Таможенная пошлина

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 17:03, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: научиться различать и применять таможенные пошлины, их виды и ставки в зависимости от таможенных процедур применяемые к товарам с целью защиты внутренней и внешней экономики страны.
В соответствии с поставленной целью перед автором работы поставлены следующие задачи:
-определить основное понятие и сущность таможенной пошлины;
-изучить основные виды таможенных пошлин и дать их краткую характеристику;
-определить предназначение таможенных пошлин в таможенно-тарифном регулировании ВЭД;
-выявить сущность импортных пошлин;
-установить порядок применения ставок импортных пошлин;
-исследовать взимание импортных пошлин в отношении ввозимых легковых автомобилей физическими лицами;
- выявить существующие проблемы в ТС и пути решения с помощью применения таможенных пошлин.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………3
Глава 1. Предназначение и роль таможенных пошлин в ТС ………………….5
1.1. Понятие и сущность таможенных пошлин …………………………………5
1.2. Основные виды таможенных пошлин ………………………………………9
1.3. Роль таможенных пошлин в таможенно-тарифном регулировании ВЭД..13
Глава 2. Порядок применения импортных пошлин к товарам ввозимых на таможенную территорию ТС …………………………………………………….16
2.1. Импортная пошлина, как необходимый механизм защиты экономики РФ…………………………………………………………………………………..16
2.2. Порядок установления ставок импортных пошлин ………………………19
2.3. Взимание импортных пошлин за ввоз легковых автомобилей физическими лицами для личного пользования ……………………………………………….24
Глава 3. Применение таможенных пошлин с целью развития экономики государств-членов ТС…………………………………………………………….28
Заключение ………………………………………………………………………...32
Список использованных источников литературы ……………………………..34
Приложение ……………………………………………………………………….

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 72.23 Кб (Скачать)

     ГЛАВА 2. ПОРЯДОК ПРИМЕНЕНИЯ ИМПОРТНЫХ  ПОШЛИН К ТОВАРАМ  ВВОЗИМЫХ НА ТАМОЖЕННУЮ ТЕРРИТОРИЮ ТС 

     2.1. Импортная пошлина, как необходимый механизм защиты экономики РФ 

     Импортные пошлины – накладываются на импортные товары, при выпуске их для свободного обращения на внутреннем рынке страны. Являются преобладающими пошлинами во всех странах. На начальном этапе развития капитализма с помощью импортных пошлин обеспечивались налоговые поступления; сейчас их значимость резко сократилась, а фискальные функции выполняют другие налоговые поступления (например, налог на прибыль). Если в США еще в конце девятнадцатого столетия за счет импортных пошлин покрывалось до 50% всех поступлений в бюджет, то в настоящее время эта доля не превышает 1,5%. Не превышает нескольких процентов доля поступлений от импортных пошлин и в бюджете подавляющего большинства промышленно развитых стран. Другими словами, если в начале своего существования импортные пошлины обеспечивали получение денежных средств, т. е. играли фискальную роль, то сегодня их функции связаны в первую очередь с обеспечением проведения определенной торгово-экономической политики. В развивающихся странах, наоборот, импортные пошлины используются прежде всего, как средство финансовых поступлений. Это объясняется относительно большей возможностью контроля и простотой процедуры сбора налогов с товаров, пересекающих таможенную границу. Что касается России, то последние изменения таможенного законодательства свидетельствуют, что роль импортных российских пошлин как фискального средства увеличивается [16, с. 67].

     Таможенные  пошлины представляют собой инструмент, повышающий цену импортного товара при  реализации на внутреннем рынке. Таким  образом импортная пошлина является своего рода надбавкой к цене импортируемого товара.

     Применяя  таможенные пошлины, государство может  целенаправленно стимулировать  развитие определенных отраслей экономики. Дело в том, что импортная пошлина  увеличивает цену ввезенного из-за границы товара, а это приводит к сокращению спроса на него и изменению  поставок. Образующую нишу занимает внутренние производители, при условии, что  производимые ими товары по своим  потребительным свойствам равноценны импортным.

     Изменение ставок ввозных пошлин серьезно складывается на состоянии внутреннего производства. Дело в том, что снижение таможенных пошлин усиливает давление на национальных производителей и может в конечном итоге вытеснить их с внутреннего рынка. Но вместе с тем оно побуждает национальных производителей повышать эффективность и конкурентоспособность своего производства, снижать издержки и улучшать качество выпускаемых товаров.

