспективе будет содействовать решению стратегических задач социально-экономической политики государства по переходу российской экономики на инновационный путь развития и обеспечит благоприятные условия для укрепления

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В последние годы деятельность Федеральной таможенной службы осуществлялась в условиях сложной экономической  ситуации, основным определяющим фактором которой являлось продолжение мирового финансового кризиса, вызвавшего падение  объемов внешнеторгового оборота, уменьшение поступления средств в федеральный бюджет, а также ряд других негативных процессов. В условиях ограниченных ресурсных возможностей необходимо было осуществлять проведение масштабных мероприятий по реформированию и модернизации таможенной службы с целью приведения ее в соответствие международным стандартам и требованиям инновационного и поступательного развития государства. Анализ итогов работы ФТС России в 2009 году дает основание считать, что задачи, поставленные перед таможенными органами в прошедшем году Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации, в основном выполнены, отмечен рост показателей по большинству направлений, заложен потенциал для будущего развития. Несмотря на снижение объемов внешнеторгового оборота по сравнению с 2008 годом более чем на 36%, перечисления ФТС России в федеральный бюджет превысили уровень докризисного 2007 года на 8%. Контрольное задание на 2009 год выполнено на 101,4%, при этом в федеральный бюджет было перечислено более 3 триллионов 519,8 миллиардов рублей. Результаты деятельности ФТС России отмечены Всемирной таможенной организацией. Генеральный секретарь ВТО Кунио Микурия заявил на открытии Х Международной выставки «Таможенная служба - 2009» в Москве 21 октября 2009 года, что российская таможенная служба является одной из самых передовых таможенных администраций мира. «Я хотел бы высоко оценить работу российской таможни, - сказал он - российская сторона ведет политику совершенствования технологий и внедрения инноваций, а также предоставляет площадку для обмена опытом в этой сфере». Главным событием 2009 года стало решение о создании таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана, в подготовке основополагающих документов которого ФТС России принимала непосредственное участие. Особое внимание уделялось двум проблемам: сближению норм таможенного законодательства и развитию информационно-технических систем, позволяющих таможенным администрациям вести обмен данными. Для обеспечения эффективного реформирования и модернизации таможенной службы в июне 2009 года коллегией ФТС России одобрена Стратегия Федеральной таможенной службы до 2020 года, представляющая собой систему долговременных целевых установок и приоритетов, определяющих основные направления устойчивого поэтапного развития таможенных органов Российской Федерации и совершенствования их деятельности в интересах обеспечения эффективного экономического развития Российской Федерации. Результаты, достигнутые ФТС России в 2009 году, свидетельствуют о том, что таможенная служба является достаточно эффективным и динамично развивающимся государственным институтом, способным оказать позитивное влияние на экономику России и минимизацию последствий глобального экономического кризиса. В предстоящем году необходимо решить немало вопросов, связанных со вступлением в силу Таможенного кодекса таможенного союза, с продолжением сложной и многоплановой работы по переносу таможенного оформления и таможенного контроля в приграничные районы и дальнейшим техническим оснащением таможенных органов в соответствии с требованиями времени. Достигнутые в последние годы результаты дают все основания считать, что Федеральная таможенная служба справиться с новыми сложными и масштабными задачами, которые поставлены перед ФТС России на ближайшие годы.

 

 

Список  используемой литературы

1. Конституция Российской  Федерации.

2. Таможенный кодекс Российской  Федерации от 28.05.2003 N 61-ФЗ (принят  ГД ФС РФ 25.04.2003) (ред. от 30.12.2008) // Собрание законодательства РФ", 02.06.2003, N 22

3. Кодекс Российской Федерации  об административных правонарушениях  от 30.12.2001 N 195-ФЗ (принят ГД ФС РФ 20.12.2001) (ред. от 09.02.2009) // Собрание  законодательства РФ", 07.01.2002, N 1 (ч. 1)

4.ФЗ от 21 июля 1997 г. «О  службе в таможенных органах»

5. ФЗ от 27 июля 2004 г. «О  государственной гражданской службе»

6. Федеральная программа  «Реформирование государственной  службы РФ (2003-2005годы)» // Росс. Газета 2002. 23 ноября.

7. Письмо Правительства  РФ от 30 мая 2003. №3713п-П17 «Заключение  по проекту ФЗ «О государственной  гражданской службе РФ», вносимому  в Гос Думу Президентом РФ.

8. Особенности таможенного оформления отдельных видов товаров (Л. Злобина, "Финансовая газета. Региональный выпуск", N 24, июнь 2007 г.)

9. Гуев А.Н. Постатейный комментарий к Таможенному кодексу Российской Федерации. - "Дело", 2007.

10. Комиссарова И.П., Марель  М.Б. Экспорт, импорт: учет и  налоги. - "Статус-Кво 97", 2007 г.

11. Кычков В.И. Служба в таможенных органах как особый вид государственной службы // Учёные записки. СПб. 2001.

12. Муценек Д.А. Служба  в таможенных органах РФ: актуальные  вопросы правового регулирования  // Ученые записки. СПб. 1997.

 


Информация о работе Система таможенных органов РФ и их основные функции