Таможенный контроль

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 13:32, курсовая работа

Описание работы

Большие изменения, произошедшие в политической и социально-экономической жизни современной России, внесли изменения во многие области деятельности и сферы управления.

Содержание

Введение
Глава 1. Органы таможенного контроля.
1.1. Понятие таможенного контроля.
1.2. Правовой статус органов таможенного контроля.
Глава 2. Формы таможенного контроля.
2.1. Проверка документов и сведений, необходимых для таможенных целей.
2.2. Таможенный досмотр.
2.2.1. Таможенный досмотр товаров и транспортных средств.
2.2.2. Личный досмотр как исключительная форма таможенного досмотра.
2.2.3. Повторный таможенный досмотр.
2.3. Учёт товаров и транспортных средств.
2.4. Устный опрос должностных и физических лиц.
2.5. Проверка системы учёта и отчетности.
2.6. Осмотр территорий и помещений, складов временного хранения, таможенных складов.
2.7. Иные формы таможенного контроля.
Глава 3. Документы и сведения, необходимые для таможенного контроля.
3.1. Документы, применяемые в качестве таможенных деклараций.
3.2. Сведения, указываемые в таможенных декларациях.
3.3. Сертификат и иные разрешительные документы государственных органов.
Глава 4. Ответственность за нарушение правил таможенного контроля.
4.1. Уголовная ответственность.
4.2. Административная ответственность.
4.4. Дисциплинарная ответственность.
Заключение
Литература.
Нормативные акты.
Литературные источники.
Учебники.
Монографии.
Публикации.
Следственно-судебная практика.

Работа содержит 1 файл

90.doc

— 301.50 Кб (Скачать)

При проведении таможенного контроля должностными лицами таможенного органа РФ проводится проверка сведений, содержащихся в сертификате. Он проверяется на наличие подписи и печати на документе, которые сверяются с имеющимися образцами, проверяются полномочия органа на выдачу сертификата (сравниваются с имеющейся информацией обо всех центрах по стандартизации России), проверяется соответствие ввозимых товаров по сертификату, количество товаров, указанных в сертификате и заявленных в грузовой таможенной декларации, срок действия сертификатов – он должен быть действительным на момент выпуска товара, а также иных сведений, необходимых для таможенного контроля. При наличии достаточных оснований таможенный орган может потребовать от декларанта подтверждения факта выдачи сертификата на товар, ввозимый на территорию России.

В отношении определённого вида товаров, предусмотрено проведение, наряду с таможенными, других видов контроля, таких как ветеринарный, сани-

тарный и иные.

Таможенный контроль таких товаров проводится с представлением в таможенный орган документа, выданного уполномоченным государственным органом, с разрешением на перемещение товаров через таможенную границу. Так, ветеринарное свидетельство выдаётся на товары животного происхождения и живых животных пограничным контрольным ветеринарным пунктом, кроме того, на местные продукты необходимо предоставить заключение Департамента санэпидемнадзора. Эти требования выполняются на ввоз товаров. Если происходит вывоз таких товаров, то необходим ветеринарный сертификат.

Эти положения выполняются на основании Таможенного кодекса РФ, Закона РФ № 4979-1 от 14.05.93 г. "О ветеринарии" [Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993 г., № 24, Ст. 257.], "Положения о государственном ветеринарном надзоре в РФ", утверждённого постановлением правительства РФ № 708 от 19.06.94 г [Собрание Законодательства РФ. 1994 г., № 9, Ст. 1007.].

В одном из информационных документов ГТК РФ содержится следующий пример. Из средств массовой информации республики Казахстан представительству таможенной службы Российской Федерации при таможенной службе республики Казахстан стало известно, что органами налоговой полиции в принятом с КНР городе Жаркенте задержано транспортное средство, зарегистрированное в КНР, на которое, согласно документам, оформленных таможней "Хоргос" республики Казахстан, осуществлялась перевозка китайской лапши и кетчупа. При проведении досмотра транспортного средства было установлено, что за ящиками с китайской лапшой находилось 20 тонн мяса крупного рогатого скота, которые не были указаны в товаросопроводительных и таможенных документах. Сотрудниками налоговой полиции весь груз был передан ветеринарной службе, которая в свою очередь провела лабораторные исследования мяса и установила, что оно заражено возбудителем "сибирской язвы". В последующем, данный груз был сожжён на одном из заводов.

Учитывая, что мясо, заражённое "сибирской язвой" легко преодолело таможенный и ветеринарный пограничный контроль и фактически беспрепятственно ввезено на территорию Казахстана, следует предположить, что существует опасность ввоза в дальнейшем мяса, заражённого опасными для здоровья человека болезнями как в Казахстан, так и транзитным путём через территорию Казахстана в Россию.

Разрешительные документы на право перемещения культурных ценностей оформляется в форме свидетельства (см. приложение № 9). Таможенный контроль проводится на основании Закона РФ № 4806-1 от 15.04.93 г. "О ввозе и вывозе культурных ценностей" [Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ, 1993, № 20, Ст. 718.], Таможенного кодекса РФ, приказов государственного таможенного комитета.

