Тарифные льготы

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2011 в 21:49, курсовая работа

Описание работы

Таможенно-тарифные льготы являются одним из институтов таможенного права и входят в сложную систему таможенных льгот. Законодательное определение таможенных льгот отсутствует. Большинство специалистов по таможенному и финансовому праву (например, А.Н. Козырин, С.В. Халипов, М.В. Миляков, Е.В. Романова, Т.Н. Трошкина, И.В. Тимошенко) относят к таможенным льготам любые преимущества (исключения) касающиеся правил, установленные таможенным законодательством, в частности, в сфере таможенных платежей, таможенного оформления и контроля товаров.

Работа содержит 1 файл

основная.docx

— 40.52 Кб (Скачать)

     в) товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации или вывозимые  с этой территории для официального или личного пользования представителями  иностранных государств, физическими  лицами, имеющими право на беспошлинный ввоз таких предметов на основании  международных соглашений Российской Федерации или законодательства Российской Федерации;

     г) валюта Российской Федерации, иностранная  валюта (кроме используемой для нумизматических целей), а также ценные бумаги в соответствии с законодательными актами Российской Федерации;

     д) товары, подлежащие обращению в собственность  государства в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

     е) товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации и вывозимые  с этой территории в качестве гуманитарной помощи; в целях ликвидации последствий  аварий и катастроф, стихийных бедствий; учебные пособия для бесплатных учебных, дошкольных и лечебных учреждений;

     ж) товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации в качестве безвозмездной помощи (содействия), а также ввозимые на эту территорию и (или) вывозимые с этой территории в благотворительных целях по линии государств, международных  организаций, правительств, в том  числе в целях оказания технической  помощи (содействия);

     з) товары, перемещаемые под таможенным контролем в режиме транзита через таможенную территорию Российской Федерации и предназначенные для третьих стран;

     и) товары, перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации физическими  лицами и не предназначенные для  производственной или иной коммерческой деятельности в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации;

     к) оборудование, включая машины, механизмы, а также материалы, входящие в  комплект поставки соответствующего оборудования, и комплектующие изделия (за исключением  подакцизных), ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации в  счет кредитов, предоставленных иностранными государствами и международными финансовыми организациями в  соответствии с международными договорами Российской Федерации.

     Освобождение  от уплаты таможенной пошлины производится только в случаях, когда это предусмотрено  международными договорами Российской Федерации.

     Такой вид тарифной льготы, как снижение ставки пошлины, так же как и освобождение от уплаты пошлины, представляет собой  разновидность налогового кредита.

     Преференциальный  режим применяется в случае предоставления сертификата происхождения формы "А" и при условии соблюдения правила прямой отгрузки и непосредственной закупки. Вид тарифной льготы при преференциальном режиме - установление тарифных квот.

     Причина введения льгот - заинтересованность государства  в активизации внешнеэкономических  связей, эффективное осуществление  торговой политики, выполнение международных  обязательств. В целом институт льгот  есть "одна из составляющих финансовой политики государства, серьезный фактор, влияющий на экономическое состояние  налогоплательщиков и формирование бюджета" .[8]

     Льготы  при обложении товара в таможенной и налоговой сферах широко используются "для воздействия на развитие экономики, ее структурную перестройку, для создания экономической и  социальной инфраструктуры, оборонного строительства, смягчения социальной напряженности и борьбы с инфляцией».[9] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2 Механизм предоставления тарифных  льгот 

     2.1 Принципы предоставления тарифных  льгот

     В законе «О таможенном тарифе» закреплено законодательное (нормативное) определение  тарифных льгот и преференций, установлены  порядок, случаи и формы их предоставления. При регламентировании определенных случаев предоставления льгот, в  законе содержатся ссылки на международные  договоры и соглашения, законодательные  акты РФ.

     На  основе этого можно вывести первый принцип предоставления тарифных льгот: «предоставление тарифных льгот и преференций осуществляется только на основании закона».

     Кроме законодательного порядка предоставления тарифных льгот следующим по значимости следует отметить такой принцип, как «запрет индивидуализации тарифных льгот и преференций»: «Тарифные  льготы (тарифные преференции) в отношении  товаров устанавливаются настоящим  Законом и не могут носить индивидуального  характера, за исключением случаев, предусмотренных статьями 35, 36 и 37 настоящего Закона» (аб. 1 ст. 34 Закона «О таможенном тарифе»).

     Недопустимость  персональных льгот отвечает такому принципу государственного регулирования  внешнеторговой деятельности, как: равенство  участников внешнеторговой деятельности и их недискриминации, закрепленных в ст. 4 Федерального закона "О  государственном регулировании  внешнеторговой деятельности". Государство  не должно предоставлять одним субъектам  условия для внешнеторговой деятельности худшие, чем те, которые были предоставлены  другим субъектам.

     Более того, такой запрет обеспечивает также  соблюдение сразу двух конституционных  принципов: принцип юридического равенства  (ст. 19 Конституции РФ) и принцип признания и защиты равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности (ст. 8 Конституции РФ). В тоже время он не нарушает, другой, не менее важный конституционный принцип - равенство прав и свобод человека и гражданина. Принцип равенства прав и свобод гражданина не исключает наличия специальных прав, льгот и преимуществ для отдельных категорий лиц, если они установлены законом. Согласно ст. 34 предоставление льгот возможно не только в отношении отдельных категорий лиц, но и государствам.[1]

     Запрет  индивидуализации льгот также можно  выразить как принцип равенства  и дифференциации по предоставлению тарифных льгот и преференций.[20]

     Предоставление  участникам внешнеторговой деятельности определенных льгот по уплате таможенных платежей является одним из инструментов таможенно-тарифного регулирования. При реализации внешнеторговой политики уступки могут предоставляться  как на взаимной основе, так и  в одностороннем порядке. Решение  вопросов по предоставлению льгот в  первом случае должно быть основано, прежде всего, на нормах международного права  и также должно содержаться в  нормах российского законодательства, во втором - регламентации на уровне национального законодательства бывает достаточно.

