Таможенный союз ЕС

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 20:29, доклад

Описание работы

Как видно, в определении ГАТТ фигурируют внутренняя (а) и внешняя (б) составляющие таможенного союза. Однако характеристики таможенного союза согласно Генеральному соглашению с точки зрения авторов Договора об учреждении ЕС не являются достаточными для обеспечения свободы передвижения товаров и построения общего рынка. Требования статей Договора об учреждении ЕС о запрещении таможенных пошлин и равнозначных сборов во взаимной торговле государств–членов, а также об установлении общего таможенного тарифа для торговли с третьими странами, дополняются условиями о запрещении количественных ограничений и любых равнозначных мер в товарообороте внутри Сообщества.

Работа содержит 1 файл

таможенный союз ес.docx

— 39.55 Кб (Скачать)

антидемпинговые и компенсационные пошлины;

сборы, имеющие равнозначный эффект;

налоги  с оборота (налог на добавленную  стоимость);

акцизы.

От таможенных платежей необходимо отличать таможенные сборы: сборы за таможенное оформление и другие аналогичные сборы, а  также взимаемые в силу пересечения  товарами таможенной границы. Но их правовой основой являются национальные нормы  государств-членов, действующие в  пределах, допускаемых правом ЕС. Таможенные сборы не поступают в бюджет Сообщества. 

3.1. Таможенные пошлины  в ЕС. Классификация  таможенных пошлин

Цель  взимания таможенных пошлин имеет, во-первых, защитный характер: пошлины защищают национальных товаропроизводителей. Во-вторых, пошлины могут взиматься в  фискальных целях, обеспечивая доходы в национальный бюджет. В тех случаях, когда последняя причина является преобладающей, речь идет о таможенных пошлинах фискального характера. В  Европейском Сообществе, также как  и в других экономически развитых странах, преобладающей причиной сбора таможенных пошлин в современный период является их защитная (регулятивная) функция. Достаточно непросто классифицировать таможенные пошлины. Существует распространенное мнение, что пошлины аналогичны косвенным налогам, поскольку стоимость уплаченной таможенной пошлины переносится на стоимость товара при его дальнейшем обороте и, в конечном счете, выражается в цене товара при его продаже конечному потребителю. Тем не менее, в отличие от традиционных налогов с оборота, таможенная пошлина взимается только с импортера (экспортера) товара, независимо от того, является ли он конечным потребителем или ввозит товары для их дальнейшего оборота внутри страны. Не существует также и системы возврата уплаченных импортных пошлин при последующем вывозе товара (подобно системе НДС), более того, в ряде случаев взимается еще и экспортная пошлина. Другие отличия от косвенных налогов: разная ставка пошлины для разных товаров; возможность освобождения (полного или частичного) от уплаты.

Существует  несколько критериев  классификации таможенных пошлин:

I. По характеру внешнеторговой сделки различают импортные и экспортные пошлины. В настоящее время в ЕС экспортные пошлины используются в редких случаях (в основном для сырьевой продукции), поскольку их взимание противоречит принципам ГАТТ/ВТО.

II. По способу установления ставки:

- Адвалорные пошлины (от лат. ad valorem) фиксируются в виде процента с цены облагаемого товара. В настоящее время основная масса таможенных пошлин, взимаемых в ЕС, относится к адвалорным. Подобный способ установления размеров импортных и экспортных пошлин связан с повышением роли регулятивной (защитной) функции таможенной пошлины: он позволяет более справедливо регулировать внешний товарооборот в условиях формирования общего рынка. Переход на адвалорный способ взимания пошлин поддерживается также международными торговыми организациями и соглашениями (в частности, правилами ВТО).

- Специфические пошлины – их ставка устанавливается в зависимости от каких-либо специфических качеств товара (веса, объема, мощности и др.), но не от цены этого товара (примеры: соль – 2,6 евро/1000 кг; шампанские вина – 32 евро/литр; винный уксус – 6,4 евро/литр). Подобный способ обложения товаров позволяет избежать колебаний в поступлении средств в казну при значительных изменения рыночной стоимости товаров, а также уклонения от уплаты пошлин путем искусственного занижения фактурной цены товара при его импорте или экспорте.

