Таможенная служба России во второй половине 19 века

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 15:52, реферат

Описание работы

Целью написания настоящей работы является рассмотрение основ таможенной службы в России в конце XIX - начале ХХ века.
Для выполнения намеченной цели необходимо:
- охарактеризовать таможенную службу России, дать понятие и определить основные ее функции;
- провести исторический анализ правового регулирования таможенной службы;
- рассмотреть систему таможенных органов в России конца XIX – начала ХХ века.

Содержание

Введение 3
1. Сущность таможенной службы в России 4
2. Законодательное регулирование таможенной службы 7
3. Таможенные органы во второй половине 19 – начале 20 веков 11
Заключение 20
Список используемой литературы 21

Работа содержит 1 файл

Таможенная служба России во второй половине 19 века.doc

— 106.00 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Введение

 

     Любое государство реализует систему  функций по охране своего таможенного  суверенитета. Эти функции формулируются с помощью понятий «таможенная охрана», «таможенная защита»,  «таможенный контроль», что, устраняет неопределенность в принадлежности функции к числу таможенных функций государства.

     Многочисленные  факты истории позволяют утверждать о тысячелетнем периоде существования в России таможенного дела. Во всяком случае, еще в Древней Руси взималась пошлина за провоз товаров через внутренние и внешние заставы.

     Таможенное  дело в те далекие времена осуществлялось от случая к случаю, являя собой  побочный результат внешней и внутренней политики государства. Позже с развитием внешней торговли претерпевают изменения форма таможенных органов и правовые положения о таможенной службе.

     Целью написания настоящей работы является рассмотрение основ таможенной службы в России в конце XIX - начале ХХ века.

     Для выполнения намеченной цели необходимо:

     - охарактеризовать таможенную службу  России, дать понятие и определить  основные ее функции;

     - провести исторический анализ  правового регулирования таможенной  службы;

     - рассмотреть систему таможенных органов в России конца XIX – начала ХХ века.

 
 
1. Сущность таможенной  службы в России во второй половине 19 – начале 20 веков

 

     Служба в таможенных органах — вид государственной службы, осуществляющих профессиональную деятельность по реализации функций, прав и обязанностей таможенных органов.

     Понятие государственной службы в нашей  стране формировалось и развивалось  исторически. Долгие годы считалось, что  в рамках государственной службы регулируются такие вопросы, как  установление должностей в государственных органах, правил и способов замещения должностей, подбор работников, регулирование служебной деятельности, определение сроков службы и правил увольнения1. В таком смысле государственная служба охватывала все категории работников, занятых не только в государственном аппарате, но и в учреждениях и организациях как объектах управленческого воздействия. Попыткой ограничить ее содержание была трактовка государственной службы как специфического организационно-правового средства формирования и организации работы личного состава всего государственного аппарата2. И почти во всех учебниках по административному праву, вплоть до самых новых, государственная служба трактуется в широком смысле как выполнение служащим своих обязанностей во всех государственных организациях, а в узком смысле - как выполнение им обязанностей только в государственных органах3.

     В число функций таможенной службы входят: защита национальной экономики и таможенного суверенитета от вмешательства иностранных государств; таможенная охрана государственной и таможенной границы страны; таможенный контроль за экспортными и импортными операциями в пределах таможенной территории; таможенный контроль за грузами и транспортными средствами внешнеторговых объединений и фирм, пассажирских и грузовых предприятий международного сообщения и физических лиц; таможенный контроль за международными почтовыми отправлениями; таможенный контроль за вещами лиц, следующих через таможенную границу; таможенный контроль за валютой, валютными ценностями, платежными документами и денежными знаками в пределах таможенной территории; таможенный контроль за ввозом и вывозом через таможенную границу культурных ценностей; взимание таможенных пошлин, таможенных и иных сборов, предусмотренных таможенным тарифом и таможенными правилами; установление ответственности юридических и физических лиц за нарушение национального законодательства в части осуществления таможенных операций и таможенных правил; организация системы таможенной информации4.

     С развитием таможенного дела неразрывно связана история борьбы с контрабандой. С увеличением размеров пошлин на ввозимые и вывозимые товары возрастали и масштабы контрабанды. В конце 19 века таможенное дело остро столкнулось с проблемой нарушения установленных правил при перемещении товара через границу.

     В тот период борьба с контрабандой приобретает большое государственное  значение. Происходит переход от бытовой контрабанды к промышленной и к росту уловок и ухищрений контрабандистов. Формируются международные связи контрабандистов, расширяется география  контрабандной деятельности. Этому способствовало прежде всего отсутствие продуктовых и промышленных товаров в результате разрухи после мировой и гражданской войн.

     В Советском государстве в период восстановления международных связей  и внутригосударственного производственного подъема массовая контрабанда подрывала экономические устои государства, тормозила восстановление разрушенного войнами народного хозяйства.

     В этой связи был принят ряд мер, направленных на пресечение контрабанды, защиту экономических интересов страны.

