Таможенный союз Белоруссии, России и Казахстана: этапы образования и основные характеристики

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 21:50, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования обусловлена следующим. Как показывает мировой опыт, региональная интеграция способствует формированию эффективной модели адаптации к геоэкономическим изменениям, происходящим в глобальной экономике, и позволят координировать участие стран в решении общемировых экономических проблем. Российская Федерация активно участвует в реинтеграционном процессе, что обусловлено, в первую очередь, ее особым геополитическим положением, а также исторической традицией существования крупнейших государств на евразийском пространстве, в том числе в рамках российской государственности. Ядром нового типа интеграционного объединения на постсоветском пространстве стал Таможенный союз между Российской Федерацией, Республикой Беларусь и Республикой Казахстан.

Работа содержит 1 файл

kursovaya_rabota_1.doc

— 574.00 Кб (Скачать)

Вместе с тем ТС и ЕЭП остаются открытыми для  присоединения других государств, прежде всего, членов ЕврАзЭС. Последние (Киргизия и Таджикистан) имеют для этого необходимые правовые основания, зафиксированные в основополагающих договорах ЕврАзЭС и ТС. Нынешнее руководство Киргизии официально обратилось в Высший орган ТС с заявлением о присоединении. Объективно в участии в ТС и ЕЭП жизненно заинтересована Украина, экономика которой связана с ними тысячами кооперационных связей и наиболее важными  рынками. Приводимые ниже результаты исследований доказывают экономическую целесообразность присоединения указанных государств к ТС и ЕЭП15.

Рассмотрим прогнозируемые результаты участия Кыргызской республики в Таможенном союзе. Интеграционные процессы со странами ЕврАзЭС являются для Кыргызстана приоритетными. В общем объеме внешней торговли республики страны Таможенного союза занимают 44,9%. Наибольший вес в товарообороте Кыргызской республики занимает Россия. Вступление в Таможенный союз укрепит внешние границы республики и улучшит условия жизни и труда около полумиллиона граждан, работающих в России и Казахстане. В результате проведенного сопоставления таможенного тарифа Кыргызской Республики (далее - ТТ КР) и ЕТТ ТС, из 10881 ставок ТТ КР 3655 (34%) совпадает со ставками ЕТТ ТС, 2284 (21%) ставок Кыргызской республики может приравнять к ставкам ЕТТ ТС не нарушая обязательств перед ВТО, 4696 (43%) ставок не совпадают с ЕТТ ТС, 241 (2%) несравнимы из-за различных видов ставок. Средняя ставка ЕТТ ТС составляет около 10,7 %, средняя ставка ТТ КР составляет около 5%, средняя возможная ставка ТТ КР с учетом обязательств перед ВТО составляет 7,7 %, таким образом при принятии в полном объеме ЕТТ ТС без изъятий, среднее увеличение ставки для КР сверх обязательств перед ВТО составит около 3 %.16

Увеличение средних  тарифных ставок, а также таможенное администрирование в соответствии с ТК ТС, может позволить увеличить доходы госбюджета КР от взимания ввозных таможенных пошлин и НДС с ввозимых товаров примерно в 1,5 раза и более, в зависимости от доли КР в распределении ввозных таможенных пошлин и объемов импорта из КНР в новых условиях.

Необходимо отметить, что после присоединения Кыргызской республики к ТС возможно существенное сокращение импорта в Кыргызскую республику из-за отмены упрощенного порядка декларирования и повышения ставок ввозных таможенных пошлин. Неприсоединение Кыргызской республики к ТС может также повлечь значительное снижение объемов импорта товаров, которые в настоящее время реэкспортируются в Республику Казахстан и Россию, в связи усилением таможенного контроля на внешнем контуре границы ТС и применения к ним ставок ЕТТ ТС.