На основании этих документов заранее проводится экспертиза и оформление свидетельств на право вывоза из РФ следующих категорий предметов:

        предметы антиквариата;

        произведения современного искусства;

        филателистические материалы;

        предметы, связанные с историей науки и техники;

        предметы автомототехники;

        предметы космонавтики и авиации;

        печатные издания;

        все виды оружия;

        архивные материалы;

        предметы различных религиозных видов;

        музейные экспонаты;

        театральный реквизит;

        музыкальные инструменты,

то есть предметы, относящиеся к историческим, художественным и археологическим ценностям.

Экспертиза и оформление свидетельств производится в территориальных управлениях Министерства культуры РФ.

Свидетельство должно иметь печать Министерства культуры РФ и подписано уполномоченными и должностными лицами.

Списки лиц и копии подписей и печатей имеются на всех пограничных таможенных постах.

Наряду с документами, рассмотренными нами ранее, законодательством предусмотрены специальные документы при экспортно-импортных операциях, в отношении продукции военного и двойного назначения, наркотических, психотропных и озоноразрушающих веществ и изделий на их основе и другое. Устанавливается особый порядок перемещения таких товаров через таможенную границу Российской Федерации. Этот порядок перемещения устанавливается в целях защиты национальных интересов и обеспечения безопасности РФ, выполнения международных обязательств, в которых участвует Россия, и выражается в ведении соответствующих мер государственного регулирования, установления количественных ограничений на ввоз и вывоз данной продукции, подготовке и выдаче заключений компетентных органов о возможности ввоза и вывоза товаров, лицензировании.

Эти вопросы регулируются указами Президента России и постановлениями Правительства РФ [Постановление Правительства РФ от 4.09.1995 г., № 879 "О совершенствовании системы контроля за экспортом и импортом продукции, работ и услуг военного назначения в Российской Федерации" //Собрание законодательства РФ, 1995 г., № 37, Ст. 3626.

Постановление Правительства РФ от 16 марта 1996 г., № 291 "Об утверждении Положения о порядке ввоза в Российскую Федерацию и вывозу из Российской Федерации радиоактивных веществ и изделий на их основе" // Собрание законодательства РФ, 1996 г., № 13, Ст. 1358.].

В качестве примера можно привести порядок вывоза товаров и технологий двойного назначения, осуществляемый в соответствии с Указом Президента РФ № 1268 от 26.08.96 г. ["О контроле за экспортом из Российской Федерации товаров и технологий двойного назначения" // Собрание законодательства РФ, 1996 г., № 42, Ст. 4804.] и постановлением Правительства РФ № 1172 от 07.10.96 г. ["Об утверждении Положения о порядке контроля за вывозом из Российской Федерации товаров и технологий двойного назначения, экспорт которого контролируется" // Собрание законодательства РФ, 1996 г., № 20, Ст. 2359.] Экспорт данных товаров производится под контролем, проводимым в нескольких направлениях. Он предусматривает согласование проектов международных договоров РФ, регламентирующих передачу товаров и технологий двойного назначения, подготовку и выдачу заключения о возможности вывоза таких товаров, лицензирование.

Проекты международных договоров РФ подлежат обязательному согласованию с комиссией по экспортному контролю РФ при Правительстве РФ, МВЭС и МИД.

Экспорт товаров и технологий двойного производства осуществляется по разовым лицензиям, выдаваемым МВЭС РФ. Основанием для оформления лицензии является заключение комиссии по экспортному контролю о возможности экспорта этих товаров. Срок действия лицензии устанавливается исходя из условий конкретной сделки.

Вывоз товаров и технологий двойного назначения, являющихся носителями сведений, составляющих государственную тайну, осуществляется в соответствии с российским законодательством о государственной тайне.

Имеются особенности порядка контроля за ввозом и вывозом лицензированных товаров. Лицензирование является одной из форм нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности. Перечни лицензируемых товаров (работ, услуг) устанавливаются законодательством РФ.

Действующий порядок лицензирования определён Положением о порядке лицензирования экспорта и импорта в РФ, утверждённого Постановлением Правительства РФ № 1299 от 31.10.96 г. [Собрание Законодательства РФ, 1996 г., № 46, Ст. 5249.] и иными правовыми актами Российской Федерации.

Лицензия выдаётся участнику внешнеэкономической деятельности в одном экземпляре, подлежит регистрации в установленном порядке в таможне по месту его нахождения, его юридическому адресу, до фактического перемещения через таможенную границу РФ и является документом. необходимым для таможенных целей при таможенном оформлении товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ в соответствии с таможенным режимом, помещение под которые допускается только при условии предоставления лицензии МВЭС России.

Лицензирование является ограничением на ввоз в Россию, предусмотренным статьёй 21 Таможенного кодекса РФ. Частью второй указанной статьи предусмотрено, что если такие ограничения установлены, то таможенными органами осуществляется выпуск товаров, попадающих под ограничение, при условии выполнения определённых требований, то есть при предоставлении лицензии.

