Таможенная политика России и её экономическая эффективность 1887-1914

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 19:51, творческая работа

Описание работы

Переход Российской экономики на рыночные отношения требует возрождения таможенной политики как важнейшей сферы политической, экономической и правовой деятельности государства и коренного преобразования российской таможенной службы. В связи с этим актуальное научное и практическое значение приобрела проблема: востребовать исторический отечественный опыт и традиции разработки и осуществления таможенной политики, формирования по этим вопросам общественного мнения, его отражения в характере и направленности таможенных тарифов, всей таможенной деятельности.

Работа содержит 1 файл

рецензия ИТД.docx

— 31.73 Кб (Скачать)

ГОУВПО  «Российская таможенная академия»  Санкт-Петербургский имени В. Б. Бобкова  филиал Российской таможенной академии

 

Кафедра гуманитарных дисциплин

 

 

 

Рецензия

по дисциплине: История таможенного дела и таможенной политики России

на книгу  В.Н. Крихунова

«Таможенная политика России и её экономическая эффективность 1887-1914»

 

 

 

 

Выполнила: студентка 1113 группы

Научный руководитель:

Доцент Соломеин А.Ю.

 

 

 

 

Санкт-Петербург - 2011

Таможенная  политика России и её экономическая эффективность 1887-1914

  Крихунов В.П.    –был первым заместителем начальника РТА.

 

Введение: Переход Российской экономики на рыночные отношения требует возрождения таможенной политики как важнейшей сферы политической, экономической и правовой деятельности государства и коренного преобразования российской таможенной службы. В связи с этим актуальное научное и практическое значение приобрела проблема: востребовать исторический отечественный опыт и традиции разработки и осуществления таможенной политики, формирования по этим вопросам общественного мнения, его отражения в характере и направленности таможенных тарифов, всей таможенной деятельности.

 Огромный интерес вызывает  таможенная политика конца XIX-начала XX. Она представляет собой накал борьбы между последователями протекционизма и фритредерства.  Также особый интерес изучению избранной темы придаёт высокий накал таможенной борьбы России с Германией в XIX в.

    К началу XX века число сторонников протекционизма увеличилось, но это вызвало плохую реакцию со стороны прогерманских кругов, поэтому таможенная политика России утратила свой  автономный характер, что плохо отразилось на обеспечении экономической безопасности страны, а также повышению иностранного капитала и протекционистская политика не смогла воздействовать на экономическую  самостоятельность России.

Автор анализирует не только различия общественного мнения по основной проблеме выбора таможенной политики, но и влияние этой политики на экономику, решение задач защиты экономических интересов государства на границе как важного условия сохранения национальных богатств.

Актуальность исследуемой  темы обуславливается следующими обстоятельствами:

    • Рост интереса к отечественной истории, необходимость  исследования проблем экономического развития Российского государства;
    • Желание осмыслить сущность и содержание таможенной политики в связи с пробуждением и подъёмом национального самосознания;
    • Потребностью расширить проблематику формирования общественной мысли России, направлявшей курс таможенной политики;
    • Необходимостью исследовать воздействие таможенно-тарифного механизма на экономическое развитие страны;
    • Помочь обществу осознать значимость таможенного дела и выработать таможенную политику;
    • Назревшей необходимостью научного обоснования объективности оценок и выводов в отношении правильности выбора направлений таможенной политики различными группами общества в конце XIX - начале XX веков.

Цель автора проанализировать таможенную политику Российского государства в последней четверти XIX – начале XX в. в аспекте двух направлений – протекционизма и фритредерства. Также выявить опыт и уроки поляризации и борьбы этих направления, показать их влияние на формирование характера и направленности таможенной политики.

Реализация поставленной цели потребовала решение следующих задач:

    • Раскрыть возросшее социальное значение таможенной политики как фактора воздействия на экономическое развитие и общественно-политическую жизнь России;
    • Показать критерии обоснованности выбора таможенной политики на основе анализа таможенных доходов, торговых и промышленных результатов этой политики;
    • Показать, какой общественный резонанс в аспекте борьбы протекционистов и фритредеров вызывало заключение Россией договоров и соглашений с другими государствами;
    • Провести сравнительный анализ полярности взглядов на сущность и содержание протекционизма и фритредерства, осмыслить их негативные и рациональные стороны, обосновать авторское мнение о наиболее приемлемой для России таможенной политике.