Вместе с этим, присоединение  к ТС также будет иметь долгосрочные экономические последствия для  экономики Кыргызской республики. Их основой будет являться то, что Кыргызская республика станет составной частью крупного регионального экономического объединения – Таможенного союза и ЕЭП. Данное обстоятельство повысит инвестиционную привлекательность КР, так как для её товаров будет стабильный рынок, состоящий из государств-членов ТС и к ним не будут применяться какие-либо ограничения.

Присоединение Кыргызской республики к ТС положительно скажется на производстве и экспорте сельхозпродукции, текстильных изделий, стройматериалов, так как они станут более конкурентоспособными по сравнению с аналогичными товарами из КНР, в связи со взиманием с последних ввозных таможенных пошлин по ставкам ЕТТ ТС, и будут обладать устойчивым рынком сбыта. Также это создаст предпосылки, снизит риски и повысит предсказуемость для долгосрочных инвестиций в экономику КР, в частности в электроэнергетику и транспорт, так как экономические отношения в этих областях будут в значительной мере урегулированы на уровне ЕЭП. В целом можно ожидать роста ВВП и увеличения экспортного потенциала Кыргызской республики на 20-25 %.17

Юридически для вступления в Таможенный союз и Единое экономическое пространство Кыргызстану необходимо присоединиться ко всем международным договорам в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства. Порядок вступления в силу международных договоров отражен в соответствующем Протоколе о порядке вступления в силу международных договоров, направленных на формирование договорно-правовой базы Таможенного союза, выхода из них и присоединения к ним.

Оценим экономический эффект участия Украины в ТС. Согласно результатам имеющихся макроэкономических исследований, участие Украины в Таможенном союзе и ЕЭП даст полуторократное увеличение макроэкономического эффекта его создания и качественное расширение возможностей развития высокотехнологических отраслей промышленности, создававшихся в рамках единого народнохозяйственного комплекса РСФСР и УССР. Для Украины это участие даст около трети прироста ВВП в 10-летней перспективе, обеспечит выживание и развитие критически зависимых от российского рынка машиностроительного, агропромышленного и химико-металлургического комплексов, составляющих основу украинской экономики.

Экономика Украины остается в кризисном состоянии, чреватым социальным взрывом. Нынешнее состояние  платежного баланса и государственного бюджета обрекают украинское население на дальнейшее падение уровня жизни, а правительство – на наращивание государственного долга. При этом внутренние возможности экономического роста крайне ограничены, а имеющийся инвестиционный потенциал явно недостаточен для модернизации и повышения конкурентоспособности экономики. Это вынуждает украинское руководство активно искать внешние источники для поддержания и развития экономики.

В отличие от ЕС, Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана может их предоставить немедленно, открыв доступ на свои рынки, а также предоставив необходимые для балансировки бюджета займы. Присоединение Украины к Таможенному союзу обеспечит ей улучшение условий торговли на 7-8 млрд.долл.в год, а также создаст возможности запуска крупномасштабных совместных проектов в авиационной, ракетно-космической, атомной промышленности, химико-металлургическом и агропромышленном комплексах, что даст мощный импульс для экономического роста.

Доступ к российским энергетическому и сырьевому  рынкам позволит привести ценовые пропорции к нормальному для украинской экономики уровню. И наоборот, сохранение экспортных пошлин и контрактных цен на газ на нынешнем уровне, а также существующих торговых барьеров обрекает основные отрасли украинской экономики на банкротство, значительную часть населения – на безработицу и нищету, а политическое руководство - на неизбежную утрату власти.

Перед принятием политических решений о создании ТС ведущими научными институтами России, Украины, Белоруссии и Казахстана были проведены расчеты  макроэкономического эффекта формирования Таможенного союза и Единого экономического пространства, проведенные по совмещенной модели межотраслевых балансов государств-участников. Они показали, что интеграционный эффект позволяет преодолеть тенденцию к снижению темпов экономического роста. Согласно расчетам, к 2015 году наибольший эффект от активизации интеграционного процесса получают Россия и Украина – 16,8%-17,1% современного уровня ВВП. Для всех стран ЕЭП эффект взаимной экономической интеграции весьма значителен18.

