Тарифные льготы

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 14:55, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – рассмотреть и проанализировать тарифные льготы в механизме государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.
Для реализации намеченной цели необходимо решение следующих задач:
1) Изучить и проанализировать нормативно-правовую и специальную литературу по теме исследования;
2) Дать понятие и характеристику тарифных льгот;

Содержание

Введение
Глава 1. Тарифные льготы как инструмент обеспечения эффективности внешнеэкономических связей
1.1 Понятие и характеристика тарифной льготы
1.2 Виды тарифных льгот
Глава 2. Порядок предоставления и правовое регулирование тарифных льгот
Заключение
Список использованной литературы
Приложение 1

Работа содержит 1 файл

Тарифные льготы.rtf

— 293.66 Кб (Скачать)

Перечень товаров, освобождаемых от уплаты налогов (НДС и акцизов) по отношению к перемещаемым через границу товарам устанавливается Налоговым кодексом РФ (ст. 150,183). Кроме того, и в ТК РФ указываются основания освобождения от их уплаты. К ним, как правило, относятся условия определенных таможенных режимов. Примером тому может служить норма ст. 215 ТК РФ: таможенный склад - таможенный режим, при котором ввезенные на таможенную территории Российской Федерации товар хранятся под таможенным контролем без уплаты таможенных пошлин, налогов.

В таможенном законодательстве также предусмотрены случаи предоставления льгот по таможенным сборам. Так, согласно ч. 1 ст. 357-9 ТК РФ сборы за таможенное оформление не взимаются в отношении гуманитарной помощи; товаров, перемещаемым представительствами иностранных государств; временно ввозимых (вывозимых) культурных ценностей; товаров, перемещаемых для личного пользования в пределах установленных ограничений, и др.21

Затрагивая вопрос о таком виде таможенных платежей, как сборы за таможенное оформление, следует изложить позицию о необходимости их отмены. Общий принцип взимания сборов как обязательных платежей гласит: они должны покрывать издержки субъекта, в данном случае - стоимость трудозатрат должностных лиц таможенных органов, связанных с производством таможенного оформления и таможенного контроля. Однако таможенные органы - в первую очередь государственные органы. Они созданы для того, чтобы осуществлять данные таможенные процедуры, а за их совершение должностные лица таможенных органов получают заработную плату за счет средств федерального бюджета.

Целевой характер указанного вида таможенных платежей предполагает, что полномочия таможенных органов в данной части должны оплачиваться физическими и юридическими лицами. При этом осуществление таможенного оформления - лишь одна из функций таможенных органов, предусмотренных ст. 403 ТК РФ. Следуя логике законодателя, лица, перемещающие через таможенную границу товары и транспортные средства, должны оплачивать и другие направления деятельности таможенных органов. Почему бы в этом случае не ввести сборы за осуществление таможенного контроля, за взимание таможенных платежей, за валютный контроль, за ведение таможенной статистики и т.д.? Сравнив аналогичную деятельность таких фискальных органов, как налоговые органы, можно обнаружить, что они не взимают, например, сборы за подачу налоговой декларации и ее проверку. Такой вид платежа не предусмотрен налоговым законодательством и выглядит достаточно абсурдно. Кроме того, существование сборов за таможенное оформление усиливает тяжесть бремени обложения подконтрольного субъекта таможенными платежами.

Вопрос правомерности уплаты таможенных сборов являлся и предметом рассмотрения судебных органов22, однако не в силах изменить законодательную норму, они признали их взимание легитимным. Суд пришел к выводу, что таможенные сборы подлежат уплате при каждом факте оказания таможенным органом публично-правовых услуг - принятия, проверки и оформления таможенной декларации. Каждое декларирование товара должно сопровождаться уплатой таможенного сбора.

Нормами международного права и актами таможенного законодательства ряда зарубежных государств введение сборов за таможенное оформление не предусмотрено. Исходя из изложенного, представляется целесообразным отмена такого вида таможенных платежей, как таможенные сборы за таможенное оформление товаров23.

Подводя итог всему сказанному, сделаем следующий вывод.

Порядок, случаи и формы предоставления тарифных льгот установлены в Законе «О таможенном тарифе». При регламентировании определенных случаев предоставления льгот в Законе содержатся ссылки на международные договоры и соглашения, законодательные акты РФ.

В целях повышение уровня эффективности реализации льготной политики в области таможенного дела предопределяет необходимость решения двух основных задач: совершенствование правового обеспечения данной области отношений и оптимизация таможенного администрирования. Эти два направления тесно взаимосвязаны и влияют друг на друга. Представляется целесообразным систематизировать законодательство о льготах, инкорпорировать по тематическому принципу нормативные акты и опубликовать их для всеобщего сведения и контроля над соблюдением.

