Виды таможенных платежей

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 14:33, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы определяет то, что таможенные платежи одни из важнейших статей пополнения государственного бюджета Российской Федерации. В данное время они занимают первое место в его формировании и составляют примерно сорок процентов. В государстве с нормально функционирующей экономикой это место занимают налоги, в России же это не так, поэтому тема требует особого внимания.

Содержание

Введение …………………………………………………….….…...…..….. 3
Глава 1 Понятие и виды таможенных платежей …..............................…... 5
1.1 Понятие таможенных платежей и их значение ...…………..….……... 5
1.2 Виды таможенных платежей, их классификация ….………………… 7
Глава 2 Особенности уплаты таможенных платежей …….…………..… 12
2.1 Порядок исчисления и уплаты таможенных платежей …………..…. 12
2.2 Уклонение от уплаты таможенных платежей, как объект
преступления …….……………………………………..………….….… 15
Глава 3 Правовое регулирование уплаты таможенных платежей ……… 19
3.1 Проблемы определения величины таможенных платежей …………. 19
3.2 Предоставление льгот по уплате таможенных платежей …………… 23
Заключение .…………………..…………………….………..…….……….. 26
Список использованной литературы ..……………..…….…………..……. 28

Работа содержит 1 файл

Виды таможенных платежей.doc

— 191.50 Кб (Скачать)

     по  стоимости сделки с однородными  товарами;

     вычитания стоимости;

     сложения  стоимости;

     резервный метод.

     Тем не менее, на практике в большинстве  случаев применяется первый и  шестой метод, что приводит к возникновению  ошибок при определении таможенной стоимости. Чаще всего это связано  с проблемой наличия единого  ценового пространства, а также с трудностями взаимопонимания участника внешнеэкономической деятельности и таможенных органов в процессе определения и контроля таможенной стоимости.

     Основным  методом определения таможенной стоимости является метод по цене сделки с ввозимыми товарами. Поэтому начинать оценку следует всегда с проверки применимости данного метода. При невозможности его использования применяется последовательно каждый из последующих методов. Методы вычитания и сложения могут применяться в любой очередности.

     В практической деятельности таможенные органы, практически не применяя метод определения таможенной стоимости по цене сделки с ввозимыми товарами, минуя последующие, используют резервный метод. Данное обстоятельство приводит к необоснованному изменению таможенной стоимости и, как следствие, – к увеличению сумм платежей, произведенных с нарушением законодательства.

     Определение таможенной стоимости является одной  из самых дискуссионных проблем  в таможенном деле26. Несмотря на то, что методы определения таможенной стоимости прямо закреплены в законодательстве, их применение в практической деятельности вызывает множество вопросов, как для участников экспортно-импортных операций, так и для таможенных органов.

     Мировая практика, положенная в основу системы  определения таможенной стоимости, гласит о том, что сама величина таможенной стоимости не должна зависеть от метода ее определения.

     Международные организации рассматривают таможенную оценку в качестве меры по защите отечественного производителя. Однако несовершенство ее методики влечет за собой серьезные проблемы для национальной экономики.

     Недостатки  системы таможенной оценки товаров  влекут за собой невозможность или, по крайней мере, затруднительность  для участников внешнеторговой деятельности рассчитать сумму денежных средств, которую они должны уплатить в связи с перемещением товаров через таможенную границу. В связи с этим затруднительно точно прогнозировать экономический результат внешнеторговой сделки. Поэтому таможенная оценка выступает в качестве дополнительного барьера, затрудняющего ведение внешней торговли.

     С приходом кризиса давно отлаженная система ввоза в Россию различных  товаров начала буксовать – таможенные органы стали требовать от импортеров увеличения заявленной стоимости грузов. В 2010 году таможенники перечислили в бюджет страны на один триллион рублей больше, чем Федеральная налоговая служба. Доля таможенных платежей в казне составила 52 процента, что, по мнению экспертов, не повод для гордости, а суровая реальность состояния экономики в стране. Поскольку, по их мнению, маловероятно, что в 2011 году произойдут кардинальные структурные изменения в экономике, то фискальная составляющая по-прежнему будет одной из самых главных задач Федерального таможенного союза.