Прогнозировавшаяся еще  до глобального финансового кризиса  высокая эффективность создания ТС и ЕЭП была подтверждена на практике первыми тремя годами функционирования Единой таможенной территории трех из четырех перечисленных государств. Охарактеризованный выше рост взаимной торговли даже превзошел ожидания ученых. Во многом успешное завершение создания ТС в установленные сроки способствовало смягчению последствий кризисного сокращения международной торговли в период глобального кризиса и существенно улучшило условия посткризисного восстановления экономики.

Украина, оставшаяся в  стороне от интеграционных процессов, оказалась наиболее пострадавшей европейской  страной, одним из мировых лидеров  по глубине падения объемов ВВП  и промышленного производства. До сих пор, в отличие от государств-членов ТС, она так и не вышла на достигнутый в советское время уровень этих показателей. И наоборот, имеющая более уязвимую структуру экономики Белоруссия, активно и полномасштабно участвуя во всех интеграционных процессах, к настоящему времени превзошла этот уровень почти вдвое.

Активизация интеграционного процесса по созданию ЕЭП России, Белоруссии, Казахстана и Украины имеет высокую экономическую эффективность, как для всех интегрируемых стран в целом, так и для каждой из этих стран в отдельности. Суммарный интеграционный эффект, измеряемый дополнительным производством валового внутреннего продукта, к 2015 г.составляет примерно 400 млрд.долл. Если с 2005 по 2015 г.г.при сохранении существующего уровня интеграционного взаимодействия суммарный ВВП четырех стран возрастет на 65%, то при ускорении интеграционного процесса его объем увеличится более чем в 1,8 раза. При этом каждая из стран будет иметь значительный интеграционный эффект. Россия за счет интеграционного фактора получит дополнительно 16,8 от современного уровня ВВП, Украина - 17%, Беларусь - 16%, Казахстан - 14,7%.

Таким образом,  существует объективная целесообразность углубления и расширения ядра единого евразийского экономического пространства, создаваемого на базе Таможенного союза Беларуси, Казахстана и России.

Заключение

 

Таможенный союз ЕврАзЭС  – новая форма торгово-экономической  интеграции бывших союзных государств. В настоящее время в Таможенный союз входят три страны: Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация. В пределах единой таможенной территории не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, за исключением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. В рамках Таможенного союза применяется единый таможенный тариф и другие единые меры регулирования торговли товарами с третьими странами.

На протяжении 2007-2009 годов  шла активная работа по созданию нормативной  базы, на основании которой должен работать Таможенный союз. Базовым документом, регулирующим таможенные правоотношения в рамках ТС, является Таможенный кодекс Таможенного союза, который был принят в соответствии с международным договором государств-участников. В дополнение к действующему национальному законодательству появились дополнительно два уровня регулирования: международные соглашения государств-участников Таможенного союза и решения Комиссии таможенного союза.

Комиссия Таможенного  союза принимает решения по вопросам практической реализации норм таможенного  регулирования: порядок декларирования и форма таможенной декларации, некоторые вопросы применения таможенных процедур, формы документов для таможенных целей, порядок ведения реестров лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела. Установлен механизм зачета средств, относящихся к уплате импортной таможенной пошлины.

На национальном уровне таможенные правоотношения регулируются федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями  Правительства России, а также  нормативными правовыми актами Федеральной таможенной службы Российской Федерации (ФТС России). 

С 1 июля 2010 года Таможенный союз функционирует в формате  трех стран, причем анализ целевой стратегии  развития Таможенного союза позволяет  сделать вывод, что именно в рамках Таможенного союза государств России, Беларуси и Казахстана формируются предпосылки по созданию реального экономического союза и в 2012 году планируется образование Единого экономического пространства.

В целом изменения, связанные  с формированием Таможенного  союза, можно рассматривать как позитивный шаг навстречу новым возможностям объединенного рынка. В среднесрочной перспективе выбранная экономическая стратегия выведет страны-участницы на принципиально новый уровень и сделает Таможенный союз мощным политико-экономическим образованием, которое способно изменить жизнь не только стран СНГ, но и стать достойным и равноправным деловым партнером стран Евросоюза.

