Таможенные органы в обеспечении экономической безопасности государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2011 в 19:22, реферат

Описание работы

Характер и задачи внешнеэкономического, в том числе тарифного регулирования тесно связано с общей экономической обстановкой в стране, с внутренними и внешними условиями ее развития.

Работа содержит 1 файл

теневая.docx

— 33.85 Кб (Скачать)

-  обеспечение   экономической   основы   суверенитета   и   государственной

безопасности  страны, защита интересов народа Российской Федерации;

- пополнение  федерального бюджета путем взимания  пошлин, сборов и  некоторых видов    налогов;

-  участие   в  осуществлении  таможенно-банковского   валютного  контроля,  в первую очередь за своевременной полной репатриации  платежей,  причитающихся российским  экспортерам за экспортированные ими товары;

-  формирование,    ведение   и   представление   (официальной   публикации)

таможенной  статистики внешней торговли России;

   - создание правовой  законодательной   базы,  обеспечивающей  деятельность таможенной службы.

         За  прошедшие   годы   удалось   многое   изменить   в   таможенном законодательстве,  подготовить  и  принять   такие   основополагающие    для

таможенного дела  документы,  как Таможенный кодекс Российской  Федерации  и Закон Российской Федерации о " Таможенном тарифе ".

        Нормы и положения,  содержащиеся  в  этих  документах,  соответствуют мировым.   Следовательно,  создана    правовая   основа   для   деятельности российской таможенной службы,   выработки    механизмов    осуществления внешнеэкономической   деятельности,  интегрирования   России   в   мировое хозяйство, ее   участие   в   развитии   международной   производственной кооперации.

       Возросла роль  Государственного   таможенного   комитета  России  как ведомства,   активно   участвующего   в   разработке   таможенной   политики Российского государства.  Внедрение  новых  технологий  взимания  таможенных платежей,  обеспечение  своевременного  и  правильного   их   начисления, организация контроля  за  их  поступлением в  полном  объеме  в  федеральный бюджет позволили добиться весомых экономических результатов.

     Приоритетными направлениями деятельности таможенной службы России, как это определено в разработанной и ныне действующей  программе, были и остаются: осуществление  фискальной и правоохранительной функций, совершенствование технологий таможенного  оформления и таможенного контроля, обеспечение экономической безопасности государства и защита его экономических  интересов.

     В укреплении экономической безопасности Российской Федерации принимают  участие все органы государственной  власти, это одна из их конституционных функций. В компетенцию таможенных органов входят такие вопросы экономической безопасности России, как борьба с контрабандой, незаконными валютными операциями, нарушениями таможенных правил, наполнение федерального бюджета и осуществление мер государственного регулирования по защите экономических интересов государства и российских участников внешнеэкономической деятельности.

     Главная функция таможенных органов по обеспечению экономической безопасности государства, состоит в таком воздействии на всех участников общественных отношений, которое побуждает их соблюдать установленные таможенно-правовые нормы.

     Экономическая безопасность государства, его экономические  интересы и их защита имеют различные  аспекты: существуют, например, внутри- и внешнеэкономические интересы. При этом внутриэкономические интересы могут быть связаны с развитием  промышленного и агропромышленного  комплекса, транспорта и связи и  т.п. Средства и методы, которыми таможенные органы обеспечивают экономическую  безопасность и защиту экономических  интересов государства, можно разделить  на две группы :

  1. Средства правового регулирования и методы правоохранительной деятельности. В данном случае таможенные органы используют правовое принуждение, санкции, меры защиты, в соответствии с действующим законодательством, пользуясь властными полномочиями, позволяющими пресекать попытки нарушения законности. Эта группа составляет основу правоохранительной деятельности таможенных органов.
  2. Средства и методы экономического регулирования внешнеторговых отношений. К ним относится: тарифное регулирование (таможенные платежи, сборы, налоги, методы определения таможенной стоимости, валютный контроль, методы определения страны происхождения товаров и др.) и нетарифное регулирование (эмбарго, запрещение ввоза или вывоза товаров, установление ограничений на ввоз и вывоз товаров: лицензии, квоты, сертификация и другие ограничения).

     Т.е. таможенное регулирование, применяемое  таможенными органами с целью  обеспечения экономической безопасности, включает в себя целый комплекс правовых, экономических, организационных и  иных мероприятий и программ, применяемых  с целью обеспечить защиту экономических  интересов государства, оптимизировать процессы развития и обеспечения  эффективности торгово-экономических  отношений, стимулировать развитие отечественной экономики и оградить эту экономику от проникновения  извне разрушающих ее деструктивных  элементов.

     Т.е. таможенное регулирование, применяемое  таможенными органами с целью  обеспечения экономической безопасности, включает в себя целый комплекс правовых, экономических, организационных и  иных мероприятий и программ, применяемых  с целью обеспечить защиту экономических  интересов государства, оптимизировать процессы развития и обеспечения  эффективности торгово-экономических  отношений, стимулировать развитие отечественной экономики и оградить эту экономику от проникновения  извне разрушающих ее деструктивных  элементов. 