Автор в своей работе опирался на широкий спектр первоисточников  и представил их для удобства обозрения  в пяти позициях:

      1. Труды исследователей таможенного дела, экономистов и финансистов. Изучение анализа их трудов, вычленение основных идей даёт возможность осмыслить развитие общественно-политической мысли и взглядов по исследуемой проблеме.
      2. Законодательные акты России по таможенному делу, решения государственных органов, в том числе Министерства финансов, Департамента таможенных органов.
      3. Архивные документы.
      4. Труды российских и советских историков, содержащие статистические материалы и сведения, раскрывающие борьбу представителей двух направлений в таможенной политике – протекционистов и фритредеров.
      5. Материалы периодической печати – газеты и журналы.

Данная книга состоит из девяти глав. Рассмотрим каждую главу в  отдельности.

Первая глава – Идеи таможенного покровительства отечественной экономике.

Автор повествует нам о  том, что  осмысление опыта таможенно-тарифной политики России и западных стран стало основой, на которой формировались и проверялись взгляды экономистов, финансистов, промышленников, общественных деятелей по вопросу целесообразности или нецелесообразности  применения протекционистских мер в защите отечественной экономики. Группа протекционистов – группа передовых людей России, в первую очередь учёных и промышленников, выступала за переход страны на путь прогрессивного развития.  В общественно-политической жизни России складывалась и школа фритредеров в 50-60-е гг. XIX . Введение в эти годы фритредерской политики в России привело к тому, что многие предприятия не выдержали конкуренции и разорились. В данной главе автор требует внимательного отношения к таможенным обложениям, указывая на необходимость избегать обложений, которые «переводят доход казны в барыши отдельных предпринимателей». Исходя из частных посылок, автор логически переходит к частным выводам, основанным на доказательствах объективной необходимости покровительственной системы в таможенной политике как обязательного условия промышленного преобразования России  и её перехода к индустриализации. В этом процессе ведущую роль он оставляет государству. Анализ взглядов на целесообразность осуществления покровительственной таможенной политики в России показывает, что её введение диктовалось объективной потребностью, вытекающей из условий, сложившихся в России в конце XIX в. Россия, находясь в окружении промышленного развития стран Западной Европы не имела альтернативных путей выхода из экономической отсталости и создания своей промышленности без применения протекционистской таможенной политики. Автор в данной главе утверждает, что введение протекционизма в современных российских условиях обеспечивает решение ряда приоритетных задач:

    • Надёжную защиту внутреннего рынка от неблагоприятных воздействий мировой конъюнктуры и от недобросовестной иностранной конкуренции;
    • Защиту экономической безопасности страны;
    • Создание здоровой конкурирующей среды, стимулирующей отечественного производителя.

Вторая глава – Взгляды на политику свободной торговли.

Принцип свободной торговли выступает  как альтернатива протекционизму. В основу учения о свободной торговле положены взгляды физиократов.

В данной главе автор обращает внимание на необходимость рационального  определения ставок пошлин, т.е. «меры  в покровительстве» исходя из возможных  последствий. Он предлагает дифференцированный подход к установлению пошлин на одни и те же товары на Юге и Крайнем  Севере. Опасно, по его мнению, если пошлины будут устанавливаться исходя только из потребностей государственного дохода.

Автор приходит к выводу о необходимости  творческого подхода к определению  ставок пошлин и выбору политики покровительства, предупреждает от  метания к разного типа направлениям- от протекционизма к фритредерству.

Оценка взглядов сторонников свободной  торговли позволяет сделать вывод  о том, что этого курса придерживались представители торгово-финансовых кругов – помещики, крупные торговцы зерном, но они не учитывали ни международного опыта, ни объективных условий, сложившихся  в России.

Третья глава – Торговые и таможенные договоры России с иностранными государствами.

Автор считает, что заключение торговых и таможенных договоров России с иностранными государствами, и, прежде всего, русско-германского договора 1894 г., диктовалось экономическим давлением  Германии на Россию, дипломатическими инсинуациями. Торговые договора рассматриваются как инструмент улучшения межгосударственных отношений в области промышленности, финансов, товарообмена. В них нашла отражение политика протекционизма. Оценка торговых договоров, заключенных Россией с иностранными государствами, неоднозначна. Договоры сближали страны, способствовали развитию экономики и торговли, вели к прогрессу.

Четвёртая глава  – Поиски путей подъёма экономики Российского государства.  

В этой главе  автор говорит о том, что в  конце XIX в. был окончательно определён курс таможенной политики России  - протекционизм. Тариф 1891 г. Был разработан в интересах отечественного производителя и действовал в соответствии с продуманной системой железнодорожных тарифов. Под многолетней дискуссией и принципах таможенной политики наконец была поведена черта.

Пятая глава – Переход России к таможенному протекционизму.

По мнению автора, в целях поддержания национальной промышленности и отечественного предпринимателя правительство России наряду с введением золотой пошлины в 1877 г. принимает меры по созданию законодательства о повышении тарифных ставок на сталь и другие металлы.