Таможенный союз Беларуси, Казахстана и России создан в соответствии с общепризнанными международными нормами: с единой системой регулирования внешнеторговой деятельности, с единым таможенным тарифом и единой таможенной территорией, составляемой из территории Беларуси, Казахстана и России. Участники Таможенного союза являются друг для друга важными торговыми партнерами, и их взаимные внешнеэкономические связи характеризуются высокими темпами роста. Устранение тарифных барьеров во взаимной торговле улучшило условия для деятельности хозяйствующих субъектов: позволило сократить время, транспортные издержки и расходы по оформлению таможенных документов.

Список использованных ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативно-правовые акты

  1. Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция)» (Заключена в г. Киото 18.05.1973) (с изм. и доп. от 26.06.1999) //Собрание законодательства РФ. 8 августа 2011 г. N 32. Ст. 4810.
  2. Федеральный закон  «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 08.12.2003 N 164-ФЗ  (ред. от 06.12.2011) // Российская газета, N 254, 18.12.2003 .//  http://www.pravo.gov.ru, 07.12.2011)
  3. Федеральный закон  »О таможенном регулировании в Российской Федерации» от 27.11.2010 N 311-ФЗ  (ред. от 06.12.2011 N 409-ФЗ) // Российская газета, N 269, 29.11.2010; 07.12.2011.
  4. Закон РФ  «О таможенном тарифе» от 21.05.1993 N 5003-1  (ред. от 06.12.2011)  // Российская газета, N 107, 05.06.1993, http://www.pravo.gov.ru - 07.12.2011).
  5. Таможенный кодекс Таможенного союза  (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17)  (ред. от 16.04.2010) //  Собрание законодательства РФ, 13.12.2010, N 50, ст. 6615.
  6. Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве  (подписан в г. Москве 26.02.1999) // Бюллетень международных договоров, N 12, 2001.
  7. Договор «О Комиссии таможенного союза» от 6 октября 2007 г. // Собрание законодательства РФ - № 12.- 21.03.2011. – с. 1553.
  8. Договор о зоне свободной торговли  (подписан в г. Санкт-Петербурге 18.10.2011) //Собрание законодательства РФ", 01.10.2012, N 40, ст. 5340
  9. Решение N 9 Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества «Об этапах и сроках формирования единой таможенной территории Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации»//Официальный сайт Таможенного союза. URL: http://www.tsouz.ru (дата обращения: 10.11.2012).
  10. Решение Комиссии Таможенного союза  «О едином таможенно-тарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации» от 27.11.2009 N 130  (ред. от 20.06.2012) //Российская газета», N 227, 30.11.2009..http://www.tsouz.ru/ - 12.07.2012.
  11. Решение Комиссии Таможенного союза «О новой редакции единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и Единого таможенного тарифа Таможенного союза»  (вместе с «Единым таможенным тарифом Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации (ЕТТ ТС)»)  от 18.11.2011 N 850  (ред. от 16.07.2012) // http://www.tsouz.ru.
  12. Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан «О едином таможенно-тарифном регулировании» от 25.01.2008. //Бюллетень международных договоров», N 10, октябрь, 2010.
  13. Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан «О вывозных таможенных пошлинах в отношении третьих стран» от 25.01.2008  // Консультант Плюс
  14. Соглашение об организации обмена информацией дл<span class="dash0422_0435_043a_0441_0442_0020_0441_043d_043e_0441_043a_0438_002c_0422_0435_043a_0441_0442_0020_0441_043d_043e_0441_043a_0438_0020_0417_043d_0430_043a2_002c_0422_0435_043a_0441_0442_0020_0441_043d_043e_0441_043a_0438_0020_0417_043d_0430_043a_0020_0417__Char" style=" font-size: 14pt; text-decoration:

Информация о работе Таможенный союз Белоруссии, России и Казахстана: этапы образования и основные характеристики