     Напротив, повышение импортных пошлин защищает национальных производителей от давления импорта, но одновременно лишает их стимула  к совершенствованию производства.

     Проблема  состоит в том, чтобы найти  оптимальное решение, которое с  одной стороны, поддерживало бы на должностном  уровне конкуренцию на внутреннем рынке, побуждая отечественных производителей совершенствовать производство, а с  другой – не приводило бы к вытеснению национальных производителей с внутреннего  рынка [24, с. 141].

     Фискальная  политика обеспечивает государства   необходимые поступления в государственный  бюджет и проявляется обычно в  установлении высокого уровня ставок импортных пошлин на ограниченную номенклатуру товаров. Ей присущ временный характер, как, впрочем, и корректировочной функции, с помощью которой достигается  не только сопоставимость импортных (мировых) и внутренних цен, сколько сокращение импортных поставок и изъятие  доходов в пользу бюджета [17, с. 176].

     Особенно  отчетливо фискальный характер таможенных пошлин проявляется в настоящих  условиях  состояния российской экономики, когда механизм расчета  таможенных пошлин и их уплата стали  одним из основных элементов формирования доходной части федерального бюджета  РФ.

     Применение  импортных пошлин как средства фискальной политики находится в противоречии с выполнением задач по защите внутреннего рынка. Оно может быть оправданным, когда речь идет о предметах или о товарах, имеющих традиционно большое значение как объект фискального обложения на внутреннем рынке (спиртные напитки, табачные изделия).

     В последнем случае возможное сокращение доходов бюджета из-за снижения импорта  может быть компенсировано за счет налогообложения внутреннего производства или путем ведения акцизов, которыми будет облагаться как импортные  товары, так и товары национального  производства.

     Регулирующая  функция импортных пошлин сводится к рационализации товарной структуры  импорта на российском рынке, сбалансированности торговых и платежных операций. Важная роль импортных пошлин заключается в стимулировании развития импортозамещающего производства, создании условий для прогрессивных изменений в структуре отечественного производства и потребления товаров, а также в обеспечении условий для эффективной интеграции России в мировую экономику.

     Таможенная  пошлина защищает определенные отрасли  национальной экономики от конкурентов  иностранных товаров с помощью  создаваемого ими стоимостного барьера. Это не обязательно должны быть более  слабые в экономическом отношении  отрасли или предприятия. Часто  наиболее большей защитой пользуются именно наиболее развитые, монополизированные отрасли. Цель такого рода политики –  создание национальным производителям условий для получения на внутреннем рынке монопольной прибыли [25, с. 187].

     Импортная пошлина широко используется в качестве рычага давления на конкурентов с  целью заставить их пойти на определенные уступки.

     Механизм  в данном случае довольно прост: повышается импортная пошлина на один или несколько товаров, в экспорте которых заинтересован конкурент. Последний вынужден пойти на переговоры, в результате которых поднявшая пошлины страна добивается уступок по таможенному обложению товаров, в экспорте которых она заинтересована. Естественно, за счет снижения повышенных ею пошлин.

     По  данным ФТС России, ежедневно в  государственный бюджет в виде таможенных платежей поступает свыше 170 тысяч  долларов. Половина из них – за счет экспортных пошлин, за счет импортных  пошлин и НДС 18 % и 22 % соответственно. Однако степень влияния импортных пошлин на ВВП России не превышает 0.2 %. В доходной части федерального бюджета объем таможенных платежей составляет около 40 % [17, с. 476].

     Причем  преимущественно (до 75%) таможенные пошлины  формируются за счет небольшого числа  участников ВЭД – таких не более 5%. В основном – это крупные  российские и совместные предприятия  и компании их 1,7 тыс.

     Таким образом, импортная пошлина является одним из важнейших рычагов регулирования внешней торговли РФ и других стран мира. В РФ, республике Беларусь и республике Казахстан импортная пошлина выступает фискальным средством, в отличие от развитых странах. Хотя пополнение в государственный бюджет составляет 14 % от импортных пошлин, все же они способствуют поддержанию и укреплению национальных производителей страны. Понижение импортной пошлины может привести к снижению конкурентоспособности отечественных товаров. На сегодняшний день необходимой задачей РФ является разработать оптимальные решения для регулирования импортных пошлин страны в целом. 