       29 декабря 1917 года В.И. Ленин подписал декрет СНК «О разрешениях на ввоз и вывоз товаров», согласно которому в деятельности таможенных органов первостепенное значение стали иметь контрольные функции за провозом товаров. Разрешения на ввоз и вывоз товаров стали выдаваться исключительно отделом внешней торговли и промышленности, вывоз и ввоз товаров без таковых разрушений признавался контрабандой. Данный декрет ставил перед таможенными органами задачу борьбы с контрабандой, которая впервые признавалась опасным преступлением.

     Опыт  борьбы с контрабандой в 20-е годы прошлого столетия показывает, что  она осуществлялась по следующим  направлениям: во-первых, были приняты  меры по созданию специальной комиссии, которой предоставлялись неограниченные права по организации борьбы с контрабандистами (на первых порах она работала под руководством ВЧК, а затем была передана в полное ведение Главного таможенного управления; во-вторых для борьбы с контрабандой привлекались таможенные органы, пограничная охрана, а также местная милиция и общественность. Их действия сводились к задержанию контрабандистов, к профилактической работе с местным населением.

 

2. Законодательное регулирование таможенной службы во второй половине 19 – начале 20 веков

 

     Вторая  половина XIX в. характеризовалась быстрым  развитием капитализма в России, который, однако, был отягощен наличием в стране феодально-крепостнических пережитков. Социально-экономическое и политическое развитие Российского государства не могло не сказаться на процессе выработки и осуществления им таможенной политики.

     В XIX в. издавались многочисленные правила, инструкции и циркуляры по вопросам государственной службы. К их числу относятся, например, «Устав о службе по определению от Правительства» (1896 г.), «Положение о порядке производства в чины по Гражданской службе» (1834 г.), «О расписании должностей гражданской службы по классам от XIV до V включительно» (1835 г.), «О порядке наложения административных взысканий за упущение по службе» (1849 г.), «Об исполнении указов Сената» (1815 г.), «Инструкция Казенным палатам о порядке производства дел» (1831 г.), «О сокращении делопроизводства и переписки по гражданскому управлению» (1852 г.), «О доставлении Начальниками губерний сведений о состоянии сельского хозяйства и промышленности» (1845 г.), «О главных началах, которыми должны руководствоваться Министры и Главноуправляющие отдельными частями, при управлении вверенными им ведомствами».

     Строгая регламентация элементов государственной  службы, однако, мало помогала предотвращению и искоренению таких пороков управления, как взяточничество, волокитство, формализм, служебные подлоги. Полезные рекомендации вместе с реальными болезнями «кочевали» десятилетиями. К сожалению власть издавна сопровождается признаками коррупции.

     В период РСФСР нормативно-правовыми  актами были: постановление СНК РСФСР  «О порядке выдачи разрешения на ввоз и вывоз товаров» (29 декабря 1917 г.); Декрет Совета Народных Комиссаров РСФСР «О таможенных сборах и учреждениях» (29 мая 1918 г.), за подписями Ленина и Сталина, послуживших основой зарождения советского таможенного законодательства.

     Декрет  СНК от 29 декабря 1917 г. «О разрешении на ввоз и вывоз товаров». Так, ст.1 гласила: «…разрешения на вывоз за границу и ввоз товаров из-за границы в Россию выдаются исключительно Отделом внешней торговли Комиссариата торговли и промышленности»5. Таким образом, данным Декретом была введена разрешительно-запретительная система во внешней торговле и, соответственно, ликвидирована система таможенного обложения как основного средства регулирования внешней торговли.

     Сущность  государственной монополии внешней  торговли в этом декрете формулируется  следующим образом: «Вся внешняя  торговля национализируется, торговые сделки по покупке и продаже всякого рода продукции (добывающей, обрабатывающей промышленности, сельского хозяйства и пр.) с иностранными государствами и отдельными предприятиями за границей производятся от лица Российской Республики специально на то уполномоченными органами. Помимо этих органов всякие торговые сделки с заграницей для ввоза и вывоза запрещаются».

     13 марта 1922 г. было издано постановление Президиума ВЦИК, гласящее: «Внешняя торговля РСФСР является государственной монополией. Государственная монополия внешней торговли осуществляется НКВТ».

     Эта руководящая идея о государственной  монополии внешней торговли нашла  также соответствующее выражение  в Гражданском Кодексе РСФСР (ст. 17). «Во внешнеторговом обороте все пребывающие в пределах РСФСР лица, юридические и физические, участвуют лишь через посредство государства в лице Народного Комиссариата внешней торговли. Самостоятельные выступления на внешнем рынке допускаются не иначе, как в случаях, особо указанных в законе, и не иначе, как под контролем Народного Комиссариата внешней торговли».