                     3. Фискальная функция  таможенных органов

     Таможенные  доходы – одна из доходных статей государственного бюджета. Они образуются в результате таможенного налогообложения товаров, пересекающих границу страны, и состоят  из таможенных пошлин, пограничных  налоговых сборов, штрафов и выручки  от реализации конфискованных таможнями  товаров. Помимо выполнения экономических  и фискальных функций из таможенных доходов покрываются расходы  самих государственных таможенных органов. В этих целях могут взиматься  специальные таможенные сборы - лицензионный, статистический, бандерольный, марочный, а также санитарные сборы и  др. В современных условиях специальные таможенные сборы часто используются в качестве средства косвенного протекционизма.

     Объем поступлений в федеральный бюджет по платежам, контролируемым ФТС России, на 2006 год был установлен в размере 674,09 миллиарда рублей, это на 80 миллиардов рублей больше, чем было запланировано  в 2005 году. Практика работы таможенных органов всех уровней на данном направлении  доказала, что наибольшие резервы  скрыты в оптимизации таможенного  тарифа, организации контроля таможенной стоимости и борьбе с недостоверным  декларированием .

     Вышеуказанная фискальная (налоговая) функция таможенных органов многими авторами рассматривается  в качестве изначальной, приоритетной, связанной с системой экономических  рычагов таможенного регулирования. Исследователи вводят в научный  оборот понятие финансово-правового  статуса таможенных органов, содержание которого раскрывается «в двух значимых аспектах: во-первых, в процедуре  взимания таможенных платежей с участников экспортно-импортных операций; во-вторых, в функционировании механизма бюджетного планирования финансирования самих  таможенных органов». Следует указать, что в таком понимании финансово-правовой статус имеет преимущественно процедурный  характер. Финансово-правовой статус таможенных органов представляет собой компетенцию  таможенных органов в процессе финансовой деятельности, формы и методы, посредством  которых она реализуется, а также  систему гарантий их финансовой деятельности. При этом понятие «финансовая  деятельность таможенных органов» до сих пор не имеет общепризнанной интерпретации. Для понимания финансово-правового  статуса таможенных органов существенным оказалось выделение фискальной и регулятивной составляющих в экономической  направленности таможенного регулирования.

     Фискальная  составляющая, обеспечивающая через  взимание таможенных платежей пополнение доходной части бюджета, неотъемлема  от деятельности таможенных органов. Фискальные доходы бюджета формируются в результате реализации таможенными органами как фискальной (взимание таможенных платежей), так и правоохранительной (применение имущественных санкций) функций. Как видим, посредством фискальных доходов бюджета обе упомянутых функции получают дополнительную прочную связь, от которой абстрагироваться можно только чисто теоретически. Финансовая деятельность таможенных органов Российской Федерации представляет собой их плановую деятельность в процессе образования, распределения и использования финансовых ресурсов федерального бюджета при выполнении таможенными органами фискальной и правоохранительной функций в целях обеспечения таможенного регулирования, что обусловливает участие таможенных органов в правоотношениях трех видов: таможенных, налоговых и бюджетных. 
 
 

          
 
 
 
 
 

                                       

                                            ЗАКЛЮЧЕНИЕ

         

         Таможенное дело - это один из базовых институтов любой экономики. Особенно важна его роль в государствах, которые осуществляют переход от централизованной экономики к рыночной. Это прямо относится к России: при таких масштабных переменах, какие сейчас происходят в нашей стране, необходимо опираться на те инструменты, которые изначально, в силу своей природы, должны быть проводниками рыночных реформ.

     Задача  таможенной системы состоит в  том, чтобы состыковать новую  экономическую систему России с  системой мирохозяйственных связей и за счет этого дать импульс развитию внешнеэкономических связей. Одним  из условий, для выполнения этой задачи является соответствующее постановка таможенного дела. И как следствие  развитие правовой базы всего таможенного  дела, унификации таможенных процедур на основе передового мирового опыта.

     Россия, будучи евроазиатской страной, имеет  исключительно благоприятные перспективы  интеграции в международную таможенную систему.

       Обобщая изложенное, еще раз подчеркну, что таможенные органы не могут быть изолированы от государственных органов субъектов Российской Федерации в процессе формирования таможенной политики и таможенного законодательства в их практической реализации. 
 
 
 
 
 

                                    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 

1. “Теневая  экономика” / Бунич А.П., Гуров А.И. и др. / М.: Экономика, 2007. 
2. Яшин А. “Противостояние” / “Экономика и жизнь”, № 41, 2008. 
3. Пономарев П. “Теневой лик банковской тайны” / “Экономика и жизнь”, № 39,2007. 
4. Ореховский П. “Статистические показатели и теневая экономика” / РЭЖ, №4,2008. 
5.Величенков А., Куликов В. “Теневые пирамиды реформируемой экономики”/РЭЖ,№№8-9,2008. 
6. Пансков В. “Налоги и налоговая политика - 96” / РЭЖ, № 1,2007 
7.Лученок А.И., «Мошенничество в бизнесе»,Минск,2008. 
8. Исправников В.О., «Теневая экономика в России: иной путь и третья сила», Москва, изд. «Российский экономический журнал»,2007. 
9.Современная внешнеторговая политика России и инструменты ее регулирования // Внешнеэкономические связи России. –2008. --№ 15—С. 17-

10.www.customresearch.ru

Информация о работе Таможенные органы в обеспечении экономической безопасности государства