- Смешанные (альтернативные) пошлины сочетают в себе способы исчисления ставки, используемые для специфических и адвалорных пошлин. Чаще всего используются в случаях недостаточной эффективности адвалорных пошлин в целях предотвращения возможности искусственного занижения цены облагаемого товара.

Особым  видом таможенных пошлин в ЕС являются сельскохозяйственные пошлины. Их цель – реализация требований общей сельскохозяйственной политики Сообщества. До второй половины 90-х годов Сообщество использовало особую систему компенсационных  сельскохозяйственных сборов, принцип  которых – повышение стоимости  ввозимых продуктов до уровня стоимости  аналогичных продуктов внутри Сообщества. Однако под влиянием ВТО такие  компенсационные сборы были заменены сельскохозяйственными пошлинами (как  правило, адвалорными), взимаемыми либо вместо пошлин, установленных в Общем  таможенном тарифе, либо в дополнение к ним (так называемые «дополнительные  пошлины»). Сельскохозяйственные пошлины  отличаются весьма высокими ставками – до 200%. Таможенный Кодекс ЕС приравнивает сельскохозяйственные пошлины к  таможенным пошлинам, устанавливая общие  правила их взимания.

Разновидность сельскохозяйственных пошлин – сезонные пошлины, применяются для некоторой  сельскохозяйственной продукции с  целью защиты сельхозпроизводителей  Сообщества в период продажи их продукции. Примеры: картофель – повышенная пошлина в период с 16 мая по 30 июня; клубника – повышенная пошлина в  июле.

По целям  взимания таможенные пошлины делятся  на обычные (основанные на таможенном тарифе) и специальные. К последним относятся антидемпинговые и другие защитные пошлины. Защитные пошлины в ЕС являются инструментом общей торговой политики и служат для защиты интересов товаропроизводителей Сообщества в случаях дешевого импорта из третьих стран. Нормативно-правовые акты ЕС, регулирующие применение защитных пошлин, приведены в полное соответствие с нормами и принципами ГАТТ/ВТО. Защитные пошлины вводятся как средство противодействия так называемой «несправедливой торговой практике», к которой относятся:

- демпинговый  экспорт, наносящий серьезный  ущерб производителям в Сообществе (антидемпинговые пошлины);

- субсидирование  экспорта в странах-экспортерах  (компенсационные пошлины);

- несоблюдение  странами – торговыми партнерами  ЕС своих международных обязательств (репрессивные пошлины).

- Защитные  пошлины вводятся решениями Совета. Правовыми основаниями их применения  могут являться:

  • - Антидемпинговый регламент (384/96), ст. 5;
  • - Антисубсидиарный регламент (2026/97), ст. 10;
  • - Регламент о торговых барьерах (3286/94), ст. 4.

- С целью  облегчения таможенного оформления  товаров в ЕС используются  так называемые усредненные пошлины. 

Общий таможенный тариф  предусматривает  усредненную пошлину  в 3,5% на товары:

- пересылаемые одним физическим лицом другому физическому лицу, либо

- содержащиеся в багаже пассажиров;

- при  условии, что ввоз этих товаров  не имеет коммерческих целей;

- среди  товаров нет табачных изделий;

- совокупная  стоимость товаров не превышает  350 евро.

Усредненные пошлины также используются для  партий товаров, соответствующих различным  тарифным подгруппам, если отдельная  классификация каждого товара вызывает непропорционально большой объем  работы и расходы. Применение усредненной  пошлины производится по запросу  декларанта и с согласия таможенного  органа.

Следуя  договоренностям, достигнутым в  ходе нескольких раундов торговых переговоров  в рамках ГАТТ и ВТО, Сообщество последовательно  снижает ставки импортных пошлин. По данным ВТО, средняя ставка пошлин в ЕС в 1999 г. составляла 6,9%, причем, для сельскохозяйственной продукции средняя ставка равнялась 17,3%, для остальных товаров (кроме бензина) – 4,5%. Разница между минимальной и максимальной ставками пошлин составляла: для сельскохозяйственной продукции от 0 до 236,4%, для остальной продукции от 0 до 26%. Кроме того, значительный ряд товаров получает в Сообществе тарифные преференции.