     2.2. Порядок установления ставок импортных пошлин 

     Импортный таможенный тариф в РФ впервые  был установлен в середине 1992 года. Большинство ставок импортных пошлин в этом тарифе являются адвалорными. Комбинированные пошлины насчитывают 1515 ставок и предполагают одновременное отражение в импортном тарифе адвалорной и специфической пошлины в отношении одной и той же товарной позиции. Такие пошлины используются при ввозе, например автомобилей, табачных изделий [17, с. 477].

     По  отдельным видам импортируемой  продукции, в частности плодоовощной, пошлины носят сезонный характер, которые имеют протекционистскую  направленность с целью защиты национальных сельхозпроизводителей.

     Срок  действия сезонных пошли не может  превышать 6 месяцев в году, применяемые  вместо ввозных (импортных) таможенных пошлин [3, ст.3].

     Ставки  ввозных таможенных пошлин Единого  таможенного тарифа таможенного  союза применяются в зависимости  от страны происхождения ввозимых товаров  и условий их ввоза в соответствии с законодательством государств - участников таможенного союза [2, п. 2].

     Члены ТС не реже одного раза в квартал проводят переговоры по согласованию ставок ввозных таможенных пошлин в целях формирования Единого таможенного тарифа.

     Единый  таможенный тариф считается сформированным, если ставки ввозных таможенных пошлин Сторон совпадают по всей номенклатуре товаров. Стороны согласуют условия  и порядок применения одной из Сторон более высоких или более  низких ставок ввозных таможенных пошлин в исключительных случаях [3, ст.4].

     В зависимости от страны происхождения  товаров импортные пошлины могут быть минимальными и максимальными.

     Минимальными  ставками таможенных пошлин облагаются товары, происходящие из государств, которым  при торговле в ТС предоставлен режим  наибольшего благоприятствования. Ставки таможенных пошлин по позициям Товарной номенклатуры внешнеэкономической  деятельности ТС, применяемые к товарам, происходящим из государств, которым ТС предоставляет режим наибольшего благоприятствования, являются базовыми (минимальными). В отношении товаров, происходящих из государств, которым ТС не предоставляет режим наибольшего благоприятствования, или страна происхождения которого не установлена, применяются базовые ставки, увеличенные вдвое (максимальные).

     Уровень ставок действующих импортных пошлин в России колеблется в основном от 0 до 30 %, при этом степень их дифференциации незначительна. Товарные позиции сгруппированы  по следующим семи уровням ставок и их числу. Средневзвешенная ставка ввозной таможенной пошлины равна 11,1%.

                                                        Таблица 2.1

Дифференциация  размера импортных пошлин по числу  товарных позиций

Ставка  пошлины, % Число товарных позиций
0 46
5 3989
10 1890
15 3120
20 1824
25 108
30 5
 

     При ввозе товаров на единую таможенную территорию государств-членов ТС могут  применяться тарифные льготы в виде освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины или снижения ставки ввозной  таможенной пошлины [3, ст. 5].

       Тарифные льготы не могут носить  индивидуальный характер. Допускается  предоставление тарифных льгот  в отношении товаров:

     1) ввозимых под таможенным контролем  в рамках соответствующих таможенных процедур, установленных таможенным законодательством;

     2) ввозимых в качестве вклада  иностранного учредителя в уставный (складочный) капитал в пределах  сроков, установленных учредительными  документами для формирования  этого капитала;

     3) ввозимых в рамках международного  сотрудничества государств-членов  ТС в области исследования и использования космического пространства, а также соглашений об услугах по запуску космических аппаратов, по перечню, утверждаемому Комиссией ТС.

     Единая  система тарифных преференций таможенного  союза применяется в целях  содействия экономическому развитию развивающихся  и наименее развитых стран. Перечни стран-пользователей единой системы тарифных преференций таможенного союза и перечень товаров, происходящих из развивающихся стран и наименее развитых стран, в отношении которых при ввозе на единую таможенную территорию государств-членов ТС предоставляются тарифные преференции, определяются Комиссией ТС [см. приложение 1].

     В отношении товаров, происходящих из развивающихся стран - пользователей  единой системы тарифных преференций  таможенного союза и ввозимых на единую таможенную территорию государств Сторон, включенных в перечень товаров, применяются ставки ввозных таможенных пошлин в размере 75 процентов от ставок ввозных таможенных пошлин Единого  таможенного тарифа [3, ст. 7].

Информация о работе Таможенная пошлина