     Конечно, начало функционирования Таможенного союза (далее – ТС) в 2010 году вызывало определенные опасения у таможенников из-за некоторых сложностей, возникших из-за применения распределения ввозных таможенных пошлин между государствами – членами ТС. «Данные опасения не оправдались» по словам руководителя ФТС Андрея Бельянинова27. Следующая проблема – это уход с российско-казахстанской границы с 1 июля 2011 года таможни.

     Так, в 2010 году платежи, уплаченные при импорте  товаров, составили 1733,97 млрд. рублей (40,04 процента от общего объема перечисленных таможенных платежей), а платежи, уплаченные при экспорте, – 2508,1 млрд. рублей. Эти показатели, признают в ФТС России, «являются результатом целенаправленной работы таможенных органов по обеспечению достоверного декларирования, контроля таможенной стоимости перемещаемых товаров, в том числе с применением системы управления рисками (СУР)»28.

     В область риска в отношении  контроля таможенной стоимости были включены товары, классифицируемые в 460 подсубпозициях ТН ВЭД ТС. Было издано 19 профилей риска в отношении новых групп товаров, актуализированы значения стоимостных индикаторов риска по 485 товарным подсубпозициям. Так что в настоящее время профили риска охватывают 51 процент номенклатуры товаров, 32 процента от общего физического объема ввоза товаров и 68 процентов от общего стоимостного объема ввоза товаров.

     Таким образом, меры и методы, которые сегодня  принимает таможенная служба, не создают  условий для развития экономики  страны. Причем стратегические ошибки (цель перевыполнить план ведомства невзирая ни на что) касаются напрямую всех нас как конечных потребителей. Из-за необоснованных дополнительно взысканных платежей покупатель платит в магазине за импортный товар в 1,5-2 раза дороже, чем европейский потребитель. Такие меры ведут лишь к необоснованному росту цен и дефициту. Такие действия сводят на нет все попытки руководства страны, бизнес сообщества на создание конкурентно устойчивого реального сектора экономики страны. Для справки: 10 лет назад таможенные платежи составляли 15 – 17 процентов бюджета страны, сегодня – это более 50 процентов бюджета.

     Корректировка таможенной стоимости ничего, кроме  дополнительной нагрузки на импортеров не дает, что, в свою очередь, сказывается  напрямую на потребителях. Импортеры  вынуждены отказываться и возвращать импортный груз отправителю или в доход государства. Есть случаи, когда просто бросают груз, т.к. его реализация на российском рынке после такой таможенной политики становится нерентабельной или денежных средств оплатить корректировку таможенной стоимости нет. Таким образом, создаются условия для сворачивания импорта или переориентации его на другие не совсем легальные схемы.

     Проанализировав ситуацию и опираясь на исследования29, проведенные в данной области, можно выделить следующие слабые места в решениях таможенных органов по таможенной стоимости:

     необоснованность  решения таможенного органа в  неприятии заявленной декларантом  таможенной стоимости товаров или  о несогласии с избранным декларантом  методом ее определения;

     несоблюдение  процедуры перехода на другой метод определения таможенной стоимости товаров.

     Несмотря  на многочисленные акты, подробно регулирующие порядок принятия решений по таможенной стоимости товаров, таможенные органы часто продолжают принимать необоснованные решения. В то же время декларанты, действуя правомерно, не всегда обращаются в суд за защитой своих прав, так как данная процедура всегда сопряжена со значительными временными и материальными потерями.

     Основная  проблема, возникающая при разрешении в судебном порядке споров о корректировке  таможенной стоимости, связана с отсутствием единства в толковании закона «О таможенном тарифе» судебными и таможенными органами. Причем если судебная практика формируется высшими судебными органами, то в системе таможенных органов в качестве источника формирования правоприменительной позиции используются указания региональных таможенных управлений. В целях установления единообразного подхода к практике разрешения дел, связанных с корректировкой таможенной стоимости, необходимо совместное обсуждение правоприменительных проблем на уровне высших органов обеих систем30.

     Следует усилить ответственность таможенных органов, в том числе за незаконное применение при определении таможенной стоимости резервного метода, корректировку  таможенной стоимости без достаточных  к тому оснований и т.д. Такая ответственность может заключаться в увеличении судебных расходов и взыскании их с таможни в полном объеме, в материальном и дисциплинарном наказании сотрудника таможенного органа, допустившего данное нарушение.

     Контроль  заявления и определения таможенной стоимости должен осуществляться специально уполномоченными должностными лицами, назначаемыми на должность приказом ФТС России. Указанные лица должны осуществлять свою деятельность во всех таможнях Российской Федерации и быть подотчетными непосредственно Федеральной таможенной службе.