 Переход от фритредерской  к протекционистской таможенной  политике открывал широкий простор  для развития всех отраслей промышленности, и в первую очередь, железнодорожного строительства как важного условия подъема экономики страны и развития внешней и внутренней торговли.

Шестая глава – развитие законодательства по торгово-промышленному налогообложению.

Бюджетный рост экономики России поставил перед правительством ряд задач, важнейшая из которых – сбор налогов  для пополнения бюджета.

 Автор описывает меры по  совершенствованию налоговой системы.  Уставы, правила акционерных обществ  не соответствовали законодательству, что приводило к злоупотреблениям; отставало от практики и биржевое  законодательство. Эти негативные  факторы влияли на финансовую  систему страны, на государственную  экономику в целом.  

В седьмой главе – Таможенные доходы в период промышленного подъёма России.

Автор считает что, реализация таможенной политики России в последней четверти  XIX – начале XX в. эффективно способствовала обеспечению доходности государственной казны, завершению промышленного преобразования в России, росту внешнеторгового оборота.  Несмотря на крайне неблагоприятные факторы, в частности высокие таможенные пошлины, которые диктовались в первую очередь фискальными соображениями и жестким протекционизмом, экономические процессы, развивающиеся в России, способствовали экономическому подъему страны.

Восьмая глава – Защита экономических интересов государства. Борьба с контрабандой.

Принятие охранительной таможенной политики в последней четверти XIX в. в России неизбежно сопровождались высокими пошлинами на иностранные товары. Одним из последствий этих мер явилось оживление контрабанды.

Осуществление протекционистской  таможенной политики органично включает меры по обеспечению экономической  защиты страны на границе и в приграничном пространстве, усилению борьбы с контрабандой. С этой целью в России активизировалась работа по совершенствованию таможенного законодательства. Развитие законодательно-нормативной базы подкреплялось организационными мероприятиями. Был создан специальный орган для охраны границы - Отдельный корпус пограничной стражи, первостепенной задачей которого явилось обеспечение экономической безопасности государства на границе - борьба с контрабандой.

В конце XIX - начале XX веков в России завершился процесс взятия под охрану и закрытия от проникновения контрабанды  границ на Дальнем Востоке. Эту задачу выполнил Департамент таможенных сборов. По всей дальневосточной и тихоокеанской  границе был установлен таможенный надзор, выполнявший функции пограничников  и таможенников.

В интересах борьбы с контрабандой акцизными товарами была усилена корчемная стража на европейской границе и вновь создана на границах Дальнего Востока.

Были приняты меры по борьбе с  военной контрабандой на море. Для  этого привлекались силы Военно-Морского флота.

 Автор считает, что мероприятия по борьбе с контрабандой, проводимые в исследуемый период, диктовались необходимостью защиты экономических интересов страны и осуществлялись в тесной связи с индустриализацией народного хозяйства, развитием рыночной экономики, с учетом политической, военной и экономической обстановки на границах с сопредельными государствами.

Актуальность прошлого опыта борьбы с контрабандой для современности  неоспорима. Создание специализированного  органа по борьбе с контрабандой в  прошлом подчеркивает важность Федеративной пограничной службы для борьбы с  социально-опасной контрабандой наркотиками, оружием, ядерными материалами.

Девятая глава – Роль предпринимательских организаций в экономическом развитии России.

Автор делает выводы о том, что развитие капитализма в России привело  к возникновению довольно разветвлённой  сети предпринимательских организаций в различных отраслях промышленности. Первоначально они возникают с четко определенными функциями и для решения конкретных вопросов в торгово-промышленных центрах. С течением времени предпринимательские организации претерпевают существенные изменения: их функции расширяются даже в тех случаях, если не производились формальные изменения в соответствующих уставах и положениях.  

Развивающаяся  буржуазия в пореформенный  период создаёт свои общественные институты. Так возникают торгово-промышленные организации – прямое прохождение пореформенного периода. В торгово-промышленной среде преобладали организации представительские, в сельскохозяйственной, как правило, общества содействия. Первое Общество содействия русской промышленности и торговле, устав которого был утверждён в 1867 г., вскоре закрылось.

 

Прочитав данную книгу,  я могу сделать следующие выводы:

    • В рассматриваемый период для России характерен рост промышленных, сельскохозяйственных, торговых и других обществ.
    • Борьба двух течений: с одной стороны – приверженцев протекционизма, с другой – фритредеров, привела к поляризации общественно-политических взглядов и научных школ по этим вопросам.
    • В последней четверти XIX в. Россия выбрала курс протекционистской таможенной политики. Это вызвало противодействие как внутренних противников этой политики, так и иностранных государств, в первую очередь Германии.

Информация о работе Таможенная политика России и её экономическая эффективность 1887-1914