Возможные направления расширения таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 12:43, доклад

Описание работы

Начало формирования Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана (далее ТС) было положено полтора года назад. В конце ноября 2009 года президент РФ Дмитрий Медведев, президент Белоруссии Александр Лукашенко и президент Казахстана Нурсултан Назарбаев подписали соглашение о создании Таможенного союза в ходе заседания Межгоссовета ЕврАзЭС в Минске. Формально ТС существует с 1 января 2010 года, однако основные принципы функционирования ТС были утверждены только 1 июля 2010 года, когда главы трех государств подписали заявление о вступлении в силу Таможенного кодекса.

Работа содержит 1 файл

ВОЗМОЖНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАСШИРЕНИЯ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА РОССИИ, БЕЛОРУССИИ И КАЗАХСТАНА.docx

— 20.57 Кб (Скачать)

Е.А. БАРЯКИНСКАЯ, В.В. ПИКАЛЕВА

Студенты 3 курса факультета таможенного дела

Российской  таможенной академии 

ВОЗМОЖНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАСШИРЕНИЯ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА  РОССИИ, БЕЛОРУССИИ И КАЗАХСТАНА 

     Начало  формирования Таможенного союза  России, Белоруссии и Казахстана (далее  ТС) было положено полтора года назад. В конце ноября 2009 года президент  РФ Дмитрий Медведев, президент Белоруссии Александр Лукашенко и президент  Казахстана Нурсултан Назарбаев  подписали соглашение о создании Таможенного союза в ходе заседания  Межгоссовета ЕврАзЭС в Минске. Формально ТС существует с 1 января 2010 года, однако основные принципы функционирования ТС были утверждены только 1 июля 2010 года, когда главы трех государств подписали заявление о вступлении в силу Таможенного кодекса.

     Главное предназначение Таможенного кодекса  – упрощение правил таможенного  оформления товаров при их транспортировке  по территории ТС. Во-первых, документ предполагает отмену таможенных пошлин на территории ТС и устранение прочих административных барьеров в торговом обороте между Россией, Белоруссией  и Казахстаном. Во-вторых, согласно Таможенному кодексу, страны – участницы  ТС должны пользоваться единым таможенным тарифом при импорте товаров  из третьих стран.

     Единое  экономическое пространство (ЕЭП) –  еще более масштабный проект экономической  интеграции России, Казахстана и Белоруссии. Ожидается, что формирование ЕЭП  будет завершено к 1 января 2012 года, а все соглашения по ЕЭП вступят  в силу не позже июля 2012 года. О  том, что Россия не против вступления в ЕЭП и ТС других государств, премьер-министр РФ Владимир Путин  заявил еще в июле 2010 года.

     Вступление  в ТС Белоруссии было вынужденной  мерой: на территории государства находятся большинство нефтепроводов, связывающих Россию и Запад.

     Сотрудничество  Казахстана и России вполне логично: Казахстан изначально был заинтересован  в присоединении к ТС, т. к. хотел напрямую торговать с Европой; России, в свою очередь, нужен был выход в Китай. Кроме того, в Казахстане много нефти.

     Переговоры  по вступлению в Таможенный союз и  присоединению к Единому экономическому пространству (ЕЭП) начали Таджикистан  и Киргизия.

     Вопреки тому, что объемы экспорта-импорта  Киргизии невысоки, а экономика страны только недавно начала восстанавливаться  после массовых беспорядков, Россия поддерживает намерение Киргизии вступить в ТС.

     Для Киргизии открываются новые перспективы  от участия в ТС и ЕЭП, в части  отмены сборов и таможенного контроля на внутренних границах Таможенного  союза, свободы транзита, которые  должны привести к сокращению издержек участников внешнеторговой деятельности и созданию условий для работы оптовых рынков республики. Отсутствия ограничений экспорта внутри ТС, и, следовательно, беспошлинных поставок товаров, в импорте которых нуждается киргизский рынок, таких как нефтепродукты.

     Кроме того, Киргизия в случае присоединения  к ТС, рассчитывает на создание благоприятных условий для развития сельскохозяйственного производства посредством введения единого порядка осуществления ветеринарного и фитосанитарного контроля, урегулирования вопросов трудовой миграции, участия в реализации энергетических проектов и проектов развития торговой, транспортной, трубопроводной инфраструктуры стран ТС.

     Анализ  открывающихся перспектив для экономики  свидетельствует о преимуществах  вступления Киргизской Республики в  Таможенный союз. Необходимо принять  во внимание то, что интеграционные процессы со странами Евразийского Экономического сообщества являются для Киргизии приоритетными. Россия и Казахстан занимают первые места среди торговых партнеров республики.

     Правительство Киргизии уже утвердило состав межведомственной комиссии по присоединению республики к Таможенному союзу и Единому экономическому союзу. Киргизия надеется вступить в ЕЭП с 1 января 2012 года.

     Если  Киргизия вступит в Таможенный союз,  сохранив свое членство во Всемирной торговой организации (в чем не видит проблем в отличие от других стран), то ей придется гармонизировать свое законодательство в соответствие с законодательством ТС и изменить условия торговли со странами ВТО, с чем могут возникнуть трудности.