В данной связи предлагается внести в ТК РФ норму, в которой следует отразить все виды льгот в таможенной сфере. Такая статья может занять свое место в гл. 2 Кодекса «Основные принципы перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу». В этой главе содержится, например, ст. 13 «Соблюдение запретов и ограничений при перемещении товаров через таможенную границу», а также установление запрета на пользование и распоряжение товарами и транспортными средствами во время таможенного оформления (ст. 15). Поэтому было бы логичным с целью установления баланса между публичными и частными интересами внести в нее и положения о льготах в области таможенного дела.

В данной связи требуется дальнейшая дифференциация льгот, их глубокая специализация. В настоящее время наблюдается более или менее четкое разграничение в установлении финансово-правовых льгот в области таможенного дела. Лицо, заинтересованное в получении льгот по уплате таможенной пошлины, обращается к Закону «О таможенном тарифе», а по налогообложению в области таможенного дела - к Налоговому кодексу РФ.

Важно также ввести в действие механизм реализации льгот. Законодательные положения, в которых установлены права субъектов на получение льгот, должны коррелировать обязывающим нормам, которыми субъектам предписаны полномочия по претворению в жизнь этих льгот.

 

Заключение

 

В работе нами рассмотрены тарифные льготы в механизме государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.

Подводя итог вышесказанному можно сделать следующие выводы.

Тарифные льготы являются одним из элементов института институтов таможенного права и входят в сложную систему таможенных льгот.

Тарифные льготы касаются только таможенного обложения и связаны с уплатой таможенных платежей. Традиционно льготы по уплате таможенной пошлины делят на две группы: тарифные льготы и тарифные преференции.

Законодательное определение тарифных льгот и преференций закреплено в Законе РФ «О таможенном тарифе».

Под тарифной льготой в законе понимается предоставляемая на условиях взаимности или в одностороннем порядке при реализации торговой политики Российской Федерации льгота в отношении товара, перемещаемого через таможенную границу Российской Федерации, в виде возврата ранее уплаченной пошлины, освобождения от оплаты пошлиной, снижения ставки пошлины, установления тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товара.

Тарифные преференции - это льготы, предоставляемые на условиях взаимности или в одностороннем порядке при реализации торговой политики Российской Федерации в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, в виде освобождения от оплаты пошлиной, снижения ставок пошлин либо установления тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) в зависимости от страны происхождения товаров.

Отличие тарифных льгот от преференции, прежде всего, состоит в том, что их предоставление осуществляется в разных формах. Также предоставление тарифных преференций, прежде всего, зависит от страны происхождения товара. Для решения вопроса о возможности использования тарифных льгот необходимо определить иные критерии, такие, например, как временно ли и под каким режимом ввозится товар, в каких целях ввозится товар и т.д. То есть тарифные льготы, и тарифные преференции также отличаются и по основаниям предоставления.

К основным видам тарифных льгот относятся: возврат ранее уплаченной таможенной пошлины; освобождение от уплаты таможенной пошлины; снижение ставки таможенной пошлины; установление тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товара. Эти виды тарифных льгот нашли правовое закрепление в Законе «О таможенном тарифе». Законом установлены порядок, случаи и формы их предоставления. При регламентировании определенных случаев предоставления льгот в Законе содержатся ссылки на международные договоры и соглашения, законодательные акты РФ. Закон РФ «О таможенном тарифе» также установил исключительную прерогативу Правительства РФ по предоставлению тарифных льгот и преференций. Решения Правительства РФ по указанным вопросам оформляются принятием постановления или распоряжения.

Основной целью предоставления тарифных льгот является успешная реализация торговой политики Российской Федерации.

В целях повышение уровня эффективности реализации льготной политики в области таможенного дела предопределяет необходимость решения двух основных задач: совершенствование правового обеспечения данной области отношений и оптимизация таможенного администрирования. Эти два направления тесно взаимосвязаны и влияют друг на друга. Представляется целесообразным систематизировать законодательство о льготах, инкорпорировать по тематическому принципу нормативные акты и опубликовать их для всеобщего сведения и контроля над соблюдением.

 

Список использованной литературы

 

Нормативно правовые акты

1. О ратификации Протокола о предоставлении тарифных льгот: ФЗ от 28.11.2009 г. № 302 - ФЗ /Российская Федерация. Законы // Бюллетень международных договоров. - 2010. - № 3. - С. 76.

2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 2 от 31 июля 1998г. № 146-ФЗ (в ред. 01.03.2007) // СЗ РФ. - 1998. - № 31. - Ст. 3824.

3. Таможенный кодекс Российской Федерации от 28.05.2003 № 61-ФЗ (ред. от 28.11.2009) // СЗ РФ. - 2003. - № 22. - Ст.2066; 2008. - № 26. - Ст.3022.

4. Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 28 декабря 2003 г. № 164-ФЗ (в ред. от 02.02.2006 № 19-ФЗ) // Парламентская газета. - 2003. - 16 декабря.

5. Федеральный закон «О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами» от 14 апреля 1998. № 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1998. - №16. - Ст. 1798.

6. Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 09.07.1999 № 160-ФЗ (ред. от 29.04.2008) // СЗ РФ. - 1999. - №28. - Ст.3493.

