Таможенные органы Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 20:09, контрольная работа

Описание работы

Целью данного реферата является :
- изучение понятия таможенных органов Республики Беларусь.
- изучение системы таможенных органов Республики Беларусь.
- изучение таможни Республики Беларусь.
Задачи работы - изучить сущность таможенных органов Республики Беларусь.

Содержание

Введение 3
Таможенные органы Республики Беларусь 4
Заключение 16
Список используемой литературы 17

Работа содержит 1 файл

Реферат.doc

— 117.50 Кб (Скачать)

Содержание: 

Введение                                                                                                                                         3

Таможенные  органы  Республики Беларусь                                                                                4

Заключение                                                                                                                                   16

Список  используемой литературы                                                                                             17 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

     Таможни Республики Беларусь (далее — таможни) являются нижестоящими органами Государственного таможенного комитета Республики Беларусь (далее — Комитет) и образуют вместе с ним единую систему таможенных органов. Они составляют организационный фундамент таможенной системы.

    Что такое таможенные органы Республики Беларусь? Какова система таможенных органов Республики Беларусь? 

    Эти и другие вопросы детально будут  рассмотрены  мною в реферате.

      Целью данного реферата является : 

    - изучение понятия таможенных органов  Республики Беларусь.

    - изучение системы таможенных органов Республики Беларусь.

    - изучение таможни Республики Беларусь.

     Задачи  работы - изучить сущность таможенных органов Республики Беларусь. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Таможенные  органы  Республики Беларусь

     Таможенные  органы Республики Беларусь — это  государственные органы, регулирующие правоотношения, возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся в сфере таможенного  дела. Деятельность таможенных органов универсальна и специфична, она не имеет аналогов. Ее многоплановость проявляется в разнообразии социальных функций, выполняемых таможенными органами и закрепленных в ст. 10 ТК. Переход экономики страны на условия рыночных отношений, демонополизация внешнеэкономической деятельности, выделение таможенных органов в самостоятельную государственную структуру и многие другие факторы привели к тому, что министерства и ведомства Республики Беларусь передали таможенным органам часть своих полномочий и функций: экономических, статистических, природоохранных и др. Выполнение этих функций стало неотъемлемым элементом компетенции таможенных органов.

     Правовой  статус таможенных органов определяется их местом и ролью в общей системе органов государственной власти. Таможенные органы являются составной частью системы органов исполнительной власти и осуществляют исполнительную и распорядительную деятельность в сфере таможенного дела.

     Таможенные  органы действуют под общим руководством Президента Республики Беларусь и обладают строго определенной компетенцией в сфере таможенного дела. Компетенция таможенных органов — это система властных полномочий, функций и задач, возлагаемых государством на таможенные органы, в их неразрывной связи между собой. Государство предоставляет таможенным органам определенные полномочия для выполнения возложенных на них функций и решения поставленных перед ними задач. Полномочия таможенных органов складываются из совокупности их прав по отношению к управляемым объектам и обязанностей перед личностью, обществом и государством. Никакие иные государственные органы не вправе принимать решения по вопросам, отнесенным к компетенции таможенных органов (ст.8 ТК). Реализация компетенции таможенных органов осуществляется в различных правовых формах - путем правоустановления (издания нормативно-правовых актов), правоприменения и правоохраны.

     Таможенные  органы во исполнение возложенных на них функций и для решения  поставленных перед ними задач имеют  право издавать правовые акты управления (как нормативного, так и индивидуального характера), обязательные для исполнения всеми субъектами-участниками правоотношений, урегулированных нормами таможенного права (государственными органами, организациями и учреждениями, юридическими и физическими лицами — как белорусскими, так и иностранными).

     Правоприменение в деятельности таможенных органов - это властно-регулятивные действия должностных лиц таможенных органов по претворению в жизнь предписаний правовых норм. Правоприменение должно осуществляться в точном соответствии с нормами законодательства, устанавливающими процедуру правоприменительной деятельности, круг субъектов правоприменительной деятельности и другие вопросы. Правоприменительная деятельность с нарушением требований правовых норм по ее осуществлению влечет привлечение виновных в этом должностных лиц таможенных органов к соответствующему виду юридической ответственности (вплоть до уголовной).

     Правоохрана осуществляется таможенными органами путем контроля за соблюдением субъектами таможенных правоотношений требований нормативно-правовых актов, входящих в систему источников таможенного права, и применением к виновным лицам в случае их нарушения мер юридического воздействия.

     Таможенные  органы входят в систему правоохранительных органов государства. Павоохранительными являются органы, которые «всей своей деятельностью на основе закона и в соответствующих формах на демократических принципах призваны обеспечивать законность и правопорядок, защиту прав и интересов граждан, трудовых коллективов, общества и государства, предупреждать, пресекать правонарушения и применять государственное принуждение или воздействие к лицам, нарушившим законность и правопорядок». Анализ законов и подзаконных актов, регламентирующих деятельность наиболее типичных правоохранительных органов (милиции, прокуратуры, органов безопасности и др.) позволяет сделать вывод о том, что мы относим эти органы к числу правоохранительных скорее по логике, по совокупности всех выполняемых ими функций, а не потому, что так записано в нормативно-правовом акте, определяющем их компетенцию.

     Правоохранительный  статус таможенных органов прямо  закреплен законом (ст. 8 ТК). В этом отличительная особенность таможенных органов как органов правоохранительных, поскольку далеко не весь перечень отнесенных к компетенции таможенных органов функций носят явно правоохранительный характер. Правоохранительный характер деятельности таможенных органов подчеркнут в преамбуле ТК, являющегося базовым фундаментом всего таможенного законодательства и нормы последнего направлены на:

     - защиту экономического суверенитета и экономической безопасности Республики Беларусь;

     - развитие внешнеэкономических связей  Республики Беларусь;

     - обеспечение защиты прав граждан,  субъектов хозяйствования и иных  юридических лиц, государственных  органов и соблюдение ими обязанностей в сфере таможенного дела. В соответствии с этими целями осуществляется вся деятельность таможенных органов, определяются их задачи и перечень выполняемых ими функций, которые отражаются в соответствующих нормативно-правовых актах.