     01 сентября 1922 г. был принят Декрет  СНК «О таможенной охране»6, который внес определенную ясность в правоприменительную практику. В частности, в ст.1 было сформулировано определение контрабанды как перемещения или покушения на перемещение какого-либо имущества через государственную пограничную полосу с сокрытием от таможенного контроля. Тем самым контрабандой впервые признавались хранение и транспортировка товаров и предметов.

     В дальнейшем борьбу с контрабандой продолжили новые правовые методы. 30 апреля 1926 г. было принято постановление ЦИК и СНК, которое изложило ст.260 Таможенного устава СССР в новой редакции. Круг деяний, подпадающих под контрабанду, был вновь расширен. Так, понятие контрабанды охватывало теперь и такие деяния, как сбыт на сторону за плату предметов, которые провозились пассажирами беспошлинно, а даже если и с уплатой пошлины, но без соответствующей лицензии; продажа предметов, пропускаемых без лицензии в почтовых посылках; сбыт на сторону за плату предметов, запрещенных к сбыту, хотя и с оплатой пошлины и при наличии лицензий; продажа товаров, полученных организациями и предприятиями по лицензиям не для сбыта. Указанные изменения были продиктованы в первую очередь необходимостью пресечь неправомерное использование организациями и отдельными лицами социальных льгот, предоставляемых им в определенных случаях для облегчения получения из-за границы предметов для собственных нужд и потребления.

     Статья 14 Конституции Союза Советских  Социалистических Республик относит  внешнюю торговлю на основе государственной монополии к ведению Союза ССР, как одну из важнейших и незыблемых основ советского государственного строя.

     В СССР имеются, конечно, элементы, требующие  отмены монополии внешней торговли. Это нэпманы, кулаки, осколки уже разбитых эксплуататорских классов и т. д. Но эти элементы составляют ничтожное меньшинство населения.

     Советское Правительство приняло 20 октября 1930 г. постановление о введении в действие специального режима для всех стран, которые устанавливают в отношении внешней торговли Союза ССР различные ограничения. Это постановление сыграло большую роль в нашей борьбе против дискриминаций советской внешней торговли, в частности, ответные меры Советского Союза быстро образумили французское правительство и уже к 16 июля 1931 г. оно было вынуждено отменить этот злополучный декрет7.

 

3. Таможенные органы  во второй половине 19 – начале 20 веков

     Во  второй половине 19 века правительство, озабоченное поисками путей увеличения таможенного дохода, продолжало курс на смягчение запретительной системы. Этому способствовали неутешительные итоги Крымской войны 1853 - 1856 гг., а также начавшиеся буржуазные реформы, приведшие четверть века спустя к коренному обновлению социально-экономической основы российского общества. В августе 1856 г. было принято решение о пересмотре тарифа 1850 г. В 1857г. был утвержден и новый Таможенный устав, согласно которому все таможни в зависимости от объема совершаемых ими операций подразделялись на три класса. К первому классу были отнесены Петербургская, Архангельская, Ревельская, Рижская, Либавская, Московская, Одесская, Феодосийская, Керченская, Таганрогская таможни. Некоторые из них имели передовые филиалы. Так, Петербургская таможня имела своим форпостом Кронштадтскую таможню, через которую привозимые товары переправлялись в столицу для досмотра и оформления. Передовые посты других таможен назывались таможенными заставами. Существовали также переходные таможенные пункты, местоположение которых определялось соответствующими межправительственными соглашениями. Устав 1857 г. предъявлял особые требования к таможенным служащим8.

     Начальниками  таможенных округов, управляющими и  членами таможен могли назначаться  только те лица, которые уже имели  выслугу лет по таможенной части, соответствующий опыт, а также  были "в верности испытаны и доверия достойны". Резкое понижение дохода в 1864 - 1868 гг. (35,82 млн. руб.) было обусловлено значительным падением курса бумажных денег, снижением народного потребления в связи с крестьянской реформой 1861 г. В период с 1857 -1868 гг. проводилась таможенная политика постепенного снижения тарифа (за исключением фискальных надбавок в 5% в 1858 г. и в 1861 г.). Были понижены ввозные пошлины на чугун и железо - сырье для развивающейся русской промышленности, а в 1863 г. освобожден от пошлины хлопок-сырец. Возрос ввоз в Россию хлопка, пряжи, машин, оборудования, кофе. В целях борьбы с контрабандой и увеличения таможенного дохода в 1861 г. был снят запрет 1822 г. на ввоз в страну китайского чая из Европы. Вывозился в основном хлеб. 26 октября 1864 г. высочайше было утверждено мнение Государственного совета - Департамент внешней торговли был преобразован в Департамент таможенных сборов. Его первым директором был назначен тайный советник, статс-секретарь князь Д.А. Оболенский. На этом посту он проработал до  1870 г. С октября 1870 г. Департамент возглавил тайный советник Н.А. Качалов, который находился на этой должности до 1882 г. Кроме директора имелись два вице - директора и четыре таможенных ревизора9.

Информация о работе Таможенная служба России во второй половине 19 века