7. Закон РФ от 21 мая 1993 г. № 5003-I «О таможенном тарифе» (с изм. от 28.06.2009 г.) // Российская газета. - 1993. - 5 июня.

8. Указ Президента РФ от 30 ноября 1995 г. № 1199 «О таможенных льготах».

9. Приказ ГТК России от 25 декабря 2003 г. № 1539 «О предоставлении тарифных преференций» // Таможенный вестник. - № 4. - 2004.

10. Письмо ФТС РФ от 16 октября 2008 года № 05-17/43190 «О предоставлении льгот по уплате таможенных платежей» // Таможенный вестник. - 2008. - №10. - С.10-16.

 

Учебная и специальная литература

11. Арутюнян, Г.В. Правовое регулирование таможенных платежей: Учебное пособие /Г.В. Арутюнян. - М.: ИНФРА - М, 2007. - 451с.

12. Бакаева, О.Ю. Институт льгот в таможенном праве /О.Ю. Бакаева // Таможня. - 2007. - №1. - С.22-27.

13. Бакаева, О.Ю., Кочубей К.С. Льготы в таможенном законодательстве /О.Ю. Бакаева, К.С. Кочубей // Право и экономика. - 2008. - №5. - С. 94 - 103.

14. Ершов, А.Д., Сизова, К.А. Льготы и преференции в таможенном деле: Учебное пособие / А.Д. Ершов., К.А. Сизова. - Спб., 2006. - 219с.

15. Козырин А.Н. Комментарий к Закону Российской Федерации «О таможенном тарифе». - М.: Легат. - 2007. -277с.

16. Комментарий к Таможенному кодексу РФ / Под ред. А.Н. Козырина. - М.: Проспект, 2007. - 433с.

17. Козырин, А.Н. Правовое регулирование таможенно-тарифных льгот /А.Н. Козырин // Налоговый вестник. - 1998. - № 9.

18. Корчажкина, Н.П. К вопросу об особенностях таможенно-тарифного регулирования в Российской Федерации // Современные проблемы экономики и управления народным хозяйством. - СПб., 2006. - С. 46.

19. Миляков, Н.В. Таможенная пошлина /Н.В. Миляков. - М.: Финансы и статистика, 2004. - 256с.

20. Свинухов, В.Г. Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности: Учебное пособие /В.Г. Свинухов. - М., 2006. - 287с.

21. Таможенное право Российской Федерации. Учебник для вузов / Под ред. Б.Н. Габричидзе. - М.: Изд-во БЕК, 2008. - 466с.

22. Тимошенко, И.В. Таможенное регулирование ВЭД /И.В. Тимошенко. - М.: Б-Пресс, 2006. - 304с.

23. Трошкина, Т.Н. Тарифные льготы - порядок предоставления и правовое регулирование (анализ действующего законодательства) /Т.Н.Трошкина // Юрист. - 2007. - № 10. - С. 45 - 49.

24. Трошкина, Т.Н. Тарифные льготы - порядок предоставления и правовое регулирование /Т.Н. Трошкина // Таможня. - 2007. - №5. - С.24-29.

25. Трошкина, Т.Н. Таможенно - тарифные институты государственного регулирования внешнеторговой деятельности /Т.Н. Трошкина //Налоги и налогообложение. - 2007. - № 10. - С. 36 - 41.

26. Халипов, С.В. Таможенные льготы по действующему законодательству /С.В. Халипов // Таможенное право. - 2008. - №7. - С.29-38.

27. Халипов, С.В. Таможенные режимы и специальные таможенные процедуры (Комментарий к Таможенному кодексу РФ и краткий словарь специальной терминологии) /С.В. Халипов. - М.: ТАМОЖНЯ.РУ, 2004.

28. Хрешкова, В.В. Институт таможенно-тарифных льгот в Российской Федерации /В.В. Хрешкова // Внешнеторговое право. - 2008. - № 2. - С. 29 - 33.

29. Хрешкова, В.В. Правовое регулирование таможенных льгот: основные понятия /В.В. Хрешкова // Гражданин и право. - 2006. - № 4. - С. 27 - 31.

30. Хрешкова, В.В. Система льгот по уплате таможенных платежей /В.В. Хрешкова // Юрист. - 2007. - №10. - С.23-33.

31. Хрешкова, В. В. Таможенно-тарифные льготы в общей системе таможенных льгот /В. В. Хрешкова //Современное право. - 2006. - № 10. - С. 32 - 37.

 

Приложение 1

 

Таблица 1

Страна происхождения товара как критерий установления льгот по уплате таможенных пошлин

Страна происхождения

Вид льготы

Условия предоставления льготы

Необходимые документы


 

Страны СНГ24

Полное освобождение от уплаты таможенной пошлины

Происхождение товара - СНГ

Отправитель товара - участник ВЭД, созданный и зарегистрированный в стране СНГ

Сертификат о происхождении товара СЕ-1; Декларация о происхождении товара

Информация о работе Тарифные льготы