Таможенными органами, расположенными в месте ввоза товаров в Россию, проводится контроль за перемещением товаров через таможенную границу.

Нормативными актами ГТК России могут быть оговорены конкретные случаи, в которых требуется безусловное предоставление в таможенном органе в месте ввоза товаров на таможенную границу РФ копий зарегистрированных лицензий как, например, в случаях, предусмотренных требованиями приказа ГТК России № 46 от 06.02.97 г. "О мерах по упорядочению ввоза на таможенную территорию РФ спирта этилового и водки" [Сборник нормативных документов "Таможенное право". Выпуск 5, М., БЕК, 1997 г., с. 378.]. При регистрации оригинала лицензии отделом нетарифного и экспортного контроля таможни владельцу лицензии для этих целей необходимо выдать её копию на основании его письменного заявления, в количестве, равном числу таможен, расположенных в местах ввоза товаров в РФ, сведения о которых должны быть указаны в заявлении. На лицевой и оборотной сторонах каждой из таких копий, в правом верхнем углу делается отметка "Копия в таможню для пограничного контроля", заверяемая подписью и личной номерной печатью должностного лица отдела нетарифного и экспортного контроля.

В случае внесения изменений на лицевой или оборотной стороне лицензии таможня, выдавшая лицензию, информирует о внесённых изменениях таможни, в которые были направлены копии лицензии, в том числе и для пограничного контроля. В целях оперативности и во избежание необоснованных простоев внешнеторговых грузов в пунктах приёма на границе допускается передача такой информации, а также информации о выданных копиях лицензии для пограничного контроля, по оперативным каналам связи.

Также, на основании Таможенного кодекса, для проведения таможенного контроля, таможенные органы вправе получать от банков и иных кредитных учреждений сведения об операциях и состоянии отчётов лиц, перемещающих товары и транспортные средства через таможенную границу РФ.

Другие правоохранительные органы по собственной инициативе, либо по запросу, информируют об имеющихся сведениях, необходимых для таможенного контроля. Документы, необходимые для таможенного контроля, должны храниться лицами не менее трёх лет.

Рассмотренные выше вопросы о документах и сведениях, которые необходимы для таможенного контроля, а также о специальных разрешительных документах Государственных органов РФ, является одним из важнейших в практической работе должностных лиц таможенного органа при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации.

Глава 4. Ответственность за нарушение правил таможенного контроля.

Юридическая ответственность – это важная мера защиты интересов личности, общества и государства. Она наступает в результате нарушения предписания правовых норм и проявляется в форме применения к правонарушителю мер государственного принуждения [Хропанюк В. Н. "Теория государства и права", 1997 г., Москва. Изд. "Интерстиль", С. 335.].

4.1. Уголовная ответственность.

Таможенные органы, наряду с обеспечением порядка перемещения товаров через таможенную границу, таможенных режимов, таможенного оформления и таможенного контроля, осуществляют непосредственную борьбу с контрабандой и иными преступлениями в сфере таможенного дела, защищая государственную безопасность страны, жизнь и здоровье людей, интересы российских потребителей, пресекают незаконный оборот товаров, изъятых из гражданского оборота. В качестве правоохранительного, таможенный орган выступает лишь с момента получения сообщения о совершённом преступлении, либо нарушении таможенных правил. При производстве и рассмотрении дел о нарушении таможенных правил должностные лица таможенного органа руководствуются положениями Таможенного кодекса РФ, установившего, по существу, процессуальный порядок расследования и рассмотрения таможенных правонарушений, а также нормами Кодекса РСФСР об административных правонарушениях. При обнаружении и расследовании преступлений, отнесённых к их компетентности, они руководствуются нормами уголовного и процессуального кодекса, законом "Об оперативно-розыскной деятельности" и другими нормативными актами РФ. Правоохранительную деятельность могут осуществлять только органы, специально уполномоченные на это государством.

Руководство деятельностью по пресечению правонарушений возложено на управление по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил ГТК РФ. Расследование правонарушений осуществляют отделы организации дознания региональных таможенных управлений и таможен.

Как правило, таможенные правонарушения обнаруживаются при производстве таможенного оформления и проведении таможенного контроля. Прежде всего с ними сталкиваются таможенные посты. Меры взыскания, которые налагают таможенные органы за нарушения таможенных правил, относятся к мерам государственного принуждения. Например, нарушение порядка таможенного контроля влечёт предупреждение, либо наложение штрафа (статья 256 Таможенного кодекса).

При наложении взыскания требуется строгое соответствие его предписаниям закона. Таможенный орган не может вместо указанных выше видов взыскания применять к лицу, нарушившему порядок таможенного контроля, конфискацию транспортного средства, которое отправилось без разрешения таможенного органа, поскольку мера не предусмотрена санкцией статьи 256 Таможенного кодекса РФ. Подобные отступления от требований закона служат основанием для обжалования постановления о наложении взыскания и его отмене.

Информация о работе Таможенный контроль