Таможенный  кодекс ЕС приравнивает к таможенным пошлинам сборы, имеющие равнозначный эффект, что позволяет распространить нормы таможенного права Сообщества на различные сборы, применяемые  Сообществом и государствами-членами  вне рамок общей торговой политики. При квалификации таких сборов Суд  ЕС уделяет ключевую роль эффекту (последствиям) сборов, а именно – приводит ли применение сбора к дискриминации иностранных  товаров. Согласно условиям таможенного  союза, сформулированным в Договоре о ЕС, сборы, вводимые государствами-членами  в отношении ввозимых или вывозимых  товаров, при наличии эффекта, равнозначного  таможенным пошлинам, подлежат запрещению.

 3.2. Налоги с оборота и акцизы

Налоги  с оборота. Основной разновидностью налогов с оборота в странах  ЕС является налог на добавленную  стоимость. Характер НДС предполагает, что товары внутреннего производства и импортируемые товары подлежат равному обложению, поэтому НДС  на импорт товаров уплачивается так  же, как и при внутреннем обороте. (Следует заметить, что с 1 января 1993 г. при ввозе товаров из одной  страны ЕС в другую основания для  обложения НДС не возникает1). Сбор НДС при импорте товаров в ЕС из третьих стран носит не дискриминационный (как импортные пошлины), а компенсационный характер, поскольку обеспечивает равенство между товарами внутреннего производства и импортируемыми. Таким образом, природу НДС можно определить как уравнительную. Косвенный характер налога подкрепляется правилом о возврате НДС при экспорте товара в соответствии с положениями Генерального соглашения о тарифах и торговле.

Несмотря  на значительные успехи в гармонизации права государств-членов в области  косвенного налогообложения, до сих  пор не решен вопрос о введении единой ставки НДС в Сообществе. Ставки НДС устанавливаются государствами-членами  самостоятельно, хотя и с соблюдением установленных в Сообществе в 1993 г. верхних и нижних границ. Поэтому, если таможенная пошлина на импортный товар может взиматься на всей таможенной территории ЕС по ставке, установленной Общим таможенным тарифом, то НДС должен взиматься по ставке, действующей в стране-импортере. Такая ситуация во многом противоречит свободе передвижения товаров в Сообществе, поскольку ограничивает возможности импортеров Сообщества при выборе места таможенного оформления товаров.

Акцизы. Если НДС является общим налогом с оборота, то акцизы представляют собой пример специального потребительского налога, так как налагаются только на отдельные виды товаров, пользующихся особым спросом на внутреннем рынке. В ЕС к категории подакцизных товаров относятся пиво, вино, крепкие спиртные напитки, минеральные масла, некоторые виды топлива, табачные изделия, некоторые предметы роскоши. В отношении облагаемых товаров акцизы также носят уравнительный характер, поскольку распространяются и на внутренние, и на импортируемые товары данной категории. Аналогично НДС, с 1 января 1993 г. акцизы не взимаются при ввозе подакцизного товара из одной страны ЕС в другую, но взимаются при импорте подакцизных товаров на таможенную территорию ЕС. Ставки акцизов устанавливаются государствами-членами на основе гармонизированных правил. В отличие от НДС и таможенных пошлин, которые преимущественно являются адвалорными, (то есть, исчисляемыми в процентах от таможенной стоимости товара), акцизы, как правило, представляют собой специфические сборы: они исчисляются в фиксированной ставке на единицу товара (массы товара, содержания алкоголя и т. п.). При экспорте подакцизных товаров стоимость акцизов, аналогично НДС, возвращается экспортерам, что предусмотрено правилами ГАТТ.

 3.3. Таможенные сборы

Таможенное  законодательство ЕС допускает, в ряде случаев, взимание таможенными органами государств-членов таможенных сборов в качестве платы за дополнительные услуги, оказываемые по запросам декларантов. К таким услугам относятся:

- анализ  и экспертная оценка образцов  товаров, а также их почтовая  пересылка при запросах по  применению таможенного законодательства;

- хранение  товаров на складах временного  хранения сверх установленных  сроков;

- проверка  товара импортером до представления  таможенной декларации;

- уничтожение  товара, если это влечет расходы  таможенных органов;

- проверка  товаров с целью верификации,  если это влечет расходы таможенных  органов;

- проведение  таможенного оформления в нерабочее  время или вне установленных  для этого мест.

Условия взимания таможенных сборов:

- недискриминация товаров,

- реальность  предоставления услуг,

- соизмеримость  суммы сборов и стоимости услуг.

Информация о работе Таможенный союз ЕС