     Целесообразно повсеместное применение выборочного  таможенного контроля на основе анализа  рисков нарушения таможенных правил. Внедрение выборочного контроля таможенной стоимости крайне актуально, так как он позволяет снизить затраты времени на контроль, упростить соответствующие таможенные процедуры, а также значительно сократить уровень недостоверного декларирования таможенной стоимости. Это положительно отразится на формировании доходной части бюджета страны, статистике внешней торговли, а также будет способствовать сокращению издержек участников внешнеэкономической деятельности на прохождение таможенных процедур. 

     3.2 Предоставление льгот по уплате таможенных платежей

     В процессе перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, участники таможенно-правовых отношений имеют возможность сократить свои финансовые, временные издержки посредством использования таможенных льгот. Последние выступают не только средством юридического облегчения положения субъектов, но и эффективным инструментом внешнеэкономической политики государства. «Огромное практическое значение, которое имеет институт таможенных льгот, к сожалению, не обусловило ни его четкой законодательной регламентации, ни теоретического исследования»31.

     Правовое  регулирование вопросов, связанных  с предоставлением таможенных льгот, осуществляет фрагментарно и непоследовательно, не закрепляя ни понятие таможенных льгот, ни общие условия и гарантии их использования. Отсутствие ясных  законодательных дефиниций, непоследовательное использование в нормативно-правовых актах различных терминов, относящихся к одному правовому явлению, усложняют правоприменительные процессы, существенно снижают эффективность правового  регулирования32.

     В настоящее время наиболее остро стоит вопрос о льготах, предусматривающих освобождение от таможенных пошлин при ввозе товаров в качестве вклада в уставный капитал предприятий с иностранным участием, а также освобождение от НДС при ввозе на территорию России технологического оборудования.

     Установление  льготы производится в общегосударственных  целях, однако конечным носителем льготы являются потребители товаров – население страны. Многоплановость и специфика влияния таможенных льгот на развитие внешнеэкономических отношений и экономики в целом требуют от государственных органов взвешенного подхода к определению способов установления льгот по уплате таможенных платежей, целесообразности их введения.

     Следует сказать, что Коллегия Счетной палаты Российской Федерации под председательством Сергея Степашина рассмотрела результаты проверки эффективности льгот по таможенным платежам, применяемым в отношении ввоза технологического оборудования в 2009 - 2010 годах и истекшем периоде 2011 года.  В материалах, представленных на Коллегию, проанализировано применение мер стимулирования и целевой поддержки инновационной активности отечественных предприятий с использованием механизма освобождения от уплаты налога на добавленную стоимость ввозимого технологического оборудования, аналоги которого не производятся в Российской Федерации. 

     В 2009-2010 годах и первом полугодии 2011 года льготами в отношении импорта технологического оборудования воспользовались более 1,8 тыс. организаций и индивидуальных предпринимателей, объем льгот по налогу на добавленную стоимость составил 17,9 млрд. рублей.

     Наряду  с положительным эффектом для  российских предприятий, осуществляющих инновационные проекты, наблюдаются  отклонения от основных целей предоставления данной преференции, связанных с  модернизацией российской экономики. На Коллегии отмечалось, что, в связи с тем, что нормативными правовыми актами не предусмотрены условия, обеспечивающие льготный режим для ввоза в Российскую Федерацию исключительно нового современного технологического оборудования, с освобождением от уплаты налога на добавленную стоимость в ряде случаев импортировано устаревшее, бывшее в употреблении оборудование, характеризующееся значительной степенью износа. Констатировалось, что льготы применяются не только в отношении устройств, используемых в целях создания мощностей по выпуску промышленной продукции высокой степени переработки, но и применяемых для целей розничной торговли, оказания услуг общественного питания, а также предназначенных для производства пива и сигарет. 

     По  итогам обсуждения на Коллегии была отмечена необходимость установления четких критериев и условий применения льгот в отношении исключительно современного, ранее не использовавшегося технологического оборудования, предназначенного для поддержки предприятий инновационного сектора экономики. Коллегия приняла решение направить представление в ФТС России, а также информационное письмо в Правительство Российской Федерации. Отчет о результатах проверки направляется в палаты Федерального Собрания Российской Федерации.

Информация о работе Виды таможенных платежей