     Система таможенных органов

     Деятельность  таможенных органов как органов  исполнительной власти выражается в  выполнении возлагаемых на них государством функций.

     Под функциями органа исполнительной власти следует понимать комплекс взаимосвязанных, определенных в статусе органа и основанных на непрерывном обмене информацией организационно-правовых воздействий органа, его структурных подразделений, служащих, которые обеспечивают объекты управления политической, экономической, методической ориентацией, материальными, техническими, трудовыми и другими ресурсами, направленными на достижение целей, стоящих перед системой управления в целом. Функции органа исполнительной власти производны от функций государства, они отражают материальное содержание управленческой деятельности, перечень их содержится в актах, регулирующих правовое положение органа в общей системе государственных органов.

     Основными критериями классификации являются объект и субъект управления.

     Объектом  управления применительно к деятельности таможенных органов являются правовые, экономические и организационные основы таможенного дела, направленные на защиту экономического суверенитета и экономической безопасности государства, активизацию связей белоруской экономики с мировым хозяйством, обеспечение защиты прав граждан, хозяйствующих субъектов и государственных органов и соблюдение ими обязанностей в области таможенного дела.

     Субъектами  управления в сфере таможенного  дела являются таможенные органы Республики Беларусь, составляющие единую систему, в которую входят:

     - ГТК;

     - таможни.

     Систему таможенных органов можно определить как обусловленную функциональной общностью совокупность самостоятельных  звеньев, характеризующуюся едиными целями и задачами, а также вертикальной подчиненностью нижестоящих звеньев вышестоящим. При этом каждый орган в соответствии со своим местом и положением в общей системе играет определенную роль, выполняя больший или меньший объем функций, возложенных государством на таможенные органы в целом.

     Функции, осуществляемые субъектами управления, подразделяются на основные (отраслевые) и обеспечивающие (функциональные).

     Основные  функции таможенных органов изложены в ст. 10 ТК. Среди них:

     - участвуют в разработке таможенной  политики Республики Беларусь  и реализуют эту политику;

     - обеспечивают соблюдение законодательства, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы;

     - принимают меры по защите прав  и интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций при осуществлении таможенного дела;

     - обеспечивают в пределах своей  компетенции экономическую безопасность Республики Беларусь, являющуюся экономической основой суверенитета Республики Беларусь;

     - защищают экономические интересы  Республики Беларусь;

     - применяют средства таможенного  регулирования торгово-экономических  отношений и другие.

     Взаимоотношения в системе таможенных органов  основываются на принципе сочетания  централизации и децентрализации. Централизация выражается в строгой  иерархической подчиненности и  подконтрольности нижестоящих органов  системы таможенных органов вышестоящим. Децентрализация проявляется в наличии у каждого таможенного органа строго определенной компетенции по осуществлению таможенного дела на подведомственной ему территории и сочетании единого централизованного руководства с инициативой и ответственностью нижестоящих таможенных органов за выполнение возложенных на них функций.

     Таможенные  органы выполняют возложенные на них функции на единой правовой основе. Единство системы таможенных органов  подчеркнуто также наличием у них единой государственной символики: все  автотранспортные средства  имеют свой — опознавательный знак (эмблему таможенных органов).

     Таможенные  органы осуществляют свою деятельность в тесном взаимодействии с таможенными  лабораториями, научно-исследовательскими учреждениями, учебными заведениями, вычислительными центрами и другими предприятиями, учреждениями и организациями, подведомственными ГТК. Основное назначение этих предприятий, учреждений и организаций, именуемых в общем виде организациями таможенной службы, - создавать условия для выполнения таможенными органами возложенных на них функций и решения поставленных перед ними задач.

     Деятельность  таможенных органов и организаций  таможенной службы должна осуществляться в строгом соответствии с Конституцией Республики Беларусь, законами и международными договорами Республики  Беларусь по вопросам таможенного дела. За неправомерные решения, действия или бездействие своих должностных лиц при исполнении ими служебных обязанностей таможенные органы и организации таможенной службы несут ответственность как юридические лица в соответствии с ГК, если иное прямо не предусмотрено международным договором, нормы которого нарушены. При этом непосредственно виновные в этом должностные лица таможенных органов и организаций таможенной службы несут дисциплинарную, административную, уголовную или иную ответственность в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

     Государственный таможенный комитет Республики Беларусь

     Государственный таможенный комитет - является органом  исполнительной власти, осуществляющим непосредственное руководство таможенным делом в стране. Как орган исполнительной власти ГТК осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Беларуси, а также органами местного самоуправления.

     Основные  задачи ГТК вытекают из основных направлений  таможенной политики Республики Беларусь и мер по ее реализации и сводятся к: обеспечению в пределах своей компетенции единства экономической безопасности и единства таможенной территории страны; защите экономических интересов Республики Беларусь; организации применения и совершенствованию средств таможенного регулирования хозяйственной деятельности с учетом приоритетов развития  экономики и необходимости создания благоприятных условий для участия Беларуси в мировых хозяйственных связях; организации и совершенствованию таможенного дела в Республики Беларусь; обеспечению соблюдения таможенного и иного законодательства, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы; обеспечению участия Беларуси в международном сотрудничестве по таможенным вопросам.

Информация о работе Таможенные органы Республики Беларусь