Таможенная статистика внешней торговли товарами

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 00:51, курсовая работа

Описание работы

Тема данной курсовой работы «Таможенная статистика внешней торговли товарами». Выбору темы способствовала чрезвычайная важность внешнеэкономической деятельности в современной экономической жизни. Таможенная политика государства играет решающую роль во внешнеэкономических отношениях Республики Беларусь.
Актуальность темы заключается в качественном переформировании внешнеэкономических связей Республики Беларусь, в следствие перехода страны к рыночной экономике. В связи с этим, возникла необходимость внедрения в национальную статистику Республики Беларусь международных стандартов для обеспечения сопоставимости статистических показателей страны на международном уровне, в частности внедрения в статистическую практику системы национальных счетов.

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа_Неруш_ТД_2курс.docx

— 221.03 Кб (Скачать)

   ВВЕДЕНИЕ 

   Тема  данной курсовой работы «Таможенная  статистика внешней торговли товарами». Выбору темы способствовала чрезвычайная важность внешнеэкономической деятельности в современной экономической жизни. Таможенная политика государства играет решающую роль во внешнеэкономических отношениях Республики Беларусь.

   Таможенная  политика – это мощный рычаг, при  помощи которого государство может  и стимулировать рост отечественного производства, особенно в секторе  производства экспортной продукции, и  ввоз импортных товаров, призывая тем  самым отечественных производителей к конкурентной борьбе.

   Актуальность  темы заключается в качественном переформировании внешнеэкономических связей Республики Беларусь, в  следствие перехода страны к рыночной экономике. В связи с этим, возникла необходимость внедрения в национальную статистику Республики Беларусь международных стандартов для обеспечения сопоставимости статистических показателей страны на международном уровне, в частности внедрения в статистическую практику системы национальных счетов.

   Целью исследования является характеристика Таможенной статистики внешней торговли товарами.

   Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

   - охарактеризовать правовую основу  ведения таможенной статистики;

   - предоставить обзор законодательства  Таможенного союза;

   - охарактеризовать национальное  законодательство Республики Беларусь;

   - дать оценку документальной основе  Таможенной статистики;

    - определить  источники  данных  Таможенной  статистики внешней торговли  товарами;

    - охарактеризовать  внешнеторговое сотрудничество  Республики Беларусь и Российской  Федерации.

     Поставленные задачи  логически  предопределили структуру работы, которая состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, последовательно раскрывающих тему, заключения, списка использованных источников и приложений.

   При   написании   курсовой   работы   были   изучены   официальные   сайты  Министерства иностранных дел Республики Беларусь, Национального  статистического комитета Республики Беларусь, Комиссии Таможенного союза, Государственного Таможенного комитета, статистические сборники и бюллетени таможенной статистики, а также учебная   литература,   статьи и публикации периодических изданий. 

   При написании работы использован метод  сравнительного анализа. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   ГЛАВА 1.

   ПРАВОВАЯ  ОСНОВА ВЕДЕНИЯ ТАМОЖЕННОЙ СТАТИСТИКИ 

   1.1. Обзор законодательства  Таможенного союза

   Первым  нормативным актом на пути становления  Таможенной Статистики Внешней Торговли (ТСТВ) в республике явилось решение Совета глав правительств СНГ «О Единой методологии таможенной статистики внешней торговли государств – участников Содружества Независимых Государств», подписанное в декабре 1994 года.

   Законодательной основой ведения ТСВТ и специальной статистики является принятый в 1998 году Таможенный кодекс Республики Беларусь, который также определил ведение статистики как одну из основных функций таможенных органов.

   На  данный момент Республика Беларусь находится  в составе Таможенного союза  и основным законодательным актом, регулирующим ТСВТ является, Таможенный кодекс Таможенного союза принятый 6 июля 2010 года. [8]

     Таможенный кодекс Таможенного союза - основополагающий документ, регламентирующий систему правоотношений в сфере таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности, осуществляемой на пространстве от Бреста до Находки и от Мурманска до Алматы.

   Республика  Беларусь, Республика Казахстан и  Российская Федерация в соответствии с Договором от 6 октября 2007 года начали формирование таможенного союза. Высшим органом таможенного союза являются Межгосударственные Советы на уровне глав государств и глав правительств.

   Стороны таможенного союза Договором  от 6 октября 2007 года учредили Комиссию таможенного союза – единый постоянно  действующий регулирующий орган  таможенного союза.[10]

   Формирование  таможенного союза предусматривает  создание единой таможенной территории, в пределах которой не применяются  таможенные пошлины и ограничения  экономического характера, за исключением  специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. В рамках таможенного союза применяется единый таможенный тариф и другие единые меры регулирования торговли товарами с третьими странами.

   В 2009 году Высший орган таможенного  союза, Комиссия таможенного союза  и правительства Сторон проводят комплекс мероприятий по завершению формирования договорно-правовой базы таможенного союза, включая Единый таможенный тариф, Таможенный кодекс, Статут Суда таможенного союза.[10]

   К отношениям между тремя странами кодекс применяется с 6 июля 2010 года, а к отношениям между Россией и Казахстаном - с 1 июля 2010 года. С 6 июля между тремя странами образована единая таможенная территория. Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза был подписан главами государств Таможенного союза в Минске 27 ноября 2009 года.

   В соответствии со вступлением Республики Беларусь в Таможенный союз законодательные акты, регулирующие Таможенную статистику претерпели изменения. Таможенной статистике в Таможенном кодексе Таможенного союза посвящена отдельная глава, которая раскрывает её основные положения.

   Можно назвать следующие цели ведения таможенной статистики внешней торговли:

    ––  обеспечение высших органов законодательной  и исполнительной власти информацией  о состоянии внешней торговли Республики Беларусь;

   ––  контроль за поступлением в бюджет таможенной пошлины, налогов;

   ––  таможенно-банковский, валютный контроль;

    ––  анализ состояния и тенденций  развития внешней торговли, структуры  экспорта и импорта с целью  составления торгового и отдельных  статей платежного баланса.

   Необходимо  отметить, что в целях анализа состояния, динамики и тенденций развития внешней торговли товарами таможенные органы ведут сбор и обработку сведений о перемещении товаров через таможенную границу для формирования данных таможенной статистики внешней торговли товарами. 

   Таможенные  органы ведут таможенную статистику внешней торговли товарами в соответствии с методологией, утверждаемой решением Комиссии таможенного союза, представляют данные таможенной статистики внешней торговли товарами:

   правительству, государственным органам и иным организациям государства-члена таможенного  союза в порядке, установленном  законодательством государства-члена  таможенного союза, таможенными  органами которого представляются такие  данные;

   международным организациям в порядке, установленном  международными договорами государства-члена  таможенного союза, таможенным органами которого представляются такие данные.

   Комиссия  таможенного союза представляет данные таможенной статистики внешней  торговли товарами таможенного союза  государственным органам государств-членов таможенного союза и международным  организациям в соответствии с международными договорами, а также публикует данные таможенной статистики внешней торговли товарами таможенного союза в порядке и сроки, которые определяются решениями Комиссии таможенного союза.

   Таможенные  органы публикуют данные таможенной статистики внешней торговли государств-членов таможенного союза в порядке  и сроки, которые определены законодательством  государств-членов таможенного союза.

   Таможенная  статистика внешней торговли и статистика взаимной торговли призваны обеспечить полный и достоверный учет данных о внешней и взаимной торговле товарами в целях решения следующих  задач:

    1) анализа  основных тенденций, структуры  и динамики внешнеторговых потоков; 

    2) анализа  результатов применения мер тарифного  и нетарифного регулирования  внешнеэкономической деятельности;

   3) разработки и принятия решений  в области внешнеторговой политики;

    4) контроля  за поступлением таможенных платежей  в бюджеты государств – членов  Таможенного союза; 

   5) разработки платежного баланса  и системы национальных счетов;

   6) прогнозирования макроэкономических  показателей; 

    7) расчета  индексов физического объема, средних  цен и стоимостного объема;

    8) содействия  развитию внешнеэкономической деятельности, расширению внешнеторговых связей. [12]

   Для статистических целей используются документы и сведения, представляемые лицами в соответствии с таможенным законодательством таможенного  союза и законодательством государств-членов таможенного союза.

   Решением  Комиссии Таможенного союза 28 января 2011 года  (№525) была принята Единая методология ведения таможенной статистики внешней торговли и статистики взаимной торговли государств – членов Таможенного союза.

   Целью Единой методологии таможенной статистики внешней торговли и статистики взаимной торговли государств – членов Таможенного  союза (далее – Методология) является определение порядка формирования, ведения и распространения таможенной статистики внешней торговли государств – членов Таможенного союза с  третьими странами и статистики взаимной торговли между государствами –  членами Таможенного союза, отвечающих потребностям органов законодательной  и исполнительной власти, иных пользователей, включая международные экономические  организации.

   В Методологии изложены основные правила  учета данных о внешней и взаимной торговле государств – членов Таможенного  союза.

   Методология разработана в соответствии с  положениями, содержащимися в официальной  публикации Статистического Отдела ООН «Статистика международной  торговли товарами: концепции и определения» (1998 год), и положениями Таможенного  кодекса Таможенного союза. [12]

   Решением  Комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010 года (№ 389) утверждена Программа статистических работ Центра таможенной статистики Комиссии Таможенного союза на 2011 год. В данной программе определены наименования и сроки печати периодических сборников и бюллетеней, которые необходимо предоставить до конца 2011 года. [8]

   Таким образом, можно отметить, что законодательство Таможенного союза дает полную характеристику ведения Таможенной статистики внешней торговли товарами в рамках Таможенного союза. Законодательные акты время от времени претерпевают изменения и корректировку, которые позволяют усовершенствовать правовую основу Таможенного союза. 

   1.2. Национальное законодательство  Республики Беларусь 

   Исходными данными для статистики внешней  торговли товарами являются сведения, содержащиеся в свидетельствах о помещении товаров под таможенную процедуру, статистических декларациях, иных таможенных документах, а также государственной статистической отчетности об экспорте и импорте отдельных товаров.

   В итоговые статистические данные по внешней  торговле включаются также расчетные данные об объемах экспорта и импорта отдельных товаров, не учитываемых таможенной статистикой, и данные Государственного таможенного комитета Республики Беларусь об объемах импорта транспортных средств физическими лицами.

   Разработка  данных внешнеторговой статистики осуществляется в соответствии с Методикой по формированию статистических показателей по внешней торговле товарами Республики Беларусь, утвержденной приказом Министерства статистики и анализа Республики Беларусь от 11 декабря 2007 г. № 202, и Инструкцией о порядке формирования данных таможенной статистики внешней торговли Республики Беларусь, утвержденной постановлением Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 24 декабря 2008 г. № 112, которые основаны на правилах и процедурах ведения статистики внешней торговли товарами, содержащихся в следующих документах:

Информация о работе Таможенная статистика внешней торговли товарами