     Что же касается Таджикистана, то ситуация обстоит следующим образом. Таджикистан является одной из самых бедных стран мира и самым крупным экспортером дешевой рабочей силы. Несмотря на это, Душанбе сейчас рассматривает не только возможность вхождения в ТС, но и перспективу присоединения к ВТО, причем в ВТО Таджикистан может вступить быстрее, чем в ТС.

     C начала этого года начали работать  правила Таможенного союза, и  с 1 апреля таможенники начали  взимать пошлину при вывозе  нефтепродуктов в Киргизию, а с 1 мая - и в Таджикистан, в результате чего бензин в Таджикистане подорожал на 30%.

     С одной стороны членство в ТС отменит для Таджикистана обременительные пошлины со стороны России на нефтепродукты. С другой стороны, вступив в ТС, государство лишится большей части налоговых поступлений, формируемых на базе пошлин, которые собираются на границе. В любом случае для Таджикистана вступление в ТС будет выгодно с экономической точки зрения, а Россия в том случае, если Душанбе присоединится к ТС, получит политические дивиденды.

     Еще в октябре 2010 года попросил рассмотреть возможность о присоединении к Таможенному союзу Вьетнам, который хотел бы получить помощь в разработке своих газовых и нефтяных месторождений, чему могут помочь Россия и Казахстан. Также он нуждается в разработке своей атомной индустрии. В ответ на помощь в энергетической отрасли, Вьетнам планирует продавать морепродукты, сельскохозяйственную продукцию и одежду членам Таможенного союза.

     С апреля 2011 года Комиссией Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана обсуждается соглашение по свободной торговле с Новой Зеландией на следующий год. Кооперация с индустриально развитой страной увеличит международный статус Таможенного Союза и улучшит перспективы его расширения.

     В последние годы торговые представители  Новой Зеландии провели ряд переговоров  о двусторонних региональных соглашениях. Самым важным было подписание соглашения о свободной торговле с Китаем в 2008 году. В 2005, Новая Зеландия достигла региональных соглашений с Сингапуром, Чили и Брунеем, известными как Транстихоокеанское стратегическое экономическое партнерство. Также были проведены переговоры о двусторонних торговых соглашениях с Австралией, Гонконгом, Таиландом и Малайзией.

     Премьер-министр  Новой Зеландии Джон Кей сообщил о готовящихся переговорах между его страной и членами Таможенного союза еще на саммите Азиатско-Тихоокеанского Экономического Сообщества (АТЭС) в Йокохаме в октябре 2010 года. Новая Зеландия видит российский рынок как крупнейший в соглашении о свободной торговле с ТС.

     Новая Зеландия производит только половину необходимой нефти, что открывает  рынок для России и Казахстана.

     Несмотря  на это, членство Новой Зеландии принесет больше имиджевых выгод, в то время  как членство, например, Вьетнама – экономических.

     Также Армения намерена присоединиться к Таможенному союзу России, Беларуси и Казахстана. Так как у Армении нет общих границ с республиками, ведется поиск вариантов, как можно присоединить Армению к Таможенному союзу. Есть вариант предоставления Армении статуса, аналогичного Калининградской области, с такими же таможенными правилами, которые в Калининградской области сейчас действуют. Однако, по сравнению Армении с Калининградской областью, дело еще осложняется тем, что Армения не имеет выхода к морю. Граница с Турцией и Азербайджаном на большем протяжении закрыта. Есть приграничный выход на Иран - это плюс.

     На  данный момент, основным вариантом  участия Армении в таможенном союзе остается использование ее территории в качестве особой экономической  зоны, а также транзитной площадки для перевалки грузов ЕврАзЭС.

     Еще одним аспектом, который сейчас также  осложняет вступление Армении в  Таможенный союз, является то, что Армения  уже является членом ВТО, а страны Таможенного союза - нет.

     Что касается Украины, то она в ближайшее время не намерена вступать в Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана, хотя ей это было бы весьма выгодно.

       По мнению большинства российских  и многих украинских экспертов  вступление бывшей советской  республики в новую международную  организацию будет объективно  выгодно для нее снижением цен на энергоресурсы, снятием квот, положительным сальдо баланса бюджета, выгодой географического положения, а также развитием производственной инфраструктуры.

     Однако  существуют некоторые препятствия для вступления Украины в Таможенный союз.

     Прежде  всего – это участие во Всемирной Торговой Организации, которое противоречит членству в других экономических союзах. Украина готова рассмотреть идею Таможенного Союза, но только в рамках ВТО. Иными словами, когда Россия, Белоруссия и Казахстан станут членами ВТО, тогда и можно будет заключить с ними Таможенный Союз.

     В качестве компромиссного варианта Украина предлагает расширение двухстороннего сотрудничества, в том числе на особых привилегированных условиях, что не противоречит высокому статусу страны-члена ВТО. До июня 2011 г. Украина и Россия собираются подписать программу экономического сотрудничества двух стран на 2011-2020 годы.

     Таким образом, вступление в Таможенный союз других государств – это длительный и сложный процесс, требующий решения многих вопросов и проблем, главной из которых является гармонизация и унификация таможенного законодательства. Однако, в случае присоединения к Таможенному союзу других государств, можно получить огромный рынок, огромную территорию, и в кризисной ситуации такое пространство будет экономически устойчивым и будет способствовать развитию экономик всех государств, входящих в его состав.

Информация о работе Возможные направления расширения таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана