Таможенные пошлины

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 17:04, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - изучить таможенные пошлины.
Задача - рассмотреть международную торговлю, изучить сущность таможенных пошлин, их классификацию, ставки, а также их влияние на международную торговлю.

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа Гайчук А.А. 108617.doc

— 151.50 Кб (Скачать)

 

ВВЕДЕНИЕ

Тема курсовой работы  «Таможенные пошлины и их влияние на международную торговлю».   В данной курсовой работы мы первоначально  рассмотрим само  понятие международной торговли, а затем перейдем к рассмотрению таможенных пошлин, их классификации.

 Международная  торговля — старейшая  форма  международных  экономических отношений. Она существовала еще за  долго до формирования мирового  хозяйства и  являлась   его   непосредственной   предшественницей.      

Международная торговля занимает  ведущее  место в системе всемирных экономических отношений.  Она является центральным звеном  в сложной системе мирохозяйственных связей,  опосредуя практически все виды  международного разделения  труда и связывая  все страны  мира  в единую   международную экономическую  систему. Она  представляет  собой  совокупность   внешней торговли всех стран мира,  а  ее  объем  подсчитывается  путем  суммирования объемов экспорта.

   Современная    международная    торговля —  это торговля    между     странами, предполагающая ввоз (импорт) и вывоз (экспорт) товаров.  В ней участвуют различные юридические   лица — корпорации,   их   объединения,   государства, отдельные индивидуумы.

Основная задача государства в области международной  торговли – помочь экспортерам вывезти как можно больше своей продукции, сделав их товары более конкурентными на мировом рынке и ограничить импорт, сделав иностранные товары менее конкурентоспособными на внутреннем рынке. Поэтому часть методов государственного регулирования направлена на защиту внутреннего рынка от иностранных конкурентов и поэтому относится, прежде всего, к импорту. Другая часть методов имеет своей задачей формирование экспорта.

Средства регулирования  внешней торговли могут принимать  различные формы, включая как, непосредственно воздействующие на цену товара (тарифы, налоги, акцизные и прочие   сборы), так и ограничивающие стоимостные объемы или количество поступающего товара (количественные ограничения, лицензии, «добровольные» ограничения экспорта и т. д.).

Наиболее распространенными средствами служат таможенные тарифы, целями, использования которых являются получение дополнительных финансовых средств (как правило, для развивающихся стран), регулирование внешнеторговых потоков (более типично для развитых государств) или защита национальных производителей (главным образом в трудоемких отраслях).

Цель  курсовой  работы - изучить таможенные пошлины.

Задача -  рассмотреть международную торговлю, изучить сущность таможенных пошлин, их классификацию, ставки, а также их влияние на международную торговлю.

Таможенные  пошлины как элемент таможенно-тарифного  регулирования рассматривают такие  авторы как Киреев А., Меснечевский И.В., Бандаренко Н.П., а также установлены  и определены в нормативно правовых актах Республики Беларусь.

 

Глава 1:  Международная торговля в системе таможенно-тарифного регулирования

Традиционной  и наиболее  развитой  формой  международных  экономических отношений  является внешняя торговля. На долю торговли  приходится  около  80 процентов всего объемам международных экономических отношений [9, с . 18].

  Международная торговля — старейшая форма международных   экономических отношений. Она существовала еще за долго до формирования мирового  хозяйства и являлась   его   непосредственной   предшественницей.  

Международная торговля занимает  ведущее  место  в  системе  всемирных экономических  отношений. Международной торговый обмен является  одновременно и  предпосылкой, и следствием  международного  разделением  труда,  выступает  важным фактором формирования и функционирования мирового хозяйства. В  своей исторической эволюции  она прошла путь от единичных внешнеторговых сделок  до долгосрочного крупномасштабного торгово-экономического  сотрудничества.                 

Международная торговля является центральным  звеном  в  сложной  системе мирохозяйственных связей,  опосредуя  практически  все  виды  международного разделения  труда  и  связывая  все  страны  мира  в  единую   международную экономическую  систему. Она  представляет  собой  совокупность   внешней торговли всех стран мира,  а ее  объем подсчитывается  путем суммирования объемов экспорта.

Современная    международная    торговля —  это торговля    между     странами, предполагающая ввоз (импорт) и вывоз (экспорт) товаров.  В  ней  участвуют различные  юридические   лица — корпорации,   их   объединения,   государства, отдельные индивидуумы. Она является средством,  с  помощью  которого  страны могут развивать специализацию, повышать  производительность  своих  ресурсов и, таким образом, увеличивать общий объем производства [9, с . 20].

 Кроме  того,  немаловажной  особенностью  является  самые  разнообразные экономические и политические риски в международной  торговле,  обусловленные географическими, политическими, национальными факторами.

   Современная  международная торговля  имеет  динамичный характер. Структура  и объем экспорта, импорта товарооборота   различных  стран  и  регионов  мира непрерывно  меняется.  

     Преимущества  свободной  торговли  неоспоримы.   Поскольку   структура национальных ресурсов и уровень технологий  в  каждой  стране  различны,  то каждая страна может производить определенные товары  с  разными  издержками. Действие принципа сравнительных преимуществ  заставляет  страну  производить те товары, издержки, на производство которых  ниже,  чем  в  других  странах.

Одновременно  свободная  торговля  стимулирует  конкуренцию  и  ограничивает монополию.  Суммарное  действие  всех  перечисленных  факторов   стимулирует экономический  рост.

 Несмотря  на  обоснованную  критику  подобной  политики  ограничений  во внешней  торговле,  она  периодически  проводится   в   различных   странах.

   Одним из основополагающих элементов государственной экономической политики в современной экономике является торговая политика, т.е. политика в области регулирования доступа на внешний рынок иностранной продукции, а также обеспечение доступа продуктов данной страны на зарубежные рынки. Осуществление торговой политики в более узком смысле – это государственное регулирование внешне торговой деятельности происходящее  путем использования инструментов торговой политики, т.е. совокупность различных экономических, правовых, административных и политических средств, призванных способствовать в сфере торговой политики и позволяющее государствам поддерживать торговые связи с одними странами и ограничивать импорт из других стран.

Как правило инструменты  внешне  торгового регулирования  имеют ограниченную направленность, кроме того они применяются преимущественно  в отношениях к импорту и гораздо  реже к экспорту.

Инструменты внешне торгового  регулирования весьма разнообразны, наиболее простая классификация  инструментов таможенно-тарифного  регулирования предполагает деление  на:

1. Тарифные меры (таможенно-тарифные), подразумевают применение различных видов  таможенных пошлин;

Меры  таможенно-тарифного регулирования полностью (относятся к базам таможенных пошлин) либо частично (специальные антидемпинговые таможенные пошлины) основаны на использовании таможенного тарифа. Соответственно таможенный тариф является основой таможенно-тарифного регулирования ВЭД [7, с. 45].

Таможенно-тарифное регулирование  - метод государственного регулирования   внешней  торговли  товарами,  осуществляемый   путем установления,  введения, изменения и прекращения действия таможенных пошлин  на  товары, перемещаемые через таможенную границу Республики Беларусь [4].

Таможенный  тариф Республики Беларусь - свод ставок таможенных пошлин (таможенного тарифа), применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу Республики Беларусь [5].

Таможенные тарифы подразделяется на:

- Импортные, применяется с целью регулирования ввоза товаров в страну;

- Экспортные, используется для регулирования вывоза товаров.

Экспортный  таможенный тариф значительно меньше по своим размерам, нежели импортные.

Существует два  основных  типа  тарифов.  Это  фискальные тарифы,  используемые  государством  с целью увеличения  притока денежных ресурсов. И протекционистские тарифы, используемые государством  для защиты национальной  промышленности  от   иностранной   конкуренции.   Они   делают иностранную продукцию более дорогой, чем аналогичную отечественную,  которой поэтому потребители и отдают предпочтение.

  1. Нетарифные меры – широкий спектр всех остальных инструментов таможенно-тарифного регулирования.

Эти меры нетарифного  регулирования   внешней   торговли   товарами устанавливаются Президентом Республики Беларусь или по его поручению Правительством Республики Беларусь путем введения  количественных  и (или) иных ограничений внешней торговли товарами исходя из интересов экономической  политики  Республики  Беларусь  (меры   экономической политики) или по основаниям неэкономического характера [4].

Сюда относятся: квоты, лицензирование, добровольное ограничение  экспорта, налоги, кредитование, экспортные субсидии и т.п. [7, с. 48].

Современная экономика  таможенно-тарифного регулирования  внешне экономической деятельности традиционно рассматривается как  основной инструмент внешне торговой политики, по средствам которого государство  имеет возможность не только регулировать свои отношения с внешним рынком, но и регулировать (корректировать) состояние внутреннего рынка. Таможенно-тарифного регулирования внешне экономической деятельности представляет собой комплекс мер, связанных с введением, изменением, прекращением действия различных видов таможенных пошлин, взимаемых с ввозимой страны и вывозимой с неё продукции. Соответственно в роли непосредственного инструмента таможенно-тарифного регулирования выступает таможенная пошлина. Применение мер таможенно-тарифного регулирования, по сути, означает установление определённых ограничений  на государство либо вывоз зарубежной продукции.

Т.о., можно сделать  вывод, что в международной торговле пошлины специально направлены на регулирование  внешней торговли и реализацию торговой политики страны по отношению к ее торговому партнеру. Внутренние налоги страны, как правило не являются предметом международного регулирования, а таможенные пошлины в современных условиях всегда являются объектом двустороннего и многостороннего международного регулирования.

Так как таможенная пошлина  является непосредственным инструментов таможенно-тарифного регулирования  и основной задачей данной курсовой работы, то подробнее их мы рассмотрим в следующей главе.

 

Глава 2: Сущность таможенных пошлин и ставки таможенных пошлин

2.1 Сущность таможенных пошлин

При формировании таможенных пошлин необходимо учитывать их сущность, экономическую природу и выполняемые ими функции, т. к. они определяют принципы и методы обоснования пошлин.

Пошлина относится к числу ценовых категорий. Это требует индивидуального подхода к обоснованию пошлин по каждому конкретному товару, их координации с национальными и мировыми издержками и ценами, учета параметров потребительских свойств и качества товара и т. п.

Таможенная пошлина как экономическая категория появилась на этапе возникновения обмена результатами труда между отдельными государственными образованиями, т. е. несколько позже, чем сформировались категории цены и налога. Первоначально таможенные пошлины служили только фискальным инструментом государства для пополнения своих доходов, хотя они оказывали более глубокое воздействие на экономические процессы внутри государства, так как тесно связаны с ценами [2, с. 26].

Экономическая природа пошлин двойственна, с одной стороны, они выступают как форма косвенного налога и поступают в бюджет. С другой стороны, пошлина является формой цены и как таковая имеет стоимостную основу. Величина пошлины определяется соотношением между национальными и интернациональными издержками, между мировыми и национальными ценами на соответствующие товары.

Основу пошлин составляет разница между национальными и интернациональными издержками производства и реализации каждого конкретного товара, между национальными и мировыми ценами, выражающими эти издержки. Уровень ввозных пошлин бывает тем выше, чем больше разница между национальными и интернациональными издержками и ценами. Это подтверждается мировой практикой. В экономически развитых странах импортные пошлины относительно не велики, в развивающихся странах они весьма значительны и возрастают по мере увеличения различий между национальными и интернациональными издержками и ценами. Низкие ввозные пошлины в условиях высокой производительности труда и низких национальных издержек в состоянии обеспечить защиту национальных производителей, издержки которых приближаются к мировому уровню; такие же пошлины для экономически слаборазвитых стран не обеспечат должной защиты национального производства и могут подорвать развитие экономики.

Мировые цены формируются на основе жесткой конкуренции на базе низких издержек основных поставщиков соответствующих товаров. Национальные издержки сопоставимы по уровню с интернациональными издержками при самых благоприятных условиях производства. Для большинства производителей соответствующей продукции этот уровень издержек недостижим, и потому они нуждаются в защите государства.

Информация о работе Таможенные пошлины