     Как правило, предоставление льгот основано на условиях взаимности, так как  преобладание одностороннего порядка  экономически невыгодно для государства. Поэтому в практике зарубежных государств односторонний порядок применяется  только в отношении развивающихся  государств.

     Кроме того, взаимность - общепризнанный принцип межгосударственных отношений, в соответствии с которым государства должны строить отношения друг с другом, в том числе в торговой сфере, на взаимовыгодной, равноправной основе, с учетом законных интересов другой стороны.

     Таким образом, предоставление тарифных льгот  и преференций осуществляется в  соответствии с принципом «предоставления  льгот на условиях взаимности или  в одностороннем порядке».

     В большинстве случаев льготы предоставляются  в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, при условии соблюдения их целевого использования. Поэтому можно отметить как принцип обязательность соблюдения условий целевого использования товаров, в отношении которых установлены льготы.

     Товары  и транспортные средства, в отношении  которых представлены льготы, могут  использоваться только в тех целях, в связи с которыми предоставлены  льготы. Использование их в иных целях влечет за собой отмену соответствующей  льготы и выполнение требований таможенного  законодательства по уплате таможенных платежей и выполнение иных процедур.[21] 

     2.2 Тарифные льготы, предусмотренные  отдельными таможенными режимами 

     Тарифные  льготы применяются в отношении  товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации в соответствии со следующими таможенными режимами: реимпорт, транзит, переработка на таможенной территории, переработка под таможенным контролем, временный ввоз (вывоз), переработка  вне таможенной территории, реэкспорт.

     В соответствии с таможенным режимом  реимпорта российские товары, вывезенные с таможенной территории Российской Федерации под таможенным режимом  экспорта, ввозятся обратно в течение  десятилетнего срока без взимания таможенных пошлин.[2]

     Таможенный  режим транзита предусматривает  перемещение товаров под таможенным контролем между двумя российскими  таможенными органами, в том числе  через территорию иностранного государства, без взимания таможенных пошлин.[2]

     Таможенный  режим переработки товаров на таможенной территории заключается  в том, что иностранные товары используются в установленном порядке для переработки на российской таможенной территории с возвратом сумм ввозных таможенных пошлин при условии вывоза в соответствии с таможенным режимом экспорта продуктов переработки за пределы таможенной территории Российской Федерации.[2]

     Назначением таможенного режима переработки  товаров под таможенным контролем  является использование иностранных  товаров в установленном порядке  на таможенной территории Российской Федерации без взимания таможенных пошлин для переработки под таможенным контролем с последующим выпуском для свободного обращения или  помещением продуктов переработки под иной таможенный режим.

     Таможенный  режим временного ввоза (вывоза) предполагает предоставление тарифной льготы в виде полного или частичного освобождения от уплаты таможенной пошлины. Случаи полного освобождения от уплаты таможенных пошлин в отношении временно ввозимых товаров определяются Правительством РФ. В иных случаях, а также при  несоблюдении лицом, перемещающим товары через российскую таможенную границу, условий полного освобождения может  применяться частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин в порядке, определяемом ГТК России по согласованию с Минфином России. При частичном  освобождении за каждый полный и неполный месяц уплачивается 3% суммы, которая  бы подлежала уплате, если бы товары были выпущены для свободного обращения.[2]

     При заявлении к таможенному режиму переработки вне таможенной территории российские товары вывозятся и используются вне таможенной территории Российской Федерации с целью их переработки  и последующего выпуска продуктов  переработки в свободное обращение  на российской таможенной территории с полным или частичным освобождением  от таможенных пошлин. Полное освобождение продуктов переработки от уплаты ввозных таможенных пошлин предоставляется, если российский таможенный орган удостоверится  в том, что целью переработки  был ремонт вывезенных товаров, осуществляемый безвозмездно в силу положений законодательства или договора, кроме случаев, когда при первоначальном выпуске товаров для свободного обращения учитывалось наличие недостатка.

     Частичное освобождение от ввозных таможенных пошлин предоставляется при возмездном ремонте вывозимых товаров и  при осуществлении других операций по переработке. Суммы таможенных пошлин определяются, исходя из ставок, применяемых  к продуктам переработки, помноженных  на стоимость ремонта или других операций по переработке.

     При таможенном режиме реэкспорта иностранные  товары вывозятся с российской таможенной территории без взимания или с  возвратом ввозных таможенных пошлин.

     При ввозе на таможенную территорию Российской Федерации ввозные таможенные пошлины  не взимаются, если товары заявляются таможенному органу в качестве предназначенных  непосредственно и исключительно  для реэкспорта. Фактический вывоз  таких товаров должен быть осуществлен  не позднее шести месяцев со дня  принятия таможенной декларации. 
При вывозе реэкспортируемых товаров уплаченные ввозные таможенные пошлины подлежат возврату при условии, если:

Информация о работе Тарифные льготы